СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Первоцветы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Первоцветы"»



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Росинка»









Проект

Тема: «Первоцветы»

Подготовительная группа «Гномы»


                     












Составитель: Саляхова И.А.

Смоленцева Н.Н




Кировград

2024

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, краткосрочный.

Продолжительность: неделя

Актуальность проекта:

Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны.

В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Участники: воспитатель и дети, родители

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество».

Цель: Знакомство с первыми цветами, которые появляются на территории детского сада, в лесу, в садах; выяснение причин, почему надо беречь первоцветы.

Задачи:

1.Познакомить детей с растениями – первоцветами.

2.Вызывать желание узнать историю цветов, их легенды.

3.Активизировать познавательную деятельность.

4.Развивать творчество, мышление, фантазию.

5.Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Предполагаемый результат:

Усвоение детьми необходимых знаний по теме: «Первоцветы».

У детей сформирован устойчивый интерес к природе.

Обогащение словаря детей.

Успешное интеллектуально - личностное развитие детей.

Развитие познавательной активности детей.

Проблема : найти самые первые цветы, которые появляются на территории детского сада.

Форма защиты: Показ итогового занятия.

Поэтапная реализация проекта

1.Этап подготовительный

Изучение уровня знаний по теме.

Определить актуальные знания детей о первоцветах, весенних цветах.

Подбор методической литературы. Методическое обеспечение проекта.

Подбор художественной литературы. Информационное обеспечение проекта.

Изготовление дидактических пособий по теме. Обеспечение проекта наглядными материалами.

2. Этап содержательный.

Познавательная беседа.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о первоцветах.

Раскрашивание «Цветы»

Виртуальная экскурсия в весенний лес.

Цель: Заочное знакомство с первоцветами.

Интегрированное занятие «Учимся радоваться природе».

Цель: Учить детей радоваться окружающему миру, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром.

Беседа с рассматриванием иллюстраций

Выставка иллюстраций, книг, фото различных цветов.

Цель: Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.

Беседа о первоцветах

Цель: Закреплять знания детей о первоцветах.

Чтение стихотворений :  П. Соловьева «Подснежник», Е.Серовой «Фиалка», Е. Кожевникова «Медуница»

Чтение детям рассказов Н.Усовой «Фиалка», «Ландыш», Б.Житкова «Цветок»

Чтение детям сказки «Двенадцать месяцев».

Составление рассказа «Весна в лесу».

Цель: Пополнение словарного запаса и развитие речевой активности детей.

Рассказывание «Легенды и сказания о цветах».

Цель: Повысить познавательные интересы.

Презентация для детей «Первоцветы»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о первоцветах.

Социализация:

Д/и «Что изменилось», «Скажи по-другому»

Цель: Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность.

Д/и «Что где растёт?», Д/и «Узнай по описанию»

Цель: Развитие мышления и сообразительности.

Экологические игры: «К названному цветку беги», «Узнай по описанию».

Цель: Развивать наблюдательность, связную речь

Игра «Доскажи словечко»

Цель: Активизировать речь детей.

Д/упр. «Отбери и назови цветы, которые знаешь».

Цель: Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.

Познание:

Экскурсия на участок с первоцветами

Цель: Найти первоцветы. Постараться определить названия цветов.

Формировать устойчивый интерес к явлениям живой и неживой природы.

Повторная экскурсия на участок с первоцветами

Цель: Отметить изменения, как распускаются цветы.

Слушание музыки: Вивальди 1 концерт «Весна», Чайковский «Времена года» «Весна», «Вальс цветов».

Цель: Учить слушать музыку вне занятий.

Художественное творчество

Рисование «Красивый цветок».

Цель: Учить рисовать цветок, передавая его характерные особенности.

Рисование «Тюльпаны».

Цель: Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Нетрадиционное рисование (пластелином) «Мать-и-мачеха».

Цель: Развитие творчества и способностей детей.

Аппликация «Подснежники»

Цель: учить создавать композицию из готовых деталей

Выставка детских работ.

Цель: Представить результаты совместной деятельности детей .

Игра с элементами трудовой деятельности «Посажу я семена».

Цель: Получить представление о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем питаются.

Сюжетно-ролевая игра «Садовник»

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Первоцветы»

Цель: Познакомить родителей с требованиями проекта « Первоцветы».

Консультация для родителей «Первоцветы рядом с нами».

Консультация для родителей  «Поделка совместно с ребенком»

3. этап-заключительный. Совместно с родителями нарисовать плакат «Сохраним первоцветы!»

Список используемой литературы:

Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения: Кн.1-М.: Агропромиздат, 1989.

Охраняемые растения Саратовской области.- Саратов: Приволж. кн. изд- во,1979.

