СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проекты учащихся 11 класса по произведениям А. Костюнина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проекты учащихся по произведениям А. Костюнина в рамках Недели филологии

Просмотр содержимого документа
«Речь (1)»

[1] Проект на тему «нравственные уроки» по рассказу «Поводырь» Александра Викторовича Костюнина. (•)

[2] (• •)Цель: Проанализировать произведение Александра Викторовича Костюнина «Поводырь»
(•)Задачи: (•)Определить тему, идею, выявить проблематику рассказа, (•)охарактеризовать рассказ с точки зрения выразительных средств (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, гиперболы, диалектизмы, фразеологизмы, разговорные слова, сложные предложения), (•)сделать выводы = (•)чему учит рассказ? (•)Актуальность рассказа(•)

[3] В чем суть и значение эпиграфа к произведению? (•)Э: "Учатся у тех, кого любят". Иоганн Вольфганг Гёте

- Смысл эпиграфа заключается в том, что мальчик познал нотную грамоту, стал музыкантом, позже – директором музыкальной школы, уважаемым человеком благодаря своему учителю, которого полюбил всем сердцем.

(•)Посвящение: Учителю посвящается (Мам, в первую очередь тебе!)
Мужчина, безусловно, благодарен своему учителю, но мать – первый учитель для каждого человека. Поэтому свой рассказ автор посвящает матери.

(•)(•)Идея: Рассказ Костюнина «Поводырь» пробуждает чувства и желания пристальней взглянуть на себя: а как мы относимся к родителям, к учителям, к старикам? 

[4] СЮЖЕТ (•)Рассказ начинается со встречи А. Костюнина с директором музыкальной школы и его просьбы

Мужчина рассказывает, как будучи (•) мальчиком попал в детский дом и впервые услышал музыку. И после первой же беседы с учителем он решил ходить к нему на занятия.

Затем следуют музыкальные занятия (•) Магомеда с Антонином Карловичем, его мудрые советы. После нам рассказывают о недопустимом баловстве других учеников, о ночных «прогулках» Магомеда и, конечно, его поступление в училище.

Кульминацией является проводы Антонина Карловича в дом (•) престарелых. До этого момента он никогда не жаловался, не сердился, не выходил из себя. Именно здесь Магомед впервые увидел, как из «пустой глазницы учителя выкатилась слеза».

Заканчивается рассказ смертью учителя (•) и горьким, запоздалым раскаянием его ученика: «Мы тогда были молодыми, не придавали большого значения утратам. Если бы время вернуть назад и ещё раз дать нам шанс». (•)


[5]Название рассказа неоднозначно: Магомед был поводырём Антонина Карловича в реальной жизни, а тот стал ему поводырём в мире музыки. (•)



[6] - (•)Проблема памяти. Нить, связующая поколения, не должна прерываться. Вся история человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств, но и от личных качеств человека, от его веры в свою правоту, от его привер­женности своим принципам. Главный герой рассказа – учитель музыки – был именно таким человеком. Антонин Карлович Качмарик был Учителем с большой буквы.

- (•)Проблема «отцов и детей». Директор школы искусств Агаев Магомед не может забыть своего учителя, хочет увековечить память о нём. Он просит писателя: «Александр, я не сумел… Тебя прошу, не дай этому светлому человеку умереть. Прекратиться... Напиши о нём, как есть». А родные дети (сын и дочь) забыли о своём отце.

- (•)Полное отсутствие проблемы национальной вражды(дружба народов): Антоний Карлович учил всех сельских детей: аварцев, даргинцев, азербайджанцев, лезгин... Музыка стала для них вторым языком межнационального общения.

- (•)Проблема толерантности: мальчик с большим уважением относился к своему слепому учителю музыки, в отличие от других учеников.

-(•)Проблема быстротечности времени: герой в конце своего рассказа подводит итоги жизни и говорит: «Мы тогда были молодыми, не придавали большого значения утратам. Если бы время вернуть назад и ещё раз дать нам шанс». (•)



[7] Композиция кольцевая (рассказ в рассказе): начинается со встречи писателя с Магомедом Агоевым, с его просьбы и заканчивается ею же (повторение начального фрагмента в конце текста).

- Экспозиция (•)это встреча А. Костюнина с директором музыкальной школы и его просьбе.

Завязка - это рассказ о том, как мальчик попал в детский дом и впервые услышал (•) музыку. И после первой же беседы с учителем он решил ходить к нему на занятия.

