Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Николаевская средняя общеобразовательная школа»
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
на тему
«Наши права и обязанности в школе»
Выполнила:
ученица 11 класса
Щербакова Екатерина
Руководитель:
Сизикова Анна Ивановна
учитель обществознания
2022г с. Николаевское
1.Вступление
1.1. Цель:
Исследование и анализ соблюдения прав, и выполнение обязанностей учащихся в МБОУ «Николаевская СОШ»
1.2. Задачи:
-определить правовые гарантии ребенка в области образования.
-выявить соблюдение и нарушения различных прав детей в образовательном учреждении.
-исследовать отношение к праву и знания прав, обязанностей, законов субъектами образовательного процесса: детьми, родителями.
-проанализировать представления детей и их родителей о возможности защиты прав.
1.3. Предмет исследования: соблюдение прав и выполнение обязанностей учащихся в МБОУ «Николаевская СОШ»
1.4. Объект исследования: субъекты образовательного процесса: дети и их родители, педагоги.
1.5. Материалы:
1. Анкеты
2. Интервью
3. Литературные источники
1.6. Методы.
1. Интервью с директором МБОУ «Николаевская СОШ» О.Б. Худяковой, завучем школы А.А. Богодуховой, заместителем директора по воспитательной работе А.А Щербаковой
2.Опрос учащихся школы, родителей.
1.7. Проблема: соблюдение прав и выполнение обязанностей учащихся в МБОУ «Николаевская СОШ»
1.8. Гипотеза: Не все родители и учащиеся знают свои права и обязанности и не всегда бывают в курсе школьной жизни.
1.9. Продукт проекта: отчетные материалы по проекту.
2. Основная часть.
2.1. План исследований:
1. Изучение специальной литературы:
1.1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ
1.2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля 2009 г.)
1.3. «Конвенция о правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XL VI, 1993 г.
1.3.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ //
2.Собственные исследования
3. Интервью у директора МБОУ «Николаевская СОШ» Худяковой О.Б., завуча школы Богодуховой А.А.
4. Опрос учащихся и их родителей
2.2. Постановка проблемы
Сегодня без правовых знаний не прожить, так как каждый человек, начиная с детского возраста, находится в социуме. Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Я изучила Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». Меня заинтересовал вопрос о правах и обязанностях обучающихся.
Моё внимание привлекла 34 статья закона « Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования».
«1.Обучающимся предоставляются академические права на:
- выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
- 5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности, направления подготовки или научной специальности) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
- 11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
- 13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности, направлению подготовки или научной специальности, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
- 20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
- 22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе
- официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
- 23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
- 26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
- 2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- 4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона."[Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ ст.34,40]
Чтобы проследить как исполняется положения ФЗ РФ «Об образовании» я провела исследования в нашей школе.
Провела анкетирование учащихся 4-11 классов и их родителей, побеседовала с директором школы Худяковой Оксаной Борисовной, завучем школы Богодуховой Александрой Александровной, заместителем директора по воспитательной работе Щербаковой Анастасией Андреевной.
3. Собственные исследования
3.1Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты:
1. Знаете ли вы свои права?
2.Встречались ли вы с нарушением ваших прав в школе?
3.Знаете ли вы, куда надо обратиться за помощью в школе, если ваши права нарушены?
4.Есть ли у вас обязанности в школе? Назовите отдельные из них.