    3.Н. И. Сладков Азбука леса.- Смоленск: Русич.2002.-104 с., ил.

4.Федотова А.С., Хайртдинов Т.И., Казимир Г.Н. Особенности изучения видового состава растений – первоцветов // Юный ученый.- 2015.- №1.- С. 92











Приложение

Конспект итогового занятия проекта «Первоцветы».

Образовательная деятельность: «познание», «коммуникация», «социализация», «музыкальное воспитание», «художественная литература»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цель: Закрепление знаний детей о первоцветах, которые растут  в лесах, садах, полях. Воспитание толерантности, эстетических чувств, бережного отношения к природе. Выяснение причин исчезновения многих первоцветов.

Задачи:

1.Расширить и систематизировать знания детей о первоцветах и их охране.

2.Учитиь детей внимательно слушать, проявлять интерес к цветам, природе.

3.Познакомить детей с первоцветами, занесенными в Красную книгу.

4.Продолжать формировать способность детей к использованию диалогической речи, обогащать и активизировать словарный запас.

5.Врспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность.

Планируемый результат:

Умеет поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками. Проявляет эмоциональную отзывчивость при прочтении стихотворений, загадок, сказок,  по просьбе взрослого рассказывает о цветах, отвечает на поставленные вопросы.

Обогащение словаря:

Первоцвет, морозоустойчивый, пролесок, проталина, ветреница, Красная книга, охрана природы.

Материалы и оборудование: Выставка поделок, рисунков ребят, картины, плакаты, фотографии первоцветов, живые цветы. Фонограмма песен и классической музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы, не рвите», Группа Доктор Ватсон «Ландыши», П. Чайковский «Вальс цветов» , «Подснежник», Библиотечная выставка о первоцветах, Экологические знаки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети возьмите друг друга за руки, встаньте в круг, подарите друг другу улыбку, а теперь назовите ласково своего соседа.

Я иду по зеленому лугу ,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца отрада,

Украшенье родимой земли.

- Ребята, вы знаете о том, что сейчас наступила весна, и с ее приходом начала пробуждаться природа. Прилетают перелетные птицы, появляются первые весенние цветы. Мы о них с вами много говорили читали сказки, стихи, слушали песни. И сегодня мы подведем итог наших исследований о первоцветах.

Первоцветов с каждым годом становится все меньше и меньше, так как за зиму люди на столько соскучились по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может совсем больше не вырасти, так как он уничтожен.

Садитесь на стульчики. Сейчас нам расскажет Егор Шабаршин стихотворение о цветах, которое он подготовил для нас с мамой.

Егор: 

Представьте все такую вот картину:

Гуляют в поле мама с сыном,

И сын порадовать , чтоб мать,

Решил букет цветов нарвать.

Он подарил их маме в знак своей любви,

Но часто не нужны бывают и цветы.

Пока гуляли мать и сын,

Цветы завяли один за другим.

И по дороге были брошены они.

У всех есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты,-

Поля, луга, леса, цветы и реки.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку!

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать!

Воспитатель:

Ребята, что сделали не так сын с мамой, когда гуляли?

Ответы детей (Сорвали цветы и выкинули их, когда они завяли)

Воспитатель:

Правильно, когда срываешь цветок, он становится со временем вялым, перестает пахнуть, он умирает. Это привело к тому, что немало цветов исчезли с лица земли, сейчас мы не можем любоваться их красотой.

Вероника расскажет как охраняются и оберегаются первоцветы.

Вероника:

-Первоцветы занесены в Красную книгу, эта книга рассказывает нам о том, что этих растений становится очень мало на земле, и если люди будут рвать их, то они исчезнут совсем. Такая книга была создана в 1974 году в нашей России.

(читает стихотворение)

Т. Собакина.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все; и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты….

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

Берегите живую природу!

Воспитатель:

- Дети, а где растут цветы?

Ответы детей (В лесу, на лугах, полях, садах)

Воспитатель:

- Как нужно вести себя в природе?

Ответы детей (Не жечь костры, не рвать цветы, ломать деревья)

Воспитатель:

- Послушайте Ваню Мотыченко, который приготовил с папой стихотворение.

Ваня:

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

Каждый сук,

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб,

И выругался громко.

Стал рвать цветы – их отшвырнул.

Стал гнуть орешину – сорвал.

Зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст.

И, как медведь,

Пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Воспитатель:

Дети, правильно себя вел в лесу этот человек?

Ответы детей (Нет, ломал ветки, пинал грибы, швырял цветы)

Воспитатель:

- Давайте немножко отдохнем, да песню дружно запоем!

