СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование учебного занятия с использованием интерактивной доски

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены  материалы для проведения мастер-класса для преподавателя

Просмотр содержимого документа
«План проведения семинара»

Обучающий семинар


Тема «Проектирование учебного занятия с использованием интерактивной доски»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности преподавателей по использованию интерактивного оборудования в образовательном процессе.

Задачи:

познакомить с программным обеспечением интерактивной доски и продемонстрировать ее функциональные возможности;

продемонстрировать практические навыки применения интерактивной доски при проектировании учебного занятия.

Форма проведения: мастер-класс

Материально-техническое обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для участников семинара


Ход мероприятия


І. Организационный этап

Цель этапа: обеспечение психологической настроенности участников мастер-класса на работу и готовности к взаимодействию с ведущим.

Методическая задача: создать условия для психологической настроенности участников мастер-класса на работу посредством вовлечения их в деятельность по формированию позитивных эмоций и ценностно-смыслового отношения к теме мастер-класса.

Знакомство мастера с участниками мастер-класса, заполнение регистрационного листа.


Ф.И.О.

Имею опыт работы с интерактивной доской

Ориентируюсь в вопросе организации обучения с интерактивной доской

Не владею заявленной темой

















Метод «Круговые вопросы».

Вопрос участникам «Применять интерактивную доску на учебном занятии – это полезно, потому что…»

Каждый участник отвечает на вопрос. Вопрос начинается с ответа предыдущего участника. На доске фиксируется первый и последний вопросы-ответы.


ІІ. Операционно-познавательный этап

Цель этапа: теоретическая подготовка участников по теме мастер-класса.

Методическая задача: познакомить участников с этапами проектирования учебного занятия с использованием интерактивной доски.

Мастер предлагает участникам познакомиться с особенностями работы с интерактивной доской.

Выступление мастера по теме «Проектирование учебного занятия с использованием интерактивной доски».

По ходу выступления мастера участники семинара заполняют свои буклеты.


ІІІ. Демонстрация педагогического опыта

Цель тапа: демонстрация опыта работы мастера

Методическая задача: показать на примере учебного занятия возможности использования интерактивной доски на учебном занятии.

Мастер знакомит участников семинара с этапами проектирования учебного занятия по математике с использованием интерактивной доски на конкретном примере.


ІV. Заключение

Подведение итогов семинара.

Рефлексия.


Просмотр содержимого документа
«Проектирование учебного занятия»

Графова Т.В.

Проектирование учебного занятия

с использованием интерактивной доски


В образовании существует множество методов обучения, разные типы учебных занятий, цель у которых одна - помочь учащимся усвоить знания. Поощрительным фактором для педагога является внедрение инновационных технологий и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру учебного занятия.

Большинство педагогических инноваций, на сегодняшний день, связано с применением интерактивных методов обучения. Термин «интерактивное обучение» означает обучение, построенное на активном взаимодействии с субъектом обучения. Интерактивное обучение представляет собой один из вариантов коммуникативных технологий.

Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие учащегося в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

На сегодняшний день Интернет, как интерактивная среда, активно используется в образовательном процессе и является важным и эффективным инструментом формирования важнейших компетенций.

Таким образом, обеспечение учреждений образования необходимой компьютерной техникой и доступ в сеть Интернет обусловили развитие новых интерактивных технологий в образовании.

Интерактивные технологии, реализуемые на базе компьютера, сегодня развиваются в трех направлениях:

  1. использование прикладных программных средств (ППС), большинство из которых является диалоговым, по сути, и предназначено для обеспечения возможности взаимодействия обучающегося с информацией (учебным содержанием);

  2. использование Интернета как источника информации, требующего от пользователя познавательной активности, и пространства для общения, в том числе создающего возможности для дистанционного обучения;

  3. использование современного оборудования, в основе которого изначально заложена идея интерактивности, способности находиться в живом диалоге с пользователем.

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с таким современным оборудованием как интерактивная доска даст возможность построить интерактивную модель в обучении, целью которой становится организация комфорта в условиях обучения, при которых до­стигается активное взаимодействие учащихся друг с другом.

Интерактивная доска – уникальный инновационный инструмент, использующийся для обучения всей аудитории учащихся. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям преподносить учебный материал красочно, живо и увлекательно.

Интерактивная доска дает возможность представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, позволяя преподавателям и учащимся комментировать материал и изучать его максимально подробно.

Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

  1. компьютер;

  2. мультимедийный проектор;

  3. соответствующее программное обеспечение;

  4. интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером.

Принцип работы интерактивной доски заключается в том, что изображение с экрана компьютера проецируется на доску с помощью проектора, а прикосновения к ее поверхности в виде сигналов поступают обратно на компьютер при помощи кабельных или беспроводных интерфейсов связи и обрабатываются специальным программным обеспечением.

