СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»

Развитие науки неразрывно связано с созданием методологии, которая воплощает необходимые ее принципы. Подобно делению объективных законов на общие и отдельные, связанные с развитием тех или других отдельных областей знания, методология науки также может быть общей и отдельной. Общая методология науки –это принципы материалистической диалектики, а также теория познания, которая исследует законы развития научного знания в целом. Отдельная методология основана на законах отдельных наук, особенностях познания конкретных процессов и проявляется в осуществлении с одной стороны, теоретических обобщений, принципов отдельных наук, а с другой –частичных исследовательский приемов.

Предметом изучения методологии научных исследований являются понятия и методы самой науки, их сфера применения, обоснованность научных результатов, осмысление достижений науки с точки зрения общечеловеческой культуры. Общенаучные исследовательский приемы основаны на методах философии.

Метод(от грец.methodos– исследование) –это способ исследования явлений, который определяет планомерный подход к изучению научного познания и установлению истины. Диалектический метод является настоящим научным методом познания мира, отображением законов развития мышления как средства достижения истины. Материалистическая диалектика является наукой о законах бытия и мышления.

В своей основе метод является инструментом к решению главной задачи науки - познание объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей. Метод определяет потребность и место применения научных приемов и способов исследования, экспериментальной проверки результатов исследования.

Каждая наука включает в себя один или несколько отдельных исследовательский приемов, например, абсолютные, относительные и средние величины, вариационные ряды в статистике.

Вместе с отдельными методами существует общий философский метод познания, который определяет основные пути любого научного исследования и имеет для него большое значение. Сам по себе философский метод не входит в содержание всех экономических наук, так как является составным элементом особой формы общественного познания - философии. В экономических исследованиях методы философии являются основоположными в разработке отдельных методик исследования в экономических науках.

В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:

  • теоретический– выдвижение и развитие научных гипотез и теорий, формулировка законов и выводы логических следствий из них, сопоставление разных гипотез и теорий;

  • эмпирический– наблюдение и исследование конкретных явлений, эксперимент, а также группировка классификация и описание результатов исследования и эксперимента, внедрение их в практическую деятельность людей.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает и многообразие методов научного познания, которые могут быть классифицированы по различным основаниям или критериям. Прежде всего, в научной методологии выделяют методы духовной(в том числе научной) иметоды практической деятельности. Однако в настоящее время очевидно, что методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, а должна, в свою очередь, выходить далеко за его пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. Необходимо иметь в виду достаточно тесное взаимодействие научного познания и практики.

Что же касается методов науки, или когнитивных методов, то оснований для их разделения на группы (или классы) может быть несколько. Так, по роли и месту в процессе научного познания различают методы формальные(методы формальной и математической символической логики) и содержательные . К основным видам содержательной методологии относятся методы философские, общенаучные, общелогические и частнонаучные. Выделяются и такие методы науки, как эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и методы изложения.

Содержание изучаемых объектов также может служить основанием для разделения совокупности методов на две группы: методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук. В свою очередь, методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы. В этой связи выделяют также методы качественные и количественные, вероятностные, непосредственного и опосредованного познания и др.

В современном науковедении успешно работает многоуровневая методологическая классификация методов научного познания, согласно которой по степени общности и сфере действия методы научного познания подразделяются на всеобщие философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования.

1. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

Следует отметить, что философские методы — это не "свод" жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, находящийся на самых высших "этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Диалектика (от греч. dialektike — искусство вести беседу, спор)— это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии различают три основные формы диалектики.Диалектика представляет собой наиболее полное и всестороннее учение о развитии как о бесконечном поступательном, противоречивом, скачкообразном процессе, в котором доминирует восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому. Главной характерной чертой развития является исчезновение старо- го, отжившего, и возникновение нового, прогрессивного.Важную роль в структуре диалектического метода играют категории и законы диалектики. Категории диалектики — это такие понятия, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи, отношения предметов и явлений реальной действительности и познания.

Основные категории диалектики — причина и следствие, сущность и явление, единичное и общее, содержание и форма, необходимость и случайность и другие — являются предельно общими и поэтому применимы в процессе познания ко всем без исключения явлениям действительности.Всеобщая, существенная связь предметов и явлений реального мира выражается с помощью законов диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей.Он выражает самое основное в развитии — его источник, каковым выступает противоречие как взаимосвязь и взаимообусловленность противоположностей. Важным законом диалектики, является закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Для научного понимания направленности развития большое значение имеет закон отрицания отрицания, выражающий поступательный, цикличный, преемственный характер развития явлений и процессов реального мира.

