СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Восковые краски"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является проектом по истории изготовления восковых красок, изучением и воспроизведением основных рецептов восковых красок.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Восковые краски"»


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ШКОЛА СОСНЫ»

(143030, Московская область, Одинцовский район, 1-ое Успенское шоссе, дача №2)

тел.8 916 793 2522



КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Номинация (культурное наследие)



«ВОСКОВЫЕ КРАСКИ»

(ПРОЕКТ)




Выполнил:

Султанов Денис Альбертович, 5 класс

Московская область,

Одинцовский район

Горки 2 п. Изумрудный век д. 71

Руководители:

Абрамова Нина Александровна

учитель физики

АНО СОШ «Сосны»

Гапонова Ольга Николаевна,

учитель химии и биологии

АНО СОШ «Сосны»








д/о Успенское

2018





Оглавление



I. ВВЕДЕНИЕ. 3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 5

2.1. История создания восковых красок. 5

2.2. Экспериментальная часть. 8

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 11





  1. ВВЕДЕНИЕ.



Мир вокруг нас разноцветен. Разные виды красок, делают его таким. Самыми старыми красками считаются восковые краски, которые применялись еще древними египтянами для росписи гробниц. Материал был разработан для долговечности красочного декоративного слоя. Чуть позже, в Древней Греции, живопись воском получила второе дыхание. Техника, в которой работали греки, называлась «энкаустика» – выжигание картины восковыми красками на мраморной доске. Восковые краски в лаке не нуждаются, они
и так блестят, особенно если протереть готовую картину сукном или воском. Писать восковыми красками можно на камне, дереве, бумаге, холсте, прямо на стенах зданий. Издавна воски применяются как пластический материал для произведений искусства. Восковые отливки масок, которые давали возможность получать точный отпечаток лица, были изобретены в Риме еще
в III в. н. э. В русских дворцовых описях XVIII в. встречаются упоминания
о "вощаных" фигурах. В Эрмитаже хранятся восковые бюст и статуя Петра I, выполненные Б. К. Растрелли, в Русском музее – барельеф Ф. П. Толстого.
В XVII-XVIII вв. мебель и резные панели в интерьерах.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты,
например, красная киноварь из ртути. Воски используют для приготовления полировочных смесей, пропиточных эмульсий для тканей, бумаги, при выделке кожи, переработке резины, литье под давлением полимеров, изготовлении матовых, масляно-восковых красок и казенно-восковых эмульсионных составов, медицинских и косметических препаратов.


Цель данной работы:

получить образцы восковых красок в школьных лабораторных условиях. Научиться работать в технике энкаустике и граттажа.


Задачи, поставленные для достижения цели:

  • изучение литературы по данной теме;

  • выбор рецептов для изготовления образцов красок;

  • изготовление образцов восковых красок;

  • выполнение рисунков полученными красками в различных техниках.


Объект исследования: восковые краски.


Предмет исследования: способы получения различных образцов восковых красок.





Методы исследования:

  • изучение информационных источников

  • наблюдения

  • сравнения

  • измерения

  • эксперимент

  • анализ.


Этапы работы:

  1. Сбор материала (октябрь – декабрь 2017г.).

  2. Анализ и систематизация полученных знаний. Выбор рецепта для изготовления красок (январь – февраль 2018г.).

  3. Изготовление образцов красок. Выполнение рисунков. Представление результатов одноклассникам (январь – март 2018г.).




  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.



    1. История создания восковых красок.

На первом этапе проектной работы я работал с различными источниками информации, представленными в списке использованной литературы.

История красок началась вместе с появлением на Земле человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём
и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Особенно ценен воск для портретной живописи, потому что его естественный цвет близок цвету человеческого
тела. Греки употребляли для живописи отбеленный, так называемый пунический воск. Опыт показал, что простейший способ очистки – растопить воск
в чистой воде. В результате посторонние включения – мед, цветочная пыльца – оседают. Очищенный воск в течение нескольких месяцев отбеливают на южном солнце (в условиях средней и северной полосы отбелка затруднительна). Хотя греки и предпочитали для живописи отбеленный воск, который действительно удобнее, особенно при работе со светлыми пигментами, практика показывает, что и необработанный воск вполне годится для приготовления красок — при росписи внутри зданий и для станковой живописи. [1] Для росписей же наружных стен нужно брать только очищенный, отбеленный воск, потому что под действием прямого солнечного света необработанный воск может почернеть и деформироваться. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. [1] Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская. [2]



Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок. покрывали воском, что придавало им приятный блеск, подчеркивало структуру древесины и предохраняло ее от влаги и разрушения.