В развитии действия наибольшую смысловую нагрузку имеют следующие эпизоды: описание музыкальных занятий Магомеда с Антонином Карловичем, его мудрые советы, это недопустимое баловство других учеников, это ночные «прогулки» Магомеда и, конечно, его (•) поступление в училище.

Больно сознавать, но кульминацией является проводы Антонина Карловича в дом престарелых. До этого момента он никогда не жаловался, не сердился, не выходил из себя. Именно здесь Магомед впервые увидел, как из «пустой глазницы учителя выкатилась (•) слеза».

Развязка – смерть учителя и горькое, запоздалое (•) раскаяние его ученика: «Мы тогда были молодыми, не придавали большого значения утратам. Если бы время вернуть назад и ещё раз дать нам шанс». (•)



[8] УЧИТЕЛЬ Антонин Карлович Качмарик - чех по национальности... Ему лет семьдесят было. Совершенно (•) слепой - пустые глазницы. Казалось, сам недуг этот физический - горькая плата небесам за великий талант педагога. Всегда в круглых чёрных очках, (•) с тросточкой, и наперевес сутулой фигуры - баян, «светлый человек» - суть Антонина Карловича. Он нёс свет людям. - Описание главного героя – учителя музыки – настраивают на (•) грустный лад: «Совершенно слепой – пустые глазницы», «чёрные очки», «сутулая фигура», «тросточка». Он не любил вспоминать о своей семье: жена умерла. Детей двое, дочь и сын; после школы разъехались кто куда, и дела нет... Дочка в Москве училась в каком-то институте: «геодезия-физика-астрономия». Сын – капитан дальнего плаванья: у того своя семья.

Он занят любимым делом: учит детей музыке(•). Ни один парад, ни одно торжественное мероприятие в Дербенте не обходилось без его знаменитого оркестра медных инструментов. Он никогда никому не жаловался. Это скромный, терпеливый (никогда не сердился и не наказывал шалунов), безмерно трудолюбивый человек (приходил с работы глубокой ночью).

«Мир солнечный или лунный, туманный или звёздно-ночной – для него едино-чёрен. Его главным органом чувств служила память и … Магомед.

МАГОМЕД: Попав в интернат, Магомет слышит «живую музыку». Он говорит, что «точно зачарованный (•) мотылёк, поплыл на огонь», ему очень нравилась музыка. Учитель безошибочно, с первого раза «разглядел» у Магомеда музыкальные способности. Уже через год мальчик стал «первой (•) скрипкой» в его оркестре. Магомед провожал учителя с работы до дома: «Бывало, местные приставали. (Я ещё тогда заметил: плохие люди по ночам не спят!) Убежать успевал не всегда. Дрался с ними, если двое-трое. Если много – терпел. По пинку каждый отвесит и с улюлюканьем прогонят. Он никогда не рассказывал об этом учителю. Жалел, оберегал.
«Мой кобзарь»(народный певец, бард), – называл Магомед его мысленно. «Он не отец мне, не дедушка, не дядя… Оказалось, важнее. Привязался я к нему. Каждый день, каждый шаг рядом: на подхвате, на страховке».
Магомед думал о том, почему люди злые(•). Ребята обзывали его (•) поводырём, а учителя – безглазым Кошмариком. И он «впадал в какое-то зазеркальное состояние и лишь глядел на кривляющихся, скачущих вокруг мальчишек... Разглядывал их удивлённо, рассеянно... Точно никого не узнавал...» (•)

[9]
Эпитеты: несерьёзный день; горькая плата; сдавленный смех; глухая ночь; косматая папаха; простодушно спросил; богатая мимика; сутулая фигура; пыльные улочки; (•)мир солнечный, лунный, туманный, звёздно-ночной; ночь глухая.

Олицетворения: строчка повисла; навязчивая мысль эта тугим обручем сжимала сердце; никогда радуга не споёт для него; борода подрагивает; (•)искра пробежала(•); гримаса передёргивает лицо; чёрные очки съехали; солнечный зайчик (•)скользит, пробегает, останавливается; пятно заползает.

Сравнения: точно зачарованный мотылёк; словно искра пробежала между нами; будто чернилами залито; как семечки лузгаешь; любимый учитель как совсем никому ненужный; весна – восточная красавица.
Метафоры: строчка сиротливо повисла, светлый человек, пустые глазницы, горько плачет, гладкие чёрно-белые палочки, беспомощная фигура; (•)колючий снег; сухо известили; мир гармонии звуков; старческое увядание.
Гиперболы:
(•)слезами задохнулся.
Фразеологизмы:
(•)дёру дать; если трижды похвалить, и ослиный помет подпрыгнет; был за учителя горой.
Разговорные слова: бух-ббу-ууух; ля… ля-ля; та-та-та-та-тааа…; семечки лузгаешь.

