СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по технологии "Секреты посуды"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа учащейся состоит из двух частей: теоретической и практической и содержит информацию о происхождении посуды, её видах и способах производства. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по технологии "Секреты посуды"»


СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Происхождение посуды разных видов и её основные свойства

1.1 Историческая справка о возникновении разных видов посуды и появлении слова «посуда»……………………………………………………………………………………....4

1.2 Качественная характеристика посуды из различных материалов…………………….5

ГЛАВА 2. Технология производства некоторых видов посуды

2.1 Приёмы лепки посуды из глины……………………………………………………….6

2.2 Практический эксперимент…………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………………….9

Литература…………………………………………………………………………….......10
























Введение



Жизнь современного человека трудно представить без посуды. Посуда необходима всем: от младенца до старца. Ею пользуются ежедневно в течение всей жизни. Назначение посуды очень разнообразно. В любой семье имеется кухонная посуда (для приготовления пищи), столовая посуда (для приёма пищи) и чайная. Есть в наших домах посуда повседневная и праздничная, дорогая и дешёвая, любимая нами и просто необходимая.

Мы пользуемся посудой каждый день, но не всегда имеем достаточно сведений о ней, не знаем, как возникла та или иная посуда, как она выглядит, для чего нужна, как правильно ею пользоваться. Мало кто из людей задумывается, какой посуда была раньше. Как изменилось её количество в каждом доме? Кто, как и из чего делает посуду? Почему со временем изменились не только материалы для её производства, но и дизайн? Ответить на все эти вопросы мои ровесники (третьеклассники) на одном из уроков изобразительного искусства по теме «Эскиз росписи сервиза» не смогли. Возникла необходимость изучить материал по данной теме и раскрыть ровесникам эти и другие «секреты» посуды.


Цель исследования:выявить взаимосвязь между назначением посуды, материалами для её производства и дизайном.


Задачи исследования:

изучить материал о происхождении и видах посуды;

ознакомиться с технологией производства некоторых видов посуды;

совершить экскурсию на предприятия, занимающиеся производством посуды;

выявить приёмы лепки посуды;

выполнить и расписать модель чайной пары из различных пластических материалов.


Методы исследования:

изучение литературы по теме исследования;

практический эксперимент;

виртуальная экскурсия.














ГЛАВА 1. Происхождение посуды разных видов и её основные свойства


1.1 Историческая справка о появлении разных видов посуды и возникновении слова «посуда»


В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова приведены следующие значения слова

ПОСУДА:

  1. Хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.

  2. Отдельный предмет из такой утвари.0

Интересно, что само слово «посуда» возникло позже, чем предметы, подходящие под данное определение.

Ещё древние люди использовали для удобства еды и питья скорлупу крупных орехов, ракушки. Для хранения сухих продуктов они плели чаши из прутьев и коры деревьев.

Одним из самых древних материалов для изготовления посуды было дерево.

Из него вырезали миски, чашки, ложки, ведра, кувшины. Посуду делали из ясеня, берёзы, клёна, дуба и липы.

Позже люди стали использовать для изготовления посуды красную глину, потом металлы: серебро и медь, но самого слова «посуда» ещё не было. Называли такие предметы «сосуд» и «судно». Сосуды наполняли жидкостями, а судна использовали для твёрдых и сыпучих продуктов.0

Первую глиняную утварь лепили руками и сушили на солнце. Она была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.

Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне. Второе название глиняной посуды - керамика, что означает глина.

Русская национальная посудатак и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты. Позже её научились красочно расписывать.

Следующей появилась посуда медная и серебряная. Знаменитые русские самовары были сделаны из меди. Изящные чайники и стаканы из серебра. Конечно, такая посуда стоила дорого. Позволить себе пользоваться ею могли только зажиточные люди.

Со временем из серебра стали делать подстаканники, а сами стаканы теперь изготавливали из стекла.

Приёмы производства посуды тоже изменились: на смену ручному способу пришёл промышленный. В связи с этим увеличилось количество посуды и её доступность.

Широкое распространение получила посуда из белой глины – фарфор. Фарфоровой бывает чайная и столовая посуда.

Высокопрочной и долговечной является кухонная посуда, изготовленная из менее дорогих металлов и сплавов.

Сковородки и казанки изготавливали из тяжёлого чугуна. Кастрюли, сотейники, бидоны, чайники и глубокие чашки для еды из лёгкого алюминия.

