СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная ориентация детей и молодежи в России: исторический аспект

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикозначимая работа.         Вопросы профессиональной ориентации молодежи в отечественной педагогической мысли получили свое рассмотрение в конце XIX - начало XX веков. Социально-экономические преобразования, проистекавшие в то время в России, также требовали перемен и сфере образования. Эти перемены коснулись и сферы профессионального образования, ориентированного на подготовку специалистов различного профиля для промышленных предприятий.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная ориентация детей и молодежи в России: исторический аспект»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«Академия социального управления»


Кафедра профессионального образования ЦРПО


«Профориентационное сопровождение инклюзивного

профессионального образования».







Практикозначимая работа

Тема: Профессиональная ориентация

детей и молодежи в России: исторический аспект









Выполнила :

Преподаватель математики

Будянская А.В.

Проверила:

Сковородкина И.З.




Солнечногорск 2019г.

Вопросы профессиональной ориентации молодежи в отечественной педагогической мысли получили свое рассмотрение в конце XIX - начало XX веков. Социально-экономические преобразования, проистекавшие в то время в России, также требовали перемен и сфере образования. Эти перемены коснулись и сферы профессионального образования, ориентированного на подготовку специалистов различного профиля для промышленных предприятий. Зарождающая производственная сфера объективно ставила перед образовательными учреждениями требования к подготовке профессиональных специалистов. А в дальнейшем — в течение всего XX века — подготовка высоко профессиональных специалистов среднего и высшего уровней являлось приоритетным направлением системы отечественного образования. При этом профессиональной ориентации уже со школьной скамьи и на протяжении всего периода обучения молодых людей в средних специальных и высших учебных заведениях уделялось особое внимание.

Анализируя педагогические подходы к системе отечественного образования, можно говорить о роли различных исторических этапов в становлении профессиональной ориентации, профотбора и профпригодности как разделов педагогических и психологических дисциплин. Основываясь на периодизации, предложенной А. Д. Сазоновым, процесс развития профессиональной ориентации в России в конце XIX века и в течение всего XX века условно подразделяют на несколько этапов.

Первый этап — период с 1897 по 1917 гг. Объективными предпосылками возникновения проблем выбора профессии молодым поколением были промышленный переворот, вызванный социально-экономическими закономерностями развития страны, и быстрый рост производительных сил. На этом этапе была первая попытка помощи выпускникам школ в определении выбора направления университетского образования, давшая толчок к изучению проблемы «кем быть?».

Второй этап в педагогической проблематике профориентации молодежи условно можно связать с периодом Октябрьской революции, когда в корне изменялась вся система организации образования в России, где основным вопросом являлся вопрос о постановке задачи подготовки учащихся к трудовой жизни. Этот период характеризовался зарождением и становлением профессиональной ориентации, поиском форм и методов профориентационной работы, осмыслением накопленного экспериментального и практического материала.

В это время правительство молодой Советской державы издало ряд документов, законодательно утвердивших положение о труде, о трудовой школе, профессиональной подготовке молодежи. В школе вводились многие виды труда (сельскохозяйственные — на школьном огороде; по самообслуживанию — на кухне, в прачечных; в жилых помещениях —техническая уборка; в мастерских — по обработке дерева, кожи, металлов и т. д.), что являлось предпосылкой для формирования готовности к выбору профессии.

В 1918—1920 гг. в школах страны на базе учебных мастерских было введено свыше 100 различных профессий. Наряду с этим обнаруживались известные трудности в осуществлении эффективной профориентационной работы — не хватало соответствующих специалистов по проведению профориентационной работы в школах, на производстве; нередко работа по выявлению у школьников интересов и склонностей к профессиям осуществлялась спонтанно, без использования необходимого психолого-педагогического инструментария; отрицался имеющийся положительный опыт профориентации, накопленный дореволюционной школой.

Большую роль в научно-педагогическом обосновании профессиональной ориентации в этот период сыграли работы А. В. Луначарского, П. П. Блонского, А. С. Макаренко. Решение проблемы выбора профессии они рассматривали в неразрывной связи с осуществлением широкой общеобразовательной и политехнической подготовки, а также трудового воспитания школьников. Только такой подход, по их справедливому замечанию, позволит создать необходимую основу для свободного выбора учащимся будущей профессии, что даст возможность человеку в условиях технического прогресса не быть навсегда прикованным к одной профессии, а быстро овладеть вновь появившимися.

