[1] Проект на тему «нравственные уроки» по рассказу «Поводырь» Александра Викторовича Костюнина. (•)
[2] (• •)Цель: Проанализировать произведение Александра Викторовича Костюнина «Поводырь»
(•)Задачи: (•)Определить тему, идею, выявить проблематику рассказа, (•)охарактеризовать рассказ с точки зрения выразительных средств (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, гиперболы, диалектизмы, фразеологизмы, разговорные слова, сложные предложения), (•)сделать выводы = (•)чему учит рассказ? (•)Актуальность рассказа(•)
[3] В чем суть и значение эпиграфа к произведению? (•)Э: "Учатся у тех, кого любят". Иоганн Вольфганг Гёте
- Смысл эпиграфа заключается в том, что мальчик познал нотную грамоту, стал музыкантом, позже – директором музыкальной школы, уважаемым человеком благодаря своему учителю, которого полюбил всем сердцем.
(•)Посвящение: Учителю посвящается (Мам, в первую очередь тебе!)
Мужчина, безусловно, благодарен своему учителю, но мать – первый учитель для каждого человека. Поэтому свой рассказ автор посвящает матери.
(•)(•)Идея: Рассказ Костюнина «Поводырь» пробуждает чувства и желания пристальней взглянуть на себя: а как мы относимся к родителям, к учителям, к старикам?
[4] СЮЖЕТ – (•)Рассказ начинается со встречи А. Костюнина с директором музыкальной школы и его просьбы
Мужчина рассказывает, как будучи (•) мальчиком попал в детский дом и впервые услышал музыку. И после первой же беседы с учителем он решил ходить к нему на занятия.
Затем следуют музыкальные занятия (•) Магомеда с Антонином Карловичем, его мудрые советы. После нам рассказывают о недопустимом баловстве других учеников, о ночных «прогулках» Магомеда и, конечно, его поступление в училище.
Кульминацией является проводы Антонина Карловича в дом (•) престарелых. До этого момента он никогда не жаловался, не сердился, не выходил из себя. Именно здесь Магомед впервые увидел, как из «пустой глазницы учителя выкатилась слеза».
Заканчивается рассказ смертью учителя (•) и горьким, запоздалым раскаянием его ученика: «Мы тогда были молодыми, не придавали большого значения утратам. Если бы время вернуть назад и ещё раз дать нам шанс». (•)
[5]Название рассказа неоднозначно: Магомед был поводырём Антонина Карловича в реальной жизни, а тот стал ему поводырём в мире музыки. (•)
[6] - (•)Проблема памяти. Нить, связующая поколения, не должна прерываться. Вся история человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств, но и от личных качеств человека, от его веры в свою правоту, от его приверженности своим принципам. Главный герой рассказа – учитель музыки – был именно таким человеком. Антонин Карлович Качмарик был Учителем с большой буквы.
- (•)Проблема «отцов и детей». Директор школы искусств Агаев Магомед не может забыть своего учителя, хочет увековечить память о нём. Он просит писателя: «Александр, я не сумел… Тебя прошу, не дай этому светлому человеку умереть. Прекратиться... Напиши о нём, как есть». А родные дети (сын и дочь) забыли о своём отце.
- (•)Полное отсутствие проблемы национальной вражды(дружба народов): Антоний Карлович учил всех сельских детей: аварцев, даргинцев, азербайджанцев, лезгин... Музыка стала для них вторым языком межнационального общения.
- (•)Проблема толерантности: мальчик с большим уважением относился к своему слепому учителю музыки, в отличие от других учеников.
-(•)Проблема быстротечности времени: герой в конце своего рассказа подводит итоги жизни и говорит: «Мы тогда были молодыми, не придавали большого значения утратам. Если бы время вернуть назад и ещё раз дать нам шанс». (•)
[7] Композиция кольцевая (рассказ в рассказе): начинается со встречи писателя с Магомедом Агоевым, с его просьбы и заканчивается ею же (повторение начального фрагмента в конце текста).
- Экспозиция – (•)это встреча А. Костюнина с директором музыкальной школы и его просьбе.
Завязка - это рассказ о том, как мальчик попал в детский дом и впервые услышал (•) музыку. И после первой же беседы с учителем он решил ходить к нему на занятия.
В развитии действия наибольшую смысловую нагрузку имеют следующие эпизоды: описание музыкальных занятий Магомеда с Антонином Карловичем, его мудрые советы, это недопустимое баловство других учеников, это ночные «прогулки» Магомеда и, конечно, его (•) поступление в училище.
Больно сознавать, но кульминацией является проводы Антонина Карловича в дом престарелых. До этого момента он никогда не жаловался, не сердился, не выходил из себя. Именно здесь Магомед впервые увидел, как из «пустой глазницы учителя выкатилась (•) слеза».
