СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Воспитательная работа в пенитенциарной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:1. познакомить обучающихся с историей праздника.

         2.Прививать желание быть грамотным.

         3.Способствовать развитию устной речи,умение четко отвечать на вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Воспитательная работа в пенитенциарной школе"»

Международный день грамотности.

Цель:

1. Познакомить обучающихся с историей праздника.

2. Прививать желание быть грамотным.

3. Способствование развитию устной речи обучающихся, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

 

Добрый день! Сегодня наша встреча посвящена Международному дню грамотности.

Каждый урок в нашей школе, каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

(Через СМИ, книги, компьютер).

Как обычно называют людей, которые владеют знаниями? (Грамотные).

С 1966 года принято по инициативе Международной организации ЮНЕСКО отмечать Международный день грамотности. Этот день во всем мире отмечают 8 сентября


Почему же нужно грамотно говорить и писать? (Ответы обучающихся)

Быть грамотным – значит свободно владеть богатствами родного языка как в письменной, так и в устной формах. Грамотность – это основа развития человека. Грамотные люди быстро добиваются успеха в выбранной сфере. С грамотными людьми интересно общаться. Грамотность – это основа развития и процветания.

Мы отмечаем этот день для того, чтобы привлечь внимание людей к борьбе с неграмотностью и объединить усилия различных международных организаций по распространению образования во всем мире.

Cлово грамота (от греческого grámmata — чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.

Фильм: «Письменность и книги на Руси».


Сейчас понятие «грамотный человек» изменилось. Как вы думаете почему?

Сейчас недостаточно только лишь читать и писать. В современном информационном мире необходимо знать больше.

В современном мире грамотный человек должен быть подкован, то бишь грамотен в разных сферах. И в науке, и в технике, и в юридической сфере, и в культуре. Как вы думаете почему? (Ответы обучающихся)

С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.

Мы отмечаем этот день для того, чтобы привлечь внимание людей к борьбе с неграмотностью и объединить усилия различных международных организаций по распространению образования во всем мире.

В этот день в разных странах мира здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей (деятелей культуры, спортсменов, актёров и т.д.), читающих книги, газеты и журналы.

В России в День грамотности проводится акция «Тотальный диктант», в которой может принять участие любой желающий, чтобы проверить свой уровень грамотности. В школах и других учебных заведениях проводятся викторины, олимпиады, конкурсы не только по русскому языку, но и по другим предметам, ведь грамотность — это не только умение правильно писать и читать, но и целый набор знаний из разных научных областей, который помогает человеку добиваться успеха в жизни.

Дорогие ребята! Давайте поучаствуем в конкурсах.

 

Конкурс - «Диалекты» 
В.И. Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются? 
Задание: определить лексическое значение диалектизма. Ответ дает первый, кто знает, подсчет баллов ведет жюри или счетная команда. 

Ноговицы – носки, Юница - девочка-подросток, Издёвленок – шутник, острослов 
Хлопанцы – шлёпанцы, Шмыгало – подвижный человек,

Седмица – неделя, Подлокотник – помощник (ср. подручный) 

Конкурс – «Устаревшие слова» 
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят? 
Задание: назвать современные названия частей тела. 

Око – глаз, Чело – лоб, Выя – шея,  Чрево – живот, Перст – палец , Перси – грудь 
Вежды – веки,  Ланиты – щеки,  Уста – губы,  Рамо – плечо,  Длань – ладонь 
Шуйца – левая рука,  Десница – правая рука,  Чресла - поясница, бедра 
Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)  Рыло – нос , Пясть – ладонь с пальцами 



Конкурс – «Иноязычные слова» 
Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении. 
Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.

Мыльня – баня, Любомудр – философ, Позорище – зрелище, Говядо – скот 
Топталище – тротуар, Лечезнание – медицина, Силоделие – механика, Ветродуй – вентилятор. 


Конкурс – «Собери пословицу»

Командам раздаются карточки двух цветов. Необходимо составить пословицы о грамотности и знаниях из двух частей (из карточек двух цветов). Задание выполняется командами на магнитных досках. За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл.

