Если хочешь много знать, Надо потрудиться. -А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой. Удачи вам. -Все готовы к познанию нового? (проверяется посадка детей, готовность к уроку) - Сегодня мы продолжим чтение произведений по разделу…? Под девизом: Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они тебе сродни…» -Чему мы учимся в этом разделе? -Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? -А как называют человека, который пишет картины? -А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? - Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд 1) Сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством . -Прочитайте , как Е.И. Чарушин назвал свой рассказ. -Попробуйте предположить, о чём может идти речь в тексте? -Давайте подумаем, может что-то в наших предположениях изменится, когда вы узнаете немного о самом писателе. Знакомство с биографией и творчеством Е.И. Чарушина. (Слайды 2, 3, 4) Рассказ учителя. Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. С детства у него проявились творческие способности. Ему замечательно удавались портреты , и живописные, и словесные.После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин стал иллюстрировать книгиВ. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, д. Мамина-Сибиряка. В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Чарушина в детской литературе: блестящий рассказчик-анилалист, т.е. художник. Изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. (Слайд 5) -После этого сообщения есть ли у вас новые предположения о чём будет наш новый рассказ? -Прочитав текст, вы узнаете, как было всё на самом деле. Словарная работа - Чтобы нам лучше понять текст, нужно объяснить значение слов «сени, «чулан». Где мы можем найти значение этих слов? (Слайды 6,7) Первичное чтение рассказа -Читать рассказ будем по частям с остановками, чтобы вы получили возможность предсказывать дальнейший ход событий Проверка усвоения смысла и содержания рассказа. - Как вы думаете, прочитанное вами произведение сказка или рассказ? -Понравился ли рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном? -Соответствует ли название рассказа его содержанию? - Сравните оправдался ли наш прогноз? -Почему Е.И. Чарушин назвал рассказ именно так? -Какое название рассказа придумали бы вы? -Кого испугались мальчики? -Кто из вас видел ежа? -Чем полезны ежи? -Посмотрите на иллюстрацию. (Слайды 8,9) Хитрый ёжик – чудачок Сшил колючий пиджачок: Сто булавок на груди, Сто иголок позади. Ходит ёж в саду по травке, Натыкает на булавки Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым Возвращается к ежатам. -Почему мальчики испугались ежа? -Как звали мальчиков? -Где они жили? -Почему они остались дома одни? -Какие звуки они слышали? Как они отреагировали на эти звуки? -Рассказали они родителям, что случилось? -Кого нашли родители? -Чем они угостили ежа -Боялись ли его мальчики потом? Почему? Проблемный вопрос: -Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? -Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. -Попробуйте прочитать его по ролям. -Но прежде чем читать определим: тон - спокойный или взволнованный; темп - быстро, медленно или не спеша; громкость –тихо или громко. Чтение диалога по ролям -Как же автор относится к своим героям? -Для кого Е. Чарушин написал этот рассказ? - Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? Работа с планом рассказа Дифференцированное задание. Задания: 1 группа: Прочитать текст и составить план. 2 группа: Прочитать текст и расставить по порядку предложенные пункты плана. Карточка для выполнения дифференцированного задания План: __ Неожиданная находка. __Странные звуки. __Мальчики остались одни. __Испуганные дети. __Ежик остался на даче. __Родители вернулись. Проверка задания фронтальная. (Слайд 10) -Для чего нам понадобится план? Как назывался рассказ, который мы читали на уроке? Кто его автор? - Что показалось самым интересным на уроке? -А что было сложным? С. 136-138 выразительно читать текст. По выбору: А) Подготовить пересказ текста. Б) Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту. В) Подобрать к рассказу пословицы |