СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Самый читающий класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель проекта:создание условий для развития у учащихся начальных классов интереса к чтению, обеспечивающих формирование духовно зрелой, образованной и социально ценной личности.

Просмотр содержимого документа
«Проект " Самый читающий класс"»

Проект «Самый читающий класс»

учителя начальных классов

МБОУ СОШ «Гармония » г. Можайска

Юшкевич Виктории Викторовны

г. Можайск

Цель:

создание условий для развития у учащихся начальных классов интереса к чтению, обеспечивающих формирование духовно зрелой, образованной и социально ценной личности.



Задачи:

  • повышение интереса к чтению;

  • - повышение образовательного и культурного уровня выпускника начальной школы;

  • -формирование духовно-нравственных ориентиров и исторического мышления школьников;

  • - формирование единой читательской общности – Школа, Библиотека, Семья.

Основные этапы реализации:

1 этап: 2016 – 2017 учебный год, первый класс

2 этап: 2017 – 2018 учебный год, второй класс

3 этап: 2018 – 2019 учебный год, третий класс

4 этап: 2019 – 2020 учебный год, четвертый класс

Основные направления деятельности

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

  • Развитие творческих способностей школьников во внеурочное время.

Актуальность проекта.

Интерес к чтению является важным условием повышения грамотности людей, что во многом определяет качество трудовых ресурсов, уровень общего образования, доступ к культурным ценностям и информационным ресурсам. Век видео и компьютеров привёл к падению интереса к чтению.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, один из главных источников информации и даже способ общения. Жизнь подсказывает, что если ребёнок научился читать, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ученик не овладел чтением, он чувствует какую – то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность хорошо учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет в школе реализовать свои способности, то положительное, что в нём заложено.

С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладением навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребёнка, так же трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи).

Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.

Наблюдения и индивидуальные беседы с учащимися, родителями показали, что большинство детей не любят читать и считают чтение наказанием. Сегодня школьники больше времени проводят перед телевизором и компьютером, чем с книгами. А для развития полноценного навыка чтения одних уроков недостаточно. Поэтому возникла необходимость в организации целенаправленной систематической деятельности, направленной на решение этой проблемы.

Педагогам приходится преодолевать противоречие между снижением интереса к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать этот интерес; между формальным беглым прочтением текста и формированием осмысленного читательского навыка. На решение этих противоречий и направлен проект «Самый читающий класс».

ИННОВАЦИОННОСТЬ проекта состоит в том, что он:

- с одной стороны, опирается на «классическую» практику воспитания читателя в школе,

«возрождает» (вплоть до «реабилитации») «хрестоматийные» методики такого воспитания,

- с другой стороны, используя современные возможности в области распространения информации и учитывая новейшие требования к результатам школьного обучения, представляет эффективную и привлекательную для школьников модель популяризации чтения.

Инновационность проекта связана также с консолидацией усилий всех школьных специалистов (учителей-предметников, классных руководителей, сотрудников воспитательной и психолого-педагогической служб, библиотечных работников) в деле воспитания читателя, в реализации проекта на основе командного взаимодействия.



Принципы построения проекта

  • природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет. Исходя из этого, разработан концентрический принцип подбора детских литературных произведений;

  • преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начальных навыков чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи;

  • интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;

  • коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими;

  • интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков;

  • вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных

Содержание деятельности

Я, как и многие педагоги, всерьёз озабочена проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.

Выделяю следующие причины снижения читательского интереса:

усиление влияния средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс. Резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам»;

отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

А ведь главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Одним из направлений моей работы, как учителя начальных классов, заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.

Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагаю решение следующих задач:

развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;

развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

стимулирование творчества детей.

Систему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде схемы:

урок литературного чтения;

внеклассные занятия;

совместная работа с библиотекой;

работу с родителями.

В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, я могу добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении:

занимательность, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия;

для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Поэтому одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников, я считаю, является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы

Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требует новых форм работы. Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе я начинаю активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.