Развязка – смерть учителя и горькое, запоздалое (•) раскаяние его ученика: «Мы тогда были молодыми, не придавали большого значения утратам. Если бы время вернуть назад и ещё раз дать нам шанс». (•)
[8] УЧИТЕЛЬ Антонин Карлович Качмарик - чех по национальности... Ему лет семьдесят было. Совершенно (•) слепой - пустые глазницы. Казалось, сам недуг этот физический - горькая плата небесам за великий талант педагога. Всегда в круглых чёрных очках, (•) с тросточкой, и наперевес сутулой фигуры - баян, «светлый человек» - суть Антонина Карловича. Он нёс свет людям. - Описание главного героя – учителя музыки – настраивают на (•) грустный лад: «Совершенно слепой – пустые глазницы», «чёрные очки», «сутулая фигура», «тросточка». Он не любил вспоминать о своей семье: жена умерла. Детей двое, дочь и сын; после школы разъехались кто куда, и дела нет... Дочка в Москве училась в каком-то институте: «геодезия-физика-астрономия». Сын – капитан дальнего плаванья: у того своя семья.
Он занят любимым делом: учит детей музыке(•). Ни один парад, ни одно торжественное мероприятие в Дербенте не обходилось без его знаменитого оркестра медных инструментов. Он никогда никому не жаловался. Это скромный, терпеливый (никогда не сердился и не наказывал шалунов), безмерно трудолюбивый человек (приходил с работы глубокой ночью).
«Мир солнечный или лунный, туманный или звёздно-ночной – для него едино-чёрен. Его главным органом чувств служила память и … Магомед.
МАГОМЕД: Попав в интернат, Магомет слышит «живую музыку». Он говорит, что «точно зачарованный (•) мотылёк, поплыл на огонь», ему очень нравилась музыка. Учитель безошибочно, с первого раза «разглядел» у Магомеда музыкальные способности. Уже через год мальчик стал «первой (•) скрипкой» в его оркестре. Магомед провожал учителя с работы до дома: «Бывало, местные приставали. (Я ещё тогда заметил: плохие люди по ночам не спят!) Убежать успевал не всегда. Дрался с ними, если двое-трое. Если много – терпел. По пинку каждый отвесит и с улюлюканьем прогонят. Он никогда не рассказывал об этом учителю. Жалел, оберегал.
«Мой кобзарь»(народный певец, бард), – называл Магомед его мысленно. «Он не отец мне, не дедушка, не дядя… Оказалось, важнее. Привязался я к нему. Каждый день, каждый шаг рядом: на подхвате, на страховке».
Магомед думал о том, почему люди злые(•). Ребята обзывали его (•) поводырём, а учителя – безглазым Кошмариком. И он «впадал в какое-то зазеркальное состояние и лишь глядел на кривляющихся, скачущих вокруг мальчишек... Разглядывал их удивлённо, рассеянно... Точно никого не узнавал...» (•)
[9]
Эпитеты: несерьёзный день; горькая плата; сдавленный смех; глухая ночь; косматая папаха; простодушно спросил; богатая мимика; сутулая фигура; пыльные улочки; (•)мир солнечный, лунный, туманный, звёздно-ночной; ночь глухая.
Олицетворения: строчка повисла; навязчивая мысль эта тугим обручем сжимала сердце; никогда радуга не споёт для него; борода подрагивает; (•)искра пробежала(•); гримаса передёргивает лицо; чёрные очки съехали; солнечный зайчик (•)скользит, пробегает, останавливается; пятно заползает.
Сравнения: точно зачарованный мотылёк; словно искра пробежала между нами; будто чернилами залито; как семечки лузгаешь; любимый учитель как совсем никому ненужный; весна – восточная красавица.
Метафоры: строчка сиротливо повисла, светлый человек, пустые глазницы, горько плачет, гладкие чёрно-белые палочки, беспомощная фигура; (•)колючий снег; сухо известили; мир гармонии звуков; старческое увядание.
Гиперболы: (•)слезами задохнулся.
Фразеологизмы: (•)дёру дать; если трижды похвалить, и ослиный помет подпрыгнет; был за учителя горой.
Разговорные слова: бух-ббу-ууух; ля… ля-ля; та-та-та-та-тааа…; семечки лузгаешь.
Диалектизмы: хабар; ях-намус; харам; устаз; тухум; папаха; кумган.
Предложения: преобладают СПП и простые предложения, очень редко БСП и ССП.
Риторический вопрос: (•)почему люди такие злые?
Градация: четвёртые, восьмые, шестнадцатые.
Оксюморон: кладбище живых. (•)(•)
[10] (•)Надо всё всегда делать вовремя. «Спешите делать добрые дела…» В последнем авторском отступлении, завершающем рассказ, А. Костюнин пишет: «Благодарение и хвала Тому, кто не умирает». (•)
[11] (•) спасибо (•)