СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Психогеометрия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомившись с учебным предметом – геометрией - наукой о фигурах и их

свойствах, возник проблемный вопрос «Находит ли геометрия свое воплощение в

психологии, есть ли связь геометрических фигур с поведением людей?»

В основу работы положена гипотеза: личности можно разделить на

психологические типы по геометрическим фигурам.

Цель исследования: определить тип личности одноклассников, исследуя значение

геометрических фигур и их влияние на характер человека.

Задачи:

• познакомиться с литературой по психогеометрии;

• познакомиться с методами изучения личности с помощью психогеометрии;

• провести исследования по изучению особенностей характера

одноклассников;

• проанализировать полученные результаты.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Психогеометрия"»

Министерство образование Саратовской области МОУ « Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачева Саратовской области»









Проект по математике на тему: « Психогеометрия».







Автор:

Шигабутдинова Алсу

Учащаяся 9В класса

МОУ СОШ №2

Г. Пугачёва

Саратовской области.

Научный руководитель:

Кочемазова Ольга Ивановна

учитель математики

высшей квалификационной категории










2019г.





Содержание

I

Введение……………………………………………………………………………3


II. Основная часть.


Глава 1.


Проективные методы исследования личности. ………………………………….4-5



Глава 2.


Что такое психогеометрия.……… …………………………….…………….... …5-8



Глава 3.


Проведение исследования ………………………..……………….....................…9-10




Глава 4.


Рекомендации по практическому применению психогеометрии. …………… .10-11





III

Заключение…………………………………………. …………………………….. .. 12


Литература………………………………………………………………………..... …13


Приложения……………………………………………………………………… .14,15

I.Введение. «Если мы действительно что-то знаем,

то мы знаем это благодаря

изучению математики.»
(Пьер Гассенди)

Компетентность – сегодня одно из ключевых слов в образовании. Меняются требования к

роли учителя, который становится организатором, наставником, сопровождающим и

направляющим самостоятельную деятельность и развитие личности ученика. Одним из

обязательных условий успеха здесь является знание индивидуальных особенностей

каждого ребенка, умение определить его сильные и слабые стороны, учесть интересы и

склонности. В связи с этим многократно возрастает роль психологической составляющей

образовательно-воспитательного процесса. Поставленные задачи сложно решить без

повышения психологической компетентности педагогов, в частности, освоения ими

некоторых методов психологической диагностики. Существует много различных методик,

направленных на изучение личности. В последнее время психологических исследованиях

и особенно диагностике часто используются графические методы. Нас заинтересовал этот

материал.

Познакомившись с учебным предметом – геометрией - наукой о фигурах и их

свойствах, возник проблемный вопрос «Находит ли геометрия свое воплощение в

психологии, есть ли связь геометрических фигур с поведением людей?»

В основу работы положена гипотеза: личности можно разделить на

психологические типы по геометрическим фигурам.

Цель исследования: определить тип личности одноклассников, исследуя значение

геометрических фигур и их влияние на характер человека.

Задачи:

• познакомиться с литературой по психогеометрии;

• познакомиться с методами изучения личности с помощью психогеометрии;

• провести исследования по изучению особенностей характера

одноклассников;

• проанализировать полученные результаты.

Методы:

1. Исследование дополнительных материалов и статей.

2. Анкетирование учащихся 9в класса.

3.Обобщение полученных результатов.

Предмет исследования -проективные методы исследования личности.

Объект исследования -учащиеся 9в класс.

II. Основная часть.

Глава 1.Проективные методы исследования личности.

Проективные методики направлены на изучение особенностей личности, которые трудно

обнаружить при наблюдении за человеком или, проводя обычные психологические

опросы. Исследовать можно интересы, мотивацию, ценностные ориентации, страхи и

тревоги личности. Главное отличие данного метода заключается в возможности раскрыть

те причины поведения человека, которые не осознаются и, соответственно, понять их

достаточно трудно. В этой ситуации на помощь приходит графический метод, который

раскрывает мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне. Люди сложны

и непредсказуемы. Однако, при всем различии и неповторимости людей, есть некие

общие тенденции поведения, которые позволяют «разбить» нас на группы.

Известная проективная методика исследования личности «Методика чернильных пятен

Роршаха» показал, что, рассматривая чернильные и цветные пятна, испытуемые говорят,

что каждое из них им что-то напоминает, на что-то оно похоже. В результате можно

говорить о внутреннем мире человека, его переживаниях.