Диалектизмы: хабар; ях-намус; харам; устаз; тухум; папаха; кумган.

Предложения: преобладают СПП и простые предложения, очень редко БСП и ССП.
Риторический вопрос:
(•)почему люди такие злые?
Градация:
четвёртые, восьмые, шестнадцатые.

Оксюморон:
кладбище живых. (•)(•)



[10] (•)Надо всё всегда делать вовремя. «Спешите делать добрые дела…» В последнем авторском отступлении, завершающем рассказ, А. Костюнин пишет: «Благодарение и хвала Тому, кто не умирает». (•)

[11] (•) спасибо (•)

Просмотр содержимого презентации
«Vals_pod_gitaru»

Уроки нравственности   «Вальс под гитару»  А.В.КОСТЮНИН Работу Выполнили Кольва Виктория и Шумович Ольга

Уроки нравственности «Вальс под гитару» А.В.КОСТЮНИН

Работу Выполнили

Кольва Виктория

и Шумович Ольга

Цель: проанализировать рассказ - «Вальс под гитару» Задачи: 1. Определить тему 2. Идею 3. Проблематику 4. Выразительные средства 5. Сделать выводы: чему учит рассказ и его актуальность

Цель: проанализировать рассказ - «Вальс под гитару»

Задачи:

1. Определить тему

2. Идею

3. Проблематику

4. Выразительные средства

5. Сделать выводы: чему учит рассказ и его актуальность

«...В сущности, любая человеческая душа представляет собою зыбкий огонёк, бредущий к неведомой божественной обители, которую она предчувствует, ищет и не видит.» Андре Моруа

«...В сущности, любая человеческая душа представляет собою зыбкий огонёк, бредущий к неведомой божественной обители, которую она предчувствует, ищет и не видит.»

Андре Моруа

Идея - Исполнения заветной и искренней мечты. - Чудеса случаются, нужно лишь верить.

Идея

- Исполнения заветной и искренней мечты.

- Чудеса случаются, нужно лишь верить.

Речь идет об обычном мальчике, который не очень хорошо учился в музыкальной школе. Он решил написать заявление о том, чтобы его вычеркнули из 3-го класса. Увидев 4 берёзы, мальчик загадал желание - получить на уроке четверку. Желание осуществилось. У мальчика было желание научиться играть на гитаре, как его отец. Он полгода разучивал пьесу и хорошо сыграл на концерте. Гитара отца была не в лучшем состоянии. В ремонт её не взяли. После удачного выступления на концерте вахтёрша передала мальчику новую акустическую гитару. Был день Светлого Христова Воскресения.

Речь идет об обычном мальчике, который не очень хорошо учился в музыкальной школе. Он решил написать заявление о том, чтобы его вычеркнули из 3-го класса.

Увидев 4 берёзы, мальчик загадал желание - получить на уроке четверку. Желание осуществилось. У мальчика было желание научиться играть на гитаре, как его отец. Он полгода разучивал пьесу и хорошо сыграл на концерте. Гитара отца была не в лучшем состоянии. В ремонт её не взяли.

После удачного выступления на концерте вахтёрша передала мальчику новую акустическую гитару.

Был день Светлого Христова Воскресения.

Название Мальчик играл этот вальс на баяне, но, будучи увлеченным желанием сыграть эту песню для папы еще раз, хочет сыграть ее на гитаре. Герой признается:

Название

Мальчик играл этот вальс на баяне, но, будучи увлеченным желанием сыграть эту песню для папы еще раз, хочет сыграть ее на гитаре.

Герой признается: "И мне так захотелось исполнить вальс "На сопках Маньчжурии" для папы, но уже под гитару." (Русский вальс начала XX века, посвящённый погибшим в русско-японской войне)

Проблематика - Проблема заветной мечты. Мечта - это то, что сбудется только при большом желании и серьезном усилии. Так же как и наш герой - мечтал отремонтировать отцовскую гитару, чтобы заниматься музыкой. - Проблема музыки в жизни человека. «Я хочу выбрать музыку себе и дальше по жизни. .....А музыка - она везде. Машина гудит - музыка. Мы с вами говорим - музыка. Да вот, - он два раза озорно притопнул ногой, - и это музыка» Музыка, да, действительно будет жить в наших душах всегда и направлять нас на путь к цели. - Проблема достижения цели - Проблема бескорыстной помощи другим людям

Проблематика

- Проблема заветной мечты.

