СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока литературного чтения во II классе Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель урока: познакомить с произведением Е. Чарушина «Страшный рассказ».

Оборудование: мультимедийная презентация; карточки «Части текста» (4 шт.); карточки «План текста» (4 шт.).

Просмотр содержимого документа
«Проект урока литературного чтения во II классе Е. Чарушин «Страшный рассказ»»

Отдел образования, спорта и туризма

Новополоцкого горисполкома


Государственное учреждение образования

«Гимназия № 2 г. Новополоцка»







Проект урока литературного чтения

во II классе


Е. Чарушин

«Страшный рассказ»






Красько Ирина Георгиевна,

учитель начальных классов

второй квалификационной категории



Новополоцк

2016 год



Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель урока: познакомить с произведением Е. Чарушина «Страшный рассказ».

Задачи урока:

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью, дикцией; формировать читательские умения при работе с текстом (делить текст на части и подбирать заголовки, совершенствовать навык выборочного чтения и навык пересказа по плану);

  • способствовать развитию образного и логического мышления, воссоздающего творческого воображения учащихся; расширению кругозора учащихся; развитию умения анализировать, обобщать, сопоставлять, развитию коммуникативных навыков;

  • содействовать воспитанию умения работать дружно, согласованно с одноклассниками, воспитывать любовь к природе и к животным.

Оборудование: мультимедийная презентация; карточки «Части текста» (4 шт.); карточки «План текста» (4 шт.).














Ход урока


    1. Организационный момент. Речевая разминка

˗ Я хочу с вами поделиться улыбкой и хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. И передайте улыбку по цепочке, проговаривая следующие слова:

1 ряд – Жи-жи-жи – в траве бегают ежи.

2 ряд – Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

3 ряд – Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

(У учителя на ладошке прикреплён рисунок «солнышко». Он дотрагивается рукой до ладошки 1-го ребёнка, потом дети дотрагиваются до ладошки друг друга, проговаривая чистоговорку)


    1. Введение в тему

- Ёжик, солнышко, трава – это всё природа.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

И месяц молодой.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

- Это стихотворение о планете Земля – общем доме для всего живого.

- У каждого человека есть ещё и малая родина – место, где он родился, живёт и отдыхает. А где вы летом отдыхаете?

(В деревне, на даче)

- Поднимите руку дети, которые летом отдыхают на даче или в деревне у бабушки.

-А что такое дача?

(Загородный дом для летнего отдыха городских жителей)

- Как вы добираетесь на дачу?

(Ответы детей)

- Сегодня мы поедем на дачу на автомобилях разного цвета. У вас на столе лежат детали мозаики, соберите картинку и образуйте группы в зависимости от цвета машины.

(Дети собирают картинки, рассаживаются в группы)

- Вспомните главное правило, которое должны выполнять автомобилисты при перевозке детей.

(Детское автокресло - до 12 лет. Пассажиры должны быть пристегнуты, сидеть сзади)

- А ваши родители выполняют это правило? Напоминайте им об этом.


    1. Проверка домашнего задания. В. Орлов «Письмо ровеснику»

- Когда мы едем в автомобиле, часто слушаем радио. Представьте себе, что я радиоредактор – это человек, который организует работу по созданию радиопрограмм, контролирует их качество. Сейчас мы проведём конкурс чтецов, по результатам которого, лучший станет диктором радио нашего класса. Диктор – это работник радио или телевидения, который читает текст, передаваемый в эфир. Выберите в группе лучшего чтеца.

(Работа в группах: каждая группа определяет одного лучшего чтеца, который рассказывает стихотворение у доски всему классу)

- Как вы считаете, ребята, кто прочел стихотворение наиболее выразительно?

(Ответы детей)

- … назначается сегодня диктором нашего радиоканала.


    1. Работа по теме урока

  • Сообщение темы и целей урока

- А куда мы с вами собирались отправиться?

(Ответы детей)

- Герои рассказа, который мы сегодня прочитаем, тоже отдыхали на даче.

  • Лексическая работа

- Посмотрите на доску. Как называются такие помещения в загородном доме? Ваши предположения.

(На доске изображения чулана и сеней)

(Дети высказывают свои предположения)

- Вы называли близкие по смыслу слова - синонимы, а ещё есть и такие названия этих помещений – чулан (подсобное помещение) и сени (помещение между частью дома и крыльцом). С этими словами мы встретимся, когда будем читать рассказ.