Среди многообразия путей и средств формирования читательского интереса наиболее значимые для младших школьников – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения педагогических технологий. При обучении чтению я использую методику Н. А. Зайцева. При разработке своей методики Зайцев опирался на исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева. Он использовал такие их выводы:

  • разделение сенсорного потока на элементы, а потом связывание этих элементов в группы очень хорошо воспринимается мозгом;

  • усилить восприятие можно подачей информации с четко заданным ритмом.

Это открытие в нейрофизиологии Зайцев сделал основой своей системы. Главная идея его методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:

  • мышление;

  • слух;

  • зрение;

  • двигательную и тактильную память.

Учебный материал Зайцева активизирует восприятие ребенка, поскольку он системный (от частного к общему и наоборот), собран в одном месте и привлекательный, притягивающий внимание. По сути, эта методика опирается на основы педагогики сотрудничества. Роль учителя сводится:

  • к организации веселой игровой обучающей среды;

  • наставнической помощи ребенку при обучении чтению, грамматике.

Далее, когда ребята научатся читать, работая с тестом, я использую нетрадиционные методические приемы. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

В основе моей работы лежат приемы развития критического мышления через чтение:

Прием «Толстые и тонкие вопросы».

Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Прием «Чтение с остановками».

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

1. Прием «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

О чем может пойти речь на уроке?

Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.

2.Прием «Ключевые слова».

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Приемы графической организации учебного материала:

1.Прием «Составление кластера».

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

2.Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Таким образом, уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательского интереса. Что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Под формами внеклассной деятельности подразумевается выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

Н.В. Столыпина, М.В. Тарабуева считают, что в зависимости от содержания следует выбирать форму и вид внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса. Я выбрала и веду внеурочную деятельность по курсам

«Читалочка» и « Юные театралы».

На которых использую такие как:

  • литературный праздник;

  • литературная гостиная;

  • театральный фестиваль;

  • диспут;

  • концерт;

  • интервью;

  • эссе;

  • кружок;

  • олимпиады, конкурсы, викторины;

  • экскурсии;

  • дискуссии;

  • состязание чтецов и др.

Сочинительство — это интересная форма творческой работы с младшими школьниками. Именно сочинительство помогает развить их читательский и одновременно познавательный интерес. Учащиеся начальной школы могут сочинять и фантазировать на любые темы. Но учителю необходимо осуществлять руководство, предложить темы, составить определенный план. Могут быть предложены, например, такие темы:

Я сочиняю сказку (эта работа может проводиться в классе и дома).

Я — юный поэт.

Мои первые рассказы (при этом необходимо уделить особое внимание индивидуальной манере написания). Эту работу лучше проводить в классе.

Мои первые сказки.

Мои первые книжки (можно интегрировать урок внеклассного чтения и урок технологии).

Работа по формированию читательского интереса осуществляю не только через уроки литературного чтения, но и через сотрудничество с библиотекой, клубом семейного чтения, литературные праздники. В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:

  • принцип учета сензитивных периодов развития;

  • принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

  • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

  • принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;

  • диалогический принцип.

Внеклассную деятельность рассматриваю как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Компоненты внеклассной деятельности:

внеклассные занятия;

работа с учреждениями культуры;

работа с родителями.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.

Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.

Организация разнообразных форм внеклассных занятий

Я использую следующие формы внеклассных занятий:

  • дискуссия;

  • коллективное чтение;

  • беседа;

  • беседа-"приманка";

  • состязание чтецов;

  • реклама книги;

  • литературный праздник;

  • литературная игра;

  • литературная гостиная;

  • театральный фестиваль;

  • библиотечный час;

  • час "тихого чтения".

Центральным звеном в моей работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.

Литературные игры — игры, построенные на словесном материале:

игры и упражнения по развитию речи;

литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);

литературные викторины;

"стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит: узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды).

В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение ( в 1 классе читают родители).

По окончании этого срока провожу литературные игры. Мы заметили, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.

С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.

Каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений". Победителям литературных игр, активным участникам творческих заданий вручаются ордена. "Дерево" растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.