Мечта - это то, что сбудется только при большом желании и серьезном усилии. Так же как и наш герой - мечтал отремонтировать отцовскую гитару, чтобы заниматься музыкой.

- Проблема музыки в жизни человека.

«Я хочу выбрать музыку себе и дальше по жизни.

.....А музыка - она везде. Машина гудит - музыка. Мы с вами говорим - музыка. Да вот, - он два раза озорно притопнул ногой, - и это музыка»

Музыка, да, действительно будет жить в наших душах всегда и направлять нас на путь к цели.

- Проблема достижения цели

- Проблема бескорыстной помощи другим людям

Композиция Экспозиция - встреча героев на остановке, знакомство, завязка - разговор, мальчик рассказывает историю о своем обучении в музыкальной школе и мечте. Кульминация - концерт, эмоции. Развязка - исполнение мечты мальчика.

Композиция

Экспозиция - встреча героев на остановке, знакомство, завязка - разговор, мальчик рассказывает историю о своем обучении в музыкальной школе и мечте.

Кульминация - концерт, эмоции.

Развязка - исполнение мечты мальчика.

Художественные средства Эпитеты: «Ненавистный день», «желанная ночь», «красивую четвёрку», «такой обалдевший», «заветная гитара», «в мешковатом пуховике» Метафоры:  «Взгляд лучился добротой», «Сначала идёт тихая музыка», «Он заметно оттаял», «цепляется только ко мне», «и музыка полилась совсем другая» Сравнения: «Это – точно награда»; «мои пальцы – будто его лапки»; «Письмо будет вроде отмычки от неё»; «Хочу теперь на гитаре научиться, как папка»; « он словно уже не старший сержант, как на фотографии в армейском альбоме. Он генерал»

Художественные средства

Эпитеты:

«Ненавистный день», «желанная ночь», «красивую четвёрку», «такой обалдевший», «заветная гитара», «в мешковатом пуховике»

Метафоры:

«Взгляд лучился добротой», «Сначала идёт тихая музыка», «Он заметно оттаял», «цепляется только ко мне», «и музыка полилась совсем другая»

Сравнения:

«Это – точно награда»; «мои пальцы – будто его лапки»; «Письмо будет вроде отмычки от неё»; «Хочу теперь на гитаре научиться, как папка»; « он словно уже не старший сержант, как на фотографии в армейском альбоме. Он генерал»

Лексика Разговорные слова: «Подкатил к стоянке», «постоянно придиралась», «громыхает», «тащусь в слезах», «притопал и реву», «таскать», «наши пацаны», «Такой обалдевший», «пулят в тебя», «орёт и цепляется», «двойку вкатили», «орёт» Жаргонные слова: «На фиг тебе баян», «Блин! Мне двойка выходит», «училка», «домашку не сделал»,

Лексика

Разговорные слова:

«Подкатил к стоянке», «постоянно придиралась», «громыхает», «тащусь в слезах», «притопал и реву», «таскать», «наши пацаны», «Такой обалдевший», «пулят в тебя», «орёт и цепляется», «двойку вкатили», «орёт»

Жаргонные слова:

«На фиг тебе баян», «Блин! Мне двойка выходит», «училка», «домашку не сделал»,

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

ПРОЕКТ   Тема: Уроки нравственности   А.В. Костюнин «Поводырь» Работу выполнили ученицы 11 класса Воинкова Юлианна,  Ползунова Алина

ПРОЕКТ Тема: Уроки нравственности А.В. Костюнин «Поводырь»

Работу выполнили ученицы 11 класса

Воинкова Юлианна, Ползунова Алина

Цель Проанализировать произведение Александра Викторовича Костюнина «Поводырь» 1  Определить тему, идею, выявить проблематику рассказа 2 Задачи  Охарактеризовать рассказ с точки зрения выразительных средств 3 Сделать выводы Чему учит рассказ? Актуальность рассказа

Цель

Проанализировать произведение Александра Викторовича Костюнина «Поводырь»

1

Определить тему, идею, выявить проблематику рассказа

2

Задачи

Охарактеризовать рассказ с точки зрения выразительных средств

3

Сделать выводы

Чему учит рассказ?