(Исполняется песня «Ландыши» под музыкальное сопровождение)

Воспитатель:

- Садитесь на свои места. А сейчас ребятки, загадаю вам загадки, да проверю вас хорошо ли вы знаете первоцветы.

1.Белые горошки на зеленой ножке? (Ландыши)

2.Из- под снега вышел друг и весной запахло вдруг? (Подснежник)

3.Он и мачеха и мать,

   Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)

4.Желтый, белый, голубой;

   На земле растут пустой.

   У весны есть фокусы:

   Распустились….. (Крокусы)

5.В палисадниках растут, разноцветные,

   Летом были бы они незаметными,

   А весною так желанны

   Нам нарциссы и (Тюльпаны)

6.Желтый, белый, темно- красный,

   Нежный, смелый и прекрасный –

   Не боится в самом деле

   Ни морозов ни метелей (Морозник)

- А теперь ребятки, слушаем цветочные загадки!

1. В красной вазе стояло 5Незабудок, а в синей 3 Примулы. Сколько цветов в 2 вазах?(8)

2.В букете было 7 Тюльпанов, из них 5 красные, а остальные- желтые. Сколько желтых Тюльпанов было в букете? (2)

3.Маленький букет составили из 10 цветов. Из них 6 цветов были Фиалками, а остальные Маргаритками . Сколько Маргариток было в букете?(4)

Воспитатель:

- Дети, послушайте стихи о первоцветах, даже поэты восхищаются их красотой.

Ребенок

Е. Серова

Родился Ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется его задень-

Он тихо зазвенит.

И это звон услышит лес,

И птицы и цветы.

Давай послушаем - а вдруг

Услышим я и ты.

Ребенок

Е.Кочергина

Не слышна уже капель,

Бродит по лесу апрель

Звонко соловьи поют,

И подснежники цветут.

Пчелка весело жужжит,

От цветка к цветку летит.

Вы подснежники не рвите.

Сказку леса берегите.

Полюбуйтесь на красу

Пусть живут они в лесу.

Воспитатель:

- Послушайте сказку «Как поспорили растения»

Свечка загорается,

Сказка начинается.

Был очень хороший день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И ни как не верилось, что наступила весна.

На одной из полянок заспорили цветы.

( Выходят дети в шапочка цветов: Мать и мачеха, Медуница, Ветреница, Тюльпан)

Мать и мачеха:

- Самое замечательное растение – это я, Мать и мачеха. Потому – что я самая смелая! Я зацвела раньше всех на первых проталинах.

Медуница:

- Подумаешь. Я вот зацвела чуть – чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, фиолетовые, синие. А какой у меня аромат! Я медом пахну, меня пчелы просто обожают!

Ветреница:

-Нашла чем хвастаться. Вот я – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая как ты, а нежно – голубая, как  весеннее небо, меня даже подснежником зовут, наверное, потому что я нежная, стебелек у меня тонкий – тонкий.

Тюльпан:

- Ха – ха. Подснежником тебя называют, потому – что ты из – под снега растешь, а не потому – что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите: какой я крепкий, алый, свежий, здоровый, а листья какие широкие, стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Нет , не спорьте, самое замечательное растение – это я !

Воспитатель:

- И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.

Человек:

- Да, ты Мать и мачеха самая смелая. А ты Медуница, разноцветная и медоносная. Ты, Ветреница, самая  нежная, ты Тюльпан, самый сильный, свежий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, вы без исключения дороже нам, людям.

Воспитатель:

- Тут человек вздохнул и грустно сказал.

Человек:

- Жаль только, что с каждым годом вас  становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь? Первоцветы не только красивые цветы, но и еще лекарственные. Листья и цветки Мать и мачехи применяют при кашле, для полоскания горла. Из Ландыша изготавливают капли для сердца. Подснежник ценен для лечения полиомиелита, а так же служит успокаивающим средством.

Первоцветы:

- Не надо нас рвать без надобности.

  Мы готовы помочь людям!

Мать и мачеха:

Но помните:

Берегите первоцветы,

Весны первые шаги!

Ранним солнцем

Чуть согреты

Эти первые цветы.

Воспитатель:

- Ну что ж, я думаю, вы все со мной согласитесь, что надо беречь первоцветы, не рвать их. На них можно только смотреть и любоваться ими, не обижать природу. Давайте еще раз назовем имена первоцветов (дети называют первоцветы)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПЕРВОЦВЕТАХ

ЛЕГЕНДЫ  

Цветы – символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему  прекрасному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается цветами.
С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу. У всех цветов есть свои легенды, истории.

