СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Осень золотая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект "Золотая осень". Цель проекта - развития интонационной стороны речи.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Осень золотая"»

 проект «Осень золотая» Исполнитель: учитель-логопед Брагина Марина Геннадьевна, воспитатели группы ТНР Сивалоб Ольга Ивановна, Мальцева Галина Ивановна

проект «Осень золотая»

Исполнитель: учитель-логопед

Брагина Марина Геннадьевна,

воспитатели группы ТНР

Сивалоб Ольга Ивановна,

Мальцева Галина Ивановна

 Актуальность: дети затрудняются в использовании речевой и эмоциональной интонаций; Возраст детей : 4 -7 лет. Тип проекта: коррекционно-образовательный; По продолжительности: среднесрочный; По характеру контактов: внутригрупповой, По количеству участников: дети, родители, педагоги.  Цель: развитие интонационной культуры речи.

Актуальность: дети затрудняются в использовании речевой и эмоциональной интонаций;

Возраст детей : 4 -7 лет.

Тип проекта: коррекционно-образовательный;

По продолжительности: среднесрочный;

По характеру контактов: внутригрупповой,

По количеству участников: дети, родители, педагоги.

Цель: развитие интонационной культуры речи.

Образовательная область

задачи

Речевое развитие

  • Учить детей выразительно рассказывать стихотворные тексты ;

Социально-коммуникативное развитие

2. Воспитывать желание использовать интонационную выразительность (сила голоса, ритм, темп речи) в процессе общения со сверстниками и при чтении стихов;

1 . обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

Познавательное развитие

2. развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям;

3. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: родах (фольклор и авторские произведения), видах (проза и поэзия), многообразии жанров.

1. воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (людям, природе);

Художественно-эстетическое развитие

3.формировать представление о труде как ценности общества;

2. поддерживать стремление узнавать о природных явлениях, устанавливать последовательность сезонных изменений в природе;

Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире, произведениях искусства.

4. воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом материальные ценности;

3. учить осознавать многообразных ценностей природы для жизни человека (эстетическое, оздоровительное, познавательное)

5. развивать самостоятельность. активность, инициативу.

Этапы реализации проекта   Этапы реализации проекта Сроки реализации подготовительный Первая неделя сентября. задачи основной заключительный Содержание деятельности Обосновать актуальность проекта. Спланировать деятельность участников проекта. Вторая неделя сентября – первая неделя ноября. Учитель-логопед стихотворных текстов, оформление открыток, разработка сценария «Литературной гостиной». Вторая неделя ноября. Реализовать проект. Педагоги: Проведение подгрупповых занятий по лексическим темам «Осень. Признаки осени», «Овощи. Труд в огороде и в полях», «Фрукты. Труд взрослых в саду», «Грибы. Сбор грибов», «Ягоды. Сбор ягод», «Перелётные птицы», «Осенний лес». Рассматривание осенних пейзажей и сюжетных картин по лексическим темам. Ознакомление с литературными произведениями. Результат реализации проекта. Родители и учитель-логопед: разучивание с детьми стихов. Подведение итогов работы по проекту. Рефлексия. Проведение «литературной гостиной»

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Сроки реализации

подготовительный

Первая неделя сентября.

задачи

основной

заключительный

Содержание деятельности

Обосновать актуальность проекта. Спланировать деятельность участников проекта.

Вторая неделя сентября – первая неделя ноября.

Учитель-логопед стихотворных текстов, оформление открыток, разработка сценария «Литературной гостиной».

Вторая неделя ноября.

Реализовать проект.

Педагоги: Проведение подгрупповых занятий по лексическим темам «Осень. Признаки осени», «Овощи. Труд в огороде и в полях», «Фрукты. Труд взрослых в саду», «Грибы. Сбор грибов», «Ягоды. Сбор ягод», «Перелётные птицы», «Осенний лес». Рассматривание осенних пейзажей и сюжетных картин по лексическим темам. Ознакомление с литературными произведениями.

Результат реализации проекта.

Родители и учитель-логопед: разучивание с детьми стихов.

Подведение итогов работы по проекту. Рефлексия.