Актуальность рассказа

Суть эпиграфа Эпиграф Посвящение

Суть эпиграфа

Эпиграф

Посвящение

"Учатся у тех, кого любят".

Учителю посвящается

Иоганн Вольфганг Гёте

(Мам, в первую очередь тебе!)

Идея рассказа

Рассказ побуждает нас посмотреть на себя со стороны и оценить наше отношение к старшим: родителям, учителям, старикам.

Сюжет рассказа

Сюжет рассказа

Название

Название

Проблематика Проблема памяти Проблема отцов и детей Проблема дружбы народов Проблема толерантности Проблема быстротечности времени

Проблематика

Проблема памяти

Проблема отцов и детей

Проблема дружбы народов

Проблема толерантности

Проблема быстротечности времени

Композиция Кульминация Развязка Развитие действия Экспозиция Завязка

Композиция

Кульминация

Развязка

Развитие действия

Экспозиция

Завязка

Герои Антонин Карлович Магомед Агаев

Герои

Антонин Карлович

Магомед Агаев

Выразительные средства Приемы Лексические средства выразительности Синтаксические средства Тропы Эпитет Фразеологизмы Сложные предложения Градация Разговорные слова Оксюморон Олицетворение Риторический вопрос Диалектизмы Сравнение Метафора Гипербола вжух

Выразительные средства

Приемы

Лексические средства выразительности

Синтаксические средства

Тропы

Эпитет

Фразеологизмы

Сложные предложения

Градация

Разговорные слова

Оксюморон

Олицетворение

Риторический вопрос

Диалектизмы

Сравнение

Метафора

Гипербола

вжух

Нравственные уроки «Спешите делать добрые дела» «Надо всё всегда делать вовремя»

Нравственные уроки

«Спешите делать добрые дела»

«Надо всё всегда делать вовремя»

Просмотр содержимого презентации
«Уроки нравственности»

Уроки нравственности.  «Рукавичка»  А. В. Костюнин. Торгашова Екатерина,11 класс.

Уроки нравственности. «Рукавичка» А. В. Костюнин.

Торгашова Екатерина,11 класс.

Цель:  Проанализировать рассказ «Рукавичка».

Цель: Проанализировать рассказ «Рукавичка».

Тема : Голос совести.  Идея : Воспоминания автора.  Проблема : Кража рукавички.  Выразительные средства :  1. эпитеты: полупрозрачной дымкой , шлепая босыми ножками.  2. метафора: тяжело буксуя рыхлым снегом.  3. сравнение: была как метель, точно бусинка. Вывод
  • Тема : Голос совести. Идея : Воспоминания автора. Проблема : Кража рукавички. Выразительные средства : 1. эпитеты: полупрозрачной дымкой , шлепая босыми ножками. 2. метафора: тяжело буксуя рыхлым снегом. 3. сравнение: была как метель, точно бусинка.
  • Вывод :
  • 1. Чему учит рассказ? Не нужно быть бессердечным , нужно помнить , нельзя терять совесть никогда.
  • Рассказ актуален и по сей день.
… Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;  и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.  Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,  говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.  И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Евангелие от Матфея   Рассказ ведется от лица автора , он вспоминает свои школьные годы. Учительница по домоводству показывала работы девочек : варежки , рукавички , носочки. В один момент синяя рукавичка пропала , после обыска выяснили , что её украл Юрка Гуров. Все начали смеяться над ним , автор в том числе , унижая Юру перед всем классом. Шли годы , повзрослевший автор шел домой , раздался звонок там то он и узнал , что Юра повесился. Автор после этого чувствовал себя виноватым , что не смог дать поддержки мальчику в школьные годы.
  • Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.
  • Евангелие от Матфея