Одной из наиболее простых (и при этом наиболее результативных) методик является

психогеометрический тест С. Деллингер.

Испытуемый должен выбрать из пяти геометрических фигур ту, которая ему больше

всего импонирует. В зависимости от сделанного выбора определяются основные черты

характера.

Также мы познакомились еще с одним рисуночным тестом, предложенным графологом Энн Махони. Тест Энн Махони:

 Цель теста: выявление индивидуальных особенностей человека.

Графологом из Сан-Франциско Энн Махони был пред­ложен тест, в котором необходимо было в порядке пред­почтительности расположить фигуры (круг, квадрат, треугольник) и ломаную линию. В исходной интерпрета­ции предложенных фигур предполагалась следующая фор­мула. Круг — это символ, означающий одобрение, чувствен­ность, дружеское отношение, игривость. Квадрат означает ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание соз­дать прочную базу. Треугольник символизирует агрессию, его предпочитают люди, которые ставят собственный успех выше эмоциональной вовлеченности и не могут усидеть на одном месте. Ломаная линия означает присутствие вообра­жения; те, у кого они преобладают, ценят индивидуальность и отвергают рутину. Они часто увлечены зарубежной куль­турой, философией, поэзией, музыкой и оценивают других людей исходя из внутренних качеств, а не из их социального положения.

Испытуемый должен нарисовать человека из 10 геометрических фигур: треугольников, кругов и прямоугольников (квадратов). Геометрические фигуры могут быть разной длины, накладываться друг на друга и т.д. Главное чтобы их было 10, не больше и не меньше. Подсчитав по каждому рисунку количество использованных треугольников, кругов и прямоугольников, записать результат в виде трехзначного числа, в котором первая цифра обозначает количество треугольников, вторая – количество кругов, третья – прямоугольников. Определить какие свойства человека закодированы этим числом. Выделяют 5 типов личности: руководитель ,ответственный профессионал, нереализованный гений, ученый, художественный.

Глава 2. Что такое психогеометрия?

Психогеометрия – сравнительно молодая система анализа личности, позволяющая

прогнозировать и оценивать некоторые черты характера, модель поведения и стиль жизни

человека с помощью простейших геометрических фигур.

Она была разработана в США доктором психологии Сьюзен Деллингер, которая много

лет проработала с персоналом и обобщила свой опыт в психогеометрии.Чтобы

определиться в мире психогеометрии, которая как оказалось, влияет на все наши

поступки, Деллингер выявила пять психологических типов, каждому из которых

соответствует своя геометрическая фигура: квадрат, круг, треугольник, зигзаг,

прямоугольник. Каждая фигура имеет свои психологические особенности и по-разному

взаимодействует с остальными.

Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%.
Она много лет проработала с персоналом и свой опыт обобщила в психогеометрии. Теперь этой системой пользуется почти каждый кадровик в США и очень многие в России.
Эта методика анализа личности позволяет определить:
- к какому типу личности относится человек,
- какие качества ему присущи,
- предугадать, какие действия он будет предпринимать в сложившейся ситуации.
И всё это очень быстро, для теста пригодится ручка и бумага.

Обследуемому предлагается выбрать ту фигуру, в отношении которой он может сказать: “Это – Я!” (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. Ученикам надо было выбрать из предложенных черт характера те, которые присущи каждой из предложенных фигур. Зачитав черты характера, которые соответствуют каждой из фигур, ребята сравнили их со своими чертами у себя в фигурах.

Тест Сьюзен Диллингер

В чем суть:

В основе психогеометрии лежит пять типов личности, которым соответствуют

геометрические фигуры. Посмотрите на фото внизу в течение 10 секунд и из

предложенных фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг) выберите

ту, с которой ассоциируете себя. Оставшиеся фигуры пронумеруйте в порядке убывания

предпочтения. Выбранная фигура и определяет основные черты характера. А последняя

фигура, в вашем пронумерованном списке, может обозначать персоны, контакты

с которой будут наиболее затруднительными для вас. Следует отметить, что речь идет не

столько о типах личности, сколько о привычных для человека установках и особенности поведения.

Цель теста: предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

В психогеометрическом тесте каждая фигура имеет свой характер:

Квадрат.

Главная черта характера тех, кто выбрал квадрат – трудолюбие в сочетании с

организованностью, упорством, терпением и твердостью, а также пунктуальностью,

чистоплотностью и практичностью. Выбор квадрата в качестве основной фигуры может

свидетельствовать о склонности к аналитическому мышлению и рациональности. Такой

человек все свои дела стремится сделать максимально хорошо и эффективно. А поскольку

умеет управлять собой и организовывать других, то может занимать руководящие

должности.