СИРЕНЬ

Весной Солнце с радугой отправились гулять. Шло Солнце и лучи свои, смешивая  с переливанием радуги, посылало на Землю. Падая на землю, они превращались в цветы – жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые.  Солнце достигло Севера, у радуги осталось только два цвета: лиловый и белый. Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленький кустик, и тот покрылся сиреневыми цветами. А белый цвет, рассыпанный над землёй, дал белую сирень. Увидело Счастье прекрасные цветы и спряталось в их лепестках. С тех пор считают, что на сирени найти цветок с шестью лепестками – прикоснуться к Счастью. Сирень – первое чувство любви.

 ВАСИЛЁК

Кто не знает прекрасный, синий как южное небо, полевой василёк. Старинная легенда рассказывает: однажды небо упрекало колосья хлебного поля в неблагодарности: “Всё, что населяет землю, благодарит меня, - сказало оно, - цветы посылают мне своё благоуханье, леса - таинственный шёпот, птицы – пение, только вы не выражаете мне признательности, хотя ни кто иной, как я наполняю ваши корни освежающим дождём и зреть заставляю полновесные зёрна в ваших золотых колосьях”.
“Наоборот, мы благодарны, - возразили колосья, - мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся морем зелени. По-другому мы не в состоянии выразить свою признательность. У нас нет возможности вознестись к тебе. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о любви”.
“Хорошо, - сказало небо, - если вы не можете подняться ко мне, так я сойду к вам”. И вот небо приказало земле вырастить среди колосьев чудесные синие цветы – частицы самого себя. Когда-то очень давно, гласит миф, на земле жили кентавры – полулошади, полулюди. Мудрейшим среди них считался Хирон, прославившийся знаниями в медицине. Однажды разгорелась жестокая битва, и отравленная стрела, пущенная Тераклом, случайно тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось разыскать растение, которое облегчило его страдания – это был цветок голубого цвета – василёк.
 

ОДУВАНЧИК

Когда я родился, то первое, что увидел, было солнышко. Оно было яркое и красивое. Я ещё думал, какого цвета надеть на себя рубашку. Посмотрел вокруг: зелёная трава, а наверху - золотистое яркое солнышко. Оно улыбнулось мне и погладило своими тёплыми лучиками. Солнышко – доброе, тёплое, всех согревает, и поэтому от его тепла расцветают цветы. И я захотел стать, как солнышко. Солнышко услышало мою просьбу и покрасило мою рубашку в золотистый цвет. А цвет листьев мне подарила мягкая изумрудная травушка – муравушка. И с той поры мы с ними большие друзья. Просыпается солнышко – и я вместе с ним. Ложится солнышко спать – и я закрываю свою золотую солнечную головку. А травка меня защищает от сильного ветра. А в непогоду, когда идёт дождь одуванчик прячет свою головку, а ещё от дождя в одуванчиках прячутся мелкие насекомые. А когда выглянет солнышко, цветочки опять тянут к нему свои головки, чтобы сказать ему: “Здравствуй, солнышко!”А когда одуванчик стареет, он меняет свой солнечный цвет на серебристый. И с помощью ветра расселяет свои семена вокруг. А с приходом весны появляются новые одуванчики, чтобы снова встретиться с солнышком, ведь они так на него похожи.

ПОДСНЕЖНИК

“Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда. Поэтому подснежник и стал символом надежды”. По другой легенде, “Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Снег тоже хотел принять участие в празднике и стал просить у растений поделиться своим с ним. Изо всех цветов один подснежник укрыл его своим хитоном. Танцуя, они так понравились друг другу, что неразлучны и по сей день”.

 ПОДСНЕЖНИК
“Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он - снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его кокиче, т.е. задира. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно-желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем”. 

СКАЗКА О ПОДСНЕЖНИКЕ.

На лесной опушке лежал снег. Всё вокруг было словно покрыто толстым одеялом из густого белого меха. Ели и берёзы зябко кутались в пушистые шали. Не журчал ручей под зимней пеленой. Казалось, так будет всегда… И пусть ярче светит солнце, как бы невзначай прожигая зимнее покрывало – слежавшиеся в колкие льдинки снежинки не видели в этом угрозы своему владычеству. За наивным потеплением вновь последуют морозы и метели, свежий снег покроет расчищенные горячим светилом проталины… Так думали они. Но однажды…

- Нет, это надо! Каков наглец!

- Осмелиться в наше время появиться с такими зелёными листьями!

- А сам-то, сам-то! Беленьким прикидывается, под нас маскируется!

- А внутри розовый!