  • Рассказ ведется от лица автора , он вспоминает свои школьные годы.
  • Учительница по домоводству показывала работы девочек : варежки , рукавички , носочки.
  • В один момент синяя рукавичка пропала , после обыска выяснили , что её украл Юрка Гуров.
  • Все начали смеяться над ним , автор в том числе , унижая Юру перед всем классом.
  • Шли годы , повзрослевший автор шел домой , раздался звонок там то он и узнал , что Юра повесился.
  • Автор после этого чувствовал себя виноватым , что не смог дать поддержки мальчику в школьные годы.
Суть названия рассказа
  • Суть названия рассказа .
  • Автор не зря выбрал название «Рукавичка», так как именно из-за неё и произошла нелепая ситуация.
  • Юра украл её и стал посмешищем класса , рассказчик винит и себя , ему стыдно за своё нелепое молчание в тот момент.
Проблема
  • Проблема бесчеловечности, черствости людей, неумение слушать и слышать, поэтому угрызения совести пронес автор через всю жизнь. Можно сказать, что он тоже участник травли Юрки. Поэтому ему стыдно за свое немое молчание в тот момент, когда, возможно, Юрка больше всего нуждался. Тогда голос совести не проснулся ни у одного из сидящих в классе. Голос совести спал. Но только после смерти Юрки проснулся этот голос. Но просить прощения уже не у кого. Этот звонок прервал размеренную, спокойную жизнь героя. В памяти не стерся эпизод, произошедший много лет назад. Голос совести дал о себе знать, пусть даже с опозданием, но осознание вины сверлит душу.
Особенности композиции
  • Особенности композиции :
  • 1. мемуарный тип речи
  • 2. автобиографичность повествования
  • 3. 1 рассказчик – рассказ от 1 лица, позволяющий наиболее точно, детально, ярко и      эмоционально описать пережитое
  • 4. наличие эпиграфа
  • 5. наличие 2 параллельно введённых в повествование историй
  • 6. введение в рассказ цитат из библии
  • 7. антитеза
  • 8. речевая характеристика героев.
Герои рассказа
  • Герои рассказа :
  • 1. Автор и Юра – одноклассники , он как и считал Юру «изгоем».
  • 2. Учительница и ученики – серьёзная женщина , заставила всех раздеваться до трусов при обыске.
Язык выразительный, эмоциональный. При воспоминании о школе автор подобрал точные эпитеты: жизнь «новую, яркую, возвышенную», «заливистый» школьный звонок, которые настраивают на положительные эмоции, но постепенно тон повествования меняется, и в финале появляется набор слов, рисующих контрастную картину: укор, чувство вины растет, заныло, боль, провернулось. Очень много сравнительных оборотов, которые помогают более точному восприятию описываемых событий. ( «точно древесные кольца», « как стайка взъерошенных воробьёв» и т. д.). Диалектные слова «пилькаем», « причудливым капом», дают возможность понять язык той местности, откуда герои А. Костюнина.
  • Язык выразительный, эмоциональный. При воспоминании о школе автор подобрал точные эпитеты: жизнь «новую, яркую, возвышенную», «заливистый» школьный звонок, которые настраивают на положительные эмоции, но постепенно тон повествования меняется, и в финале появляется набор слов, рисующих контрастную картину: укор, чувство вины растет, заныло, боль, провернулось.
  • Очень много сравнительных оборотов, которые помогают более точному восприятию описываемых событий.
  • ( «точно древесные кольца», « как стайка взъерошенных воробьёв» и т. д.). Диалектные слова «пилькаем», « причудливым капом», дают возможность понять язык той местности, откуда герои А. Костюнина.
Чем может обернуться в жизни равнодушие и бессердечность?. Как нельзя поступать ни при каких обстоятельствах, даже во вред себе. Каждый должен помнить, что есть люди, нуждающиеся в поддержке. Нельзя терять совесть никогда. Надо найти в себе силы вступиться за слабого, не пойти на поводу у «толпы», изменить настроение « толпы». Как раз об этом строчки из Евангелия от Луки, которыми заканчивается рассказ: « На небесах более радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Надо помнить поговорку: «Береги честь смолоду» Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно. Наша молодость - это и наша старость.
  • Чем может обернуться в жизни равнодушие и бессердечность?. Как нельзя поступать ни при каких обстоятельствах, даже во вред себе. Каждый должен помнить, что есть люди, нуждающиеся в поддержке. Нельзя терять совесть никогда. Надо найти в себе силы вступиться за слабого, не пойти на поводу у «толпы», изменить настроение « толпы». Как раз об этом строчки из Евангелия от Луки, которыми заканчивается рассказ: « На небесах более радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
  • Надо помнить поговорку: «Береги честь смолоду» Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно. Наша молодость - это и наша старость.

