СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность - эффективный метод формирования функциональной грамотности в тесной связи с коммуникативными умениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность - эффективный метод формирования функциональной грамотности в тесной связи с коммуникативными умениями»

Региональная практическая конференция

обучающихся и педагогических работников

« ЭВРИКА - Х », приуроченной к Году семьи.













« Проектная деятельность -

эффективный метод формирования функциональной грамотности в тесной связи с коммуникативными умениями. »



Выполнила :

Горбачёва С.Н.,

учитель начальных классов,

МКОУ СОШ №9 г. Россоши





2024 г., март

Введение.

Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обусловлена необходимостью научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения, познавательную самостоятельность и активность. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически: ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психологическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Очень важно при этом развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Важнейшим становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе. Это и есть аспект формирования функциональной грамотности.

Цели и задачи: исследовать основные пути развития проектной деятельности и взаимосвязь с коммуникативными методами, которые являются аспектом формирования функциональной грамотности.

Задачи:

  1. Рассмотреть значимость и необходимость формирования функциональной грамотности;

  2. Формирование коммуникативных умений

  3. Обосновать взаимосвязь проектной исследовательской деятельности в тесной взаимосвязи с коммуникативной культурой и успешными методами её формирования;

  4. Проанализировать формирование функциональной грамотности, последовательность развития коммуникативности и проектно-исследовательской работы в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

  • добывать новые знания;

  • применять полученные знания на практике;

  • оценивать свое знание-незнание;

  • стремиться к саморазвитию.

Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

В первую очередь наша задача - это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу. Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он создаёт почву для обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат.

Проектную деятельность можно отнести к эффективному методу развития функциональной грамотности тесную связь с коммуниктивными умениями. «Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы,…проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности» (Новый словарь методических терминов и понятий).

Актуальность проектной деятельности заключается в том, что дети в процессе работы решают нестандартные задачи, анализируют нестандартные ситуации, раскрывают свой творческий потенциал, повышают свою самооценку. Возрастает интерес к процессу обучения и воспитания. «В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как  система  внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного  действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия (И.С. Сергеев).

Педагоги необходимо обладать умением "раскручивать" программный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения). В начальных классах эти приёмы мы использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения,  внеурочной деятельности и классных часах. Благоприятная почва подготовленная в начальной школе обязательно даст свои плоды в среднем и старшем звене.

Коммуникативные умения:

  • вступать в диалог с учителем и сверстниками;

  • высказывать и аргументировать свою точку зрения;

  • воспринимать аргументы собеседника;

  • обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре);

договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща.

Результаты овладения универсальными учебными коммуникативными действиями представляют собой 2 группы (ФГОС НОО, п. 42.2):

- общение и совместная деятельность, которые необходимы в процессе проектной и исследовательской деятельности. Рассмотрим подробнее каждую из них.

1. Общение:

– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

– проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

– создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;

– подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

2. Совместная деятельность:

– формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

–  проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

–  ответственно выполнять свою часть работы;

–  оценивать свой вклад в общий результат;

–  выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

По мнению ряда психологов, проектная деятельность формирует коммуникативную компетентность личности как систему качеств, включающих:

- творческое мышление;

- культуру речевого действия;

- культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

- культуру жестов и пластики движений;

- культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

- культуру эмоций.

Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной   успешности    младших   школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта. На каждом этапе работы над проектом решаются коммуникативные задачи.

1) На первом этапе - постановки  проблемы и  решение проблемной ситуации, взятой  из реальной жизни, знакомой и значимой для детей, ставили цель и задачи, определяли продукт деятельности. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагается план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом  научится поддерживать диалог с собеседником.

2) На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планируется необходимая деятельность. Обсуждая проблему,  дети выясняют  новые источники информации, учитель  направляет мысль детей  в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и  поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

3) На третьем этапе  дети  самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания  должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать  собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.

4) На четвертом этапе подготовки к презентации решаются речевые задачи такие как,  развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах.

Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции Гришановой И.А. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников. По-моему мнению, они имеют практическое применение в образовательной среде. В качестве параметров выступают:

- когнитивный параметр: способность проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности.

- поведенческий: способность располагать к себе одноклассников, умение шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху, способность речью, мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.

- эмоциональный : способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса и темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в ситуации конфликта.

Можно отметить, что из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков (и соответственно, коммуникативных УУД), является достаточно сложной. Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у младших школьников.

Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной   успешности    младших   школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта.

Под коммуникативной успешностью  следует подразумевать «многоаспектное личностное образование, результат приобретения  учащимися положительного  опыта учебной коммуникативной деятельности,   которая проявляется      в   стремлении   детей   включиться   в   учебное        общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности».

В рамках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем.