Проведение «литературной гостиной»

Предполагаемый результат: у воспитанников группы ТНР развивается навык запоминания стихотворных текстов; воспитанники группы ТНР в основном овладели интонациями радости, грусти, удивления в стихотворных текстах осенней тематики; у воспитанников группы ТНР нормализуются темп, ритм речи.
  • Предполагаемый результат:
  • у воспитанников группы ТНР развивается навык запоминания стихотворных текстов;
  • воспитанники группы ТНР в основном овладели интонациями радости, грусти, удивления в стихотворных текстах осенней тематики;
  • у воспитанников группы ТНР нормализуются темп, ритм речи.
Шутка. Мальчик к доктору идёт: - У меня болит живот. - Что ты ел? - Я персик ел. Он зелёный, недозрел. Доктор капли дал для глаз: - В день пускай по десять раз. Может, лучше разберёшь, Что ты в рот себе кладёшь.    В.Волина.
  • Шутка.
  • Мальчик к доктору идёт:
  • - У меня болит живот.
  • - Что ты ел?
  • - Я персик ел.
  • Он зелёный, недозрел.
  • Доктор капли дал для глаз:
  • - В день пускай по десять раз.
  • Может, лучше разберёшь,
  • Что ты в рот себе кладёшь.

  • В.Волина.
Осень. Осень. По утрам морозы. В рощах жёлтый листопад. Листья около берёзы Золотым ковром лежат.  Е.Головин.
  • Осень.
  • Осень. По утрам морозы.
  • В рощах жёлтый листопад.
  • Листья около берёзы
  • Золотым ковром лежат.
  • Е.Головин.
Ёжик и яблоки. Три яблока из сада Ёжик притащил. Самое румяное Белке подарил. С радостью подарок Получила белка. Сосчитайте яблоки  У ежа в тарелке. В. Волина.
  • Ёжик и яблоки.
  • Три яблока из сада
  • Ёжик притащил.
  • Самое румяное
  • Белке подарил.
  • С радостью подарок
  • Получила белка.
  • Сосчитайте яблоки
  • У ежа в тарелке.
  • В. Волина.
Сад. Я нарисовал Яблоневый сад. Там такие спелые Яблоки висят. Там трава желтеет, Ива у ручья. У забора будка. Знаешь, это чья? В ней живёт огромный Пёс сторожевой. Он хоть нарисованный, Но совсем живой. Если злой мальчишка В мой полезет сад, Сразу пса увидит, Струсит и назад.  С. Капутикян.
  • Сад.

Я нарисовал

  • Яблоневый сад.
  • Там такие спелые
  • Яблоки висят.
  • Там трава желтеет,
  • Ива у ручья.
  • У забора будка.
  • Знаешь, это чья?
  • В ней живёт огромный
  • Пёс сторожевой.
  • Он хоть нарисованный,
  • Но совсем живой.
  • Если злой мальчишка
  • В мой полезет сад,
  • Сразу пса увидит,
  • Струсит и назад.

  • С. Капутикян.

  Журавлики-журавли. Журавлики-журавли Оторвались от земли, Крылья к небу вскинули, Милый край покинули. Закурлыкали вдали журавлики – журавли. М. Шпак.

Журавлики-журавли.

  • Журавлики-журавли
  • Оторвались от земли,
  • Крылья к небу вскинули,
  • Милый край покинули.
  • Закурлыкали вдали журавлики – журавли.
  • М. Шпак.
  Осень добрая пришла, Нам подарки принесла: Яблоки душистые, Персики пушистые, Груши золотистые Осень принесла. В .Волина.

Осень добрая пришла,

  • Нам подарки принесла:
  • Яблоки душистые,
  • Персики пушистые,
  • Груши золотистые
  • Осень принесла.
  • В .Волина.
Осинка. Зябнет осинка, дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. Дайте осинке Пальто и ботинки – Надо согреться Бедной осинке. И. Токмакова.
  • Осинка.
  • Зябнет осинка,
  • дрожит на ветру,
  • Стынет на солнышке,
  • Мёрзнет в жару.
  • Дайте осинке
  • Пальто и ботинки –
  • Надо согреться
  • Бедной осинке.
  • И. Токмакова.
Миновало лето, Осень наступила, На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели. Стали дни короче, Солнышко не видно, Темны, темны ночи.  А. Плещеев.
  • Миновало лето,
  • Осень наступила,
  • На полях и в рощах
  • Пусто и уныло.
  • Птички улетели.
  • Стали дни короче,
  • Солнышко не видно,
  • Темны, темны ночи.
  • А. Плещеев.
   Эта модница лесная  Часто свой наряд меняет:  В шубке белой – зимой.  Вся в серёжках - весной,  Сарафан зелёный – летом.  В день осенний – в плащ одета.  Если ветер налетит.-  Золотистый плащ шуршит.  И. Семёнов.