В XX веке появилась эмалированная посуда. Она получила такое название, потому что покрыта белой или цветной эмалью (специальной краской). Из стекла стали производить не только стаканы и бутыли, но и кастрюли.

В последнее время большую популярность получила кухонная посуда из нержавеющей стали и тефлона.

Сравнительно недавно на наших кухнях появилась красивая посуда из меламина. По внешнему виду она напоминает фарфор, но значительно легче по весу. Благодаря своему очень привлекательному виду, чистоте красок, она пользуется популярностью у покупателей.

В каждом доме можно встретить предметы посуды, изготовленные из пластмассы.


Таким образом, посуда имеет многовековую историю. Способы производства посуды: ручной и промышленный. Для изготовления посуды используются различные материалы природного и искусственного происхождения: дерево, красная и белая глина, медь, серебро, стекло, чугун, алюминий, нержавеющая сталь, тефлон, меламин, пластмасса. По назначению посуда бывает кухонная, столовая и чайная.



1.2 Качественная характеристика посуды из различных материалов


Деревянная и глиняная (керамическая) посуда самая безопасная для здоровья людей.

Серебряная посуда полезна для здоровья, так как очищает, обеззараживает воду.

Чугунная посуда самая экологически чистая, высокопрочная и долговечная. В чугунной посуде удобно варить мясные, овощные блюда. Еда в чугунной посуде не пригорает и долго не остывает. Но чугун, к несчастью, ржавеет.

Алюминиевая посуда легко чистится, а при приготовлении пища в ней не подгорает.

Очень хорошо в такой кастрюльке кипятить молоко, варить молочные каши, кисели, овощи для винегрета и салата.

Эмалированная посуда чаще используется для приготовления пищи. Цветная эмаль безопасна для здоровья, но разрушается при резкой смене температуры или ударах. Вынув такую кастрюлю из холодильника, её нельзя ставить на горячую плиту. Трещины и сколы на эмали недопустимы.

Чтобы тефлоновая посуда служила нам «верой и правдой», надо, чтобы она оставалась как можно дольше неповреждённой. На тефлоновой сковороде еда не пригорает, поэтому возможно приготовление пищи без масла.

Стеклянная посуда идеально подходит для приготовления и разогревания пищи в

микроволновой печи. Стекло может быть белым и разноцветным, прозрачным и матовым. В стеклянной посуде прекрасно видно её содержимое.

Изделия из фарфора очень красивые, но хрупкие.

Пластмассовая посуда очень лёгкая, термостойкая, ударопрочная. Она может быть белой и цветной, матовой и прозрачной. Перед использованием такой посуды необходимо изучить размещённую на ней дополнительную информацию: для холодных или для горячих продуктов она предназначена. Постоянное пользование посудой из пластмассы не рекомендуется.


Изучив выявленные свойства посуды, изготовленной из различных материалов, можно сделать вывод: наличие в доме посуды различного качества необходимо, а её выбор зависит от цели использования.







ГЛАВА 2. Технология производства некоторых видов посуды


2.1 Приёмы лепки посуды из глины


Традиционными приёмами лепки посуды из глины являются:


  • ручная лепка из цельного куска глины

  • ленточно-жгутовая техника

  • пластовая или текстильная техника

  • отминка в готовую форму

  • отливка в гипсовую форму

  • вытягивание изделий на гончарном круге.0

При создании глиняных изделий можно сочетать два или более приёмов лепки.

Рассмотрим особенности каждой из техник.

Ручная выделка сосудов из глины появилась раньше всего, развивалась параллельно с другими техниками и существует до сих пор. В ручной лепке мастер не ограничен никакими условиями, он может придавать изделию любую форму. Так добиться шарообразной формы древним гончарам помогал простой клубок ниток. Технология изготовления посуды заключалась в том, что древние гончары сматывали веревку с тугой клубок, и вокруг него лепили из глины стенку сосуда. Когда изделие было готово, веревку постепенно вытягивали за оставленный снаружи конец, клубок разматывался, и получалась полость сосуда.

Способ лепки посуды в жгутовой технике такой: из заранее раскатанного глиняного пласта стеком вырезают дно для будущего изделия, необходимого диаметра. Затем из глины раскатывают жгуты одинаковой толщины. Начиная от дна и постепенно, поднимаясь, ряд за рядом все выше, по спирали укладывают жгуты – таким образом, наращивают стенку изделия. Жгуты между собой скрепляют шликером – жидко разведённой глиной и замазывают места соединения жгутов пальцами или стеками. 