- Одно слово – бестолковый мечтатель! Безнадёжно отстал от жизни… – Так шипели и скрежетали льдинки и снежинки, окружившие тесным кольцом маленький подснежник, пробившийся в самой середине крошечной проталины. Подозрительно косясь на чужака, они пытались окутать его своим инеем, пересмеивались и перешёптывались, вновь и вновь обсуждая: как же это глупо – теперь, после четырёхмесячного безраздельного властвования зимней стихии, завоевавшей, кажется, весь свет, поверить в какое-то потепление и вырасти – чуть ли не среди сугробов – розовым цветком. “Ничего – злорадствовали они – скоро вновь грянет морозец, и это растеньице тычинкой не успеет моргнуть, как превратится в подобную нам ледышку. Неужели он не понимает, что время цветов миновало уже полгода назад?! Они исчерпали себя, пожухли, увяли – осень это доказала – и настала эра зимы. Теперь лесное сообщество не нуждается в этих наивных травах. Снег – вот высшее развитие природы, её реальность!”

А Подснежник тянулся к согревающему его Солнцу и старался не обращать внимания на ледяной скрежет. Он всеми лепестками впитывал живительное тепло и свет, старался вобрать их побольше, чтобы отогреть землю близ себя… Порождения зимы ярились, изо всех сил пытаясь заморозить первенца весны. Потеряв терпение, они во весь голос закричали ему:

- Да прекрати же ты упорствовать! Покройся инеем, стань таким же, как все! Перестань тянуться к теплу, когда его так мало в этом мире, где победила зима!

И тогда Подснежник заговорил. Он поднял свою нежную головку и тихо произнёс:

- Бедные глупые льдинки! Неужели вы думаете, что Солнце, даровавшее мне жизнь среди вашего владычества, не сможет на том самом месте, где вы хотите царствовать вечно, устроить прекрасный сад, в котором я буду самым маленьким и незаметным цветком… А стать как вы… Перестать стремиться к солнечному теплу… Но в этом моя жизнь!..”

Он не успел договорить. Сугробы затряслись от безумного хохота мириадов колких льдинок, упивающихся своим превосходством над крошечным живым цветком… Но через месяц ручей журчал, и опушка леса была покрыта нежным ковром молодой травки, в которой пестрели десятки и сотни радующихся Солнцу цветов. 












Консультация для родителей на тему:

ПЕРВОЦВЕТЫ РЯДОМ С НАМИ”

На поля дохнуло ветром весенним,

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник,

Загорелся, синим огоньком.

Закачался, слабенький и гибкий,

Удивленно, радуясь всему.

И в ответ, с приветливой улыбкой,

Солнце наклоняется к нему.

Экологическая тема является актуальной в течение многих десятилетий. Общество в интересах настоящих и будущих поколений принимает необходимые меры для охраны окружающей среды. В настоящее время все более необходимым становится формирование у дошкольников экологически ориентированного мировосприятия, гуманного отношения к природе. С этой целью в нашем детском саду проводится самая разнообразная работа экологической направленности, где ребята имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать природные объекты, проводить простые исследования в природе, начинают понимать, что природа нуждается в бережном отношении к ней. Наш проект направлен на сохранение первоцветов. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу. Без помощи населения бесполезно принимать усилия для охраны первоцветов. Первоцветы в наших лесах образуют, не везде, сплошные красочные ковры, которые люди постепенно уничтожают. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.

Сейчас предлагаем вам ответить на несколько вопросов.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Любите ли Вы совершать прогулки в лес?

В какое время года предпочитаете бывать в лесу?

Привлекает ли Вас лес весной? Чем? (Красотой, пробуждением от зимней спячки, стремлением к жизни, поэтичностью и т.д.), (нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)

Какие первоцветы Вам известны?  (перечислите)

Луговые

Садовые

Лесные

Знаете ли Вы, почему первоцветы имеют яркую окраску и приятный запах?

С чем это связано? 

Любите ли Вы собирать цветы?  Поощряете ли детей в их увлечении собирать букеты? 

Как Вы поступите, увидев поляну с красивыми цветами?

(нарву большой букет, сорву один цветочек, полюбуюсь и уйду)

(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)

Знаете ли Вы, каковы последствия массового сбора цветов?

(Ничего страшного в этом нет, нарушается равновесие в природе,

происходит гибель растений, растения пропадают, исчезают)

(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)

Задумывались Вы над тем, что сорванный цветок - это “пленник, приговорённый к смерти”?

Включаетесь ли Вы в работу ДОУ по защите первоцветов?

БЕСЕДА О ПЕРВОЦВЕТАХ

Какие изменения происходят весной? Почему?

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветы. Они первыми  появляются из-под снега.