Люди-квадраты говорят, как правило, тихо, предпочитая не повышать голос без

надобности. И не терпят повышенных тонов и у других. При этом их речь отличается

ясностью, точностью, логичностью и обстоятельностью. Она бывает, как правило,

несколько монотонной, «механической». Для них характерно употребление речевых

штампов. Человек-квадрат отличается консерватизмом, строгим соблюдением правил и норм, и отсутствием спонтанности и креативности. Стремится упорядочить и

систематизировать все вокруг себя – пространство, вещи, любую информацию, с которой

работает. Ему нравится, когда информация подается в соответствии с жесткой логикой.

Выбравший квадрат человек любит, чтобы речь изобиловала фактами, цифрами и

тезисами, желательно, со ссылками на источник, из которых взята. Предпочитает порядок,

распланированную жизнь. Разборчив в знакомствах, не любит шумных вечеринок. В

конфликтах часто уходит от прямого столкновения. Это хороший администратор и

исполнитель. Проигрывает в оперативности действий, контактности с разными лицами.

Треугольник

Те, кто ассоциирует себя с треугольником, безусловно, сильные личности, весьма

уверенные в себе и деятельные. Они не любят сидеть на месте, стремятся всегда

находиться в гуще событий. Выбор треугольника в качестве основной фигуры может

свидетельствовать о развитом честолюбии и власти любой ценой. Они прирожденные

лидеры. Нетерпеливость – одна из главных черт их характера. Треугольники могут

прервать вас на полуслове, но лишь потому, что уже уловили суть ваших мыслей.

Эти люди решительны, энергичны, неудержимы, умеют ставить ясные цели и достигать

их, концентрируясь на главном, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Это

прекрасные менеджеры и политики. Жаждут быть первыми и управлять положением дел,

решать не только за себя, но и за других, побеждать конкурентов. Хорошо чувствуют

выгоду. Треугольники любят риск, бывают нетерпеливы и нетерпимы, с трудом признают

ошибки. Эгоцентричны, но люди тянутся к ним и идут за ними. Люди-треугольники

весьма контактны и, не испытывая никакого дискомфорта, могут с любым завязать беседу.

Их речь отличается логичностью, доходчивостью и афористичностью. Она бывает, как

правило, эмоциональной, красочной, быстрой и четкой. Им дано умение задеть

собеседника «за живое». Для них характерны громкий голос и низкий тембр речи.

Круг

Геометрически круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно

выбирает круг в качестве своей основной формы, искренне заинтересован, прежде всего, в

хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их

благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм.

Круги обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью

сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого

человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную.

Круги стараются угодить каждому. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.

Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или

нарушения справедливости, Круг становится страстным защитником людей. Здесь Круги,

когда хотят, могут быть весьма убедительными. В том, что они, как правило, отлично

разрешают межличностные проблемы, во много «виноват» их особый склад мышления.

Зигзаг

Выбор зигзага в качестве основной фигуры может свидетельствовать об импульсивности

мышления, непостоянстве взглядов, изменчивости настроения и отношений с

окружающими. Это творцы, генераторы идей, одним словом, творческие и креативные

личности. Они предпочитают мыслить образами и опираться на внезапные прозрения,

начисто лишенные логики. Последовательность чужда таким людям от природы.

Экспрессивность, несдержанность, эксцентричность – вот черты их характера. А еще они

идеалисты, непрактичные и наивные. Впрочем, бывают остроумны, порой даже

язвительны.. Речь образна, ярка, непоследовательна и ассоциативна. Она бывает, как

правило, эмоциональной, торопливой и зажигательной. Голос имеет много оттенков, его тембр варьируется от очень высокого до низкого. Лексика богата и разнообразна,

характеризуется употреблением оценочных слов и выражений.

