СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в начальной школе -шаг в будущее для каждого ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить  детей тому, что поможет в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе -шаг в будущее для каждого ребенка»

КАРТА АВТОРСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА


1. Название проекта: «Проектная деятельность в начальной школе - шаг в будущее для каждого учащегося».

2. Автор проекта: Алексеева Нина Ивановна, учитель начальных классов.

3. Образовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Русская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.Н. Алексеева.

4. Аннотация проекта (краткое описание, обзор информации о проекте, его приоритетах; ответить на вопрос: к каким конструктивным изменениям приведет реализация проекта?)

Как научить детей тому, что поможет им в повседневной жизни. Как научить человека стать успешным. Эти вопросы стоят перед каждым учителем. Моя задача помочь ученику начальной школы научиться развивать свой потенциал, ставить перед собой цели и достигать их. Для этого необходимо ученика поддержать, чтобы он мог планировать свою работу для достижения поставленных целей, подобрать необходимые средства, освоить нужные методы, вносить изменения в свои действия.

В своей работе я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе использую метод проектной деятельности. Этот метод эффективен как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Думаю, что если правильно направить деятельность младших школьников на применение данного метода, то ему будет легко применить свои умения для достижения не только предметных, но и метапредметных результатов в основной школе.

В его основу входит направленность учащихся на получение результата после постановки и решения той или иной теоретической или практической проблемы. Результат может быть внешним (его можно увидеть, применить в реальной жизни) и внутренним (собственный опыт). Внутренний результат становится бесценным достоянием ребенка, остается в его сознании на долгие годы.

Считаю, что моя работа по реализации проектной деятельности актуальна именно сейчас: с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и организацией работы по функциональной грамотности.


6. Целевая аудитория проекта (дать характеристику целевой аудитории, аргументировать выбор целевой аудитории; ответить на вопрос: каковы основания выбора целевой аудитории, система вовлечения для участия в проекте?).

Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов.

Современные дети — это не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и правильно применять знания. Именно в начальной школе надо научить младших школьников целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности с учетом психических процессов (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и т.д.), потому что если ребенок научиться «сам учиться», то он сможет справиться с любыми задачами. Учитель должен быть рядом и направлять потенциал ребенка для достижения поставленных задач в урочной и внеурочной деятельности.


7. Обоснование актуальности проекта (предоставить общее описание проблемной ситуации, которую планируется решить посредством реализации проекта; ответить на вопрос: в чем состоит актуальность и востребованность реализации данного проекта в современных условиях развития образования и социальной сферы?)

Актуальность проекта основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей (дети не всегда могут добыть информацию самостоятельно). Удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Эта работа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать различные виды деятельности, в том числе школьники должны овладеть компетенциями, которые помогут им в дальнейшем получить образование и ориентироваться в повседневной жизни.


8. Цель и задачи проекта (последовательно перечислить цель и задачи проекта).

Цель: применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при систематизации информации из различных источников.

Задачи:

- формирование позитивной самооценки, самоуважения;

- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог,

  • способности доброжелательно относиться к товарищу по команде,

  • воспитание целеустремленности и настойчивости,

  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.


9. Содержание и технологическое обеспечение проекта (дать обоснование предлагаемых форм, методов, технологий, обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач; ответить на вопрос: какие изменения, усовершенствования, новации были или будут внесены в процесс профессиональной деятельности с целью достижения планируемых результатов?).

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектные технологии применяются мною в урочной и внеурочной д6еятельности.

Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный, практический, коммуникативный, проблемный, поисковый, игровой, исследовательский.

Формы работы с детьми: беседы, игры, просмотр видеофильмов, использование информационных технологий, экскурсии, целевые прогулки (по селу), тематические вечера, организация выставок, представление работы одноклассникам, мозговой штурм.

Формы работы с родителями:

- индивидуальные консультации;

- родительские собрания;

- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, тематические семинары с помощью компьютерных технологий, помощь детям в поиске информации);

- экскурсии.

Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле «пять П»:

- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.

- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.

- презентация – публичное предъявление результатов проекта.

На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

Работа над проектами способствует расширению кругозора учащихся, формированию умений работать с нужной информацией, реализовать поставленные перед собой творческие задачи.

Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности, учитываю следующие моменты.

1. Возрастные и индивидуальные особенности. Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют ее успех.

2. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.

3. Создавать группы количеством не более 2-3 человек (у меня в классе 5-7 учеников).

4. Избежать «подводных камней»: сделать многое за детей. На всех этапах подготовки проекта учитель должен выступать в роли консультанта и помощника, а не эксперта.

Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

  • проявить себя,

  • попробовать свои силы,

  • приложить свои знания,

  • принести пользу,

  • показать публично достигнутый результат.

По итогам защиты проекта поощряю не только тех учащихся, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности тех детей, кто задавал умные, интересные вопросы к выступающим одноклассникам. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта. И я стараюсь поощрить каждого ученика, участвовавшего в проекте. Это может быть подготовленный заранее смайлик или наклейки с надписями: Молодец! Так держать! Самый любознательный!

В учебном процессе я использую такие типы проектов, как творческие, исследовательские и информационные.

Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики, можно назвать следующие:


  • Проект «Пишем письмо Деду Морозу

экологический проект «Река, протекающая в нашей местности», «Моё село»,


-Создание книги о буквах своими руками «Весёлый алфавит»




-«Забота людей о животных зимой»











-«Правила дорожного движения»



- «Я участник бессмертного полка», «Я помню. Я горжусь!», «Полотно Победы»


- «Письмо ветерану»




-«Дети войны»



исследовательский проект «Солдат, добывший нам победу Фоменко И.А»






- «Нам есть чем гордиться», «Россия-моя история»



исследовательский проект «Моя родословная»





-творческий проект «Мама-лучший друг», «Доска почета наших мам»




творческий проект «Завтрак для мамы»




  • Проект к 60 -летию Космонавтики «Я –Гагарин»








Проект по экологии «Щётка, сдавайся»






Все материалы по проектам находятся в портфолио учащихся в классе.



10. Анализ ресурсов проекта (собственные и привлеченные ресурсы) (дать обоснование кадровым, материально-техническим ресурсам, необходимым для реализации задач проекта).

Кадровый ресурс: заместитель директора по воспитательной работе, учитель, педагог организатор, педагог психолог, учащиеся начальной школы, родители (законные представители).

Материально-технические ресурсы:  наличие компьютерной техники в кабинетах,  наличие единой локальной сети в школе,  наличие необходимого проекционного оборудования (медиапроектор),  наличие множительной и копировальной техники.

Информационно-коммуникативные ресурсы: видео материалы, печатные материалы, школьная библиотека, сайт школы.

Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности.

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.


11. Сроки реализации проекта. Поэтапный план реализации проекта (предоставить план мероприятий, необходимых для подготовки и реализации проекта с указанием сроков исполнения).


Сроки реализации проекта: 4 года (1-4 класс).

Это достижение 3 уровней результатов:

сделать по месяцам

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции…



Циклограмма долгосрочного (годичного) учебного проекта:

п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.

Сентябрь – октябрь

Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

Октябрь

Составление развернутого плана работы.

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

Ноябрь – декабрь

5

Структурирование информации.

Декабрь – февраль

Проведение исследования

6

Изготовление продукта.

7

Оформление продукта.

Март

Подготовка чистового варианта

8

Выбор формы презентации.

Апрель

Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

Май

Защита проекта

11

Самооценка и самоанализ.



Циклограмма проекта, выполняемого в ходе проектной недели:

п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.

До начала проектной недели

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

1- ый день

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

5

Структурирование информации.

2 – 3 дни

6

Изготовление продукта.

7

Оформление продукта.

3 – 4 дни

8

Выбор формы презентации.