- Почему эти растения зацветают первыми? Почему чаще всего у них первым появляется цветок, а затем листья? На эти вопросы мы и найдем сегодня ответ. В природе ничто не происходит "просто так". Если что-то имеет в ней место, значит, этому есть свои причины.

Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днём сильно пригревает яркое лучистое солнце, торопливо бегут ручьи, а ночью земля стынет. Зелёное царство просыпается, и подносит нам сои первые, хотя и скромные на вид дары.

Вернемся к нашим первоцветам и зададим себе вопрос: "зачем они цветут так рано весной?".  Для начала вспомним, что растениям для нормальной жизнедеятельности необходим солнечный свет. Именно на свету в зеленых органах растений происходят процессы фотосинтеза, когда из неорганических веществ (воды и углекислого газа) образуются органические вещества - углеводы, которые потом растения используют для своего развития. Таким образом, достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений. Вся жизнь растений проходит в постоянной борьбе за свет. Приходилось ли вам бывать в апрельском лесу? Давайте заглянем.  Обратите внимание на то, каким светлым он кажется в это время года? Деревья и кустарники еще не оделись листвой, ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Именно это обстоятельство и является основной причиной того, что многие виды растений "выбрали" для своего цветения это время года. Кроме того, земля после схода снега насыщена влагой, которая также является необходимым условием для нормального развития растений. В это время года, однако, еще довольно прохладно, и раннецветущим растениям пришлось приспосабливаться к этому (вспомним, что, например, степным и пустынным растениям в избытке хватает и тепла и света, но им приходится бороться за драгоценную в тех условиях влагу). Для того, чтобы получить преимущество в одном, живым организмам приходится жертвовать преимуществами в другом.

"Прозрачность" свободного от листьев весеннего леса различные виды растений используют по-разному. Низкорослые насекомоопыляемые растения в это время года привлекают первых насекомых яркими цветками. Кто заметит их цветки в сумраке летнего леса? Сейчас же, когда нижние ярусы леса хорошо освещены, здесь лучше всего заметны желтые, голубые и розовые цветки.

Они отличаются необычайной "торопливостью"- появляются на свет тотчас же после схода снега и быстро развиваются, несмотря на весеннюю прохладу. Через неделю-другую после появления на свет они уже цветут, а еще через две-три недели у них появляются плоды с семенами. Сами растения при этом желтеют и полегают на землю, а затем надземная их часть засыхает. Происходит все это в самом начале лета, когда, казалось бы, условия для жизни лесных растений самые благоприятные - достаточно тела и влаги. Но эти цветы имеют свой особый "график развития", не такой, как у многих других растений. Они всегда активно развиваются - растут, цветут и плодоносят - только весной, а к лету совершенно исчезают из растительного покрова.

Первоцветы – это многолетние растения, т.е. такие, которые помногу  лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой.

Мать и мачеха.

Местами ещё лежит снег, а там где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему: нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха. Большие пушистые снизу листья, появляются в середине лета, а весной, стебли на которых сидят цветы, покрыты небольшими чешуйками, это недоразвитые листья. Лечебные свойства.

Листья используют в медицине как отхаркивающее средство, входят в состав грудного и потогонного сборов.  

Прострел раскрытый, или сон-трава (Pulsatílla pátens)

Это красивоцветущее растение встречается у нас по сухим сосновым лесам, на открытых солнечных местах. Крупные  цветки этого растения напоминают по форме колокольчики. Вначале цветки поникшие, потом прямостоячие. Пока цветок не вполне раскрылся, хорошо видно, что снаружи он бело мохнатый от длинных оттопыренных волосков. Эта пушистая "шубка" предохраняет бутоны сон-травы от весенних заморозков. Раскрывшийся цветок привлекает внимание своей красивой сине-фиолетовой окраской. Так окрашены листочки простого околоцветника, похожие на широкие лепестки (их обычно бывает шесть). Внутри цветка заметны многочисленные желтые тычинки и очень много мелких пестиков. Когда цветение заканчивается, красивые листочки околоцветника опадают по одному, тычинки засыхают, а из кучки пестиков образуется рыхлая пушистая головка, чем-то напоминающая одуванчик.

Как и многие другие, сон-трава является ядовитым растением. Она содержит разнообразные вещества, которые являются ядами и находят широкое применение в медицине для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.. Цветки и листья сон-травы поедают весной глухари.

Численность прострела раскрытого продолжает сокращаться. Причиной тому служит рубка сосновых лесов, неумеренный сбор растений людьми на букеты, а зачастую и на продажу .

