ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Самостоятельная работа №1
Профессиональное саморазвитие
педагога, основные направления
Выполнила:
Левинцева Неля Ярославовна
1курс, магистратура, ЗФО, ИПП,УОО
2021
Учитель жив, пока он учится. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский
Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.
Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.
Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.
На современном этапе актуальны принципы творческого саморазвития личности, предложенные В. И. Андреевым: принципы научного познания, информативности, самоуправления, оптимизации, социализации, индивидуализации. Чаще всего они используются в совокупности, выступая в качестве регуляторов процесса саморазвития.
Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию .
Самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью.
Уровни саморазвития
Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями:
первый уровень – остановившееся саморазвитие, когда педагог проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее личностную значимость. Он не испытывает потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов;
второй уровень – достаточное саморазвитие, характеризующийся высокой оценкой педагогом личностной значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии
третий уровень – активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную и глубоко осознанную ценность.
Профессиональное саморазвитие
педагога
Для эффективного профессионального саморазвития необходима диагностика (мониторинг) педагога :
самообследование и самодиагностика
диагностика администрацией образовательной организации .
Профессиональный рост
педагога
Профессиональный рост педагога, как личности и как профессионала, проходит четыре стадии развития:
1. Профессиональное самоопределение
2. Профессиональная самореализация
3. Профессиональное саморазвитие
4. Профессиональное самосовершенствование
Значение саморазвития
Профессионально-личностное развитие педагога выступает главная цель педагогического образования. С одной стороны, педагог выступает как личность, а с другой стороны-педагог выступает носителем информации в практической его деятельности. Это говорит о том, что, для того чтобы развить и нравственные ценностные качества в ребенке, необходимо эти же качества развития и в самом педагоге!
Формы профессионального
саморазвития
1. Повышение квалификации.
2. Получение второго высшего образования.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
4. Индивидуальная работа.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования педагогов.
Методы профессионального саморазвития
Обучение новым методикам и технологиям педагогики и психологии
Морально-эстетическое обучение
Исследование и изучение актуальных проблем социального общества
Методы
Физическое самосовершенствование
Духовное самосовершенствование
Профессиональное самосовершенствование
Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.
Т.Гончаров
Спасибо за внимание!