Добрый день, дорогие друзья! Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мы не раз уже приводили в пример результаты мониторингового исследования PISA. Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе? – это главный вопрос для школ.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребёнка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обусловлена ещё и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
С 2022 - 2023 учебного года наша школа вводит курс внеурочной деятельности «Формирование функциональной грамотности обучающихся». Основной целью курса является развитие функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Один из модулей программы – «Читательская грамотность», направленный на развитие способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Модуль Читательская грамотность реализуется первым в череде других модулей (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая), так как чтение (осознанное чтение) – это основа любой грамотности.
Реализация модуля Читательская грамотность не должна превратиться в выдачу часов внеурочной деятельности, а воплотиться в проект «Время читать», который я представлю вашему вниманию.
Планируемые результаты данной программы (модуля) отражают структурные компоненты различного вида грамотности по PISA.
Метапредметные и предметные.
5 класс Уровень узнавания и понимания | Находит и извлекает информацию из различных текстов |
6 класс Уровень понимания и применения | Применяет извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем |
7 класс Уровень анализа и синтеза | Анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | Оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания | Оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания |
Личностные.
5-9 классы | Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному |
Программа рассчитана на 5 лет обучения: с 5 по 9 классы., по 2 часа в неделю. Принципиально, что реализация этой программы начнётся с модуля Читательская грамотность во всех классах. Модуль предполагает поэтапное развитие умений. Так, в 5 классе дети работают с текстом, выделяют главную мысль, определяют тип текста. Учатся работать со сплошным текстом.
В 6 классе это уже несплошной текст, который развивает умение понимать информацию, содержащуюся в тексте, интерпретационные задачи.
В 7 классе работа с несплошным текстом продолжается: информационные листы, объявления, графики и диаграммы, комментарии, позиционные задачи.
В 8 классе делаем упор на информационные задачи, тексты-инструкции, изучаем формы, анкеты, договоры. Ставим проблемный вопрос: как применять информацию в изменённой ситуации?
В 9 классе работа с текстом-аргументацией, задачи на грамотность, работа со смешанным текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Считаем целесообразным проведение текущей (в ходе занятия), рубежной (по окончании модуля) и итоговой (по окончании курса) аттестации. Можно, конечно, провести обычное тестирование, но ведь только то, к чему можно прикоснуться и что можно потрогать, останется в памяти.
Мы предполагаем, что это будет
- в 5 классе читающие волонтёры выходят в начальную школу с презентацией прочитанных книг,
- в 6 классе городской конкурс комиксов,
- в 7 классе – Книжный фестиваль (один день в четверти, когда всё пространство школы и люди в одной теме, например, любимый герой, Гарри Поттер, и т.д),
- в 8 классе – Библиотека – центр интеллектуального развития/городской конкурс буктрейлеров,
- в 9 классе – Мастер-класс «Я журналист» (возможно, перед итоговым собеседованием).
2022-2023 5 класс | 2023-2024 6 класс | 2024-2025 7 класс | 2025-2026 8 класс | 2026-2027 9 класс |
Читающие волонтёры | Городской конкурс комиксов | Книжный фестиваль | Библиотека – интеллектуальный центр развития (городской конкурс буктрейлеров) | Мастер-класс «Я журналист» |
ОСТАЛЬНЫЕ:
В рамках урока: посещение гор. библиотеки, ДК, привлечение родителей с презентацией книг «Читающие родители – читающий ребёнок».
В рамках обустройства образовательной среды: «Читающие перемены», читающая полка в классе, конкурс плакатов, агитирующих к чтению, акция «Книжка из детства в наследство» (учителя и родители).
В рамках сетевого взаимодействия учителей: мастер-класс «Открытие книги».
В рамках школьного дела: «Читать вместе с папой – это классно», конкурсы «Самый читающий класс», «Лучший читатель класса», «Читатель года».
В рамках города: конкурс семейной презентации/видео «Наши дети повторяют за нами» (проблема отказа от чтения книг).