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

5 день

11

Самооценка и самоанализ.





Циклограмма проекта, выполняемого на уроках:

п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.

1- ый урок

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

Неделя между 1-м и 2-м уроками

5

Структурирование информации.

2-ой урок

6

Изготовление продукта.


7

Оформление продукта.

Одна – три недели между 2-м и 3-4-м уроками

8

Выбор формы презентации.

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

3-4 уроки

11

Самооценка и самоанализ.



Циклограмма мини - проекта:

п/п

Этапы деятельности учащихся

Сроки

1

Постановка проблемы.

1-ый урок

2

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.

3

Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.

4

Подготовка продукта.

Сбор информации.

1-2 уроки


5

Структурирование информации.

6

Изготовление продукта.

7

Оформление продукта.

8

Выбор формы презентации.

9

Подготовка презентации.

10

Презентация.

2 урок

11

Самооценка и самоанализ.


12. Ожидаемые результаты реализации проекта (дать обоснование ожидаемым результатам, критериям и показателям результативности, способам их отслеживания и фиксации; ответить на вопрос: какие изменения произойдут в профессиональной деятельности педагога и/или с участниками проекта в результате его реализации и каким образом можно оценить эти изменения?).

В результате работы над проектной деятельностью, я убедилась в том, что проектное обучение даёт неплохие результаты в воспитании и обучении детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, развивает ключевые компетентности учащихся, формирует навыки «быть успешными», подготавливает их к реальным условиям жизнедеятельности. Проектная деятельность развивает творческие способности и помогает учащимся в учёбе.

В процессе проектной деятельности учащиеся приобрели следующие общеучебные умения и навыки (пусть пока не в полном объёме, но над этим будем ещё работать):


Интеллектуальные

  • целеполагание

  • планирование

  • моделирование

Поисковые (исследовательские)

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию;

  • умение запросить недостающую информацию у учителя;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.


Работа в сотрудничестве

  • умение коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнером;

  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

Презентационные

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Показатели результативности.

1. Повышение качества образования.

2. Создание условий для раскрытия личностного потенциала школьников, повышения их саморазвития и самообразования.

3. Создание системы методического обеспечения внедрения проектной технологии в образовательную деятельность.

4. Создание системы урочной и внеурочной деятельности в рамках проектного взаимодействия.

5. Повышение количественных показателей успешности обучающихся (участие и победы на конкурсах, фестивалях, проектах разного уровня, повышения результатов обучения).




13. Социальные эффекты от реализации проекта (дать обоснование социальной эффективности проекта, представить показатели; ответить на вопрос: какие социальные эффекты, возможно, отсроченные во времени, будут достигнуты благодаря реализации проекта?).

Проектная деятельность помогает в образовательном процессе. У учащихся улучшается познавательная активность, появляются информационные умения, коммуникативные умения, повышается самостоятельность. Дети становятся общительными, приобретают творческие навыки и умения.

Работа над проектом дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

Таким образом, стремление ребёнка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях – с другой, создают благоприятную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Считаю, что проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. И делает шаг вперед-шаг в будущее каждого ученика!


14. Анализ устойчивости проекта (в чем состоят основные риски проекта? каковы возможные пути решения противоречий и рисков?).

Думаю не подходит


Любое действие, направленное на будущее, предполагает, что оно может окончиться по-разному. Можно получить желаемое «по максимуму», можно удовлетвориться частичным достижением цели, не исключен и вариант полного фиаско.

Если не правильно выбрать тактику и не просчитали риски работы, проект может оказаться провальным. Вот почему важно знать все стороны выбранного предмета проектной деятельности. Можно выделить следующие риски.


  1. В ходе проектирования должна решаться личностно-значимая для школьников проблема, которая формулируется обучающимися. На практике часто учителя сами называют ее. Однако следует учесть, что детям в начальной школе трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Для этого целесообразно подвести их к формулированию проблемы наводящими вопросами.

  2. Организация этапа целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко.