Устройство интерактивной доски во многом определяется тем, какая из технологий обеспечивает взаимодействие пользователя с доской.

Классификация интерактивных досок выстроена в зависимости от того, как реагирует интерфейс доски на управляющие воздействия пользователя. Она предполагает разделение всех досок на группы в соответствии со следующими классификационными признаками: по типу определения местоположения маркера и по типу конструкции.

Интерактивная доска способна работать со всеми основными приложениями, установленными на компьютере как большой планшет, а в некоторые, например в Microsoft Word, интегрируется программно. Однако полностью раскрыть весь функционал доски может только программное обеспечение, написанное специально для интерактивной доски.

Примером такого программного обеспечения может стать раскраска контурных карт, ввод рукописного текста и другие операции, которые сложно выполнить с помощью традиционных устройств ввода и управления.

Программное обеспечение, установленное на компьютере, способно отслеживать движения маркера и обеспечить его отображение на экране. Каждый производитель интерактивных досок разрабатывает свое специализированное программное обеспечение, благодаря которому пользователь получает необходимый набор функций для работы с доской.

Рассмотрим наиболее важные функции программного обеспечения.

Управление компьютерными приложениями. С помощью маркера можно открывать любые компьютерные приложения и работать в них, используя маркер вместо мыши.

Стандартные инструменты. Стандартные инструменты предоставляют пользователю возможности для рисования, выбора изображений и видеозаписи. Для работы с доской используются инструменты, привычные для всех, кто имеет опыт работы с компьютерной техникой: от курсора, карандаша и маркера до линий, фигур и изображений; а также инструменты, характерные именно для интерактивных досок: фонарик и виртуальная клавиатура.

Запись и сохранение файлов. Функция позволяет делать записи всех производимых манипуляций (действий) на доске и сохранять их в виде отдельных файлов, как в виде конспекта, так и в виде видеозаписи.

Работа с офисными приложениями. Пользователь получает возможность создавать и редактировать документы стандартных офисных приложений MS Word, MS Excel, MS Power Point, а так же сохранять записи и пометки непосредственно в тексте документа в виде внедренных объектов. Созданный или отредактированный документ сохраняется в исходном формате, что позволяет последующее редактирование текста или других данных в исходном офисном приложении.

Прямой доступ к страницам в Интернет. Благодаря встроенному веб-браузеру, пользователь получает доступ к любому контенту. Таким образом, любая страница в интернет может стать частью учебного занятия. Можно писать и рисовать поверх веб-страниц, перетаскивать текст и изображения в свои файлы.

Многопользовательский режим. Данная функция поддерживает распознавание нескольких одновременных касаний на рабочей поверхности доски. Таким образом, сразу несколько учащихся смогут вместе работать над одной задачей.

Создание интерактивных учебных занятий. Функция позволяет создавать собственные многостраничные интерактивные учебные занятия, в том числе готовить их заранее на другом компьютере, например, домашнем компьютере преподавателя.

База мультимедиа и эффекты. Встроенная база мультимедиа с возможностью поиска содержит готовые тематические библиотеки изображений и видео, основанных на образовательных программах.

Работа с изображениями и видео. Функция позволяет делать пометки поверх изображений и видео, управлять показом слайдов и видеофайлов.

Поддержка математических уравнений. Редактор уравнений, который содержит все необходимые инструменты для создания, изменения и отображения уравнений. Пользователь может вводить знаки с помощью клавиатуры или использовать распространенные математические уравнения.

Набор «Математика». Функция дает богатую палитру инструментов, позволяющую объяснить в наглядной форме мир чисел, арифметических знаков, способов измерения. Все призмы, пирамиды, углы можно вращать, увеличивать-уменьшать и видоизменять, что крайне важно для учащихся, которые сталкиваются с проблемами при изучении геометрии и стереометрии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что функциональные возможности интерактивной доски, её полезность в учебном процессе во многом определяется программным обеспечением, которое управляет её работой.

Изучение возможностей этого программного обеспечения является обязательным условием для полноценного использования всех функций интерактивной доски. Программное обеспечение определяет поведение интерактивной доски при работе с презентациями, текстовыми документами, сетью Интернет.

Интерактивная доска, предназначенная для использования в учреждении образования, должна быть оснащена программным обеспечением, помогающим преподавателю подготовить интерактивные материалы и эффективно использовать их на учебном занятии.

Благодаря большому потенциалу функциональных возможностей интерактивная доска на учебных занятиях может выступать в разных ролях:

  • экрана для демонстрации презентаций, слайд-шоу и электронных дисков;

  • электронного пособия, с применением коллекции клипов из галереи изображений программного обеспечения интерактивной доски;

  • традиционной доски, по принципу «пишем-стираем»;

  • технической основы для создания собственных интерактивных учебных занятий с помощью базового программного обеспечения доски и стандартных программ: Excel, Word, Power Point;

  • методической копилки, для созданных и сохраненных файлов по различным темам.

