СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках русского языка и культуры речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка занятия по теме  «Нормативное употребление слов. Лексические ошибки и их исправление» с применениемт проектной деятельности на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках русского языка и культуры речи»

ТОГАПОУ «ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»












Проектная деятельность на уроках

русского языка и культуры речи


( методическая разработка открытого урока по теме «Нормативное употребление слов. Лексические ошибки и их исправление»)













МИЧУРИНСК, 2019





Проектная деятельность на уроках русского языка и культуры речи

(методическая разработка открытого урока по теме «Нормативное употребление слов. Лексические ошибки и их исправление»)



Печатается на правах рукописи по решению предметно-цикловой комиссии общего гуманитарного, социально-экономического, математического и естественнонаучного цикла «Промышленно-технологического колледжа».


Автор:

Пономарёва Т.А., преподаватель ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»








Данную методическую разработку можно использовать на уроках по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся СПО.






Рецензенты:

Серова Л.А., кфн

Подвочатная Е.Н., ст. методист













Содержание:


  1. Конспект урока «Нормативное употребление слов. Лексические ошибки в речи и их исправление».

  2. Программа урока-конференции.

  3. Проект «Лингвистическая экспедиция: о состоянии русского языка в наши дни»

  4. Проект «О языковой культуре телеведущих».

  5. Проект «Лексические ошибки в речи политиков».

  6. Проект «Тексты современных песен с точки зрения нормативности русского языка».

  7. Проект «Молодёжный сленг как явление массовой культуры 21 века».

  8. Экспертная оценка публичной защиты проектных работ.

  9. Материалы к буклету по итогам конференции.
























Конспект открытого урока


Преподаватель: Пономарёва Татьяна Александровна

Предмет: русский язык и культура речи

Группа: 2 ПК

Тема: «Нормативное употребление слов. Лексические ошибки в речи и их исправление»

Тип урока: систематизация знаний

Вид урока: урок-конференция


Цели:

обучающий аспект:

закрепить понятие «языковая норма»;

проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества;

формировать стремление овладеть правильной и яркой речью;

развивающий аспект:

развивать способности сравнивать, анализировать материал и делать выводы;

формировать навыки проектно-исследовательской деятельности, коммуникационные навыки;

продолжать развивать навыки публичных выступлений.

воспитательный аспект:

привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

призвать студентов к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

воспитывать патриотизм, чувство ответственности за родной язык, чувство уважения к культуре русского народа.


Методы: метод проектов.

Оборудование:

мультимедийные презентации, раздаточный материал (бланки «Экспертная оценка публичной защиты проектных работ», буклеты с рекомендациями «Как научиться говорить без ошибок»), проектор, фонограмма, видеосюжеты.















Организа-ционный момент


Здравствуйте, я рада приветствовать всех на нашем уроке, тему которого вы видите на экране «Нормативное употребление слов. Лексические ошибки и их исправление». Урок сегодня необычный, он пройдёт в форме конференции, где будут представлены результаты проектно-исследовательской деятельности студентов. Перед вами – бюллетени участников конференции, вы будете заполнять их в течение урока и оценивать работы выступающих.

Вступи-тельное слово


Наш разговор сегодня о русском языке. Его называют «великим и могучим», о нём писали Александр Сергеевич Пушкин и Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой и Михаил Михайлович Пришвин.

Еще Михаил Васильевич Ломоносов находил в нем «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского...».

Но можно ли считать, что богатства языка, созданного великими предками, неистощимы? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка? Этот актуальный вопрос определил тему нашей конференции «Мы сохраним тебя, русский язык?»

Обратимся к видеофрагменту.

Просмотр видеофрагмента


  • «Ералаш», сюжет «Почему мы так говорим?»

Постановка цели урока


Наверное, «всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно», как сказал классик.

Русский язык... Нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и красоте? Оказывается, надо! И не только говорить: он достоин самой большой заботы и сегодня как никогда нуждается в программной государственной поддержке. Недаром, В.В. Путин, президент РФ, предложил 2015 год объявить Годом литературы.


Защита проектов, подготовленных учащимися.

Задача этапа: представление результатов проектной деятельности обучащихся.

Выступле-ние проектной группы «Лингви-стическая экспеди-ция: о состоянии русского языка в наши дни».


П Р Е –

З Е Н Т А- Ц И Я № 1


Хочу представить вам первую участницу нашей конференции с проектом «Лингвистическая экспедиция». Она расскажет о состоянии русского языка в наши дни.