Организация разнообразных форм работы с родителями

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Я использую следующие формы работы с родителями:

  • коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);

  • групповая (тематическая консультация);

  • индивидуальная (консультация).

В моей методической копилке подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы.

Используя накопленный собственный опыт, ребята проявляют свои творческие способности. Они создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы.

Ожидаемые результаты:

  • возрастёт читательская активность;

  • улучшится техника чтения;

  • облегчится процесс учёбы, улучшится успеваемость;

  • чтение поможет воспитанию духовно-моральных ценностей;

  • увеличение числа участников конкурсов,

  • акций, мероприятий.


Выводы:

1. Работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически: на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями;

2. Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;

3. Пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы, классики детской литературы;









Литература

1. Иванов Г. Готовим юных исследователей //Народное образование. – 2009. -№ 6.

2. Макарова М.Ф. Развитие творческой активности учащихся в современной школе: Дисс. канд. пед. наук. – Саратов,

2004.

3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

4.Кубики Зайцева. Комплект для класса. Учебное пособие.- СПб., 2012.

5. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.

6. ФГОС - Базовые документы - Концепция духовно-нравственного развития...

Интернет-ресурсы

1. proshkolu.ru

2. pedsovet.su



















Приложение







































Приложение № 1







Темы родительских собраний


Начальная школа

Секреты для взрослых, или как стать родителем читающего ребенка?

Чтение без увлечения, или почему ребенок не любит читать?

Как привить любовь к чтению?

«Самиздат» на дому

Семейная книга – это здорово!

Общение с книгой – источник развития интеллекта

Как создать домашнюю библиотеку

Грамотность – дело всей семьи

Читательский дневник: как правильно его вести

Читающий родитель – читающий ребенок















Приложение №2

Банк игровых заданий для развития качества чтения

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в практической работе нужно использовать специальные упражнения, которые целесообразно включать в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.



Игры для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) чтения.



Очередь. Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

Буксир. 1 вариант учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученик показывает слово, где остановился учитель.

2 вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

3 вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Ловушка. Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет одно слово синонимом. Учащиеся ищут замену.

Голова и хвост. Ученик начинает читать предложение, дети быстро находят и дочитывают его все вместе.

Прятки. Нахождение слова по каким – либо признакам: начинается на букву а, состоит из двух слогов т.д.

Фотоглаз. На доске столбик слов, которые ученики читают определённое время, затем слова закрываются, а дети называют их по памяти.

Угадай. Чтение текста через решётку.

Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

Кто быстрее. На доске записано предложение, по сигналу ученики ищут его в тексте.

Найди меня. а)Учитель называет слово, которое ученики должны найти в тексте.

б)Выбрать из данного текста слова, состоящие из 4–5 слогов, научиться их проговаривать.

в)  Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

Чтение-разведка. Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского языка можно предложить поиграть в разведчиков, т.е. найти в тексте словарные слова или слова на какое-то правило.

Пятиминутки чтения. У каждого ребенка своя книга и любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Затем дети закрывают книгу и продолжается урок.

Многократное чтение. Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе

Чтение в темпе скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Бросок – засечка.  Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.



Молния. Его смысл -  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.



Спринт. По команде начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.


Губы. При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде -  “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость.


Приложение №3

Сравнительная таблица

этапов работы над проектом и урока с применением метода проекта



Работа над проектом

Урок по методу проектов



1. Выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования.

2. Выдвижение гипотезы и её решения (Ученики обсуждают, предлагают собственные идеи)

3. Обсуждение методов исследования.

4. Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей.

5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.

6. Подведение итогов, оформление результата.

7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования, анализ успехов и ошибок.



I.Организационный момент



II.Актуализация опорных знаний



III.Постановка проблемы



IV.Планирование работы



V.Открытие нового знания, разрешение проблемы



VI.Оформление результата



VII.Первичное закрепление



VIII.Рефлексия












Проект

«Самый читающий класс»

учителя начальных классов

МБОУ СОШ «Гармония » г. Можайска

Юшкевич Виктории Викторовны













г. Можайск

2016 год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!