Воркшоп
Проектная деятельность
как форма организации работы с одаренными детьми
Ольга Сергеевна Безденежных
olga197601@mail.ru
В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности — это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.
Проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя. Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность» [1].
Проект — это «пять «П»»:
Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
Проектирование (планирование деятельности).
Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
Продукт (изготовление, оформление продукта).
Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
Виды проектов:
1. Классификация проектов по количеству участников:
индивидуальные.
Парные.
Групповые.
2. Классификация проектов по доминирующей деятельности:
Исследовательский.
Информационный.
Ролевой (игровой) имитируют социальные или деловые отношения.
Творческий – нацелен на результат в жанрах художественного творчества.
Практико-ориентированный - предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса.
Виды проектов | Сущность проекта | Представление результатов |
1.Исследовательский | Имеет структуру, приближенную к научным исследованиям по истории и обществознанию. Включает обоснование актуальности избранной темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей, задач исследования, его методов. | Письменное оформление, формулировка выводов и обозначение проблем на дальнейшую перспективу. Примерные темы: - «17 октября 1905 г.: Манифест или Конституция»; - «Отношение немецкого народа к Сталинграду: вчера и сегодня»; - «Возрождение казачества: история и перспективы»; - «Роль местного самоуправления в развитии области, города»; -«Демографические проблемы региона». - Повседневная жизнь блокадного Ленинграда. - Развитие культуры в блокадном Ленинграде. |
2.Информационный | Направлен на обучение учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный проект. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (анализ литературы, СМИ, баз данных, в том числе и электронных, методы анкетирования, интервьюирования), ее обработка (анализ, обобщение, сопоставление и т. д.) . | Публикация в СМИ статей, например, об истории родного края (в годы Вов-факты, что летом и осенью 1942 г. решалась судьба страны). Размещение в сети Интернет информации об истории и жизни школы. Анализ данных социологического опроса, например: «Считаете ли вы необходимым восстановление храма в нашем поселке?». Сравнительно-сопоставительный анализ, например: «Политика Ивана Грозного и И. В. Сталина: сравнительная характеристика» и др. |
3.Ролевой (игровой) имитируют социальные или деловые отношения | Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? | |
4.Творческий – нацелен на результат в жанрах художественного творчества | Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п. | |
5.Практико-ориентированный - предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.). | Это проекты обязательно предполагающие практический выход. Выполнение изделия удовлетворяющее конкретную потребность и затрагивающее интересы всех участников проекта либо направленное на решение общественных проблем | |
3.Классификация проектов по продолжительности:
мини-проекты.
Краткосрочные проекты.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта.
Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится" в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
4. Классификация проектов по комплексности:
(по предметно-содержательной области)
монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Надпредметные (социальные) проекты.
5. По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективным.
В своей педагогической практике я чаще всего использую такие типы проектов, как практико-ориентированные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
Огромный интерес среди школьников вызвал творческий проект «Моя семья», «Мое хобби». Ребята готовили не только мультимедийные проекты, но и устраивали выставки своих работ (картины, поделки, коллекции). Выполняя исследовательский проект «История малой родины в истории страны», необходимо было показать взаимосвязь процессов, происходящих в разных сферах общества в 90-е гг. в Чернянском районе. Большой интерес вызвал практико-ориентированный мини – проект по праву по теме «Занятость и трудоустройство», целью которого было составление резюме при устройстве на работу. Обучающиеся активно принимают участие в конкурсе «Юный мэр» в рамках реализации муниципального проекта «Формирование инновационного кадрового резерва». Участвуя в конкурсе «Моя законотворческая инициатива», был разработан проект «Закон, который нужен молодежи», который занял первое место на региональном этапе. Участвуя в конкурсе социальной рекламы «Молодежь против наркотиков», был создан видеоролик, который занял призовое место в муниципальном этапе конкурса. Лучшим в районе признан проект «Дорога к обелиску» в рамках проекта «Я – гражданин России». Говоря о коллективных надпредметных проектах невозможно переоценить участие детей в таких социальных проектах как «Утро ветерана», «Георгиевская ленточка», «Солдатская каша».
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами станем участниками социального проекта «Малая родина в сердце России». В процессе данного проекта будет создан экскурсионный маршрут по памятным местам Белгородской области.
Работа над мини-проектами. Представление результатов работы участниками воркшопа.
Подведение итогов, рефлексия
Литература
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб-ка). ISBN 5-89415-400-6