Выступление проектной группы «Ошибки в речи телеведущих»



П Р Е –

З Е Н Т А- Ц И Я № 2



В прежние времена речь дикторов центрального телевидения была образцом правильной речи, эталоном грамотности, жестко подчинялась правилам русского языка. Что можно сказать о языковой культуре современных телеведущих? Я хочу дать слово представителю следующей проектной группы, которая занималась исследованием речи телеведущих.


П Р Е

Выступление проектной группы «Ошибки в речи поли-

тиков»


П Р Е –

З Е Н Т А- Ц И Я № 3


Слово предоставляется представителю проектной группы, которая исследовала речь политиков и чиновников – государственных деятелей. Можно ли их выступления считать образцом грамотной речи?


Выступление проектной группы «Ошибки в текстах современных песен»


П Р Е –

З Е Н Т А- Ц И Я № 4


Большой популярностью пользуются современные эстрадные песни. Может быть, их тексты лишены ошибок и являются образцом правильной, выразительной и богатой речи?

Я предоставляю слово следующей проектной группе, которая исследовала тексты популярных современных песен.


Выступление проектной группы «Молодёжный сленг»


П Р Е –

З Е Н Т А- Ц И Я № 5


В чём же причина негативных тенденций в развитии русского языка? Большинство исследователей сходится во мнении, что проблема основана на слишком активном проникновении в литературный язык разговорного, просторечного языка. Так ли это? На этот вопрос попытается ответить проектная группа, исследовавшая молодёжный сленг.


Подведение итогов проектной деятельности

Реф-

лексия

Выступления участников конференции показали, что сейчас русский язык переживает трудное время. В нём происходят стремительные негативные изменения, он истощается, теряет свой блеск, глубину. Давайте снова обратимся к теме нашей конференции: «Мы сохраним тебя, русский язык?» Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос? (Ответы студентов).

Спасибо за ваше мнение. Если каждый из присутствующих положительно ответил на поставленный вопрос или задумался над ним, то наша встреча не прошла для вас даром. Думаю, что все собравшиеся здесь искренне хотят подружиться с языком и научиться применять свои знания не только на уроках, но и в повседневной жизни.

Следуя традициям любой конференции, мы предлагаем вам буклеты с рекомендациями.

Итоги экспертной оценки публичной защиты проектных работ мы подведем на втором уроке. Спасибо за внимание!















ПРОГРАММА

студенческой конференции в гр. 2 ПК

«МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК?»

(Нормативное употребление слов. Лексические ошибки и их исправление)

9 декабря 2013 года

ТОГАОУ СПО «Промышленно-технологический колледж»

Конференц-зал, 8.55-9.40


1. Открытие конференции.

2. Защита проектно-исследовательских работ.

3. Подведение итогов конференции.

Порядок защиты результатов проектно-исследовательской деятельности

1. Кварацхелия Марика (авторская группа: Кварацхелия М., Горбунова Е., Игнатова А.), «Лингвистическая экспедиция: о состоянии русского языка в наши дни».

2. Ламонова Яна (авторская группа: Игнатьев А., Ламонова Я., Осин Д., Нестеров П.), «О языковой культуре телеведущих».

3. Струков Сергей (авторская группа: Струков С., Ларина Т., Моисеев Д.), «Лексические ошибки в речи политиков».

4. Толпеев Виктор (авторская группа: Толпеев В., Зорин Д., Зорин О.), «Тексты современных песен с точки зрения нормативности русского языка».

5. Краснослободцева Анастасия (авторская группа: КраснослободцеваА., Крумкаченко А., Саенко В., Засимов А.), «Молодёжный сленг как явление массовой культуры 21 века».



Спасибо за участие.


Комментарии к слайдам презентации

«Лингвистическая экспедиция:

о состоянии русского языка в наши дни»

(авторская группа: Кварацхелия М., Горбунова Е., Игнатова А.)



















В Москве на конференция «Языковая культура» с тревогой о современном состоянии русского языка и его судьбе выступили многие общественные деятели, писатели, поэты, депутаты, члены правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасение:

61% населения РФ употребляет нецензурную лексику,

28% говорит на компьютерном языке,

и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.

Очевидно, что говорить на хорошем русском языке могут далеко не все. Даже в средствах массовой информации встречаются разнообразные отступления от литературной нормы.

Норма – это единообразное, образцовое употребление слов, словосочетаний, предложений.Норма защищает литературный язык от потока диалектных, просторечных и жаргонных явлений, помогает ему сохранить свою целостность.

Изучением языка и его проблемами занимаются лингвисты.

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира. Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка.