Под коммуникативной культурой понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, на основе внутренних возвожностей, необходимых для построения эффективного коммуникативного дейcтвия в ситуациях межличностного общения. На оcнове изучения психолого-педагогической литературы можно констатировать, что овладение учащимиcя коммуникативной культурой предполагает, как минимум, развитие трех категорий умений:

- коммуникационныe или рeчевые: умениe ясно и четко излагать мысли; умениe убеждать; умение аргументировать; умение строить доказательcтво; умениe выносить суждения; умение анализировать высказываниe.

-умения восприятия: умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную (мимику, позы и жесты), понимать подтексты и др.), умениe понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта, сопереживания), умение анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии).

-умения взаимодействия в процессе общeния: проводить беседу, перeговоры, обсуждение, вежливо излагать мысли, задавать вопросы, увлечь за собой, сформулировать трeбование,

- умениe общатьcя в конфликтных ситуациях, умение управлять своим

В последнеe врeмя школа все большe стала опираться в построeнии процесса обучения на его интерактивные формы взаимодeйствия, рассматривая эти формы как основу личностного развития школьников. [2].  Актуальность поднятой проблемы заключаeтся в том, что залогом успешного формирования функциональной  грамотности учащихся является правильная организация учeбной деятeльности на уроке, которая строится на взаимном уважении и довeрии, на сотрудничeстве учитeля и учeника. Потрeбность в общeнии, рeализации коммуникативной  культуры – это пeрвое проявление  воплощения в жизнь функциональной  грамотности рeбенка.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников-чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности  данных  умений  влияет  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но  и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом.  
Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности.

Поэтому очень важно развивать в детях коммуникативные качества личности. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. «Коммуникативность» - это способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Что может человек, живущий в социуме, если он не умеет общаться? Человек, лишенный общения, не может нормально развиваться.

Не всегда в процессе обучения у каждого из учеников есть возможность проявить себя. Метод учебных проектов является тем механизмом, который позволяет создать в классе индивидуальную среду ребенка (среду деятельности, круг общения). Проектная работа дает возможности для самореализации и самопрезентации себя перед одноклассниками и взрослыми. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребенка. Если же проект носит индивидуальный характер, то это возможность для каждого ребенка работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе. В групповой проектной работе дети берут на себя определенные роли: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик.

Теперь я  постепенно учу детей  работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Все пункты проговариваются, фиксируются в тетради. Далее учащиеся собирают информацию, готовят всё необходимое для оформления продукта проекта. На уроке проект оформляется и презентуется классу. В работе над проектами в начальных классах активное участие и помощь оказывают родители. Не всегда удаётся реализовать цели в рамках урока. Некоторые наблюдения и исследования нужно провести в домашних условиях, поработать с домашним архивом, словарями, интернет- ресурсами и т.д. Родители мотивируют, помогают и консультируют в поиске информации, оформлении проекта. В процессе проектной деятельности ребятам для решения задач проекта неоднократно приходилось делится на творческие группы. Дети приобретали навыки коллективной работы, учились помогать друг другу, отвечать за свою работу и за работу группы в целом. Они выполняли разные роли: ответственный (командир), член группы, оформитель, репортер, ведущий, технический исполнитель, экскурсовод и др. Роли менялись. Повышалась значимость каждого ребенка в классе.

К концу работы над проектом дети научились критически оценивать свои действия, находить ошибки, недочеты, определять их причины и пути исправления недостатков. Они с огромным удовольствием отмечали не только свои успехи, но и успехи одноклассников. Следует отметить, что коммуникация оказывает значительное влияние на успех проекта, поскольку эффективная коммуникация способствует сотрудничеству, принятию обоснованных решений, управлению рисками и удовлетворению заинтересованных сторон. И наоборот, плохая коммуникация может привести к недопониманию, неэффективности и отсутствию доверия, что в конечном итоге приведет к провалу проекта. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно.

В заключении с уверенностью могу отметить, что в процессе проектной деятельности у учителя есть возможность успешно развивать функциональную грамотность. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость от реализации и представления своих открытий. Младший школьный возраст благоприятное время для развития коммуникативных универсальных учебных действий. В данный период происходит произвольное становление адекватной самооценки, развивается критичность в отношении себя и окружающих, развиваются навыки общения с одноклассниками, усваиваются нормы нравственного развития, социальные нормы. Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую важную значимость в образовательном процессе. «Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
К.Д.Ушинский


Список используемых источников :

  1. Адамьянц Т.З. О коммуникативных навыках современных детей. Институт социологии российской академии наук [Электронный ресурс]: Институт социологии Российской академии наук – режим доступа: http://www.isras.ru/blog_ad_2.html

  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. – Москва: Просвещение, 2008. – 151 с.

  3. Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / И.А. Гришанова. – Москва: Просвещение, 2010. – 210 с. Карабанова, О.А.

  4. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова. – Москва: Просвещение, 2009. – 11с.

  5. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад./ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – Москва: Просвещение, 2011. – 56 с.

  6. Методики для диагностики коммуникативных УУД:

http://sch95.edu.ruwp-content/uploads/2020/03/…








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!