СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как средство для духовно- нравственного воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство для духовно- нравственного воспитания.»

Проектная работа как средство для духовно- нравственного воспитания.


Афанасьева А.А.,

Учитель начальных классов

ГБОУ Ермолаевская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ОВЗ.


Согласно новым федеральным стандартам, задачей современного образования является не только подача определенных знаний учащимся, но, в первую очередь, воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В связи с этим мы создали программу духовно-нравственного развития , по которой мы работаем второй год. Одним из направлений данной программы является раздел под названием «Мы учимся для жизни». Сюда отнесена проектная деятельность, но нам бы хотелось перечислить и другие виды деятельности в этом направлении.

Итак, проектная деятельность занимает значительное место и создает оптимальные условия для решения задач духовно-нравственного воспитания. В процессе работы над проектом дети приобретают практические навыки за пределами школы - интерната, адаптируются к современным условиям жизни, учатся добывать нужную информацию самостоятельно. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, толерантность и т.д.

Опыт работы с детьми показал, что создание проекта позволяет максимально привлечь всех детей к обсуждаемой проблеме, расширить их кругозор по заданной теме. Итогом работы над проектом служит получение продукта общих или индивидуальных усилий (альбом, макет, книжка-малышка, поделка, рисунок, презентация). При этом учащиеся получают удовольствие как от проделанной работы, так и от общения, сотрудничества со сверстниками, учителем и родителями. Готовность к обсуждению проблемных ситуаций, умения находить эффективные пути их решения воспитывает в детях взаимопонимание, терпимость, коммуникативные навыки. Всё вышесказанное можно рассмотреть на примере выполненных детьми проектно-исследовательских работ.

  1. Проект «Наши пернатые друзья», приуроченный к декаднику

« Помоги птицам». Цель- формирование у детей ценностного отношения к живой природе.

  1. Проект «Зеленый лук – здоровью друг», проводимый в рамках недели здоровья. Цель- формирование потребности в здоровом питании.

  2. Проект «Удивительное рядом». Цель – развитие наблюдательности, умение видеть прекрасное в обыденном.

  3. Проект «Моя родословная». Цель – формирование у учащихся ценностного отношения к семье, своим предкам, уважение к традициям своей семьи, создание генеалогического древа.

В процессе работы, по словам детей, они узнали много интересных фактов о своих предках, их занятиях, а также интересно было узнать о происхождении их фамилии, значении имени.

Во время защиты проектов учащиеся класса не являются пассивными слушателями выступающего, они активно вступают в беседу, задают интересующие их вопросы, дополняют выступления товарищей.

Обогащению нравственного мира школьников, развитию их эстетического вкуса, познавательного интереса к истории своего края способствуют посещение краеведческого музея в селе Ермолаево, поездка в детскую библиотеку, что оставило неизгладимое впечатление и бурю эмоций у детей.

Наиболее распространенной формой организации воспитательного процесса являются классные часы и внеклассные мероприятия, которые раскрывают большие возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности.

Так, например, на классном часе по теме «Мой лучший друг» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.

«Доброта и отзывчивость»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для нас являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.

В процессе общения с детьми мы пришли к выводу, что тема нравственности более близка и понятна детям, чем тема духовности. Поэтому сочли необходимым по мере возможности время от времени раскрывать перед детьми удивительный мир духовной жизни.

Дети приняли активное участие в конкурсе « Пасхальное яйцо» (2017г.). Этому предшествовала очередная беседа о том, что символизирует яйцо, историю праздника Пасхи, что сопровождалось презентацией. В прошлом году совместно с детьми был оформлен стенд по этой теме, поэтому дети кое-что о традициях, связанных с празднованием Пасхи, уже знали. А что такое «Курбан Байрам?», «Ураза Байрам?» дети ответить затруднялись.

Хочется отметить, что несмотря на слабую информированность детей в вопросах православия , мусульманства они с большим интересом и удовольствием слушают, воспринимают, участвуют в беседах, задают много вопросов по данной теме. Нам, как учителям, очень приятно и отрадно видеть заинтересованные лица детей.

Если сравнить сегодняшних учеников с теми, которые пришли в прошлом году в 1 класс, то можно заметить разницу: постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, мы видим, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.

Один мудрый человек сказал: «Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведет к просветлению души».

От себя лишь добавим, что не только учитель должен «зажигать духовный свет в ученике», но и все общество, которое его окружает. И только тогда мы сможем увидеть в нем то, к чему неустанно стремимся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!