Вот и мы задумались над вопросом о том, нужно ли вообще говорить грамотно.Мы решили провести своё лингвистическое исследование и выяснить у студентов колледжа, нужно ли бороться за чистоту русского языка? Или мы и так хорошо понимаем друг друга?

Мы задавали вопросы студентам групп 1Т, 16, 4ТТ, 2ТГС и вот какие данные получили.

На вопрос «Нужно ли говорить правильно?»

90%опрошенных ответили – да, нужно,

10% - «нет, не обязательно».

На вопрос «Зачем говорить правильно?» были получены ответы:

правильная речь - показатель образованности человека;

это помогает людям понимать друг друга;

правильная речь раскрывает красоту русского языка.

Исправите ли Вы собеседника, если он допустит ошибку?

65% - да, исправят,

35% - нет.

Те, кто исправят ошибку, сделают это:

чтобы в дальнейшем собеседник не допускал ошибок

из-за уважения к русскому языку;

чтобы показать свою грамотность.

Не исправят ошибку, потому что:

это некорректно;

сами не имеют необходимых знаний;

это неуважение к собеседнику.

Таким образом, большинство опрошенных студентов считает, что необходимо говорить правильно, но далеко не все могут исправить собеседника, если он допустит ошибку, то есть относятся к ненормированной речи вполне сносно и терпимо. А это приводит, на наш взгляд, к плохим последствиям.

Совсем недавно, 21 ноября 2013 года, в университете Дружбы Народов состоялось Российское литературное собрание. Здесь встретились писатели, поэты, учителя литературы и книгоиздатели, а открыл встречу Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Он с сожалением отметил, что уровень владения русским языком среди молодежи снижается. В результате «классическая литературная речь или богатейший народный колорит сегодня воспринимаются исключением, а пренебрежение правилами родного языка – становится нормой». «В том числе и в СМИ, и в киноиндустрии». Путин призвал формировать среду, «в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современности станут правилом хорошего тона».

Так давайте сохраним богатство и красоту русского языка! Ведь по словам писателя-фронтовика Бориса Васильева, «наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу».

Спасибо за внимание!







Комментарии к слайдовой презентации проекта

«О языковой культуре телеведущих»

(авторская группа:

Игнатьев А., Ламонова Я., Осин Д., Нестеров П.)



Поэт Василий Кириллович Тредиаковский утверждал, что «О природном своем языке больше, нежели о всех прочих, каждому надлежит попечение иметь…» Задумываются ли над качеством своей речи люди, которых мы видим на экранах своих телевизоров, так ли хороша и безупречна их речь?

Мы предполагаем, что телеведущие часто допускают речевые ошибки, поэтому их речь нельзя считать образцовой.

Задача нашего проекта: проанализировать речь телеведущих с точки зрения её соответствия нормам современного русского литературного языка.

Если учесть, что современный человек – это уже не человек читающий, а человек, смотрящий телевизор, то роль телевидения в процессе формирования речевых норм, несомненно, возросла за последние годы.

Чаще всего телеведущие допускают в своей речи различные лексические ошибки, связанные с неправильным сочетанием слов, допускают ошибки и недочёты в словоупотреблении. Например, Алексей Пивоваров: «УХУДШАЕТСЯ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ народа». (Правильно: «Снижается уровень жизни народа»).

Марат Сетдиков: «Чтобы УЛУЧШИТЬ КРИМИНОГЕННУЮ ОБСТАНОВКУ в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме». (Правильный вариант: «Чтобы изменить криминогенную обстановку в городе...» или «Чтобы улучшить общую обстановку в городе...»).

«Радушные хозяева накормили нас разнообразным подбором национальных блюд». (Подбором накормить нельзя, предложение составлено неправильно. Надо было сказать: «накормили нас разнообразными национальными блюдами»).

Лексические ошибки в речи телеведущих связаны с незнанием значений слов и устойчивых выражений, а поэтому их неправильным употреблением в речи. Очень часто с экранов телевизора можно слышать выражение «В эпицентре событий». (Греческое слово epi означает «над, сверх». Следовательно, эпицентр – это область на поверхности Земли, расположенная непосредственно НАД очагом (землетрясения). Поэтому «быть в эпицентре событий» все равно, что «быть НАД центром событий».

Очень живучей ошибкой оказалось употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Например: «Город надо переименовать обратно...».

Нередко ведущие «Новостей» начинают предложение со слов «в этой связи»: «В этой связи хочется вспомнить и о недавних событиях». (Правильный вариант: «В связи с этим...»).

