СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Рождение нуля"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Визитка проекта.

Название проекта

Рождение нуля.

Руководитель проекта

Кривоносова Елена Павловна учитель математики и информатики МБОУ «СОШ № 4 города Красноармейска Саратовской области»

Предметная область

 Математика

Возраст участника

 11-12 лет

Состав проектной группы

Петинцев Никита, 5 класс

Типология проекта

Индивидуальный , исследовательский.

Цель проекта

расширить и углубить знания учащихся о числах ( в частности нуля)

Задачи проекта

 1) изучить  историю возникновения нуля у разных народов мира и его свойства  как числа;

2) развивать интуицию, фантазию, нестандартное творческое мышление;    

3) совершенствовать навыки поисковой работы.

Необходимое оборудование

Компьютеры с выходом в Интернет, принтер, сканер, проекционная система

Планируемый результат

Личностные результаты: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Метапредметные результаты: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; - умение определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - овладение приёмами отбора, систематизации и переработки информации. Предметные результаты: -  узнать исторические сведения о рождении нуля; - составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; - кратко излагать результаты проектной деятельности; - рационально планировать свой учебный труд; - работать в соответствии с намеченным планом.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Рождение нуля"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

города Красноармейска Саратовской области»













Учебный проект

«День рождения нуля»













Выполнил: Петинцев Никита,

ученик 5 класса


Руководитель: учитель математики

первой квалификационной категории,

Кривоносова Елена Павловна









Красноармейск,

2015-2016гг.


Содержание



1.Введение…………………………………………………………………..3

2.Как возник нуль…………………………………………………………..3

3.Обозначение нуля………………………………………………………...4

4.Значение нуля и как я его понимаю…………………………………….4

5. Нуль на Руси……………………………………………………………..5

5. Вывод……………………………………………………………………..5

6.Литература………………………………………………………………..6





























У людей говорят: «Не шути с огнём!»

А у нас говорят: «Не шути с нулём».

У нуля про запас сотни каверз и проказ,

Нужен глаз за ним да глаз!

Введение.


На уроке математики нам дали задание: узнать, как возник нуль и его значение в математике. Мы, никогда не задумывались, откуда взялись цифры. Например, ноль. Всегда ли они были? Я хотел выяснить, когда день рождения нуля или, хотя бы век. Оказывается, греки, и римляне не употребляли ноль. В вавилонской системе счета ещё не было нуля. Но, когда рассматривали разряд числа, то отсутствие нуля создавало массу неудобств. Необходимость в использовании особого знака возникла при составлении математических и астрономических таблиц.

Поэтому я поставил перед собой следующую цель: расширить и углубить знания учащихся о числах.

Задачи:

1) изучить историю возникновения нуля у разных народов мира и его свойства как числа;

2) развивать интуицию, фантазию, нестандартное творческое мышление;

3) совершенствовать навыки поисковой работы.

Как возник нуль.

Кто первым догадался обозначить цифрой «ничто»? Мы никогда не узнаем. История говорит следующее.

Кто-то придумал нуль в древнем Вавилоне. Кто-то из индейцев майя – в Америке. Кто-то из мудрецов Индостана обозначил пустое место тем самым кружком, которым весь мир пользуется до сих пор. Итак, началась славная жизнь нуля - цифры и числа. Например, у народов майя пустая раковина – обозначала знак нуля. Майя использовали ноль в своём календаре счисления, и это было в 36 году до н.э. любопытно, что тем же самым знаком майянские математики обозначали и бесконечность, так как этот знак означал не ноль в европейском понимании, а «начало». Счёт дней месяца в календаре майя начинается с нулевого дня, который называется Ахау. В Индии индийци называли знак, обозначающий отсутствие какого- либо разряда в числе, словом «сунья», что значит пустой. Арабы перевели это слово по смыслу и получили слово «сыфр». Первое достоверное свидетельство о записи нуля относится к 876 году. В настенной записи из Индии имеется число 270. Некоторые исследователи предполагают, что нуль был заимствован у греков, которые ввели вместо нуля букву «О» в шестидесятеричную систему счисления, употребляемую ими в астрономии.

