Проект по литературе Тема «уроки нравственности» Рассказ Александра Костюнина «Совёнок»
Выполнили:
Ученицы 11 класса
Панова Анастасия
Девятых Анастасия
Руководитель проекта:
Никишенко Инна Сергеевна
Цель данного проекта
- Поближе познакомиться с творчеством Александра Костюнина в частности с рассказом «Совёнок».
- Проанализировать рассказ.
Задачи
а) Тему
б) Проблематику
- Охарактеризовать произведение с точки зрения выразительных средств
а)чему учит рассказ
б)нравственные уроки которые можно вынести после прочтения рассказа
в)актуальность рассказа в наши дни
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
Родился в Карелии, в с.Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г.Медвежьегорске. Имеет высшее образование, окончил факультеты сельскохозяйственный и экономический Петрозаводского Государственного Университета.
Анализ содержания 1)Идея
- В основе сюжета рассказа Костюнина "Совенок" лежит нравственная тема, благодаря которой мы видим, что в нашем обществе немало примеров неполных семей и их проблемы.
2)Сюжет
в основе рассказа «Совёнок» лежит печальная история о легкомысленной женщине, продавщице Раисе, устраивающей личную жизнь и забывающей о своей маленькой дочери.
3)Название рассказа
- Костюнин называет свой рассказ именно так потому что Наташа(главная героиня) как и выпавший совенок из гнезда, беззащитная, маленькая и несчастная.
4)Проблема
В этом небольшом по объёму рассказе затрагиваются такие актуальные проблемы, как: отношение « отцов и детей», проблема дефицита внимания и доброты, а порой и отсутствие взаимовыручка и помощи, проблема жизни детей в неполных семьях.
5)Особенность композиции
- Произведение написано по типу рассказ в рассказе. (Повествование идёт от лица героя рассказа.)
- Автор все главные моменты показывает на контрасте .(внешняя сторона дома и дом изнутри, ребёнок из обеспеченной семьи и нет.)
Также Костюнин использует глаголы звучания
(выражая горе(девчонка захныкала, горько плакала)
выражая радость(раздался гогот, глухо чокнулись)
в значении говорить(соседка промурлычет,
Совёнок пробубнила,
девочка мычала.
6)Герои рассказа
Характеристика по тексту
Рассказчик
Пытался избавиться от неуютного состояния, не помогал девочке, не хотел замечать ее проблем, надеялся на то, что сын забудется со временем, был рад, расставаясь с непутевыми соседями. Был равнодушен к чужому горю, в конце рассказа меняется.
Совенок
(Наташка)
выразительные глаза, серьезная-серьезная,7 лет, безотцовщина, «на дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка». Испытала нервное потрясение , лишилась дара речи Главная героиня, волшебница, сумела сохранить в себе лучшие черты характера.
Серёжка
опекал девочку охотно, без понуждения, окончил простое училище, отслужил в армии, умеет хранить верность , чуткий и отзывчивый человек, он поддержал Совёнка, когда ей нужна была помощь.
Раиса
(Кошка)
Продавщица, яркая помада, многообещающий взгляд, рыжие волосы,, заплетала дочке косички раз в неделю, до школы проводила один раз, с продленки забирала последней, не стала настоящей матерью , не смогла защитить свою дочь, отрицательная героиня.
Жорка Захлыстин
Тщедушный, занозистый, несколько судимостей за плечами, поставил на горох Совенка, убил котенка на глазах девочки, избил мать. Бесчеловечный, подлый человек. Второстепенный герой, жестокий. Из-за него Совенок лишилась дара речи.
7)Выразительные средства
Эпитеты(Яркий румянец, Зелёные кошачьи глаза, Усталые листья, Чёрная щель, Тканный половичок, Добрая волшебница, Рыжая радость)
Использование синонимов (дом- домик-одуванчик-уютная обитель; Совёнок - девчонка – девчушка – пацанка - подружка – Наташка –дочь, зайка – бездомный котёнок – девочка – первоклашка – кнопка – сказительница – артистка –невеста – спутница – девушка –Наташа – волшебница
Наряду с разговорными словами встречаются слова – неологизмы, профессионализмы, : «конфронтация», «без таможни», «как культурные, так и торговые связи», «товарообмен», содержательно менялся», «в зависимости от возраста населения», «в школьном возрасте», «коллекция марок»
В рассказе много слов с уменьшительно-ласкательным значением: «косички», «Серёжечкин», «машинки», «махонькая», годика три», «совёнок», «совочек», «зеркальце», «пупсиков», «записочки»
В нём мы ещё увидели индивидуально-авторское использование повторов. В повторах также отражаются черты разговорной речи.
В рассказе используется разговорная речь: группа продлённого дня –« продлёнка»; магазин за углом – «угловой»; продавец магазина – «продавщица»; женщина лёгкого поведения – «прости господи»; игра с военными действиями –« войнушка», девочка-подросток – пацанка; выпить без произнесения тоста – «не тостуя»; двери –«дверные заслоны»
8) Нравственные уроки
- Уроки милосердия.
- Помощи другим.
- Всё в это жизни зависит только от тебя.
Вывод 1)Актуальность проблемы:
Рассказ совенок Костюнина, очень актуален в наши дни.Ведь,в современном мире так много не полноценных семей, эта одна из главных проблем. Также в наше время многие дети брошены на произвол судьбы.
2)Заключение
Данный рассказ учит доброте и отзывчивости, но с другой стороны показывает насколько жесток мир в котором мы живем. Рассказ «Совёнок» я могу порекомендовать к прочтению, так как в нем задеты вечные проблемы.
Спасибо
За
внимание