Этапы урока, занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты обучения |
1.Мотивация учебной деятельности Цели: - актуализация требований к ученику с позиции учебной деятельности; - cоздание условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; - установление тематических рамок 2мин. | Устанавливает тематические рамки. Обеспечивает мотивацию учения. | Принимают цели урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности | «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.» Лев Николаевич Толстой - Какое отношение имеет данное высказывание уроку? - Что называется алгебраической дробью? - Какие операции над алгебраическими дробями вы умеете выполнять? - В чем заключается основное свойство дроби? | - уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; - оформлять свои мысли в устной форме |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: - создание условий для выполнения учащимися пробного учебного действия; - организация фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - выявление места (шага, операции) затруднения) 6-7 мин | Организует фиксирование индивидуального затруднения. | В форме коммуникации (в парах) решают типовые задания на новый способ действий | - Выполнение заданий 1-3 из приложения № 1. - Сформулируйте правило, которое вы использовали при решении этого примера (Правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями). - Какое свойство было применено ? (Свойство дроби) - Молодцы, посмотрите на следующие дроби: и - Чем отличаются эти примеры от предыдущих (разные знаменатели). | -уметь ориентироваться в своей системе знаний(отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую). -уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. -уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение |
3. Выявление места и причины затруднения Цели: -выполнение реконструкции выполненных операций и фиксация в языке шага, где возникло затруднение; - фиксирование во внешней речи причину затруднения 1-2 мин | Выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний | Воспроизводят и фиксируют необходимые знания для построения нового способа действий. Фиксируют затруднение при выполнении пробного действия. | - Решите данные примеры - Почему вы не можете решить? - Каких знаний вам не хватает для решения этих примеров? - Кто может сформулировать возникшую проблему? | - уметь анализировать, сравнивать, использовать знаковую систему, осознанно строить речевое высказывание. -Уметь фиксировать индивидуальное затруднение. - уметь выражать свои мысли, аргументировать свое мнение с учетом мнения других. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: - определение цели урока; - построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели 4-5 мин | Руководит процессом выхода из затруднений с помощью подводящего, а затем побуждающего диалога | Определяют цель урока. Строят план выхода из затруднения. | - Назовите цели урока. - Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание алгебраических дробей). - Что из изученного материала поможет помочь решению данного задания? - Какой будет план выхода из затруднений? Давайте вместе его составим. План I. Составить алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей II. Решить примеры по алгоритму | -уметь планировать, составлять план действий с учетом конечного результата. -уметь выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, планировать учебное сотрудничество со сверстниками. |
5. Реализация построенного проекта Цель: - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксирование преодоления возникшего затруднения 2 мин | Формулирует задание для учащихся. Отвечает на вопросы учащихся. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий | Определяют средство достижения цели- алгоритма сложения и вычитания алгебраических дробей. Работа организована в паре, каждая пара составляет алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей | - На столах у вас находятся карточки (разрезанные), отражающие шаги алгоритма сложения и вычитания алгебраических дробей. Вам необходимо разложить карточки в нужной последовательности Ученик у доски демонстрирует вариант построенного алгоритма. -Используя данный алгоритм решите примеры указанные выше | -уметь ответственно относится к общему делу. -уметь выполнять действия по алгоритму, строить логическую цепь рассуждений. -уметь выражать свои мысли, использовать речевые средства для решения коммуникационных задач. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешнейречи Цели: - закрепление нового знания в речи и знаках; - фиксирование преодоления возникшего затруднения 8-10 мин | Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми алгоритма сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями | Выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Фиксируют затруднения, определяют причины ошибок и исправляют ошибки | Учащиеся работают в парах, проговаривая решение друг другу. - Кто готов объяснить решение данных примеров? К доске вызывается ученик, решение из тетради на доске школьной , ученик объясняет ход решения примеров. 4 = | -уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). -уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. -уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других |
7. Динамическая пауза 2 мин | Организует смену деятельности, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся | Меняют вид деятельности | | |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного 6-7 мин | Направляет работу учащихся. Организует, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Устанавливает правильность и осознанность изучения темы. Выявляет первичное осмысление изученного материала, производит коррекцию выявленных пробелов. | Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Фиксируют затруднения, определяют причины ошибок и исправляют ошибки. | - Выполните задание самостоятельно учебник № 4 (а, в),6 (а, в), 9 (в), 5 (в) и сделайте самопроверку и самоанализ по эталону. - В ходе выполнения работы не забывайте использовать ранее изученный материал: основное свойство дроби, приведение подобных и т.д. Самопроверка и самоанализ. Слайд15 №5) в) № 9 в) После выполнения самостоятельной работы проводится проверка по эталону, анализируются ошибки. - У кого задание вызвало затруднение? - На каком шаге? - В чем причина затруднения? - Кто справился со всеми заданиями? | -уметь выделять необходимую информацию.. -уметь слушать и вступать в диалог. |
9. Включение в систему знаний и повторение Цель: -выявление границ применимости нового знания; -подготовка к введению новых знаний 5 мин | Предлагает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. | Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с изученными до сегодняшнего дня способами. | - Давайте выясним какие действия мы умеем выполнять Предлагаются примеры, из них требуется выбрать те, решение которых не вызывает затруднение. , , В примере необходимо поменять знак знаменателя второй дроби, а в другом примере применить формулу. - Решением более сложных примеров мы займемся на следующих уроках | -уметь выделять и формулировать познавательные цели, анализировать объекты. -уметь планировать свою деятельность для решения поставленной задачи и контролировать полученный результат. -уметь слушать и вступать в диалог, коллективно обсуждать проблемы (при необходимости). -уметь ориентироваться в межличностных отношениях. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - фиксирование нового содержания урока; - организация рефлексии 3-4 мин | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, что получилось. Записывают домашнее задание. | - Какую цель мы ставили на уроке? - Удалось ли решить нам поставленную задачу? -Что мы использовали для достижения цели? - Что у вас хорошо получалось? - Над чем необходимо поработать? Домашнее задание : стр 59 № 3 - На столах у вас находятся карточки, закончите предложение (Приложение4) | -уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
1. 2. 3.
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)
И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)