Аналитический отчёт учителя истории и обществознания Головей Л.М.
По организации проектной деятельности в 5-7 классах
Цель:получение объективной информации об уровне сформированности у обучающих 5-7 классов метапредметных результатов (регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий).
В течение 2018-2019 учебного года проектная деятельность осуществлялась в рамках учебного предметов обществознание и история .
Содержание проектной деятельности представлено в таблице:
Название темы в курсе и проекта | класс | Тип проекта | Кол-во участников | Уровень% (низкий базовый повышенный) |
Предмет «Обществознание» |
Из истории нашей средней школы №4 | 5 | Информационный индивидуальный | 49 | Н-12 Б-19 П-18 |
Государственные символы России. | 5 | Информационный групповой | 49 | Н-4 Б-21 П-24 |
Мы – многонациональный народ Праздники в РФ | 5 | Творческий групповой | 49 | Н-10 Б-11 П-28 |
Свободное время. Мое хобби. | 5 | Творческий индивидуальный | 49 | Н-7 Б-10 П-32 |
Одноклассники, сверстники, друзья | 5 | Творческий индивидуальный | 49 | Н-4 Б-13 П-32 |
Труд и творчество. Моя любимая поделка. | 5 | Творческий индивидуальный | 49 | Н-1 Б-13 П-35 |
Символы Называевского района | 5 | Информационный групповой | 49 | Н-4 Б-16 П-29 |
На пути к жизненному успеху | 6 | Творческий индивидуальный | 49 | Н-6 Б-16 П-27 |
Конфликты в межличностных отношениях | 6 | Информационный индивидуальный | 49 | Н-12 Б-23 П-14 |
Человек славен добрыми делам. Мои добрые дела. | 6 | Творческий индивидуальный | 49 | Н-7 Б-20 П-22 |
Будь смелым. Подвиг, который я совершу | 6 | Творческий индивидуальный | 49 | Н-0 Б-11 П-39 |
Человек и человечность Добрые дела вокруг нас | 6 | Информационный групповой | 49 | Н-2 Б-15 П-22 |
Защита Отечества | 7 | Информационный групповой | 44 | Н-23 Б-18 П-3 |
Мастерство работника Моя будущая профессия | 7 | Творческий индивидуальный | 44 | Н-20 Б-13 П-11 |
Частная собственность в Называевском районе | 7 | Информационный индивидуальный | 44 | Н-20 Б-15 П-9 |
Обмен, торговля, реклама Вещь,которую я продаю | 7 | Творческий индивидуальный | 44 | Н-19 Б-19 П-6 |
Экономика семьи | 7 | Творческий индивидуальный | 44 | Н-11 Б-29 П-4 |
Охранять природу – значит охранять жизнь. | 7 | Творческий индивидуальный | 44 | Н-21 Б-15 П-8 |
Предмет « история» |
Искусство древних египтян | 5 | Исследовательский индивидуальный | 49 | Н-18 Б-20 П-11 |
Религия древних греков. | 5 | Творческий индивидуальный | 49 | Н-12 Б-25 П-12 |
В рыцарском замке | 6 | Исследовательский групповой | 49 | Н-9 Б-28 П-12 |
Формирование культурного пространства единого Российского государства | 6 | Исследовательский групповой | 49 | Н-14 Б-24 П-12 |
Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 6 | Исследовательский индивидуальный | 49 | Н-10 Б-27 П-12 |
Высокое возрождение | 7 | Творческий групповой | 44 | Н-20 Б-17 П-7 |
Государства Поволжья,Северного Причерноморья,Сибири в середине XVI в | 7 | Исследовательский индивидуальный | 44 | Н-19 Б-19 П-6 |
Народы России в XVII в | 7 | Исследовательский индивидуальный | 44 | Н-19 Б-19 П-6 |
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 7 | Исследовательский индивидуальный | 44 | Н-19 Б-19 П-6 |
Выводы:
При выполнении проектов обучающиеся должны были решить следующие задачи:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации, собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Проведенный анализ результатов метапредметных УУД показывает, что при выполнении групповых проектов обучающиеся успешно:
-распределяют необходимые функции для выполнения групповых проектов
- демонстрируют стремление в исполнении составленного плана и активно контролируют своих действий,
- используют ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации
- проявляют активность в планировании (но активность снижается к 7 классу)
- демонстрации лидерских качеств (снижение к 7 классу) .
Также необходимо заметить, что, выполняя групповые проекты в 6-7 классах, обучающиеся больше ориентировались на партнера . Поэтому, можно предположить, что обучающимся в учебном процессе предоставляется недостаточная самостоятельность, для них привычней реализовывать тот план действий, который предлагает учитель или более активный одноклассник.
Почти все учещиеся (5-6 кл.) принимали участие в презентации проектов. Это значит, что готовность к использованию ИКТ, публичному выступлению сформирована на достаточно высоком уровне.
Результаты наблюдений за обучающимися в ходе проведения группового проекта показали, что уровень сформированности метапредметных действий у обучающихся достаточно высок: в среднем все действия сформированы около 60% , но снижается к 7 классу ( менее 30 %). Подростки этого года обучения относятся к групповым проектам без особого желания, что говорит о низком уровене мотивации участников группы.
Анализ индивидуальных проектов показывает, что:
- дети самостоятельно осуществляют постановку учебной задачи ,
-планируют пути достижения образовательных целей, выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- работают с дополнительной информацией, формулируют и обосновывают выводы и т. д.;
- используют современные источники информации,пользуются не только сетью интернет, но и архивами библиотек, воспоминаниями живых участников событий.
- решают творческие задачи, представляют результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
- используют ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Можно сделать вывод, что индивидуальные (особенно творческие) проекты вызывают у детей особый интерес и активность ( за исключение 7-х классов, где к реализации таких проектов приступали не более 20 % учащихся). Кроме того, не все учащиеся вовремя приступали к выполнению проектов и затягивали процесс презентации своих проектов, что усложняло работу на последующих уроках. К сожалению, не всегда есть возможность использовать лабораторное оборудование и дополнительные источники творчества( краски, качественная бумага,фломастерыи тд..) позволяющего выполнять проекты.
Рекомендации для учителей
по формированию коммуникативных и регулятивных УУД у обучающихся:
- обеспечить реализацию программы формирования универсальных учебных действий учителем при изучении предметов учебного плана;
- объединить усилия учителей, преподающих различные предметы, в формировании у обучающихся регулятивных умений,
- в ходе организации урочной деятельности предлагать обучающимся задания, при решении которых будут формироваться перечисленные коммуникативные и регулятивные действия;
-подолжать работу в 8 классе над групповыми проектами;
-контролировать своевременное исполнение и презентации проектов4
-обеспечить преемственность работы по формированию коммуникативных и регулятивных умений на уровне основного общего образования.