Отдел образования, спорта и туризма
Новополоцкого горисполкома
Государственное учреждение образования
«Гимназия № 2 г. Новополоцка»
Проект урока литературного чтения
во II классе
Е. Чарушин
«Страшный рассказ»
Красько Ирина Георгиевна,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
Новополоцк
2016 год
Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель урока: познакомить с произведением Е. Чарушина «Страшный рассказ».
Задачи урока:
продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью, дикцией; формировать читательские умения при работе с текстом (делить текст на части и подбирать заголовки, совершенствовать навык выборочного чтения и навык пересказа по плану);
способствовать развитию образного и логического мышления, воссоздающего творческого воображения учащихся; расширению кругозора учащихся; развитию умения анализировать, обобщать, сопоставлять, развитию коммуникативных навыков;
содействовать воспитанию умения работать дружно, согласованно с одноклассниками, воспитывать любовь к природе и к животным.
Оборудование: мультимедийная презентация; карточки «Части текста» (4 шт.); карточки «План текста» (4 шт.).
Ход урока
˗ Я хочу с вами поделиться улыбкой и хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. И передайте улыбку по цепочке, проговаривая следующие слова:
1 ряд – Жи-жи-жи – в траве бегают ежи.
2 ряд – Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
3 ряд – Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
(У учителя на ладошке прикреплён рисунок «солнышко». Он дотрагивается рукой до ладошки 1-го ребёнка, потом дети дотрагиваются до ладошки друг друга, проговаривая чистоговорку)
- Ёжик, солнышко, трава – это всё природа.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
И месяц молодой.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
- Это стихотворение о планете Земля – общем доме для всего живого.
- У каждого человека есть ещё и малая родина – место, где он родился, живёт и отдыхает. А где вы летом отдыхаете?
(В деревне, на даче)
- Поднимите руку дети, которые летом отдыхают на даче или в деревне у бабушки.
-А что такое дача?
(Загородный дом для летнего отдыха городских жителей)
- Как вы добираетесь на дачу?
(Ответы детей)
- Сегодня мы поедем на дачу на автомобилях разного цвета. У вас на столе лежат детали мозаики, соберите картинку и образуйте группы в зависимости от цвета машины.
(Дети собирают картинки, рассаживаются в группы)
- Вспомните главное правило, которое должны выполнять автомобилисты при перевозке детей.
(Детское автокресло - до 12 лет. Пассажиры должны быть пристегнуты, сидеть сзади)
- А ваши родители выполняют это правило? Напоминайте им об этом.
- Когда мы едем в автомобиле, часто слушаем радио. Представьте себе, что я радиоредактор – это человек, который организует работу по созданию радиопрограмм, контролирует их качество. Сейчас мы проведём конкурс чтецов, по результатам которого, лучший станет диктором радио нашего класса. Диктор – это работник радио или телевидения, который читает текст, передаваемый в эфир. Выберите в группе лучшего чтеца.
(Работа в группах: каждая группа определяет одного лучшего чтеца, который рассказывает стихотворение у доски всему классу)
- Как вы считаете, ребята, кто прочел стихотворение наиболее выразительно?
(Ответы детей)
- … назначается сегодня диктором нашего радиоканала.
- А куда мы с вами собирались отправиться?
(Ответы детей)
- Герои рассказа, который мы сегодня прочитаем, тоже отдыхали на даче.
- Посмотрите на доску. Как называются такие помещения в загородном доме? Ваши предположения.
(На доске изображения чулана и сеней)
(Дети высказывают свои предположения)
- Вы называли близкие по смыслу слова - синонимы, а ещё есть и такие названия этих помещений – чулан (подсобное помещение) и сени (помещение между частью дома и крыльцом). С этими словами мы встретимся, когда будем читать рассказ.
- Сегодня мы прочитаем «Страшный рассказ», который написал Е. Чарушин.
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
(Ответы детей)
- Как вы думаете, что могло случиться с ребятами на даче? Попробуйте предугадать, о чём это произведение.
(Предположения детей)
- Верны ли ваши предположения, мы узнаем, когда прочтём это произведение.
- Примите удобную позу и приготовьтесь слушать.
(Чтение рассказа учителем)
- Кто был близок к сюжету рассказа в своих предположениях? У кого фантазия близка к авторской?
- Понравился ли вам рассказ?
- Давайте ещё раз прочитаем текст. Откройте учебники на стр. 43.
(Чтение текста детьми цепочкой)
- В какой момент вам было страшно?
(Ответы детей)
- Что вы можете сказать о мальчиках? Какие они?
(Ответы детей)
- Что сказано про мальчиков в начале рассказа? Зачитайте.
(Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости).
(На доске пропущены подчёркнутые слова, детям необходимо восстановить текст)
- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте.
(Шура и говорит со своей кровати:
- Мне совсем и не страшно.
- Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати.
- Мы воров не боимся, - говорит Шура.
- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.
- И тигров не боимся, - говорит Шура.
- Они сюда и не придут, - отвечает Петя.)
- Что испугало детей? Найдите эти строки.
(И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....)
- Как повели себя мальчики, когда услышали топот? Прочитайте.
(Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал).
- Кто же напугал мальчиков? Подтвердите строчками из текста.
(Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. Пришли в сени. И вдруг вдоль стены кто-то пробежал в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят - да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом.)
Физкультминутка
- Найдите изображения ежей в нашем кабинете. Сколько их? Зажмурьтесь. Попытайтесь изобразить ежа. Ёжики, протрите глазки! Сверните спинки клубочком, а теперь расправьте спинки, потянитесь и садитесь на места.
- Перечитайте текст про себя и подумайте, на сколько частей можно разделить данный рассказ.
(На 4 части)
- Каждой группе я предлагаю часть текста и варианты заглавий. Задание для групп - прочитать свою часть и подобрать к ней заглавие из предложенных вариантов.
Предложенные заголовки частей
Шура и Петя остались одни.
Топот за дверью.
Папа и мама вернулись.
Ёжик в доме.
- А теперь мы с вами окунёмся в атмосферу дачного отдыха. Вы вместе с Петей и Шурой приехали на дачу. Представьте, что вы слышите пение птиц, ветерок, запахи лета… И вот наступает вечер. Расскажите, что произошло с ребятами вечером на даче.
(Представитель от каждой группы пересказывает свою часть текста)
- Немало мы сегодня на уроке смогли нарисовать мысленно…
- Из предложенных мною картинок выберите те, которые подходят к нашему рассказу.
(Задание выполняется на интерактивной доске)
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?
(Ответы детей)
- А как бы поступили вы? Можно ли брать домой диких животных?
(Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)
- Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля!
- Домашнее задание по выбору учащихся:
1) подготовить пересказ всего рассказа;
2) подготовить пересказ одной из частей;
3) выразительное чтение рассказа.
- Перед вами пословицы. Какая из них могла бы стать заглавием рассказа Е. Чарушина?
• С трусливым да болтливым в беду попадёшь.
• Не будь овцой, так и волк не съест.
• Пуганая ворона и куста боится.
• У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.
• Ты пожалей и тебя пожалеют.
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Ответы учащихся)
- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.
- Наш урок подходит к концу. Мне очень интересно знать, как вам работалось на уроке, удовлетворены ли вы собой, своими ответами.
Если вы считаете, что у вас всё получилось, то подарите нашему ёжику «солнышки».
(На интерактивной доске изображение ёжика. Дети перетаскивают к ёжику «солнышки»)
- Я думаю, что наш ёжик остался доволен! Вы настоящие друзья природы. Это большое счастье!
- И закончить наш урок я хочу словами Е. И. Чарушина:
«Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину».