ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА.
(11 класс)
Резюме проекта
Предметная область: обществознание, всемирная история.
Ведущая деятельность: познавательная, исследовательская.
Используемые технологии: учебное сотрудничество, индивидуальная деятельность.
Формы продуктов проектной деятельности: презентации «Развитие права Древнего Востока. Древний Китай и Древняя Индия», «Вавилон. Вавилонское право», «Право Афин», «История развития права Древнего Рима»,проектные работы.
Возрастная группа: 11 класс.
Время работы: среднесрочный проект (на период изучения модуля «Право»).
Режим работы: урочный проект.
Материально-техническое оснащение: историческая и юридическая литература, хрестоматии по истории государства и права, энциклопедии, библиотечный фонд, Интернет-ресурсы. Литература
1. Ильин, А. В. Из истории права. Правоведение. 10-11 классы / А. В. Ильин, С. А. Морозова - СПб. : Специальная литература, 2007.
2. Певцова, Е. А. Право : основы правовой культуры : учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Ч. 1 / Е. А. Певцова. - М. : Русское слово, 2008.
Цели проекта:
- развитие коммуникативных, исследовательских навыков: умений работать с информацией, рассуждать, делать выводы;
- формирование представления о сущности права, его роли в жизни общества;
- рассмотрение теории происхождения права и примеры правовых систем в древности, изучение их характерных особенностей.
Реализация проекта:
1. Введение в проект.
2. Работа над темами.
3. Представление результатов проекта.
Введение в проект
«Особенности и закономерности возникновения права».
После урока обучающиеся смогут:
- назвать теории происхождения права, их авторов, соотнести исторические факты с той или иной теорией;
- назвать социальные нормы, регулирующие поведение людей в обществе, выделить общие и отличительные черты права и других социальных норм;
- объяснить причины появления правовых норм, их роль в жизни общества и государства;
- высказать своё мнение о важности соблюдения социальных норм, в том числе правовых.
Лекция с элементами беседы.
- Что помогает организовать жизнь общества (семьи, трудового коллектива, дружеской компании, различных групп людей), что определяет их поведение? (Социальные нормы.)
- Какие социальные нормы вы знаете? (Это нормы морали, религии, этикета, политики; обычаи и традиции, корпоративные нормы, нормы права.)
Социальные нормы устанавливают правила поведения людей в обществе, границы дозволенного и запрещенного поведения.
Несмотря на то, что люди - разумные существа, наделенные сознанием и волей, их деятельность нуждается в регуляции, следовании определенным правилам, нормам (образец, стандарт поведения).
Уже в первобытном обществе существовали определенные правила поведения, которые обеспечивали выживание членов родовой общины в природной среде и их воспроизводство.
Эти правила сложились в обычаи. Они фиксировались в памяти людей и выполнялись добровольно, из уважения к памяти предков.
С зарождением религии появляются нормы, исходящие из представления людей о Боге как Творце Вселенной, а также создателе правил человеческого общежития. Так, заповеди Моисея призывают «не красть», «не убивать», «не злословить» и т. д. Представления о добре и зле, о справедливости, чести, долге отражены в нормах морали.
Там, где возникали те или иные объединения людей, корпорации, возникали и нормы поведения для входящих в них людей. Эти нормы закреплялись в уставах организаций (например, правила организации ремесленного производства закреплялись в цеховых уставах).
С развитием политической жизни общества складывались политические нормы, которые регулировали отношения между классами и социальными группами по поводу осуществления государственной власти.
Реализация проекта. Работа с рабочими листами (приложение)
Выступления обучающихся.
1. «Развитие права Древнего Востока. Древний Китай и Древняя Индия».
2. «Вавилон. Вавилонское право»
3. «Право Афин»,
4. «История развития права Древнего Рима»
Итог занятия. Особенности древнего права.
1. Возникло с возникновением первых государств
2. Формируются институты и нормы права
3. Включило в себя мораль и религию
4. В правовых нормах закреплялось неравенство
5. Сложились две основные государственно-правовые модели:
восточная и античная