Выступая против ранней профессионализации школьников, педагоги рекомендовали проводить мероприятия по подготовке учащихся к осознанному выбору профессии на протяжении всего периода их обучения в школе, на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся. Большое значение при подготовке к выбору профессии педагоги и ученые придавали изучению наук, занятиям в кружках, экскурсиям, просмотру кинофильмов, местному краеведению, практическим занятиям, беседам. А также их непосредственному участию в трудовой жизни производственных коллективов. Они предлагали в школах профориентационные уголки и кабинеты для проведения с учащимися занятий, консультаций по становлению профессионального выбора.

Третий этап в решении проблем отечественной профориентации (30-е — 50-е гг. XX века) характеризуется ослаблением внимания к психологическим исследованиям в области труда, профпригодности, что было обусловлено отрицательным отношением Правительства к психодиагностическим исследованиям в педагогике в целом. Прекратились исследования по профориентации учащихся, были отменены уроки труда в школе. Только педагоги-энтузиасты, искали новые пути в подготовке выпускников не только к поступлению в вузы, но и к выбору рабочих профессий.

Но уже в начале 40-х годов XX века появилась тенденция к усилению внимания государства к вопросам организации профориентационной работы на массовые профессии через сеть школ и ремесленных училищ. Однако военные и послевоенные годы отличались послаблением внимания к проблематике профориентационной работы с молодежью, что было обусловлено объективными социально-экономическими причинами, вызванными войной с фашизмом. В послевоенные годы передовые школы сочетали обучение и воспитание, учащихся с практическим трудом и осуществляли с учетом требований послевоенного времени профориентационную работу. Но целенаправленная, научно-обоснованная работа по профориентации не проводилась.

Следующим этапом в развитии проблематики профориентационных исследований можно считать период с 60-х по 80-е гг. XX века, который характеризовался активным поиском решений задач профориентации, повышенным вниманием к этой проблеме со стороны ученых и со стороны государства.

Пятый этап в истории становления отечественной профориентации можно связывать с периодом конца 80-х — 90-х гг. XX века, когда осуществлялось теоретическое и организационно-методическое обеспечение развития государственной службы профориентации. В этом время были разработаны новые типовые программы трудового обучения школьников с учетом достижений научно-технического прогресса, основами современного производства и экономических знаний. Увеличивалось время на трудовое обучение в старших классах до 8 часов в неделю. Создавались межшкольные учебно-производственные комбинаты с участием предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы обслуживания, колхозов и совхозов, лесхозов, других предприятий, которые являлись базовыми для школы или группы школ.

Предприятия организовывали необходимые условия для обучения, выделяли необходимую технику и оборудование, направляли специалистов в качестве мастеров производственного оборудования. Трудовые коллективы предприятий совместно с педагогическими коллективами комбината и школы принимали участие в идейно-политическом, трудовом, экономическом и нравственном воспитании учащихся. На трудовое и профессиональное обучение отводилось в 9—11 классах 3—4 часа в неделю, а также в период трудовой практики в течение 16 дней по 4 часа в 9 классе и 20 дней по 6 часов в 10—11 классах. В 1996 году вышел закон. РФ «Об образовании», в котором в числе многих задач поставлена задача улучшения профессиональной ориентации школьников. В сентябре 1996 года было утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». В нем раскрыты структура профориентации и психологической поддержки населения, рассмотрены понятия профессиональной ориентации, ее направления, задачи и методы ее реализации.

С целью реализации данного постановления Министерство общего и профессионального образования предложило всем органам управления образованием оказывать помощь и поддержку обучающимся в решении вопросов профессиональной ориентации и содействовать реализации мероприятий по оказанию психолого-педагогической помощи при выборе профессии, и обеспечивать систему мер сопровождения выбранной профессии. В данных документах впервые профориентация рассматривалась совместно с психологической поддержкой населения. Это крайне важное дополнение связано с преодолением отрицательных последствий преобразующейся экономики, особенно с безработицей среди молодежи. Последнее десятилетие XX века, в условиях зарождающейся рыночной экономики, характеризуется повышенным использованием психологического тестирования профессиональной направленности личности, изучения интересов и способностей молодых людей к профессиям, пользующимся большим спросом рынка труда. Поэтому на современном этапе ученые активно занимаются теоретическими и практическими исследованиями проблемы выбора профессии в новых социально-экономических условиях. В настоящее время можно говорить о начале нового этапа в развитии профориентации, связанного с переосмыслением основ профориентационной работы, созданием новых концепций, технологий профориентации в условиях радиального экономического преобразования общества, создания рынка труда.



В то же время педагогические подходы к проблеме ориентация молодых людей на выбор профессии во многом определялись социально-экономической и политической ситуацией общества, а также влиянием научных течений в области педагогики и психологии.

Среди основных можно выделить следующие:

1. Директивный или авторитарный подход проявляется, когда учащийся не подготовлен к выбору профессии и пассивен, а педагог навязывает ему те или иные «готовые» варианты решений о возможном профессиональном будущем.