Приведем ещё несколько примеров неправильной сочетаемости слов:

«Необходимо объяснять журналистам о том, что...» (Правильно сказать: « ... разъяснять журналистам то, что ...»);

«Мне приходится делать вид о том, что...» (Правильно сказать: « ... делать вид, что...»);

«Раздувать истерию о том, что мы «сливаем» информацию...» (Правильный вариант: «Раздувать истерию по поводу того,

что ..»);

«Выступал о том, что отрасль рентабельна» (Правильный вариант: «...говорил о том, что...» или «выступал с мнением (утверждением), что ...»).

Иногда телеведущие неудачно подбирают слова, что приводит к двусмысленности фразы. «Много молодых пар РАЗВЕЛОСЬ за последние годы». Возникает вопрос: молодых пар стало больше или меньше?

Телеведущие допускают в своей речи неуместное повторение слов.

«Вопреки СЛОЖИВШЕЙСЯ ситуации, которая СЛОЖИЛАСЬ сейчас в России» (тавтология).

«...Президент сегодня ОБРАТИЛСЯ С РАДИООБРАЩЕНИЕМ по случаю праздника...» (тавтология, т.к. 2 однокоренных слова).

«Мы наблюдали некоторые СТРАННЫЕ АНОМАЛИИ» (плеоназм).Аномалия - (греч.) уклонение от обычного, несходство с обыкновенным, отступление в каком-либо явлении природы; изъятие, исключение, уклонение, причуда, необычайность, странность. Значит АНОМАЛИЯ не может быть не странной, поэтому слово СТРАННЫЕ в этом высказывании лишнее.

Андрей Малахов, ведущий программы «Пусть говорят»: «Ребёнок - это ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ!»(Личность – человек как носитель каких-либо индивидуальных свойств, лицо. Поэтому слово ИНДИВИДУАЛЬНАЯ здесь употреблять не нужно.

Ещё примеры тавтологии: «Пожар возник на очень высокой высоте», «Репортер проводил репортерское исследование», «Отличившиеся в этой операции награждены государственными наградами».

Многие телеведущие допускают употребление в своей речи слов-паразитов: «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «понимаешь», «именно» и других. Александр Васильев, ведущий программы «Модный приговор»: «Чёрный цвет, как бы, усугубляет мимические складки кожи». (Зрителям остаётся не понятно: усугубляет или нет). Роза Сябитова, ведущая программы «Давай поженимся»: «Как бы, она неплохой выбор для вас, в принципе».

Нарушение норм в постановке ударения составляют самую многочисленную группу погрешностей в речи телеведущих. Андрей Малахов, ведущий программы «Пусть говорят»: «Вы не должны иметь таких намерЕний!» (Правильно: намЕрений).Лариса Гузеева, ведущая программы «Давай поженимся»: «Не бАлуйте мужчин, они быстро привыкают к хорошему». (Норма: не балУйте).

Итак, мы убедились, что телеведущие часто допускают в своей речи ошибки, и поэтому в настоящее время речь, звучащая с экрана и в эфире, вносит свой «вклад» в «размывание языковой нормы», вместо того чтобы быть образцом точности и грамотности. Я считаю, что с этим, конечно, нужно бороться.

Так пусть же ведущие говорят, но без ошибок!!! Как это делали настоящие дикторы, речь которых можно считать образцовой: Валентина Леонтьева, Ангелина Вовк.

















Проект «Лексические ошибки в речи политиков»

(авторская группа: Струков С., Ларина Т., Моисеев Д.)



«Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит»(Д.С. Лихачев). Давайте прислушаемся к речи современных политиков и чиновников. Можно ли назвать их публичные выступления - ораторским искусством или красноречием?

Ораторское искусство - это гармоничное сочетание правил построения художественной речи, приемов актерского мастерства и психологических техник.

Предполагаем, что в речи современных политиков и чиновников часто встречаются лексические ошибки, не допустимые в литературном языке.

Задача проекта: найти ошибки в речи современных политиков и чиновников, анализируя газетные статьи и телевыступления, и систематизировать эти ошибки.

Какова парламентская речь в идеале? Правильная, экспрессивная, она должна привлекать внимание не нарушением норм, а их соблюдением, быть содержательной, емкой. И будь это митинг, парламентские слушания или международные встречи.

Что же мы слышим из уст чиновников и политиков в реальности?

Одна из ошибок - нарушение лексической сочетаемости. Например: «Какие доходы вы зарабатываете?" (Доходы получают, а не зарабатывают. Зарабатывать можно зарплату). «Большое значение стали играть сетевые графики». Слово «значение» сочетается со словом «иметь», а слово «играть» сочетается со словом «роль». Следовательно, правильный вариант: « стали играть роль» или «стали иметь значение».

