Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Сычёвки
ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ "ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО"
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Подготовил: воспитатель
1 квалифицированной категории
Петракович Н.В.
2018
Аннотация
В данном проекте представлена форма работы с дошкольниками и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе.
В ходе работы над проектом разработан методический материал: конспекты комплекса занятий по снижению уровня агрессивности дошкольников и развитию коммуникативных способностей; консультации для родителей и педагогов по проблеме взаимодействия с агрессивными детьми и нравственного воспитания; сценарий развлечения «Добро сеять – добро пожинать»; памятки; стендовая информация. Подобрана методическая литература, составлены картотека игр, видеотека.
Представленный материал поможет педагогам и родителям решать проблемы взаимоотношений в детском коллективе и эффективно работать с детьми, проявляющими агрессивное поведение.
Введение в проект
Актуальность проекта.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Современные данные показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Серьезную обеспокоенность педагогов вызывает омоложение агрессивных проявлений в детско-подростковой субкультуре. Сегодня устойчивые формы агрессии можно наблюдать даже среди дошкольников.
Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.
Агрессивность, в разной степени, присуща каждому человеку, в том числе детям, которые еще не научились контролировать свое поведение, и в наше время недостаточно нравственно воспитаны. Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. Теоретическая подготовка педагогов к работе с агрессивными детьми, знания воспитателей ДОУ приемов саморегуляции эмоциональных состояний часто бывают недостаточны.
Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Современный подход к профилактике агрессивности это не подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения, а совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Вид проекта: Образовательный, долгосрочный.
Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, специалисты детского сада - воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Цель проекта: развитие коммуникативных навыков и снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- развитие коммуникативных навыков детей старших групп;
- воспитание нравственных чувств;
- обучение способам конструктивного взаимодействия;
- повышение уровня эмпатии;
- повышение уровня компетентности в нравственном воспитании у родителей.
Гипотеза.
В результате реализации проекта:
- проведение своевременной диагностики агрессивного поведения;
- повышение компетентности родителей и педагогов по проблемам взаимоотношений дошкольников;
- проведение специальной коррекционно-развивающей работы с детьми;
- взаимодействие семьи и ДОУ;
- снизится уровень агрессивности детей.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей:
- снижение агрессивности;
- развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека;
- развитие коммуникативных навыков.
У родителей:
- повышение компетентности родителей в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей.
У педагогов:
- повышение педагогической компетентности воспитателей по проблемам взаимоотношений детей в группе и детской агрессивности.
Этапы реализации проекта
№ | Этапы | Направленность | Цели этапа | Содержание | Ответственные | Сроки |
1. | Вводный | | сбор информации по проблеме детской агрессивности | - постановка цели и определение задач проекта; - изучение педагогической литературы; - подбор диагностического материала; - подбор информации для консультаций; - разработка перспективного плана мероприятий проекта. | Воспитатель | сентябрь |
2. | Основной | Дети | диагностическое исследование | - изучение уровня агрессивности детей старших групп (экспертная оценка воспитателями и родителями); - социометрическое исследование; - формирование коррекционной группы. | Воспитатель | сентябрь |
| коррекционно-развивающая работа | - работа с коррекционной группой (игровые сеансы); - работа с возрастной группой (занятия по нравственному воспитанию); - развлечение «Цветик-семицветик»; - акция «Неделя добрых дел»; | Воспитатель | октябрь март январь |
Родители | диагностическое исследование | - исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия; | Воспитатель | октябрь |
Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей | - индивидуальные консультации по запросу и по итогам диагностики; - клуб для родителей «Давайте жить дружно»; - памятки: «Как правильно выбрать мультфильм для ребенка», «Шесть рецептов избавления от гнева»; «Советы для родителей» - акция «Всем миром»; - акция «Неделя добрых дел»; | Воспитатель; музыкальный руководитель, | октябрь ноябрь сентябрь декабрь |
Педагоги | диагностическое исследование | Диагностика коммуникативной толерантности (автор В.В. Бойко) | Воспитатель | октябрь |
Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей | - Цикл практикумов для воспитателей «Эффективное общение» (6 занятий); - консультация для воспитателей старших групп «Как работать с агрессивными детьми»; - памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры». - составление картотеки игр, аудио- и видеотеки; - презентация проекта «Давайте жить дружно!» | Воспитатель | сентябрь февраль октябрь январь |
3. | Итоговый | | Анализ эффективности проектной работы | - контрольное диагностическое исследование (исследование агрессивности, социометрическое исследование); - оформление проекта; - выставка рисунков «Мы умеем дружить» | Воспитатель | март |
Реализация проекта. В ходе реализации проекта, был проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы.
Анализ научной литературы, а также данные диагностических исследований показали, что в настоящее время, для успешной реализации человека в жизни важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать хорошие межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения. Проявление же агрессивности как устойчивой формы поведения ведет к снижению продуктивного потенциала, ограничению общения, к появлению нежелательных моделей поведения, в итоге затрудняется личностное развитие ребенка.
Для решения данной проблемы был создан проект "Давайте жить дружно", в реализации которого приняли участие родители, дети, специалисты МБДОУ детский сад № 2 города Сычёвки.
Была разработана система групповых и индивидуальных занятий с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков детей старших групп, воспитание у них нравственных чувств, обучение способам конструктивного взаимодействия.
Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс были подготовлены: памятки «Как правильно выбрать мультфильм для ребенка», «Шесть рецептов избавления от гнева»; «Советы для родителей»; клуб для родителей «Давайте жить дружно», целью которого было повышение уровня компетентности в вопросах нравственного воспитания дошкольников, влияния СМИ на развитие ребенка. Родители также стали активными участниками акции «Неделя добрых дел».
Для педагогов были проведены: цикл практикумов для воспитателей «Эффективное общение» (6 занятий); консультация для воспитателей старших групп «Как работать с агрессивными детьми»; изготовлены памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры»; составлены картотеки игр, аудио- и видеотеки.
Таким образом, реализация проекта «Давайте жить дружно!» способствовала снижению агрессивности; развитию эмпатии и коммуникативных навыков.
Образовательный проект «Давайте жить дружно!» способствовал повышению педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей. Выросла активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
Список литературы.
Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998
Иванова Н.В. "Социальное развитие детей в ДОУ" методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2000
Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008.
Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М.: Генезис, 2000.
Пашкевич Т.Д. "Ребята давайте жить дружно" Методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2007
Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н /Д: «Феникс», 2004.
Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.
Чистякова М. И. Психогимнастика /под редакцией И. И. Буянова - М.: Просвещение, 1990.
Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 128с.
Эмоциональное развитие дошкольника/под редакцией Кошелевой А. Д. - М.: Просвещение, 1985.