Проведенный анализ использования интерактивных досок, показал, что они предоставляют уникальные возможности для творчества педагогам разных учебных дисциплин, помогая делать учебные занятия яркими, живыми, а процесс обучения активным и интересным. Используя интерактивную доску на учебных занятиях, преподаватель может сочетать проверенные методы и приемы работы на обычной доске с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Подготовка учебного занятия с использованием интерактивной доски требует от преподавателя проведения серьезной дополнительной работы по формированию материала в электронном виде. Это достаточно трудоемкий процесс, который, однако, приносит весьма благотворные результаты. За счет рационального использования времени учебного занятия, наглядности материала, возможности быстрого перехода от одной части занятия к следующей, повышается эффективность обучения.

Для полноценной реализации всех возможностей интерактивной доски на учебном занятии преподавателям необходимо освоить программное обеспечение для интерактивных досок, изучить его основные возможности. Не менее важной задачей станет определение ресурсов, которые смогут по­мочь в процессе работы с интерактивной доской.

Для начала работы с доской необходимо определить цели и задачи, которые можно будет реализовать с ее применением. К таковым, на мой взгляд, можно отнести:

демонстрационные – возможность демонстрации разнообразного наглядного материала;

акцентологические – возможность снабжения материала заметками, метками повышенного внимания;

организационные – возможность организации работы с различными дидактическими материалами;

эстетические – представление дидактических материалов в эстетической форме;

динамические – реализация возможности работы по составле­нию или изменению конспекта;

контролирующие – реализация возможности контроля знаний с использованием инструментария интерактивной доски.

В зависимости от того, в какой форме будет проходить работа с доской на учебном занятии, определяется вид деятельности участников образовательного процесса.

К основным видам деятельности можно отнести:

пояснительная деятельность преподавателя, направленная на представление нового материала;

аналитическая деятельность на учебном занятии, в которой участвуют как преподаватель, так и учащиеся;

алгоритмическая практическая работа, направленная на пошаговое пояснение способа действий;

разработческая деятельность, направленная на получение обобщённого представления материала в виде конспекта или схемы;

исследовательская деятельность, направленная на развитие продуктивных, творческих функций мышления (постановка и решение проблемных вопросов и др.).

Чаще всего интерактивная доска в образовательном процессе используется в качестве средства фронтальной работы с учащимися и предполагает тщательную подготовку к любому учебному занятию или его фрагменту.

Вашему вниманию я предлагаю алгоритм разработки и проведения учебного занятия с использованием интерактивной доски:

  1. определение темы, постановка целей и задач с учетом междисциплинарных связей;

  2. выбор формы проведения учебного занятия, которая может быть совершенно разной: семинар, конференция, мастер-класс, деловая игра, викторина, разминка и др.;

  3. определение этапов учебного занятия, на которых планируется использовать инструментарий интерактивной доски;

  4. анализ целесообразности использования интерактивного оборудования на конкретном учебном занятии в сравнении с традиционными средствами обучения;

  5. подбор и разработка интерактивного дидактического материала;

  6. подбор и разработка раздаточных материалов (если требуется);

  7. составление подробного поминутного плана учебного занятия;

  8. подготовка учащихся к восприятию учебного занятия с использованием интерактивного оборудования;

  9. апробация учебного занятия;

  10. анализ и обсуждение учебного занятия.

Одной из наиболее часто используемых форм представления учебного материала на интерактивной доске является презентация.

Рекомендации по оформлению слайдов презентаций, предназначенных для работы на интерактивной доске:

фон слайдов не должен быть слишком ярким;

изображения в слайдах должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;

изображения должны быть достаточно крупными, позволяющими четко их видеть с любого места;

на каждом слайде может быть размещено не более 7-9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);

для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождаю­щими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;

должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллю­страции;

необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде;

надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображе­но в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название иллюстрации);

смена слайдов должна осуществляться с помощью стилуса или управляющих кнопок;

общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Не менее важным является и сам процесс демонстрации слайдов.

При демонстрации слайдов необходимо выполнять следующие правила:

следить, чтобы разработка была хорошо видна всем учащимся;

сопровождать иллюстративный материал пояснениями преподавателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти учащихся;

стремиться вовлечь в процесс восприятия, возможно, все органы чувств: зрение, слух, осязание.

Создание электронных конспектов в программном обеспечении интерактивной доски аналогично подготовке дидактической презентации.

Основные принципы создания конспектов.