Следующий пример: «Более компромиссный вариант: снижение повышения».

(«Снижение повышения» - это очень трудно представить. Это неудачное сочетание слов).

«Мы надеялись получить ответ на эти опасности». Автор высказывания нарушил лексическую сочетаемость. Он, наверное, хотел сказать «Ответ на эти угрозы».

Другой пример: «Каждый день 300 МИЛЛИАРДОВ РУССКИХ ДЕНЕГ, ДОЛЛАРОВ, работают на чужую экономику». В данном предложении допущена лексическая неточность. Потому что русские деньги – это рубли.

«Я думаю, что несколько интересных фигур на достаточно ключевые должности от «Яблока» будут уже при новой президентской власти». Возникает вопрос: а что, существуют «недостаточно ключевые»?

Неправильно образованы грамматические формы слов:«Ваше коварство еще более хуже». «Хуже» - это простая сравнительная степень от прилагательного «плохой». Составная сравнительная степень – «более плохой». Но «более хуже» сказать нельзя.

«Бойкот наркотиков должен стать в России нормой» (Что, наркотики могут объявить бойкот? Правильный вариант: «бойкот наркотикАМ»!)

«Согласно указа президента России об учреждении стипендии…» (Предлог «согласно» управляет дательным падежом, поэтому правильно будет «согласно указу»).

«Я не вижу оснований за то, чтобы этот законопроект не принимать» (Неправильно употребили предлог, надо: «…НА ТО», а не «за то».

Следующий вид ошибок - неудачное использование лексического повтора. Например, такое высказывание: «Поясню, почему ПОЗЖЕ и после даже чего ПОЗЖЕ. ПОЗЖЕ об этом скажу». «Лишь бы КОГО-НИБУДЬ, только чтоб КОГО-НИБУДЬ, вот из КОГО-НИБУДЬ как-нибудь сформировать правительство».

Ещё один вид ошибок - неразличение паронимов (слов, похожих по звучанию). Например: «Да, я суеверный. Человек не может жить без веры». Автор высказывания не видит различия между понятиями «вера-суеверие». Эти 2 слова не являются синонимами.

1. Суеверие – это предрассудок, убежденность в чем-то сверхъестественном.

2. Вера – это отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога.

Просторечие и жаргон - наиболее распространенные злоупотребления парламентариев. Выражаясь по-простому, они намереваются слыть "своими", быть ближе к народу, используют лексику низкого стиля, которая не должна звучать «с трибуны».

«Он, конечно, классный мужик!» (здесь неоправданно употреблено просторечное слово). «При помощи отработанных приемов мастера черного пиара без труда делают из героя монстра, а из подонка - пример для подражания» (автор высказывания также допустил просторечное слово).

Работая над проектом, мы столкнулись и с противоположным явлением в речи чиновников и парламентариев - говорить непонятно и употреблять новые заимствованные слова. «То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе» (сказал Г.Флобер).

В одной из газет мы нашли выражение: «Ставка рефинансирования». Кто-нибудь объяснит, что это такое? В толковых словарях слова «рефинансирование» мы не нашли, также как и слово «секвестр». Интересно, как это было бы по-русски?

Название одного из законов РФ написано по-русски, красиво звучит, но далеко не каждому понятно. Прочитаем его название «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ». Такое явление в языке называется «приверженностью штампам».

Некоторые государственные деятели допускают лексическую неточность и как следствие двусмысленность фразы: «Надеяться на то, что мы накормим страну одними лишь фермерами, нереально» (Оказывается, фермеров можно есть?)«У нас столько бумаг в Думе, что у меня в голове не умещается» (Оставим эту фразу без комментариев).« Еще ни один Гитлер не перегрыз горло ни одному русскому солдату!" (А что, Гитлеров было много?)

Иногда создаётся впечатление, что речь некоторых представителей власти - идеальное пособие по стилистическим, грамматическим и лексическим ошибкам. Обратимся к видеосюжету.

Итак, политики и чиновники часто нарушают лексические нормы современного русского языка:

  • допускают в своей речи неправильные грамматические формы слов,

  • ошибки в выборе слов,

  • лексические повторы,

  • сознательно используют иноязычные слова, штампы, а также грубую, просторечную лексику, жаргонизмы.

Некоторые современные политики и чиновники обладают низким уровнем речевой культуры и их речь нельзя назвать образцовой.










Комментарии к слайдовой презентации проекта

«Тексты современных песен

с точки зрения нормативности русского языка»

(авторская группа: Толпеев В., Зорин Д., Зорин О.)