Прямоугольник

Прямоугольник часто выбирают люди, которые находятся на этапе перехода из одного

состояния в другое. Эта ситуация, отражающая некий личностный кризис, как правило, не

длится долго, и человек выбирает более определенный тип поведения, описанный из

четырех выше представленных. Словом, это тот, кто ищет лучшее положение или только

что изменил его, или предчувствует изменения. Но бывают индивиды, для которых оно

затягивается на долгое время. Характерной чертой, присущей человеку этого типа,

является выраженная внутренняя неудовлетворенность тем, как складывается его жизнь

на текущий момент, и желание что-то изменить. Часто такое положение дел осложняется

состоянием замешательства, путанностью мыслей, непониманием собственных желаний и

отсутствием ориентиров в дальнейшем движении. Выбор прямоугольника в качестве

основной фигуры может свидетельствовать о непоследовательности, склонности к

принятию импульсивных решений, непунктуальности и нервозности. Настроение человека-прямоугольника может многократно меняться даже в течении одного дня, что

влечет за собой и изменение его поведения.




Глава 3.Проведение исследования по изучению особенностей характера одноклассников. В эксперименте принимали участие одноклассники, ученики 9в класса.

Я предложила одноклассникам выбрать геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, круг, зигзаг, прямоугольник) и согласно психогеометрическому тесту С. Деллингер, получила такой результат: квадрат-6 человек (33%),треугольник-3 чел.(17%),круг-4 чел.(22%),зигзаг-2 чел.(11%), прямоугольник-3 чел.(17%).

Это позволяет сделать вывод о том, что наш класс творческий, остроумный, но иногда бывает несдержанным. Многие учащихся 9в класса - доброжелательные,  заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая ценность для них – благополучие окружающих, также это люди с развитой интуицией,  устремленные в будущее (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Также был предложен рисуночный тест  графолога Энн Махони.

Цель теста: выявление индивидуальных особенностей человека.

Мои одноклассники сделали рисунок человека из 10 геометрических фигур: треугольников, кругов и прямоугольников (квадратов). Геометрические фигуры могут быть разной длины, накладываться друг на друга и т.д. Главное чтобы их было 10, не больше и не меньше. Подсчитав по каждому рисунку количество использованных треугольников, кругов и прямоугольников, записали результат в виде трехзначного числа, в котором первая цифра обозначает количество треугольников, вторая – количество кругов, третья – прямоугольников. Определили: какие свойства человека закодированы этим числом. Выделяют 5 типов личности: руководитель ,ответственный профессионал, нереализованный гений, ученый, художественный.

Тип руководителя (количество треугольников от шести и выше).
Это люди с высоким уровнем притязаний, стремлением к доминированию и хорошими коммуникативными способностями. У них сильная нервная система. Они разбираются в людях, умело классифицируют и перерабатывают информацию. Чем больше треугольников, тем большая степень авторитарности.

Ответственный профессионал (пять треугольников).Обладает организаторскими способностями, до мелочей продумывает свою деятельность, неконфликтен, с хорошей интуицией, проявляет высокую требовательность к себе и другим, часто работает за пределами своих возможностей, склонен к заболеваниям психосоматического характера.

Нереализованный гений (четыре треугольника).Тревожно-мнительный тип. Отличается разнообразием интересов и талантов. Возможны трудности адаптации, проявляет склонность к индивидуальной работе, нерешительность, неуверенность в себе, ранимость. Ему свойственны сомнения в своих силах и возможностях, не смотря на то, что у него получается все, за что берется.

Тип ученого (три треугольника)Легко абстрагируется от реальности, рационален, объективен. Свойственна спонтанность и противоречивость поведения и деятельности. Продуктивен в условиях жесткой регламентации. Хорошо переключается с одного вида деятельности на другой. Психологическая защита по типу рационализация.

Интуитивный тип (два треугольника).Отличается чувствительностью и истощаемостью нервной системы. Ему свойственны стремление к приукрашиванию, эстетизации действительности, интерес к искусству и человеку. Он легко вживается в различные социальные роли и тонко чувствует все новое и необычное, отзывчив, не выносит посягательств на свою свободу.

Тест показал, что в нашем классе : 4 чел(22%) -тип нереализованный гений, 3 чел(17%)- тип ученого, 3 чел(17%)-тип руководителя , 1 чел.(6%)-ответственный профессионал. Большего всего в классе интуитивных типов -7 чел.(38%.) К сожалению, в нашем классе нет ни одного художественного типа. Исследование показало, что большинство-(38%), это способные в учебе дети, но часто не умеющие сконцентрировать свои способности, часто сомневаются в своих возможностях. Нуждаются в мягком, осторожном поощрении, подбадривании – это их стимулирует и укрепляет (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Глава 4.Рекомендации по практическому применению психогеометрии

Полученные результаты исследования характера наших одноклассников имеют

практическую значимость в следующих направлениях:

• Результатами может воспользоваться классный руководитель для определения

того, что именно необходимо каждому ученику и классу в целом для более

эффективной работы, что им движет и на что он направлен;