Будешь книги читать –

будешь много знать.

Грамоте учиться –

всегда пригодится.

Выбирай книгу,

как выбираешь друга.

Золото добывают из земли,

а знания из книг.

Кто грамоте горазд,

тому не пропасть.

Не тот грамотен, кто читать умеет,

а тот, кто слушает да разумеет.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

а грамота — чтобы знания черпать.



Конкурс: «Закончите фразу», назвав подходящее по смыслу животное.

Голоден, как …, а вы отвечаете (волк) Хитер, как … (лиса) Труслив, как … (заяц) Изворотлив, как … (уж) Надут, как … (индюк) Нем, как …(рыба) Грязный, как … (свинья) Упрям, как … (осел) Болтлив, как …(сорока) Колючий, как … (еж)

Конкурс – «Говорите правильно!»

Необходимо выбрать слова, в которых правильно расставлены ударения, обвести эти слова в овал.

ЗвОнишь или звонИшь, катАлог или каталОг, жАлюзи или жалюзИ, красИвее или красивЕе, дОговор или договОр, тОрты или тортЫ

Конкурс – «Исправь ошибки».

В письме неграмотного ученика допущено много ошибок. Ребятам предлагается побыть в роли учителей и исправить все ошибки. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания.

Здраствуй, Оля!

Пишу тебе письмо из диревни. Я сдесь правожу время очень хорошо. Погода стоит прикрастная! Каждый день мы с подрушкой ходим на речьку загарать и купатся.

По вечирам мы любим поседеть на берегу с удочькой. Преезжай и ты к нам по скорей!

Объясните, что означают фразеологические обороты:

кожа да кости (худой); хоть кровь из носу (обязательно); рукой подать (близко);

дырявая память (забывчивый); на всех парусах (быстро); перемывать косточки (обсуждать); как рыба в воде (уверенно).



Задание: объясните значение и происхождение фразеологизмов:

ФИЛЬКИНА ГРАМОТА, БИТЬ БАКЛУШИ, ЖИТЬ НА ШИРОКУЮ НОГУ

КРИЧАТЬ ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ, ЕСТЬ ЕЩЁ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ

Образец правильного выполнения: Филькина грамота Выражение это царского происхождения. Автор его – царь Иван Грозный (четвёртый). Для усиления своей самодержавной власти Иван Грозный ввёл опричнину, наводившую ужас на всё государство.

Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп. С своих многочисленных посланиях к царю (грамотах) он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину.

Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами. За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточён в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов.

Выражение филькина грамота укоренилось в народе. Так говорят о документах, не имеющих юридической силы, и о невежественных, безграмотно составленных документах.

Бить баклуши – бездельничать. В старину означало разбивать осиновый чурбан на баклуши(чурки) для изготовления из них ложек, поварешек и других мелких изделий, т.е. делать очень несложную работу. Жить на широкую ногу – жить с размахом.

В 14 веке в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а башмак князя – в два с половиной фута. Таким образом, по башмаку можно было узнать самого знатного.

Кричать во ивановскую – это значит кричать очень громко. Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки – оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Есть ещё порох в пороховницах – это выражение из повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”, оно стало крылатым и означает: есть ещё отвага, мужество, энергия, запас душевных сил. “А что, паны, – сказал Тарас, перекликнувшись с куренными, – есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?” “Есть ещё, батько, порох в пороховницах. Не ослабела ещё козацкая сила: ещё не гнутся козаки!” Трижды задаёт казакам Тарас во время битвы с поляками. И даже тогда, когда уже сильно поредели козацкие ряды и многих храбрых воинов недосчитывалось казацкое войско, неслось ему в ответ: “Есть ещё порох в пороховницах!”

Цитаты классиков о родном языке:

– Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

– Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

– Лев Николаевич Толстой считал: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой».

– Иван Сергеевич Тургенев посвятил русскому языку стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

И в заключении мне очень хочется прочитать стихотворение:

– Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.


Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.


Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нем жива.


Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
(М. Крюков)

Подведение итогов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!