СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»











Тема: «Проектная деятельность в начальной школе»





Учитель начальных классов

Кузьмина Наталья Николаевна









Новомосковск

Проектная деятельность в начальной школе


Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов.

Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.

В настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.

Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу.

В прошлом учебном году я начала вести «Школу проектов». Первые шаги в неизвестность. Но постепенно, изучая метод проекта, мы с детьми, посещающими кружок, шли вперед. Ребята быстро и с интересом включались в работу, на помощь приходили родители. И к концу учебного года были готовы первые проектные и исследовательские работы в рамках кружковой работы.

Метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения. Поэтому метод проектов я постепенно стала применять на уроках.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащиеся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; они самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.

Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.

Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?” Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.

Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.

Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие. В этом учебном году обучающиеся 4-х классов готовят проектные и исследовательские работы в рамках уроков по ОПК и ОСЭ.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая продолжается в течение определённого отрезка времени.

При создании проектов я использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.

В своей работе придерживаюсь следующих требований:

  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся.

  2. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.

  3. Проект является значимым для окружения учащихся – родителей, знакомых.

  4. Работа по проекту является исследовательской.

  5. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.



Что является критериями успеха работы над проектом?

  • достижение конечного результата

  • создание активной команды участников проекта, способная продолжать работу в будущем

  • результат проекта может быть использован другими коллективами

  • информация о проекте широко распространена.

  • затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

  • получено удовольствие от своей деятельности.



Как мы работаем над проектами?

Работу делим на несколько этапов:

1. Подготовка:

а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;

б) делим учащихся на группы.

2. Планирование:

а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию.

Для этого ребятам необходимо:

  • Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

  • Записать важную информацию, которую узнали из книг, газет и журналов.

  • Спросить у других людей.

  • Записать интересную информацию, полученную от других людей.

  • Просмотреть телематериалы.

  • Записать то необычное, что узнали из фильмов.

  • Использовать Интернет.

  • Записать то новое, что узнали с помощью компьютера.

б) Определяем способы представления результатов; (доклад, сценарий, книга, презентация, рисунок, поделка, газета)

в) Распределяем обязанности в группах.

3. Исследование.

а) формулируем проблему;

б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;

в) выбираем методы исследования.


Для этого детям надо:

  • Подумать самостоятельно над вопросами:

    • Что я об этом знаю?

    • Какие мысли я могу высказать про это?

    • Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

  • Понаблюдать.

  • Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы.

  • По возможности сделать фотографии или зарисовки.

    • Провести эксперимент.

      • Записать план и результаты эксперимента.

4. Результаты и выводы:

Анализируем информацию и формулируем выводы.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка, альбом, журнал и др.; конкретный результат, готовый к внедрению.

5. Представление или отчёт (проходит на школьной проектной неделе, родительском собрании, на классном часе, перед общественностью).

6. Оценка результатов и процесса - организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.

После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.

Если кратко определить всю работу над проектом, то можно выделить принцип «пяти П»:

  1. Проблема.

  2. Проектирование.

  3. Поиск информации.

  4. Продукт.

  5. Презентация.

Опираясь на свой, пока еще, небольшой опыт, я пришла к выводу:

  • Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям.

  • Постепенно дети включаются в поисковую деятельность.

  • Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.

  •  Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.  

Результаты работы уже видны. Все ученики, занимающиеся проектно-исследовательской работой, могут самостоятельно найти информацию и ответить на поставленный вопрос. Обучающиеся приобщаются к творчеству, самостоятельности, принимают участие в разных конкурсах, проектах, учатся мыслить и достигать результата в коллективной деятельности.

Я призываю вас, уважаемые учителя, внедряйте в свою работу проектную деятельность! Пусть проект станет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Но не забывайте, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель. Мы с вами только координируем действия учащихся. «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком, последнее за учителем”. Коллингс








Кузьмина Наталья Николаевна Проектная деятельность в начальной школе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!