  1. Каждая страница должна содержать один информационный блок.

  2. Использовать сжатый, информационный стиль изложения мате­риала. Фразы на странице должны быть оптимально краткими и пониматься однозначно (не более шести строк, количество слов в одной строке не превышает пяти-шести).

  3. Дизайн страницы должен соответствовать требованию каче­ственного представления дидактического материала, который демонстриру­ется с большого расстояния (текст хорошо читается, соблюдается расстояние между строками, цвет букв и цвет фона контрастны, изображения качествен­ные, чёткие, сжатые).

  4. Все страницы, составляющие один конспект или тематический цикл конспектов, в оформлении должны подчиняться принципу единообра­зия (выбор фона, размер и вид шрифта, цветовое решение текстовых и гра­фических элементов).

  5. Использовать программное обеспечение интерактивной доски для разработки интерактивных материалов, а не только для демонстрации наглядного материала.


Все перечисленные рекомендации целесообразно использовать при разработке учебного занятия с использованием интерактивной доски.

Рассмотрим детально каждый этап разработки учебного занятия с интерактивной доской.

  1. Планирование

Составляется календарно-тематический план изучения темы, раз­дела с использованием интерактивной доски.

Определяется аудитория (учитываются возрастные и психологи­ческие особенности учащихся).

  1. Проектирование

Рассматривается целесообразность и эффективность применения программного обеспечения интерактивной доски в сравнении с традиционными средствами (другим программным обеспечением).

Составляется временная структура учебного занятия (определяется цель, намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения, деятельность преподавателя по форме работы с доской).

Определяется навигационная схема (схема перемещения по страницам конспекта).

Разрабатывается дизайн страницы конспекта.

  1. Информационное наполнение

Осуществляется отбор информационных материалов для наполнения страниц:

подготовка текстового, иллюстративного материала;

подготовка видеосопровождения (видеозапись);

подготовка речевого сопровождения;

подготовка файлов других прикладных программ (аудио/видеофайлов, flash-фильмов, документов программ Microsoft Office и других прикладных программ, графических файлов, ссылок Интернета и др.).

Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмот­реть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени.

  1. Программная реализация

Составляется поминутный план учебного занятия.

Заполняются информационным материалом страницы конспекта.

Осуществляется цветовое оформление страниц.

Устанавливаются гиперссылки на внешние программы, Интер­нет.

Устанавливаются гиперссылки в соответствии с навигационной схемой (перемещение по страницам конспекта).

  1. Тестирование

Устранение ошибок в текстовом и иллюстративном материале.

Проверка функционирования всех созданных гиперссылок.

Проведение урока.

Совершенствование электронного конспекта.


В процессе планирования урока с использованием интерактивной доски педагог, помимо остальных аспектов, обязан руководствоваться нормами САНПИНА и планировать время работы с интерактивной доской на учебном занятии согласно этим нормам.


Интерактивную доску можно применять на всех этапах учебного занятия: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения, проверке домашнего задания и контроле.

При изучении новой темы можно использовать презентации, видеоматериалы, фотографии.

Преимущество презентации, воспроизведенной через интерактивную доску в том, что в ней можно делать пометки, дополнитель­ные записи, выделять цветом наиболее важную информацию. Все это позво­ляет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Ребята и сами с удовольствием создают презентации, творческие отчеты, визитки и с еще большим удовольствием демонстрируют свои работы.

Очень удобно использовать интерактивную доску при проверке домашнего задания. Можно заранее сохранить решение задач, и на учебном занятии воспроизвести и прокомментировать решение. Можно сканировать и проецировать на доску решение из тетради учащегося и сразу же производить проверку. Если в решении были ошибки, дети видят их, вместе обсуждают и исправляют.

Так же хорошо использовать интерактивную доску при самостоятельной работе учащихся. Они выполняют задания в тетрадях, а затем на доску проецируется решение задачи и производится проверка. Это позволяет экономить время и исключает бездумное списывание с доски.

Интерактивную доску можно применять даже для проверки усвоения устного материала, например, правил и теорем. На доске делается заготовка с текстом, в которой пропущены ключевые слова или фразы. Учащийся заполняет пропуски, комментирует свою работу и формулирует правило.

Очень эффективно использовать интерактивную доску на учебных занятиях, изучаемый материал которых требует большей наглядности, изобилует абстрактными понятиями. Именно такими занятиями являются уроки алгебры, математики, геометрии. Например, на уроках геометрии для устной работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на учебном занятии исполь­зовать их, то есть выполнять решение задач по готовым чертежам.

Исходя из того, что интерактивная доска, как инструмент, использующийся в образовательном процессе, несет в себе огромный потенциал возможностей, использование ее на учебном занятии может быть бесконечно многогранным и разнообразным.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!