По мнению психологов, песня – очень важный фактор, влияющий на речевое поведение, т.к. проникает в подсознание людей. Слушая современные эстрадные песни, могут ли юноши и девушки почувствовать пленительную красоту родного языка, получить эстетическое наслаждение от звучания родной речи?

Мы предполагаем, что современные эстрадные песни отличаются простотой содержания. В их текстах встречаются лексические ошибки, нарушаются лексические нормы, что негативно влияет на слушателей разных возрастов.

Задачи проекта: найти негативный речевой материал в текстах современных песен;провести языковой анализ современных песен сточки зрения соответствия языковым нормам современного русского языка.

Для осуществления поставленных задач мы провели опрос студентов нашей группы и выяснили, какие песни они слушают и какие строки помнят наизусть.Позже мы провели языковой анализ текстов этих песен. И в результате выяснили, какие ошибки допускают исполнители. А ведь эти ошибки укрепляются в нашей памяти вместе с самой песней.

Рассмотрим примеры. Юлия Савичева, в одной из песен собственного сочинения использовала словосочетание «пламя огня». Слова «пламя» и «огонь» - синонимы.Сказать «пламя огня» все равно, что «дождь ливня» или «буран метели». Здесь нарушена лексическая сочетаемость.

«Дни ожидания, сны и желания самые первые, самые ранние», - поёт Алсу. В этой фразе допущена грубая ошибка. Порядковое числительное «первый» нельзя использовать с определительным местоимением «самый». В русском языке есть числительное первый, второй, третий, но нет числительного самый первый! Ни один спортивный комментатор не скажет: «Иванов пришел к финишу самый первый, а Петров – первый!»


Кстати, часто в текстах песен

встречается выражение - «самый лучший». Это неправильно образованная форма превосходной степени прилагательного «хороший». Правильно говорить «самый хороший» или «лучший».


Употребление сниженной лексики становится модным приемом современной эстрадной песни. В примере, который вы видите на слайде

(«Ты такой ой-ёй, что хочется плакать,
Но я на мобильном и мне по барабану.
Я недотрога, а ты супермачо
Играем, играем, а чё, чё?»), мы нашли просторечные слова и выражения, свойственные разговорной речи: «Я на мобильном», «Мне по барабану», «чё-чё». Автор текста (сознательно или нет) демонстрирует весьма небогатый словарный запас.

Поэт и критик Антон Антонович Дельвиг ещё в 19 в. писал, что современные поэты часто путают две вещи: выражать нечто неясное и неясно выражаться. Когда люди пытаются выразить нечто неясное, получается словесная каша. У автора и исполнителя песен группы «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко встречаем строки: «и нервным улыбкам тошнит еще больше»; «воздух с завтрака плавит»; «ночью все ясно, если ты мне молчишь». Не понятно, что хотел сказать автор.

Стремление выразиться изощренно приводит к рождению таких выражений, как «ее профиль на сердце высечен ароматами гладиолусов», «аппликации леса в реке вертикальной», «почерк машинный, наскальный», «речные часы», «опыты крови», «изумрудные брови, колосящиеся под знаком луны». Автор строк И. Матвиенко.

В текстах современных песен часто встречаются ошибки, связанные с лексической избыточностью. Это повторение лексического значения одного слова другим или повтор однокоренных слов в пределах предложения. Например:«Целую неделю капают капели» («Братья Гримм»), «Я с чистого листа хочу листать» (В.Дайнеко), «Бордовый горизонт, бордовое Бордо в бокале» (Ёлка) , «А пока разлучает разлука» (И. Аллегрова), «Нежной рукою обниму» (группа «Руки вверх»). (Правильно сказать: НЕЖНО ОБНИМУ. Не нужно уточнять, чем именно ОБНИМУ. Обнимать можно только руками, но ничем другим).

Анализируя тексты популярных песен, мы находим логические неувязки. «Не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла» (Всё-таки непонятно: быстро ушла или не спеша);

«Я промолчу исподлобья робко…»;

«Припаду, рыдая, к цветам и ноздрями землю втяну» ;

«Закрой мои глаза холодной кожей рук».

Авторы песен смело обращаются и с синтаксическим управлением, неправильно используют предлоги.« А в (на) бессонницу грешишь почему-то», «Увидел седину в (на) своих висках», «Стоят девчонки – юбки по колено». (По колено бывает море, а одежда бывает ДО колена).