  3. Неумении учениками составлять план деятельности на этапе планирования проекта. Учитель должен научить учащихся сопоставлять цели и задачи, для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана.

  4. Неумение детей работать в сотрудничестве. Для этого существуют различные психологические игры и упражнения.

  5. Отсутствие или недостаточный уровень информационных умений у обучающихся. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор. Учителю необходимо отрабатывать данное умение на занятиях.

  6. На этапе презентации, когда обучающиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем. Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем мы это сделали? Какие умения нужны были для этого? Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом? Какой опыт приобрели каждый в отдельности и в группе?




Риски

Пути их решения

1

Выбор темы, проблемы:

интересна ребенку;

исполнима, оригинальна, необычна, быстро выполнима, увлекательна.

- Наводящие вопросы, беседа

- Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т. п

- Мотивация

2

Организация этапа целеполагания

Прием «Дерево целей». Метод SMART


Выдвижение гипотезы

Приём «мозговой штурм» для непосредствен­ной формулировки темы проекта;


3

Планирование проекта

На уроках составлять план пересказа, сочинений, решения задач и т. п.

4

Работа в группе, команде, сотрудничестве

Метод «Ажурная пила»

Возможности использования: - при работе с текстом. Каждый учащийся получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал). Идёт обмен информацией. Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т. к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией.

5

Отсутствие или недостаточный уровень развития информационных знаний и умений у обучающихся

Обучать находить необходимый материал из нескольких источников, учить анализировать его и делать выбор. Оформлять.

7

Рефлексия

анализировать свою деятельность

Что мы сделали? Как мы это сделали?

Зачем мы это делали?

Какие умения нужны были для этого?

Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом?

Какой опыт мы приобрели каждый в отдельности и в группе?




8

Презентация проекта

Презентация - это  витрина проекта . Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Презентация - это речь и регламент

9

Распределение ролей

Учитель – консультант, мотиватор, наблюдатель.

Обучающийся – выбирает, принимает решения, выстраивает, оценивает.

Родитель – помогает, советует, направляет





Выбрать что то одно


15. Перспективы развития проекта (дать обоснование возможности распространения данных, опыта, методики, технологии работы в рамках проекта для творческого применения в иных педагогических системах деятельности; ответить на вопрос: кто и каким образом сможет использовать результаты и материалы инновационного проекта?).



В процессе работы с применением проектной деятельности мне пришлось изучить труды многих ученых, педагогов, освоить новую педагогическую технологию и научиться новым формам и методам работы, совершенствуя свое мастерство. Поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. При проектном методе я научилась организации и планированию, поняла важность и необходимость проектирования для детей. Я поняла, что проектная деятельность совмещает инновационные педагогические технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.





Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.



Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, безболезненно переходить из начальной школы в основную, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.



Мне понравилась работа в этом направлении, и я с большим удовольствием порекомендовала бы своим коллегам обязательно использовать этот метод в своей работе.




Использованные ресурсы:


1.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

2.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005.

3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

4. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

5. https://infourok.ru/elektronnyj-praktikum-riski-realizacii-proekta-4297353.htm

6.https://ds04.infourok.ru/uploads/doc/075c/0016005b-8550bc07.docx

7. https://infourok.ru/problemi-organizacii-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnih-klassah-3806900.html


8.www.eduportal44.ru/Manturovo/mant_sch_5/5_new/SiteAssets/DocLib23/Домашняя/проект%20перехода%20школы%20в%20режим%20эффективной%20работы%20(pdf.io)%20(25).pdf

9.https://myslide.ru/presentation/skachat-otchet-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoj-s

10.https://33grodno.schools.by/pages/innovatsionnyj-proekt

11. http://shkola-ershov.ucoz.net/Innovac_deyat/programma_innovacionnoj_dejatelnosti.pdf

12. https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/08/25/proektnaya_deyatelnost_v_nachalnyh_klassah_v_usloviyah_fgos.docx


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!