В процессе познания и практики часто применяют также метафизический метод,который является антиподом диалектического метода. Термин "метафизика" (буквально "то, что следует после физики") был введен в 1 в. до н. э. комментатором философии Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил после физики те работы, в которых речь шла об общих вопросах бытия и познания, и назвал ее "метафизика".

Самая характерная, существенная черта метафизики — односторонность, абсолютизация одной из сторон процесса познания. Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основные.

Старая метафизика была характерна для философии и науки XVII — ХХ вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного системного взгляда на мир, мышление по принципу "или — или", убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей.

Старый метафизический способ мышления имел объективную основу своего появления — необходимость объяснения частностей, отдельных элементов целого, для чего эти стороны должны были быть вырваны (мысленно, конечно) из целого и рассмотрены изолированно от других сторон, вне связи с ними и вне развития.

Новая метафизикав отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие, — это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов интерпретации развития, которое стало пониматься следующим образом: как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение, т. е. как количественные изменения; или же только как качественные изменения, цепь сплошных скачков; как повторение, как процесс, имеющий строго линейную направленность ("развитие по прямой линии"); как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепция "круговорота"); как движение, из которого изымается его сущность — противоречие; как только прогресс, т. е. как восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному. Возможны и другие, в том числе и смешанные, интерпретации развития, связи и взаимодействия.

2. Общенаучные методы исследования, так же, как и другие методы познания, классифицируются по степени общности и сфере действия. Они получили широкое развитие и применение в науке ХХ в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным относятся такие понятия, как "информация", "модель", "структура', "функция", "система", "элемент", "вероятность", "оптимальность".

На основе общенаучных понятий и концепций формируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных методов относятся системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и др.

В последнее время интенсивно развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика — теория самоорганизации и развития отдельных целостных систем любого происхождения — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Основные понятия синергетики —. "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределенность", "нестабильность", "диссипативные структуры", "бифуркация" и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как "бытие", "развитие", "становление", "время", "целое", "случайность™, "возможность" и т. д.

Следует отметить, что в структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного исследования:

• методы эмпирического исследования — наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;

• методы теоретического исследования — моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

• общелогические методы научного исследования — анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, вероятностно-статистические методы, системный подход и др. Более подробно общенаучная методология будет рассмотрена в следующей главе.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что благодаря своему "промежуточному характеру" они опосредуют взаимопереходы философского и частнонаучного, дисциплинарного, междисциплинарного знания и соответствующих методов научного исследования.

3. Частнонаучные методы исследования. Определяются прежде всего специфическим характером отдельных форм движения материи. Каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый предмет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.

Частнонаучную методологию чаще всего определяют как совокупность методов, принципов и приемов исследования, применяемых в той или иной науке. К ним обычно относят механику, физику, химию, геологию, биологию, социальные науки.

ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

1. Общая схема хода научного исследования;

2. Использование методов научного познания.

1. Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

• Обоснование актуальности выбранной темы;

• Постановка цели и конкретных задач исследования;

• Определение объекта и предмета исследования;

• Выбор метода (методики) проведения исследования;

• Описание процесса исследования;

• Обсуждение результатов исследования;

• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Научное исследование проводится для преодоления определенных трудностей, которые проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Далее формулируются объект (процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения) и предмет (то, что находится в границах объекта) исследования.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Описание процесса исследования - основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап научного исследования - обсуждение его результатов, предварительная оценка теоретической и практической ценности научной работы.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты работы.

2. Использование методов научного познания

Методы научного познания бывают общие и специальные. В методологическую основу научной деятельности кладутся критерии объективности, соответствия истине, исторической правде, моральные критерии.

Методологическими источниками исследования могут являться труды ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Специальные методы решения имеют весьма специфический характер и определяются характером исследуемого объекта.

Общие методы научного познания используются на всем протяжении исследовательского процесса. Их делят на три группы:

1 - методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2 - методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3 - методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. Наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:

1) планомерность;

2) целенаправленность;

3) активность;

4) систематичность.

Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Оно позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

- сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;

- для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями:

- в качестве непосредственного результата сравнения;

- в качестве умозаключение по аналогии.

Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение.

Частным случаем наблюдения является эксперимент.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

1 - в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в "чистом виде";

2 - эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;

3 - важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. К методам, используемым на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований, относят абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Процесс абстрагирования тесно связан с другими методами исследования и, прежде всего - с анализом и синтезом. Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. Прямой и эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!