Очень распространенная ошибка, которая встречается в современных песнях – это неправильное словесное ударение. «Из-за нераздЕленной (неразделЕнной) любви…», «НезаконнорОжденный (незаконнорождЕнный) мой сын…», «ПорвАлась (порвалАсь) струна и теперь моя песенка спета»,

«Если ты не звОнишь мне», «Утром звОнит (звонИт) телефон», «Нас не разлУчат (разлучАт) никогда» (Никита).

Ошибка в постановке ударения закрепляется в подсознании слушателей и становится трудно справиться с ней. Особенно в тех случаях, когда она проникает в речь «фанатов», поклонников того или иного исполнителя.

Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…» Современная же эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка.

Тексты многих современных песен свидетельствуют о нарушении таких качеств речи, как чистота, богатство, логичность и выразительность, а также имеют примитивное содержание. «Девушка ушла, я был с ней груб, вылетел в трубу многонедельный мой труд…» Это слова из текста современной песни о неразделённом чувстве. Какие эмоции они могут вызвать? К сожалению, такие простые по передаче содержания песни типичны для современной российской эстрады и естественны для подростков и молодежи.

Теперь давайте посмотрим, как написал о том же самом чувстве - безответной неразделённой любви - великий мастер литературного слова. Стихотворение «Я вас любил…» написано в форме послания. Оно невелико по своему объему, кратко и в то же время ёмко в способах передачи мысли, поэт находит особые изобразительные средства, повышенную точность слова. Для передачи глубины своего чувства он использует такие слова, как: безмолвно, безнадежно, искренно, нежно. Лирический герой в этом стихотворении — человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину, но желающий ей добра. Это стихотворение легло в основу романсов разных композиторов, в том числе и современных. (АУДИОЗАПИСЬ).

Вы, конечно же, узнали автора этих строк. Это Александр Сергеевич Пушкин. А стихотворение написано в 1829 году.

Итак, при проведении данной работы мы, обнаружили и описали наиболее типичные отступления от языковых норм в текстах популярных песен, убедились, что многие современные эстрадные песни отличаются простотой содержания и отсутствием глубокого смысла. Всё это негативно влияет на слушателей разных возрастов. Обозначенная проблема настолько актуальна, что требует и серьезного научного осмысления.


Проект «Молодёжный сленг как явление массовой культуры 21 века»

(авторская группа: КраснослободцеваА., Крумкаченко А.,

Саенко В., Засимов А.)






Восточная мудрость гласит: «Человек познается по его языку так, как плохой орех по своей легкости». Очевидно, что в последнее время русский язык стал обедняться. Ученые связывают это с тем, что в речи многих людей - образованных и необразованных, интеллигентных и малокультурных – все чаще встречается табуированная (другими словами, нецензурная лексика), а также ненормативная лексика: жаргон и сленг.

Данные слова звучат и с экрана телевизора, их можно услышать по радио и прочитать в газетах, журналах, где обсуждаются довольно серьезные темы.

Сленг – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи в молодежной среде, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

К сожалению, современного студента невозможно представить совсем без сленга. Поэтому мы решили проанализировать речь молодых людей с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими сленговых слов. Нами было проведено анкетирование среди студентов нашего колледжа, в котором приняли участие группы 1Т, 16, 2 ПК, 4 ТТ.С помощью анкетирования мы определили:

круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов;

мотивы употребления жаргонизмов в речи;

отношение студентов колледжа к жаргонным словам, которые они употребляют.

Пользуясь результатами анкетирования, мы разбили жаргонные слова на следующие тематические группы: оценка человека, действия, производимые человеком, качество и образ действия, название бытовой техники, еда.

Оценка людей (положительная или отрицательная): ботаники, предки, братаны, лохи, тормоза, пофигисты.

Что же они целыми днями делают?Прикалываются, прутся, кидают друг друга, ставят на счетчик, достают, отрываются, врубаются, догоняют, тащатся, отмазываются, забивают стрелки, наезжают, грузят, сваливают, заценяют, чешут, линяют, клубятся, тусуются и устраивают разборки.

Как они это делают?Безбашенно, круто, без понтов и все им от этого по барабану или параллельно.

Названия бытовой техники:

телевизор – телик;

компьютер – комп;

сотовый телефон – сотик, мобильник, мобила, труба;

ноутбук – ноут, нотик;

флешка – флеха;

клавиатура –клава.

Пища и процесс ее поглощения:

Есть, съесть, поесть – бомбить холодильник, загрузиться, зажевать, ударить по кишке, хавать, схомячить, заточить, храпать.

Еда пища – хавка, хавчик, поедуха.