Эта модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой – зимой. Вся в серёжках - весной, Сарафан зелёный – летом. В день осенний – в плащ одета. Если ветер налетит.- Золотистый плащ шуршит. И. Семёнов.

Осень. У избы помоет крышу, Отведёт в берлогу мишу, Труд крестьянский завершит, А потом листвой шуршит. Мы её тихонько спросим: -Кто ты? – И услышим: -Осень!
  • Осень.
  • У избы помоет крышу,
  • Отведёт в берлогу мишу,
  • Труд крестьянский завершит,
  • А потом листвой шуршит.
  • Мы её тихонько спросим:
  • -Кто ты? – И услышим:
  • -Осень!
  Компот. Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок. Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. Н. Нищева.

  • Компот.
  • Будем мы варить компот,
  • Фруктов нужно много. Вот.
  • Будем яблоки крошить,
  • Грушу будем мы рубить.
  • Отожмём лимонный сок.
  • Слив положим и песок.
  • Варим, варим мы компот.
  • Угостим честной народ.
  • Н. Нищева.
Я важный и сочный. У меня красные щёчки.  (помидор). Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи. Нам зелёный нос не нужен. Нужен только красный нос.  (Морковка). Прежде чем его мы съели, Мы наплакаться сумели.  (лук)  Ч Что за скрип ?  Ч Что за хруст?  ЭтЭ Это что ещё за куст? куст ? Как Как же быть без хруста хруста,  Е Если я …………..  (капуста).
  • Я важный и сочный.
  • У меня красные щёчки.
  • (помидор).
  • Красный нос в землю врос,
  • А зелёный хвост снаружи.
  • Нам зелёный нос не нужен.
  • Нужен только красный нос.
  • (Морковка).
  • Прежде чем его мы съели,
  • Мы наплакаться сумели.
  • (лук)
  • Ч Что за скрип ?
  • Ч Что за хруст?
  • ЭтЭ Это что ещё за куст? куст ?
  • Как Как же быть без хруста хруста,
  • Е Если я …………..
  • (капуста).
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит…  А. Плещеев.
  • Осень наступила,
  • Высохли цветы,
  • И глядят уныло
  • Голые кусты.
  • Туча небо кроет,
  • солнце не блестит,
  • Ветер в поле воет,
  • Дождик моросит…
  • А. Плещеев.
Царь – яблоко.  Оно настолько велико, Что и вдвоём не съесть его, А красоту его и вкус Описывать я не берусь… Коры берёзовой светлей, Нет даже пятнышка на нём! Как солнышко среди ветвей, Горит оно в саду твоём! Л. Татьяничева.
  • Царь – яблоко.

  • Оно настолько велико,
  • Что и вдвоём не съесть его,
  • А красоту его и вкус
  • Описывать я не берусь…
  • Коры берёзовой светлей,
  • Нет даже пятнышка на нём!
  • Как солнышко среди ветвей,
  • Горит оно в саду твоём!
  • Л. Татьяничева.
Падают с ветки золотые монетки. (листья) Летом вырастают, А осенью опадают. (Листья). Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью). Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает. И никуда я не иду, Покуда он гуляет. (дождь)
  • Падают с ветки
  • золотые монетки.
  • (листья)

Летом вырастают,

  • А осенью опадают.
  • (Листья).
  • Пусты поля, мокнет земля,
  • Дождь поливает.
  • Когда это бывает?
  • (Осенью).

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он гуляет.

(дождь)