Просмотр содержимого презентации
«совёнок»

Проект по литературе  Тема «уроки нравственности»  Рассказ  Александра Костюнина «Совёнок»   Выполнили: Ученицы 11 класса Панова Анастасия Девятых Анастасия Руководитель проекта: Никишенко Инна Сергеевна

Проект по литературе Тема «уроки нравственности» Рассказ Александра Костюнина «Совёнок»

Выполнили:

Ученицы 11 класса

Панова Анастасия

Девятых Анастасия

Руководитель проекта:

Никишенко Инна Сергеевна

Цель данного проекта

Цель данного проекта

  • Поближе познакомиться с творчеством Александра Костюнина в частности с рассказом «Совёнок».
  • Проанализировать рассказ.
Задачи Определить: а)  Тему б)  Проблематику Охарактеризовать произведение с точки зрения выразительных средств Сделать вывод: а)чему учит рассказ б)нравственные уроки которые можно вынести после прочтения рассказа в)актуальность рассказа в наши дни

Задачи

  • Определить:

а) Тему

б) Проблематику

  • Охарактеризовать произведение с точки зрения выразительных средств
  • Сделать вывод:

а)чему учит рассказ

б)нравственные уроки которые можно вынести после прочтения рассказа

в)актуальность рассказа в наши дни

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ Родился в Карелии, в с.Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г.Медвежьегорске. Имеет высшее образование, окончил факультеты сельскохозяйственный и экономический Петрозаводского Государственного Университета.

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Родился в Карелии, в с.Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г.Медвежьегорске. Имеет высшее образование, окончил факультеты сельскохозяйственный и экономический Петрозаводского Государственного Университета.

Анализ содержания  1)Идея

Анализ содержания 1)Идея

  • В основе сюжета рассказа Костюнина "Совенок" лежит нравственная тема, благодаря которой мы видим, что в нашем обществе немало примеров неполных семей и их проблемы.
2)Сюжет в основе рассказа «Совёнок» лежит печальная история о легкомысленной женщине, продавщице Раисе, устраивающей личную жизнь и забывающей о своей маленькой дочери.

2)Сюжет

в основе рассказа «Совёнок» лежит печальная история о легкомысленной женщине, продавщице Раисе, устраивающей личную жизнь и забывающей о своей маленькой дочери.

3)Название рассказа

3)Название рассказа

  • Костюнин называет свой рассказ именно так потому что Наташа(главная героиня) как и выпавший совенок из гнезда, беззащитная, маленькая и несчастная.
4)Проблема В  этом небольшом по объёму рассказе  затрагиваются такие актуальные проблемы, как: отношение « отцов и детей», проблема дефицита внимания и доброты, а порой и отсутствие  взаимовыручка и помощи, проблема жизни детей в неполных семьях.

4)Проблема

В  этом небольшом по объёму рассказе  затрагиваются такие актуальные проблемы, как: отношение « отцов и детей», проблема дефицита внимания и доброты, а порой и отсутствие  взаимовыручка и помощи, проблема жизни детей в неполных семьях.

5)Особенность композиции Произведение написано по типу рассказ в рассказе. (Повествование идёт от лица героя рассказа.)  Автор все главные моменты показывает на контрасте .(внешняя сторона дома и дом изнутри, ребёнок из обеспеченной семьи и нет.) Также Костюнин использует глаголы звучания (выражая горе(девчонка захныкала, горько плакала) выражая радость(раздался гогот, глухо чокнулись) в значении говорить(соседка промурлычет, Совёнок пробубнила, девочка мычала.

5)Особенность композиции

  • Произведение написано по типу рассказ в рассказе. (Повествование идёт от лица героя рассказа.)

  • Автор все главные моменты показывает на контрасте .(внешняя сторона дома и дом изнутри, ребёнок из обеспеченной семьи и нет.)

Также Костюнин использует глаголы звучания

(выражая горе(девчонка захныкала, горько плакала)

выражая радость(раздался гогот, глухо чокнулись)

в значении говорить(соседка промурлычет,

Совёнок пробубнила,

девочка мычала.

6)Герои рассказа

Характеристика по тексту

Рассказчик

Пытался избавиться от неуютного состояния, не помогал девочке, не хотел замечать ее проблем, надеялся на то, что сын забудется со временем, был рад, расставаясь с непутевыми соседями. Был равнодушен к чужому горю, в конце рассказа меняется.

Совенок

(Наташка)

выразительные глаза, серьезная-серьезная,7 лет, безотцовщина, «на дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка». Испытала нервное потрясение , лишилась дара речи Главная героиня, волшебница, сумела сохранить в себе лучшие черты характера.

Серёжка

опекал девочку охотно, без понуждения, окончил простое училище, отслужил в армии, умеет хранить верность , чуткий и отзывчивый человек, он поддержал Совёнка, когда ей нужна была помощь.

Раиса

(Кошка)

Продавщица, яркая помада, многообещающий взгляд, рыжие волосы,, заплетала дочке косички раз в неделю, до школы проводила один раз, с продленки забирала последней, не стала настоящей матерью , не смогла защитить свою дочь, отрицательная героиня.