Чтение легенды о подснежнике. Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Жили-были брат и сестра. Родители их умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому. Однажды, когда брата не было дома, решила сестра вымыть полы в горнице. Взяла она два ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым. Забрела она довольно далеко от дома. Девушка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. Старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, заприметил девицу, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала, схватил ее и повез в свое жилище. Но девушка не растерялась – рванула веревочку бус из речного жемчуга, которые остались ей от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко, над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники. Они – то и указали брату дорогу к лешему. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

Первоцвет весенний (Prímula véris)

ПРИМУЛА

Цветём мы раньше всех,

зовёмся первоцветами

И просим нас не рвать,

не составлять букетами.

Мы жизнь свою короткую

в лесу хотим прожить:

Порадоваться солнышку

и дождичка испить,

В родном лесном уюте

свой обрести покой

И снова с вами встретиться

будущей весной.

Многолетнее травянистое растение высотой 10-30 см. Стебель мягко опушенный или голый, иногда красноватый, железистый. Листья образуют прикорневую розетку молодые с краев завернуты на нижнюю поверхность пластинки, морщинистые. Цветки ярко-желтые душистые, собраны в зонтичное соцветие, поникшее на одну сторону Цветет с апреля по июнь. Плод — коробочка. Растет на умеренно сухих, каменистых  почвах: в широколиственных лесах, полянах и на лугах. Лекарственное растение, известное еще с 16 века. Собирают цветы и корневище. Лекарственное сырье обладает медовым запахом и сладковатым вкусом, корневище — ароматом аниса.

Медуница неясная (Pulmonaria obscura Dumort )

Соцветия медуницы формируются еще под снегом. Сразу же после хода снега появляются ее короткие стебельки с яркими заметными цветками.

Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. За медовую дань в раннем лесу это растение и названо медуницей. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Собраны цветки в конце стебля в соцветие завитки. Медуница – это цветок загадка. В состав лепестков медуницы входит красящее вещество антоциан, которое в зависимости от среды меняет окраску. Если в клетках цветка среда кислая, цветки красные, если щелочная – цветки фиолетовые, а если нейтральная – грязно-синие.

Ветреница дубравная (Anemone nemorosa)  Многолетнее растение,10-25 см в высоту, с толстым корневищем. Растет в лиственных лесах, кустарниках, на лугах. Встречается у нас редко. Белые  цветки  из 6 лепестков и околоцветником из 6-8 листочков. Ее родственница.

Ветреница лютиковая (Anemone ranunculoides L).

Ветреница лютиковая остается пока одним из самых распространенных наших первоцветов, хотя встречается уже не везде. Растет она в лиственных и смешанных лесах. Растение имеет прямой стебель, поднимающийся от земли, на конце его - три сильно рассеченых листа, которые направлен в разные стороны; еще выше - тонкая цветоножка, которая оканчивается цветком. Цветки ветреницы ярко-желтые, немного напоминают цветки лютика, из пяти лепестков.

Ветреница быстро разрастается по лесу, долго не выдерживая на одном месте. Ветреница - ядовитое растение. Содержащиеся в нем вещества действуют на сердце. Листья ветреницы используют в медицине как потогонное и усиливающее действие почек и легких, средство.

А сейчас нам пора размяться.

Хохлатка плотная (Corydalis solida)

Цветет в апреле-мае в наших лесах и кустарниках. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Ее сиреневые цветки собраны в плотные цилиндрические кисти ,имеют приятный запах и богаты нектаром. Иногда встречаются растеньица с белыми цветками.

Цветение хохлатки непродолжительно. Через несколько дней на месте цветков уже образуются мелкие стручковидные плоды. Немного позже из них высыпаются черные блестящие семена. Всю жизнь остается на одном и том же месте. У нее нет ни корневищ, ни ползучих подземных побегов, которые бы могли распространяться в стороны. Клубеньки хохлатки представляют собой небольшие желтоватые шарики, величиной с вишню. Здесь хранятся запасы питательных веществ, в основном крахмала, необходимые для быстрого развития побега на следующую весну. Каждый клубенек дает начало одному растеньицу. На конце клубенька располагается крупная почка, из которой впоследствии вырастает хрупкий стебелек с сиреневыми цветками.

Хохлатка очень уязвима.  Зацветает растение лишь на 4-5 год после прорастания семян. Клубенек у хохлатки довольно слабо сидит в земле и очень легко выдергивается даже при незначительном усилии. Поэтому очень много растений погибает при сборе на букеты. Это привело к тому, что хохлатка практически исчезла в наших пригородных лесах. Во многих областях она включена в список охраняемых растений, сбор ее на букеты запрещен.

Пролеска сибирская (Scilla sibirica)

Наиболее широко распространенный неприхотливый вид пролески. Широколинейные листья стянуты на верхушке в виде колпачка. Луковица образует до 4 цветоносов, они не очень прочные и иногда полегают.