  • Первичное восприятие текста

- Сегодня мы прочитаем «Страшный рассказ», который написал Е. Чарушин.

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

(Ответы детей)

- Как вы думаете, что могло случиться с ребятами на даче? Попробуйте предугадать, о чём это произведение.

(Предположения детей)

- Верны ли ваши предположения, мы узнаем, когда прочтём это произведение.

- Примите удобную позу и приготовьтесь слушать.

(Чтение рассказа учителем)

- Кто был близок к сюжету рассказа в своих предположениях? У кого фантазия близка к авторской?

- Понравился ли вам рассказ?

  • Анализ текста

- Давайте ещё раз прочитаем текст. Откройте учебники на стр. 43.

(Чтение текста детьми цепочкой)

- В какой момент вам было страшно?

(Ответы детей)

- Что вы можете сказать о мальчиках? Какие они?

(Ответы детей)

  • Выборочное чтение

- Что сказано про мальчиков в начале рассказа? Зачитайте.

(Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости).


(На доске пропущены подчёркнутые слова, детям необходимо восстановить текст)


- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте.

(Шура и говорит со своей кровати:

- Мне совсем и не страшно.

- Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати.

- Мы воров не боимся, - говорит Шура.

- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.

- И тигров не боимся, - говорит Шура.

- Они сюда и не придут, - отвечает Петя.)


- Что испугало детей? Найдите эти строки.

(И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....)


- Как повели себя мальчики, когда услышали топот? Прочитайте.

(Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал).


- Кто же напугал мальчиков? Подтвердите строчками из текста.

(Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. Пришли в сени. И вдруг вдоль стены кто-то пробежал в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят - да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом.)

Физкультминутка

- Найдите изображения ежей в нашем кабинете. Сколько их? Зажмурьтесь. Попытайтесь изобразить ежа. Ёжики, протрите глазки! Сверните спинки клубочком, а теперь расправьте спинки, потянитесь и садитесь на места.


  • Составление плана

  • Чтение и деление текста на части

- Перечитайте текст про себя и подумайте, на сколько частей можно разделить данный рассказ.

(На 4 части)

  • Подбор вариантов заглавий к частям рассказа

- Каждой группе я предлагаю часть текста и варианты заглавий. Задание для групп - прочитать свою часть и подобрать к ней заглавие из предложенных вариантов.

Предложенные заголовки частей

  1. Шура и Петя остались одни.

  2. Топот за дверью.

  3. Папа и мама вернулись.

  4. Ёжик в доме.

  • Проверка составленного плана


  • Пересказ по плану

- А теперь мы с вами окунёмся в атмосферу дачного отдыха. Вы вместе с Петей и Шурой приехали на дачу. Представьте, что вы слышите пение птиц, ветерок, запахи лета… И вот наступает вечер. Расскажите, что произошло с ребятами вечером на даче.

(Представитель от каждой группы пересказывает свою часть текста)


    1. Закрепление изученного материала

- Немало мы сегодня на уроке смогли нарисовать мысленно…

- Из предложенных мною картинок выберите те, которые подходят к нашему рассказу.

(Задание выполняется на интерактивной доске)

- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?

(Ответы детей)

- А как бы поступили вы? Можно ли брать домой диких животных?

(Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

- Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля!


    1. Домашнее задание

- Домашнее задание по выбору учащихся:

1) подготовить пересказ всего рассказа;

2) подготовить пересказ одной из частей;

3) выразительное чтение рассказа.


    1. Подведение итогов урока

- Перед вами пословицы. Какая из них могла бы стать заглавием рассказа Е. Чарушина?

• С трусливым да болтливым в беду попадёшь.

• Не будь овцой, так и волк не съест.

• Пуганая ворона и куста боится.

• У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

• Ты пожалей и тебя пожалеют.


- Как вы понимаете эту пословицу?

(Ответы учащихся)

- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.


    1. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Мне очень интересно знать, как вам работалось на уроке, удовлетворены ли вы собой, своими ответами.

Если вы считаете, что у вас всё получилось, то подарите нашему ёжику «солнышки».

(На интерактивной доске изображение ёжика. Дети перетаскивают к ёжику «солнышки»)

- Я думаю, что наш ёжик остался доволен! Вы настоящие друзья природы. Это большое счастье!

- И закончить наш урок я хочу словами Е. И. Чарушина:

«Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!