  • Пословицы про уборку хлеба
  • Уборка хлеба — ответственный и важный этап в чреде земледельческих работ. Надо, чтобы всё сложилось — не подвели погода и техника, да и человек, убирающий хлеб, был «с руками», и небезразличный к происходящему.
  • Хлеб убирают – на небо взирают.
  • Достают хлеб горбом, достают и горлом.
  • Доброму урожаю и добрая уборка.
  • На уборке на час опоздаешь – годом не наверстаешь.
  • Сей хоть в ненастье, да убирай в вёдро!
  • Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.
  • Хлеб поспевает – колхозник не гуляет.
  • Деньги водом, добрые люди родом, а урожай хлеба годом.
  • Упустишь время – потеряешь урожай.
  • Коротенькие у хлеба ножки, а как уйдёт – не догонишь.
  • Пшеничка тучная, так и уборка ее не скучная.
  • Готовые хлеба хороши, а на лето, по-старому, пашню паши!
  • Было бы в амбаре, будет и в кармане.
  • Дай хлебца! — А вот погоди — вспашем да посеем.
  • Хвались урожаем, когда рожь в амбар засыпана.
  • Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
  • С косой в руках уборки не ждут.
  • Праздник урожая
  • Осень скверы украшает
  • Разноцветною листвой.
  • Осень кормит урожаем
  • Птиц, зверей и нас с тобой.
  •  
  • И в садах, и в огороде,
  • И в лесу, и у воды
  • Приготовила природа
  • Всевозможные плоды.
  •  
  • На полях идет уборка -
  • Собирают люди хлеб.
  • Тащит мышка зерна в норку,
  • Чтобы был зимой обед.
  •  
  • Сушат белочки коренья,
  • запасают пчелы мед.
  • Варит бабушка варенье,
  • В погреб яблоки кладет.
  •  
  • Уродился урожай -
  • Собирай дары природы!
  • В холод, в стужу, в непогоду
  • Пригодится урожай!
  • Т. Бокова
Что за бусинка вот тут На стебле повисла? Глянешь - слюнки потекут, Сразу станет кисло ….. (клюква)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь - слюнки потекут,

Сразу станет кисло ….. (клюква)

Грибок. Мы в лесок пойдём, Мы грибок найдём. В шапочке нарядной. Светло-шоколадной. Тыне прячь, грибок, Под листок свой бок! Ты ребятам нужен К вечеру на ужин. О. Высотская.
  • Грибок.
  • Мы в лесок пойдём,
  • Мы грибок найдём.
  • В шапочке нарядной. Светло-шоколадной.
  • Тыне прячь, грибок,
  • Под листок свой бок!
  • Ты ребятам нужен
  • К вечеру на ужин.
  • О. Высотская.
 Шляпка красная в горошек, Воротник на тонкой ножке. Этот гриб красив на вид, Но опасен ядовит . (мухомор) Что за ребята на пеньках Столпились тесной кучкой И держат зонтики в руках, Застёгнутые тучкой? (опята) Эти славные лисички не едят цыплят. Эти дружные сестрички Рядышком стоят. (лисички) Конечно, не белый. Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще. (подберёзовик).

Шляпка красная в горошек,

  • Воротник на тонкой ножке.
  • Этот гриб красив на вид,
  • Но опасен ядовит . (мухомор)
  • Что за ребята на пеньках
  • Столпились тесной кучкой
  • И держат зонтики в руках,
  • Застёгнутые тучкой? (опята)
  • Эти славные лисички не едят цыплят.
  • Эти дружные сестрички
  • Рядышком стоят. (лисички)

Конечно, не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (подберёзовик).

Рассыпает солнце стрелы,  Сосны зажигая.  Что за ягода созрела,  Чёрная такая?  На кусточки, под листочки  Кто-то бусы бросил, -  Все поляны в чёрных точках  У зелёных сосен.  ( черника).

Рассыпает солнце стрелы, Сосны зажигая. Что за ягода созрела, Чёрная такая? На кусточки, под листочки Кто-то бусы бросил, - Все поляны в чёрных точках У зелёных сосен. ( черника).

Кричит ворона в небе: «Кар-р! В лесу пожар! В лесу пожар!» А было просто очень: В нём поселилась осень. Е. Интулов.
  • Кричит ворона в небе: «Кар-р!
  • В лесу пожар! В лесу пожар!»
  • А было просто очень:
  • В нём поселилась осень.
  • Е. Интулов.

Сценарий литературной гостиной «Осень золотая».

Педагог – ведущий: Вот и распахнула свои объятья осень.

Друзей всех в гости она просит.

Щедро угощает сладкими дарами

Чудными стихами хочет поделиться с вами .

Здравствуйте дорогие друзья: дети, мамы, папы, дедушки и бабушки. Мы рады видеть вас на вечере осенней поэзии. Сегодня заканчивается наш поэтический марафон «Осень золотая». Мальчики и девочки нашей группы приготовили много красивых стихотворений о замечательной осенней природе.

(На экране слайды осенних пейзажей).

(Дети по очереди рассказывают выбранные ими стихотворения по лексической теме «Осень»: «Кричит ворона в небе»( Е. Иктулов), «Осень» (Е. Головин), «Осень наступила» ( А. Плещеев), «Осень»).

Педагог – ведущий: Собираются в стаи и улетают на юг наши пернатые друзья. Об прочитает нам…….. (родитель).