Бутоны появляются одновременно с листьями. Цветки поникающие, по 1-4 на концах цветоносов, сине-голубые, иногда белые, розовые, ярко-синие. Форма с белыми цветками цветет на 10-17 дней позже. Пролеска сибирская цветет с середины апреля-начала мая в течение 15-20, иногда 25 дней.

ПРОЛЕСКИ                                                                                                          

Ю. Краснокутский

Пролески, как малые дети,-

Весны голубые глаза.

Как можем мы их не заметить,

Они по особому светят,

Об этом нельзя не сказать

Проснутся, как прежде, в апреле

Среди прошлогодней листвы,

Где сыростью пахнет и прелью,

Под птичьи весёлые трели,

Нежны и немножко просты.

Под цвет голубым небесам

На мир удивлённые взглянут;

Их нет по тенистым лесам,-

Такая земная краса

Цветёт на открытых полянах.

Но если в апреле морозы -

Последний удар по весне,

Пролески, не чуя угрозы,

Роняя горючие слёзы,

Ложатся, как звёзды, на снег.

Чистяк весенний (Ranunculus ficaria)

Он цветет по кустарникам, лиственным лесам и лесным опушкам, на низинных лугах .

За лето вся надземная часть его отмирает, а в почве остается шишковидно-утолщенные клубневидные корни. В средние века, во времена войн, голода и неурожая их даже употребляли в пищу. Молодые весенние растения (до начала цветения) содержат довольно много витамина "С" и поэтому их можно использовать как приправу к весеннему салату. Тем не менее, чистяк, как и другие представители семейства Лютиковых, является ядовитым растением. Если молодой чистяк еще пригоден в пищу, то позднее, с началом цветения, он приобретает горьковатый вкус и становится ядовитым. Однако бобры, например, охотно поедают чистяк без вреда для себя.

Гусиный лук желтый (Gagea lutea)

Он растет по лесам, лесным оврагам, кустарникам, встречается в парках. Желтые звездчатые цветы гусиного лука широко раскрываются (как на этом фотоснимке) лишь в солнечную погоду. В сумерки и пасмурную погоду цветки остаются закрытыми и поникшими. Гусиный лук является раннецветущим медоносом.

Гусиный лук относится к луковичным цветам. Его луковичка достигает размеров вишни и покрыта бурой оболочкой. Обычно луковичка одна, иногда у основания материнской луковички образуется 1 или 2 луковички - детки.

ОДУВАНЧИК

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос тот цветочик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

Почетным «гостем» в саду может быть одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale).

Одуванчик – целебное и пищевое растение, все его части имеют ценность.

Первые нежные листья одуванчика идут в салаты.

Также соцветия одуванчика могут быть использованы для приготовления целебных напитков.

Одуванчик относится к растениям-защитникам сада: опытные садоводы используют настой из одуванчика в борьбе с насекомыми-вредителями.

Ландыш.

В России — на всей Европейской части, в Сибири, на Дальнем Востоке.

Ландыш растёт в лиственных и сосновых, а также смешанных лесах, на опушках и полянах. Особенно хорошо развивается в пойменных дубравах, на богатой  почве при хорошем увлажнении.

На нетронутых местообитаниях разрастается очень широко. Теневыносливое растение.

Ландыш давно культивируют.

Охранный статус

В природных местообитаниях ландыш интенсивно уничтожается, особенно вблизи крупных населённых пунктов, из-за вытаптывания во время сбора цветков и лекарственного сырья.  Плод — оранжево-красная шаровидная ягода 6—8 мм в поперечнике, содержащая одно или два почти шаровидных семени. Ягоды долго сохраняются на растении.

Ландыш и одуванчик появляются уже в мае.

   Закрепление полученных знаний

Почему цветы, которые мы сегодня увидели и вспомнили, называют первоцветами?

Почему эти растения зацветают первыми?

Почему чаще всего у них первым появляется цветок, а затем листья?

Чем они полезны людям и насекомым?

Давайте проверим, как вы запомнили названия некоторых из первоцветов.

онали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?   Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок.

Если ты сорвешь цветок.

Если все: и я, и ты.

Если мы сорвем цветы.

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

- Чем мы с вами можем помочь первоцветам? Первоцветы занесены в Красную книгу, так как этих растений становится все меньше и меньше на нашей планете.

- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

- Ну что сорока теперь ты знаешь, что за чудо появилось в лесу, лети и расскажи всем, что пришла весна!

- Что нового и интересного вы узнали? О чём расскажите своим близким? Я

предлагаю вам дома выучить стихотворение о первоцветах и нам рассказать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!