В Крыму, под Керчью, в 1900 году при археологических раскопках был найден саркофаг, на котором изображен художник, рисующий восковыми красками. Роспись сделана в первые века нашей эры.

В 1887 году, проводя раскопки на территории Среднего Египта, в Фаюмском оазисе, археологи нашли саркофаги, украшенные не традиционными рельефными масками, а живописными портретами. Находка привлекла всеобщий интерес: портреты были выразительны, краски – ярки и свежи,
хотя портреты пролежали в земле более двух тысяч лет... [3]

Специалисты установили, что многие фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики – так называется живопись восковыми красками. Их в горячем виде наносили на расписываемую поверхность специальными приспособлениями. Краски при этом вплавлялись, «вжигались» в доску. [1]

В Бельгии на местах бывших римских поселений были найдены погребения античных художников. В гробницах нашли пчелиный воск, смесь воска со смолой, краски, приспособления для энкаустической живописи: палочку из бронзы, мраморную доску, ручки от кистей... [4]

От энкаустики нам в наследство осталось лишь то, что было укрыто
в земле. Технология живописи, рецепты изготовления красок были утрачены.

Ученые и художники нашего времени пытаются восстановить античную технологию энкаустики, отгадать секреты «вечных» восковых красок
и возродить их в новых условиях. Обычно применяемые для красок связующие вещества – масло, клей, яичный белок – не только разлагаются на картине сами, но и способствуют разложению красочных пигментов. А каждая частица восковой краски находится как бы в оболочке, она хорошо защищена. Восковые краски не боятся ни холода, ни жары, ни воды, не страшатся действия углекислоты, аммиака, сероводорода.

Для восковых красок лучше всего использовать льняное масло, но можно применять и ореховое, маковое, подсолнечное. Небольшую мраморную плиту художник ставит на электроплитку и нагревает ее, чтобы она стала горячей, но не раскаленной. Плита служит как бы палитрой. На нее
в определенном соотношении кладут куски воска и смолы. Они растапливаются, и художник, помешивая полученную массу, добавляет в нее красящий пигмент. Процесс варки продолжается 5–10 минут. Полученной краске дают немного остыть, затем скатывают ее в виде шариков или палочек. Если воск сильно насыщен пигментом и смолой, то краска становится твердой; если же пигмент и смолу положить в небольшом количестве, то краска останется мягкой. Для удобства приготовляют краски и твердые и мягкие, разных цветов и оттенков.

Когда художник начинает писать, он откалывает кусочки красок, кладет их в фарфоровые или железные баночки и слегка нагревает. Растопленную краску он берет на кончик кисти и наносит мазок. Чтобы получить более жидкую краску, ее разбавляют скипидаром – тогда она становится похожей на сметану. [6]

Восковые краски можно использовать и в холодном виде. Берут чистый пчелиный воск, крошат его и высыпают в посуду с гладкими стенками. Туда же добавляют скипидар (втрое больше, чем воска). Посуду закрывают
и оставляют на день. За это время воск становится жидким. В смесь добавляют смолу, перемешивая все вместе стеклянной палочкой. Соотношение: смеси воска со скипидаром – две части, смолы – одна часть. Потом добавляют чистого меда (на стакан смеси одну ложку). Чтобы мед впоследствии не засахарился, к нему можно добавить четверть столовой ложки лимонной кислоты. Перемешав все это, насыпают горкой на стекло пигмент и разбавляют его смесью. Готовую краску хранят в сосуде с плотно закрывающейся крышкой.

До сих пор точно не известно, какими красками писали античные
художники: пользовались ли они воском или расписывали стены домов в технике фрески – без связующего. Искусствоведы спорят об этом около двухсот лет. Химические исследования помпейской живописи, проведенные в конце XIX – начале XX вв., показали, что в росписи внутренних помещений воска нет, но он есть в красках наружных стен. Однако опыты последнего десятилетия вновь запутали проблему: и во внутренних помещениях были обнаружены краски на воске, а также на растительных клеях – растворах камедей. [8]

Воски – жироподобные вещества, состоящие из сложных эфиров высших жирных кислот и высокомолекулярных спиртов (обычно одноатомных). Обладают аморфностью, пластичностью, легко размягчаются и плавятся в интервале температур 40–90°С, стойки к действию различных реагентов, многие годы сохраняются без изменений.

По происхождению воски подразделяются на животные, растительные, ископаемые и синтетические. [6]

К животным воскам относят пчелиный, шерстяной (ланолин), получаемый при промывке овечьей шерсти, и спермацет, добываемый из жира кашалота.

К растительным - карнаубский, выделяемый из листьев бразильской пальмы, канделильский и др.