В анкетировании приняли участие
Результаты анкетирования получились следующими:
Вопросы анкеты | 4кл | 5кл | 6кл | 7кл | 8кл | 9кл | 10кл | 11кл | итого |
| да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет |
1. | 4 | 15 | 7 | 4 | 3 | 15 | 5 | 15 | 5 | 17 | 18 | - | 6 | - | 5 | - | 53 | 66 |
2. | 1 | 18 | 9 | 2 | 12 | 6 | 17 | 3 | 15 | 7 | 9 | 9 | 6 | - | 1 | 4 | 70 | 49 |
3 | 1 | 18 | 5 | 6 | 8 | 10 | - | - | 3 | 19 | 5 | 13 | - | 6 | 5 | - | 27 | 66 |
4 | 19 | - | 8 | 3 | 5 | 13 | 8 | 12 | 22 | - | 15 | 3 | 1 | 5 | 5 | - | 83 | 36 |
Всего опрошенных | 19 | | 11 | | 18 | | 20 | | 22 | | 18 | | 6 | | 5 | | 119 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Результаты анкетирования учащихся показали: 1.из 119 опрошенных только 53 человека знают о своих правах, из них плохо знают 4(4ч), 6(3 из 18), 7(5 из 20ч), 8(5 из 22ч); на вопрос Знаете ли вы, куда надо обратиться за помощью в школе, если ваши права нарушены? Положительно ответили только 27 человек. Это говорит о том, что учащиеся плохо знают свои права. Можно отметить положительный результат анкетирования-о своих обязанностях знают 83 учащихся из 119 опрошенных. В своих анкетах учащиеся назвали основными обязанностями следующее:
-соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения;
-добросовестно учиться;
-посещать занятия, входящие в основную образовательную программу, в соответствии с расписанием;
-бережно относиться к имуществу школы;
-уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;
-выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка
3.2.Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Посещаете ли вы сайт нашей школы? www.shs_nikl.ultv.zabedu.ru
2.Посещаете ли вы сетевой город?
3.Знакомы ли вы с уставом школы?
Результаты ответов родителей:
Вопросы анкеты | да | нет |
1.Посещаете ли вы сайт нашей школы | 19 | 14 |
2.Посещаете ли вы сетевой город? | 19 | 14 |
3.Знакомы ли вы с уставом школы? | 23 | 10 |
Вывод: из 33 опрошенных родителей посещают сайт школы и Сетевой город 19 человек и с Уставом школы знакомы только 23 родителя.
Таким образом анкетирование подтвердило мою гипотезу: Не все родители и учащиеся знают свои права и обязанности и не всегда бывают в курсе школьной жизни. Посещая сайт школы родители могу познакомиться с Уставом школы, локальными актами школы, мероприятиями, меню школьной столовой и получить разную информацию.
3.3.Беседа с администрацией школы
Я провела беседу с директором и на вопрос «Как питаются ученики в школе?» Директор школы Худякова Оксана Борисовна, ответила утвердительно: «В нашей школе горячим питанием охвачены все дети. Учащиеся 1- 4 классов питаются бесплатно, за счет бюджета(106.20к.руб), среди учащихся 5-11 классов питаются бесплатно (90 человек), за счёт бюджета, (19 человек) питаются платно, за счет родителей (за день 45 руб.).
Дети с ОВЗ (45 руб/день) .Осуществляется подвоз детей из Дешулана.(ст.40 ФЗ РФ«Об образовании»).
Организация питания строится в соответствии с порядком организации питания учащихся «МБОУ Николаевская СОШ» Школьное положение об организации питания от 1 июня 2018г. Эти сведения подтвердили выполнение ст.34 п.2.2 ФЗ РФ «Об образовании»
В подтверждении ст.34 п. 1.5, 11, 22, 23, 26 завуч школы Богодухова А.А дала такие сведения: учебный процесс в школе организован по постоянно действующему расписанию, работает «Точка роста», проводятся факультативные занятия, где учащиеся могут получать дополнительные знания и развивать свои творческие способности.
В ФЗ есть строка: «20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации». Библиотекарь Ощепкова Т.Н подтвердила возможность пользования учениками библиотекой и возможностью полного обеспечения бесплатными учебниками
4.Вывод.
Работа над проектом дала возможность сделать следующие выводы:
-в моей школе соблюдаются права учащихся и их родителей, которые позволяют осуществлять учебный процесс;
-создаются благоприятные условия для обучения и развития учащихся
- у обучающихся и их родителей есть возможность быть в курсе всех школьных событий через посещение сайта школы www.shs_nikl.ultv.zabedu.ru,
- родители имеют возможность контролировать учебу своих детей через Сетевой Город.
5.Литература
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля 2009 г.)
3. Конвенция о правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XL VI, 1993 г.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ //
6.Приложение