Пластовая техника по своей сути очень напоминает лоскутное шитьё, поэтому пластовую технику можно встретить так же под названием «текстильная керамика».  Для раскатывания пластов, как правило, применяют обычную кухонную скалку. Чтобы толщина была одинаковая, под скалку во время раскатки подкладывают рейки. Из готовых пластов стеком вырезают детали «выкройки». Далее детали, как конструктор соединяют между собой при помощи шликера.

Для применения способа отминки нужны готовые формы, выполненные из любых материалов: гипса, керамики, пластика и др. Первые древние керамисты в качестве формы использовали овальные камни – посыпали их золой, чтобы глина не прилипала к поверхности и облепляли глиной. Когда глина немного подсыхала, камень убирали.

Формы-болванки бывают как монолитные, так и разборные, состоящие из нескольких частей. Использовать одну форму для лепки можно бесконечное количество раз, поэтому способом отминки получают множество одинаковых предметов.  Главное условие – изделие должно легко, без повреждений выниматься из формы.

Среди всех остальных способов работы с глиной, метод отливки в гипсовую форму занимает особое место. Он позволяет с большой точностью изготовить большое количество одинаковых керамических предметов с тонкой стенкой.

Глиняное или шликерное литье основано на свойстве гипса впитывать воду из глины. В гипсовую форму наливают шликер – глину, разведенную до состояния жидкой сметаны. Гипс начинает интенсивно впитывать в себя воду из глины. При этом, слой глины равномерно уплотняется по всей внутренней поверхности формы, образуя стенки будущего изделия. Когда глиняная стенка наберёт необходимую толщину, излишки шликера выливают. После того, как глиняный черепок немного подсохнет, изделие вынимают из гипса и досушивают.

Непосредственно глиняному литью предшествует большой подготовительный этап – разработка эскиза будущих гипсовых изделий, создание модели изделия, отливка гипсовой матрицы по модели.0

Вытягивание изделий на гончарном круге позволяет ускорить производство по сравнению с ручной лепкой, но этой технологии следует специально обучаться. Первое, с чего начинают обучение работе на гончарном круге – это правильная постановка рук. Без правильно поставленных во время работы рук вы никогда не добьётесь хороших результатов. Не сможете идеально оцентровать глину, почувствовать толщину стенки изделия, а значит, изделие получится не симметричным, тяжёлым, либо совсем разрушится.


Удивительно, но, несмотря на разнообразие форм и размеров керамики, во всём мире существует всего несколько основных приёмов лепки посуды из глины. Все эти приёмы известны гончарам уже много веков и практически не изменились.



2.2 Практический эксперимент


Изучив основные приёмы и технологии производства посуды, мы попробовали изготовить модель чайной пары из различных пластичных материалов: солёного теста и пластилина.

Выполняя работу из солёного теста, нами был использован приём ручной лепки из цельного куска и пластовая техника. Отщипнув часть теста, достаточную для формирования блюдца, превратили её в шар круговыми вращениями ладоней, а потом, скалкой раскатали тесто в пласт круглой формы. Края получившегося круга чуть загнули вверх.

Изготовление чашки тоже начали формированием шара из теста. Затем, надавливая пальцами в центр шара и оттягивая края вверх, получили форму пиалы. Из отдельного маленького кусочка пластилина скатали жгут и способом прижимания его к основной форме сделали ручку для чашки.0

Готовые изделия оставили на просушку при комнатной температуре на неделю.

После полного высыхания чайной пары выполнили роспись изделия гуашевыми красками. Сначала с помощью широкой кисти покрыли блюдце и чашку одноцветной гуашью, затем тонкой кистью нанесли геометрический узор, используя краску контрастного цвета.

Вторую чайную пару мы изготовили из пластилина. Для работы с этим материалом потребовалось больше физических усилий и знаний. Несмотря на своё название, пластилин становится пластичным лишь после определённой работы рук. Разогреть в один приём необходимое количество пластилина для изготовления целого изделия не получалось, поэтому для создания чашки мы использовали жгутовый приём, а места соединения жгутов постарались разгладить пальцами.