Жорка Захлыстин

Тщедушный, занозистый, несколько судимостей за плечами, поставил на горох Совенка, убил котенка на глазах девочки, избил мать. Бесчеловечный, подлый человек. Второстепенный герой, жестокий. Из-за него Совенок лишилась дара речи.

7)Выразительные средства Эпитеты(Яркий румянец, Зелёные кошачьи глаза, Усталые листья, Чёрная щель, Тканный половичок, Добрая волшебница, Рыжая радость) Использование синонимов (дом- домик-одуванчик-уютная обитель; Совёнок - девчонка – девчушка – пацанка - подружка – Наташка –дочь, зайка – бездомный котёнок – девочка – первоклашка – кнопка – сказительница – артистка –невеста – спутница – девушка –Наташа – волшебница

7)Выразительные средства

Эпитеты(Яркий румянец, Зелёные кошачьи глаза, Усталые листья, Чёрная щель, Тканный половичок, Добрая волшебница, Рыжая радость)

Использование синонимов (дом- домик-одуванчик-уютная обитель; Совёнок - девчонка – девчушка – пацанка - подружка – Наташка –дочь, зайка – бездомный котёнок – девочка – первоклашка – кнопка – сказительница – артистка –невеста – спутница – девушка –Наташа – волшебница

Наряду с разговорными словами встречаются слова – неологизмы, профессионализмы, : «конфронтация», «без таможни», «как культурные, так и торговые связи», «товарообмен», содержательно менялся», «в зависимости от возраста населения», «в школьном возрасте», «коллекция марок» В рассказе много слов с уменьшительно-ласкательным значением: «косички», «Серёжечкин», «машинки», «махонькая», годика три», «совёнок», «совочек», «зеркальце», «пупсиков», «записочки»

Наряду с разговорными словами встречаются слова – неологизмы, профессионализмы, : «конфронтация», «без таможни», «как культурные, так и торговые связи», «товарообмен», содержательно менялся», «в зависимости от возраста населения», «в школьном возрасте», «коллекция марок»

В рассказе много слов с уменьшительно-ласкательным значением: «косички», «Серёжечкин», «машинки», «махонькая», годика три», «совёнок», «совочек», «зеркальце», «пупсиков», «записочки»

В нём мы ещё увидели индивидуально-авторское использование повторов. В повторах также отражаются черты разговорной речи.  В рассказе используется разговорная речь: группа продлённого дня –« продлёнка»; магазин за углом – «угловой»; продавец магазина – «продавщица»; женщина лёгкого поведения – «прости господи»; игра с военными действиями –« войнушка», девочка-подросток – пацанка; выпить без произнесения тоста – «не тостуя»; двери –«дверные заслоны»

В нём мы ещё увидели индивидуально-авторское использование повторов. В повторах также отражаются черты разговорной речи.

В рассказе используется разговорная речь: группа продлённого дня –« продлёнка»; магазин за углом – «угловой»; продавец магазина – «продавщица»; женщина лёгкого поведения – «прости господи»; игра с военными действиями –« войнушка», девочка-подросток – пацанка; выпить без произнесения тоста – «не тостуя»; двери –«дверные заслоны»

8) Нравственные уроки

8) Нравственные уроки

  • Уроки милосердия.
  • Помощи другим.
  • Всё в это жизни зависит только от тебя.
Вывод  1)Актуальность проблемы:  Рассказ совенок Костюнина, очень актуален в наши дни.Ведь,в современном мире так много не полноценных семей, эта одна из главных проблем. Также в наше время многие дети брошены на произвол судьбы. 

Вывод 1)Актуальность проблемы:

Рассказ совенок Костюнина, очень актуален в наши дни.Ведь,в современном мире так много не полноценных семей, эта одна из главных проблем. Также в наше время многие дети брошены на произвол судьбы. 

2)Заключение  Данный рассказ учит доброте и отзывчивости, но с другой стороны показывает насколько жесток мир в котором мы живем. Рассказ «Совёнок» я могу порекомендовать к прочтению, так как в нем задеты вечные проблемы.

2)Заключение

Данный рассказ учит доброте и отзывчивости, но с другой стороны показывает насколько жесток мир в котором мы живем. Рассказ «Совёнок» я могу порекомендовать к прочтению, так как в нем задеты вечные проблемы.

Спасибо  За внимание

Спасибо

За

внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!