2. Просветительский подход. Еще в XVIII веке В. Н. Татищев в своем труде «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» дает обзорную классификацию занятий, профессий, «наук», ориентированную на молодого человека, думающего о профессиональном будущем, при этом характеризуются науки» не только «нужные» и «полезные», но также «тщетные» и «вредительные». Просветительский подход в деле содействия профессиональному самоопределению молодежи всегда реализовывался в отечественной школе и педагогике в XIX и XX веках.

3. Диагностический подход стал развиваться и культивироваться в XX веке в связи с развитием экспериментальной педагогики и психологии, тестологии. Его применение позволяет определить отдельные особенности человека либо их набор (комплекс), соотнести с требованиями какой-либо профессии к работнику (профессиограммой) и определить соответствие человека выбранной им профессии.

4. Воспитательный подход связан с реализацией основной функции педагога — формированием, преобразованием характера, чувств, воли, умений, представлений растущего человека в соответствии с так или иначе осознанным запросом общества. Этот подход является традиционным и развитым в отечественной педагогике. Воспитание не исключает диагностику, но доставляемое традиционной (тестологической) диагностикой знание об учащемся, обнаруживает также свою ограниченность и недостаточность. Воспитательная концепция нередко противопоставлялась диагностической как единственно правильная. Однако и тогда уже было ясно, что диагностика и воспитание — одинаково важные и органически связанные направления практической работы по профессиональной ориентации.

5. Дифференцированный подход предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференцированный подход позволяет вести работу более целенаправленно, а, следовательно, и более эффективно.

6. Социально-профориентационный подход получил распространение в социологии; объясняет обусловленность выбора профессии не столько ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии. Социально-профориентационный подход, реализует подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.

7. Диалогический подход. Суть диалогического подхода в деле руководства профессиональным самоопределением состоит в организации доверительного обсуждения существенных сторон ситуации выбора профессии по определенным правилам, гарантирующим равноправные позиции собеседников и отсутствие какого-либо заметного педагогического «давления». Он предполагает и самопознание данного учащегося, и психолого-педагогическое изучение, и корректное воздействие педагога на формирующееся сознание учащегося, включенных в процесс профориентации заинтересованных субьектов.

8. Комплексный подход сводится к разумному, уместному использованию разных средств, культивируемых сторонниками нескольких ранее охарактеризованных подходов. Его уместно использовать при наличии критического профессионального осмысления и индивидуально-своеобразной творческой инициативы самого педагога-практика, берущего на себя обязанности по руководству профессиональным самоопределением учащихся.



Таким образом, анализ социально-экономической мысли и психолого-педагогической литературы в вопросах профессионально-трудовой ориентации и деятельности подрастающего поколения свидетельствует о том, что центральным звеном становления человека выступало приобщение его к труду, знакомство его с миром профессий, востребуемых на том или ином этапе социально-экономических преобразований в обществе. Теории личности, появившиеся в условиях развития капитализма, были ориентированы на объяснение поведения человека в условиях становления и развития рыночных отношений.

Проблеме выбора профессии уделялось внимание на протяжении всего XX века. Объективными предпосылками возникновения интереса и выполнения научных исследований в отечественном образовании являлись социально-экономические преобразования, заинтересованность государства в подготовке молодого поколения к жизни, теоретическая обоснованность и практическая разработанность вопроса профессиональной ориентации молодежи на каждом из выделенных нами исторических периодов.

Настоящий этап развития профориентации предполагает разработку новых подходов к решению вопроса выбора профессии молодыми людьми на основе всестороннего профессионального просвещения, психолого-педагогического изучения личности и ее направленности, анализа проистекающих социально-экономических условий и рынка труда. Сам процесс профессиональной ориентации необходимо рассматривать в единстве с процессом самоопределения личности; как становление способности и готовности к профессиональному самоопределению.

Литература:

  1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ. Сорокун П. В. Ачинский филиал ФГБОУ ВО Красноярский Государственный аграрный университет Россия, город Ачинск.

  2. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Академия, 1997.

  3. Аксенов Д. Е. Антология педагогической мысли России XVIII /Сост. И. А. Соловков. — М.: Педагогика, 1985.

  4. Дьяченко М. И. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. — М: Высшая школа, 1988. — 144 с.

  5. Сазонов А.Д. Методология профориентации молодежи в условиях рыночных отношений. — Курган: КГУ, 1996. — 108 с.

  6. Учительская газета. — 1996. — № 5—6. — С. 1—4.

  7. Штымов С. Т. Система трудового воспитания и профориентации учащихся в истории советской школы и педагогики (1918— 1991 гг.). — Казань, Наука,1993. — 375 с.


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!