При изготовлении блюдца скатали шар и попытались раскатать его в тонкий пласт круглой формы. Это оказалось сложно, сил не хватало, поэтому пришлось обратиться за помощью к взрослым. Получившийся круг оказался меньшего размера, чем мы предполагали, поэтому пришлось его «нарастить». С этой целью мы приготовили несколько жгутов, выложили их по краю пласта и вновь раскатали скалкой. Теперь следовало придать кругу объёмную форму блюдца. Добиться этого помог способ отминки настоящего блюдца. Чтобы изделие легко вынималось из формы, мы предварительно окунули блюдце в муку, положили на него наш круглый пластилиновый пласт и, слегка прижимая его пальцами, добились полного соприкосновения с формой. После этого, перевернули форму и обрезали излишки пластилина стеком. Оставалось вынуть заготовку из формы (из блюдца). Это мы сделали без труда. Наше новое блюдце, по сравнению с чашкой, оказалось идеально правильной формы.

Таким образом, для создания модели чайной пары из пластилина мы использовали жгутовую и пластовую техники и приём отминки готовой формы.

На следующем этапе изготовленную посуду следовало расписать. Зная, что в состав пластилина входит жир, а жир отталкивает воду, мы догадались: сразу выполнить роспись не получится. Для обезжиривания поверхности окунули изделие в муку, а затем удалили её излишки сухой кисточкой. Потом большой кисточкой покрыли изделие «глазурью», приготовленной из смеси белой гуаши с клеем ПВА, и оставили высыхать на 24 часа.0

На следующий день выполнили роспись изделия.


В ходе выполнения данной практической работы было замечено:

  • чашка из солёного теста в процессе просушки изменила форму: она стала ниже и шире, её стенки оказались более толстыми, чем мы планировали;

  • на сухую поверхность солёного теста краски ложатся хорошо, после полного высыхания их цвет становится незначительно светлее;

  • выполнить большое по объёму изделие из цельного куска пластилина детям сложно;

  • перед нанесением росписи на изделие из пластилина его поверхность следует обезжирить, это можно сделать с помощью муки или крахмала;

  • чтобы слой краски ложился на пластилиновое изделие легче и не трескался, гуашь смешивают с клеем ПВА и покрывают всё изделие;

  • расписывать объёмное изделие сложнее, чем выполнять узор на плоской поверхности.



















Заключение



В результате реализации проекта нам удалось раскрыть следующие «секреты» посуды:

  • посуда имеет многовековую историю;

  • для изготовления посуды используются различные материалы природного и искусственного происхождения: дерево, красная и белая глина, медь, серебро, стекло, чугун, алюминий, нержавеющая сталь, тефлон, меламин, пластмасса;

  • по назначению посуда бывает кухонная, столовая и чайная;

  • способы производства посуды: ручной и промышленный;

  • посуда, изготовленная из разных материалов, отличается своими свойствами, её выбор зависит от цели использования;

  • несмотря на разнообразие форм и размеров керамики, существует всего несколько основных приёмов лепки посуды, которые известны гончарам уже много веков и практически не изменились;

  • выбор приёмов и технологии производства посуды зависят от материала, из которого её делают;

  • дизайн посуды зависит от того, для чего и для кого она предназначена;

  • процесс производства посуды является длительным и трудоёмким.

.

Таким образом, намеченная нами цель: выявить взаимосвязь между назначением посуды, материалами для её производства и дизайном, полностью достигнута.





























Литература


  1. Данилова Л.И. Камень, глина и фантазия. – М.: Просвещение, 1991

  2. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник/В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014

  3. Калинин М., Павловская Л., Савиных В. Рукоделие для детей. – Минск: Полымя, 1997

  4. Кискальт И. Солёное тесто, М.: «АСТ-Пресс», 1998

  5. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М. ООО ТЦ «Сфера», 2001

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988

  7. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства: учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2007

  8. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей. Издание «Книга по Требованию», 2010

  9. Савиных В.П. Умельцу о художественных материалах. – Минск: Полымя, 1997

  10. Силаева К.В. Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: Издательство «Эксмо», 2003

  11. Технология: 1-й кл.: учебник для четырёхл. нач. шк./О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Астрель, 2009



0Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/Под ред.Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988

0Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник/В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014



0Данилова Л.И. Камень, глина и фантазия. – М.: Просвещение, 1991



0Савиных В.П. Умельцу о художественных материалах. – Минск: Полымя, 1997

0Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М. ООО ТЦ «Сфера», 2001



0Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник/В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!