В речи опрошенных нами студентов чаще всего встречаются следующие сленговые слова: клёво, чувак, облом, отстой, фигня, валяй, заметано, ништяк, общага, стипуха, зашибись, ё-моё, блин-даёшь, круто, супер, тачка. А в речи группы 2 ПК (будущих программистов) встречаются также чисто профессиональные: винда, видюха, сидюха, глюкнулся, авишник, винт, болванка и другие.

С какой целью студенты используют сленг в речи?

По результатам опроса:

52 % молодых людей считает, что употребление жаргонных слов в речи делают её понятной для друзей.

10%опрошенных с помощью жаргона пытаются преодолеть недостаток слов в речи.

8 % считают, что это модно и современно,

7% без жаргона не могут связать слова в речи.

23% не указали причины употребления жаргонных слов.

По словам К.И.Чуковского, «многие из этих слов, настолько метки и так точно отражают жизненные явления, что должны стать литературными». Отчасти я согласна с этим мнением. Например: На вопрос «Как было на дискотеке?» можно, конечно, ответить «изумительно, прелестно, замечательно, очаровательно, прекрасно», но это будет лицемерием, ибо нельзя про дискотеку сказать, что там было прекрасно. Это не прекрасно. Там было именно «прикольно». А вот в театре - можно сказать - «прекрасно», «замечательно».

Кроме этого, использование сленга и жаргона может выполнять определенную художественную функцию. Трудно представить, например, чтобы одна из героинь популярного фильма «Ме­сто встречи изменить нельзя» Манька Облигация называла себя настоящим именем — Мария Афанасьевна Колыванова, а вместо крылатой фразы: «Не бери на понт, мусор!» — произнесла: «Товарищ милиционер, пожалуйста, не обманы­вайте и не провоцируйте меня»...

Поверили бы мы этому отрицательному персонажу?.. Наверное, нет. Ведь развязная речь героини - это показатель низкого уровня её воспитания, культуры, её образа жизни. И в данном случае в качестве художественного приёма жаргон уместен. Но это никак не пример для подражания.

Обратимся снова к высказываниям наших студентов:

- Когда стипуха?

- Ты чё, не въехал?

- Не надо крошить батон на уши!

- Давай не гони.

- А за свой базар мы отвечаем.

Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей. Следовательно, сленг обедняет русский язык, засоряет его ненужными, лишними словами. Надо учиться обходиться без них, если мы хотим производить о себе хорошее впечатление.

Вывод:

1. сленговая лексика ограничена интересами людей;

2. сленг возможен только в устной речи или в качестве художественного приёма;

3. сводит общение к примитивной коммуникации!

В результате русский язык теряет свою красоту и выразительность.

Закончить своё выступление я хотела бы красивым стихотворением-напутствием, призывом Владимира Солоухина:

"Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя».






























ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ



Проектные группы





Критерии оценки

(max 2 балла)

  1. соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта

  1. доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, результатах

  1. устная коммуникация: ясность, эмоциональность донесения информации

  1. оформление презентации (контрастность, мультимедийные элементы)

  1. целесообразность наглядности,

уровень ее использования

  1. владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении

  1. соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут)

  1. культура выступления (чтение с листа или рассказ, обращенный к аудитории)

Общая сумма баллов



ФИО эксперта _____________________________________________________________

рекомендации

«Как научиться говорить без ошибок»

П о итогам конференции

«Мы сохраним тебя, русский язык?»



Как часто отсутствие грамотной и связной речи подводит в разговоре с собеседником. Людям, страдающим косноязычием, не умеющим грамотно донести свои мысли до окружающих, приходится в жизни туго. Предлагаем несколько советов, как научиться говорить правильно и красиво:

 следи не только за тем, что сказать, но и как сказать;

 

 не используй слова, значение которых тебе неизвестно. Ты можешь оказаться в смешной ситуации. Прежде чем использовать незнакомое слово, узнай его значение в толковом словаре;

 постоянно пополняй свой словарный запас. Самый простой и результативный способ обогащения лексикона – чтение литературы и специальные компьютерные игры;

 в речи, как и в быту нужно бороться с паразитами. Даже приличные слова могут быть мусором, засоряющим речь. Избегай многословия и пустых фраз!

 красиво говорить – значит говорить по делу. Избегайте сложных речевых конструкций, когда в этом нет необходимости;


 вежливо исправляй своих собеседников, если заметишь ошибки в их речи, с благодарностью воспринимай, если обоснованно исправят тебя;

 научись свободно произносить трудные слова, проверь в них правильность ударения;

 

 говоря вслух, слушай себя как бы со стороны - это помогает избавиться от произносительных ошибок.

 



Помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и неправильно писать.

 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!