Леонардо Пизанский (1228 г.) употребил для передачи арабского термина сифр слово zephirum (зефир – западный ветер) и одновременно с ним Иордан Неморрарий (1237 г.) употребляет арабскую форму cifra. Из последнего слова во Франции произошло слово шифр chiffre, а из zephirum в Италии zero.

Наименование «цифра» в смысле нуля употреблялось долго и после того, как слово «цифра» стало употребляться в более широком значении.Эйлер ещё в 1783 году «цифра» вместо «нуль», так поступает и Гаусс в 1799г.

Обозначение нуля

Индийцы вначале обозначали нуль точкой.

В латинских трактатах 12 века знак нуля называется «кружком» -circulus.

Л.Магницкий в своей «Арифметике» называет знак 0 «цифрой или ничем», ещё он называет 0 «низачто», ещё в математических рукописях 17 века 0 «оном» по сходству с буквой о. Так что, пожалуй, ноль стали постоянно употреблять в 18 веке.

Значение нуля, как я его понимаю.

Ноль – удобное обозначение начала пути. В России бронзовый знак нулевого километра находится в самом центре Москвы, перед Воскресенскими воротами в небольшом переходе, что соединяет Красную площадь с Манежной; называется «Нулевой километр автодорог Российской Федерации», установлен в 1995 году скульптором А. Рукавишниковым. Сам же нулевой километр находится у здания Центрального телеграфа, в соответствии с исторической традицией.

А точка, от которой отсчитывают расстояние в Венгрии, отмечена особо. В этом месте, в центре Будапешта, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Ноль – цифра дал возможность не выдумывать новых знаков для больших чисел. Теперь любое число можно было записать, используя одни и те же цифры, и уже не спутаешь 12 со 120 или 102 – если в каком-то числе есть сотни и единицы , но нет десятков , в отведённом для десятков месте достаточно написать, что их – ноль.

Как цифра в записи многозначного числа или десятичной дроби ноль употребляется для обозначения отсутствия единиц определенного разряда

Основное свойство нуля заключается в том, что любое число при сложении с нулем не меняется.

Другие свойства числа нуль:

  1. а*0 = 0;

  2. а – а = 0;

  3. если ab=0, то а = 0 или b = 0.

Нуль на Руси

У русского народа, как у любого другого существует множество пословиц и поговорок. Вспомним те, в которых упоминаются числа.

Ноль без палочки (прост.). – Ничего не стоящий, не значащий человек.

Ноль внимания (прост.). – Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.

Абсолютный нуль, круглый ноль. – Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.

Сводить к нулю, свести к нулю. – Лишать всякого смысла, значения. (сравнение . "сводить на нет").

Ничего не возникает из ничего. – Это выражение принадлежит греческому философу Мелиссу, часто цитировалось древними философами, писателями.

Ничего не ново под луной. – Это выражение, ставшее крылатым, взято из стихотворения русского писателя Н.М. Карамзина (навеяно библейским писанием).



Выводы:

1) НОЛЬ – это понятие изобретённое. С его появлением в десятичной позиционной системе всё стало на свои места и получило строгую иерархию.

2) Ноль – универсальная точка отсчета. Если ноль один, он не имеет ценности, потому что является абстрактным, а все числа конкретны. Когда ноль сочетается с числом, он дает рождение сериям двойных, тройных и множественных чисел: таких как 10, 100, 1000.

3) Ноль – символ бесконечности, вечности, бытие, первопричину всего сущего, яйцо Вселенной, солнечной системы во всей ее полноте.

4) Понятие нуля широко используется в повседневной жизни людей.








Литература.

  • Депман И.Я. «История арифметики» - М.: Гос. Уч.-пед.изд. Министерства просвещения РСФСР, 1959

  • Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1989

  • http://area7.ru/metodic-material.php?20

  • http://ru.wikipedia.org/wiki











7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!