• Тесты помогают выявить важные качества, составляющие реальный

психологический портрет учащихся;

• Тесты способствуют достижению высокой результативности в групповой работе с

классом, как на уроках, так и во внеучебной деятельности. При этом каждый член

группы становится представителем характерных черт поведения и стиля

мышления, а значит имеет больше шансов проявить свои сильные стороны;

• Результаты, полученные благодаря психогеометрическому тесту, могут быть

использованы педагогами в организации дополнительного образования, а также

самими школьниками в выборе профессии;

• Психогеометрический тест можно использовать в комплексе с другими методами

изучения характера человека.

III. Заключение

Конечно, психогеометрия – не панацея от всех проблем в общении между учащимися современной школы.

Представленный взгляд на личность – лишь один из возможных, и он не может

полностью заменить ни наблюдения за ребенком, ни общения с ним, ни просто мудрого и

внимательного взгляда взрослого человека.

В процессе работы над проектом мы ответили на проблемный вопрос: геометрия имеет свое воплощение в психологии и есть связь геометрических фигур с поведением людей, а предложенная гипотеза о том, что личности можно разделить на психологические типы по геометрическим фигурам, оказалась верной. Цель работы -определить тип личности одноклассников, исследуя значение геометрических фигур и их влияние на характер человека, достигнута, поставленные задачи выполнены.

Можно сделать выводы:

1. Работа позволила лучше понять себя и своих одноклассников. Мы надеемся, что те

знания, которые получили, будут способствовать более успешному общению с

ребятами дома и школе.

2. Так же заметили, что типы характера в чистом виде встречаются крайне редко, в

каждом человеке обычно присутствует несколько типов. Стало понятно, почему с

одними ребятами легко общаться, а с другими – нет, почему возникают ссоры,

конфликты и как можно решать проблемы.

3. Данная работа может иметь практическое применение в работе с ученическим

коллективом.

Список литературы.


1.Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров, ИД «Знание», 1991г.

2.      Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию,Киев: Ника-Центр, 1997 г.

3.      Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов, -Москва, Просвещение,2000г.

4.      Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х книгах, – Москва, Просвещение, 1995 г.

5.      Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Москва, Просвещение, 1991 г.

6.      .Атаясян Л.С., В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев ,  Геометрия 7-9, -Москва, Просвещение, 2013

7.       Интернет-ресурсы:



https://domashniy.ru/psihologiya/test__psihogeometriya_lichnosti/;

http://www.onln.pro/psihogeometricheskii-test-syuzen-dellinger/;

https://www.b17.ru/blog/60089/;

http://diplomba.ru/work/109393.






















Приложение 1.

Результаты анкетирования учащихся 9 «В» класса по психогеометрическому тесту С. Деллингер:

Учащиеся

Результат

Ананьева Алина

квадрат

Бахтиева Рената

круг

Белая Екатерина

зигзаг

Горшкова Елизавета

прямоугольник

Данилина Полина

прямоугольник

Дорохина Анна

квадрат

Дорохов Данил

треугольник

Дубинкин Данила

круг

Жекю Алексей

квадрат

Ивлева Анастасия

зигзаг

Казанцева Алина

треугольник

Колесников Владимир

квадрат

Муссагалиев Рамиль

треугольник

Радаева Олеся

круг

Саммель Анна

квадрат

Степанян Хачик

круг

Харлаева Алина

квадрат

Янгалычин Дамир

прямоугольник



Приложение 2.

Результаты анкетирования учащихся 9 «В» класса по рисуночному тесту Энн Махони:

Учащиеся

Результат

Ананьева Алина

Нереализованный гений

Бахтиева Рената

Интуитивный тип

Белая Екатерина

Тип ученного

Горшкова Елизавета

Интуитивный тип

Данилина Полина

Нереализованный гений

Дорохина Анна

Интуитивный тип

Дорохов Данил

Тип ученого

Дубинкин Данила

Тип руководителя

Жекю Алексей

Тип ученого

Ивлева Анастасия

Нереализованный гений

Казанцева Алина

Интуитивный тип

Колесников Владимир

Нереализованный гений

Муссагалиев Рамиль

Интуитивный тип

Радаева Олеся

Интуитивный тип

Саммель Анна

Ответственный профессионал 

Степанян Хачик

Тип руководителя

Харлаева Алина

Интуитивный тип

Янгалычин Дамир

Тип руководителя


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!