(На экране слайды со стаями птиц).

(Стихотворение «Журавлики- журавли» М. Шпак).

Педагог – ведущий: Одевают новые наряды и деревья.

(На экране слайды осенних деревьев).

(Стихотворения читают родители: «Осинка» И. Токмаковой, «Эта модница лесная» И. Семёнова).

Педагог – ведущий: Осень – самое щедрое время года. Сейчас мы в этому убедимся.

(На экране слайды с уборкой овощей и фруктов).

(Дети читают выбранные ими стихотворения по лексическим темам «Фрукты. Уборка фруктов. Труд людей в саду», «Овощи. Труд людей в огороде»: «Осень добрая пришла» В.Ванина, «Царь-яблоко» Л. Татьяничевой, «Сад» С. Капутиняна, «Компот» Н.Нищевой). Педагог – ведущий: А вы сможете отгадать «осенние» загадки? (Дети средней подгруппы читают выбранные ими загадки). Педагог – ведущий: Осень – время уборки урожая зерновых, то есть хлебов. (На экране слайды с изображением уборки зерновых). Послушайте пословицы про уборку урожая.  Уборка хлеба — ответственный и важный этап в чреде земледельческих работ. Надо, чтобы всё сложилось — не подвели погода и техника, да и человек, убирающий хлеб, был «с руками», и небезразличный к происходящему.  Хлеб убирают – на небо взирают. Достают хлеб горбом, достают и горлом. Доброму урожаю и добрая уборка. На уборке на час опоздаешь – годом не наверстаешь. Было бы в амбаре, будет и в кармане.

(Дети читают выбранные ими стихотворения по лексическим темам «Фрукты. Уборка фруктов. Труд людей в саду», «Овощи. Труд людей в огороде»: «Осень добрая пришла» В.Ванина, «Царь-яблоко» Л. Татьяничевой, «Сад» С. Капутиняна, «Компот» Н.Нищевой).

Педагог – ведущий: А вы сможете отгадать «осенние» загадки?

(Дети средней подгруппы читают выбранные ими загадки).

Педагог – ведущий: Осень – время уборки урожая зерновых, то есть хлебов.

(На экране слайды с изображением уборки зерновых).

Послушайте пословицы про уборку урожая.

Уборка хлеба — ответственный и важный этап в чреде земледельческих работ. Надо, чтобы всё сложилось — не подвели погода и техника, да и человек, убирающий хлеб, был «с руками», и небезразличный к происходящему.

Хлеб убирают – на небо взирают.

Достают хлеб горбом, достают и горлом.

Доброму урожаю и добрая уборка.

На уборке на час опоздаешь – годом не наверстаешь.

Было бы в амбаре, будет и в кармане.

Праздник урожая Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой.   И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды Приготовила природа Всевозможные плоды.   На полях идет уборка - Собирают люди хлеб. Тащит мышка зерна в норку, Чтобы был зимой обед.   Сушат белочки коренья, запасают пчелы мед. Варит бабушка варенье, В погреб яблоки кладет.   Уродился урожай - Собирай дары природы! В холод, в стужу, в непогоду Пригодится урожай! Т. Бокова

Праздник урожая

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

 

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

 

На полях идет уборка -

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

 

Сушат белочки коренья,

запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

 

Уродился урожай -

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Т. Бокова

Педагог – ведущий: А о лесном урожае нам прочитает стихотворение……. («Грибок» О.Высотская). Педагог – ведущий: Воспитатели приготовили для вас стихотворный сюрприз – загадки про лесные ягоды. Педагог – ведущий: осень приготовила для вас, дорогие ребята щедрые дары. (Детям в корзине предлагают фрукты). Педагог – ведущий: Вот и закончился осенней поэзии вечер. Но уже пора готовится к новой встрече. Благодарим всех за отличную подготовку И проявленную при этом стихотворную сноровку.

Педагог – ведущий: А о лесном урожае нам прочитает стихотворение……. («Грибок» О.Высотская).

Педагог – ведущий: Воспитатели приготовили для вас стихотворный сюрприз – загадки про лесные ягоды.

Педагог – ведущий: осень приготовила для вас, дорогие ребята щедрые дары. (Детям в корзине предлагают фрукты).

Педагог – ведущий: Вот и закончился осенней поэзии вечер.

Но уже пора готовится к новой встрече.

Благодарим всех за отличную подготовку

И проявленную при этом стихотворную сноровку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!