К ископаемым - озокерит, церезин и монтанный, выделяемый из торфа или бурого угля. Синтетические воски получают из нефтяных парафинов.

Воски служат связующим веществом для красок в восковой живописи. Благодаря химической стойкости и влагостойкости картины, выполненные восковой живописью, в течение многих веков сохраняют свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя. В Древнем Египте с XIV в. до н. э. восковая живопись применялась для окраски фасадов и храмов. В Древней Греции к V в. до н. э. была выработана технология наиболее прочной восковой живописи горячим способом - энкаустики: сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый участок основы раскаленной бронзовой лопаткой. Знаменитые фаюмские портреты (I в. до н. э.- IV в. н. э.) и византийские иконы (до XII в.) выполнялись восковой живописью, в которой энкаустика горячим способом постепенно сменялась менее прочной, но и менее сложной для работы живописью холодным способом - восковыми красками на скипидаре и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел).
В настоящее время восковая живопись применяется главным образом для заполнения утраченного красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи. [7]

Как уже упоминалось, энкаустическую живопись можно выполнять горячим и холодным способами. Горячий способ дает жирный, рельефный мазок, холодный – тонкий.

Перед росписью поверхность прогревают и пишут по ней подогретыми на водяной бане восковыми красками.

Энкаустика холодным способом. Восковые росписи, выполняемые
кистями холодным способом, применяются только для внутренних отделок. [4]

    1. Экспериментальная часть.

На втором этапе работы над проектом я проанализировал и систематизировал полученные знания, выбрал рецепт для изготовления красок.

Рецепт №1.

Оборудование:

Проведение эксперимента:

Пчелиный воск - 4-6г., смола - 4 – 12г., скипидар – 16г., пигменты (старые засохшие краски, декоративная косметика, пищевые красители)

Описание эксперимента:

Пчелиный воск измельчаем на стружку, расплавляем на водяной бане, добавляем смолу, перемешиваем, берем пигменты для окрашивания можно использовать абсолютно разные – старые засохшие краски, просроченную декоративную косметику, пищевые красители (я использую старые засохшие краски) и вносим в смесь. Смешиваем все компоненты, когда краски будут готовы, готовим инструменты для граттажа – процарапывания контуров
и деталей.

Техники восковой живописи. Восковые картины можно создавать
в различных техниках. На бумагу наношу размягченный воск, повторяя очертания будущей картины – это восковой барельеф. Для растворения восковых красок применяю скипидар. Беру окрашенный воск собственного приготовления, наношу фоновые цвета и переношу на бумагу, а затем процарапываю рисунок. Выполняю работу в стиле граттажа. Живопись восковыми красками сложная и кропотливая, но интересна как технологическим процессом, так и результатом. Другой способ-энкаустика, я наношу на заранее заготовленный рисунок восковые краски и разрисовываю его.

Вывод: я получил черную, коричневую, синюю, зеленую, желтую
и красную краски.

На третьем этапе проектной работы я приступил к рисованию. Этими красками я нарисовал один рисунок в технике энкаустики, а другой выполнил в технике граттажа, рисунки получились очень интересными и оригинальными.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



Считаю, что полученные мной теоретические знания о составе красок и способах их изготовления позволили получить образцы красок по различным рецептам и выполнить рисунки в старинных техниках: энкаустике и граттаже.

Судя по имеющимся отклонениям полученных образцов от описанных в литературе, есть и другие факторы, влияющие на свойства красок: качество пчелиного воска, сорт канифоли.

В ходе эксперимента нам удалось получить краски разных цветов и оттенков, с помощью них я нарисовал рисунки, но они отличаются от современных и похожи на те, что мы видим на стенах храмов, иконах.

Мои краски имеют преимущества: экологически чистые, имеют естественные цвета, но у них есть и недостатки: трудоемкие, нет ярких цветов и их сложно хранить, из-за содержания в них скипидара, а он обладает свойством испаряться, приходиться все время вносить его в массу красок. За время проекта я много узнал об истории красок, разных способах их нанесения, стилях, получил первые навыки работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии.






  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



  1. Блинчев И. Б. Из чего в древности делали краски. М.: «Мир книги», 2013.

  2. Журнал «Химия и жизнь» 1968, №5, стр. 4.

  3. Журнал «Химия и жизнь»1975, №9, стр. 100.

  4. Журнал «Химия и жизнь»1978, №4, стр. 96.

  5. Краткий справочник школьника. «Харвест»2014.

  6. Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас» Дрофа, 2003.

  7. Энциклопедический словарь юного художника.М.«Педагогика».1983.

  8. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.- М.: Аванта+, 2005.


































Приложение 1.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!