Река Ганжа
Проект «Мы – защитники природы»
Авторы:
ученики 4 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной
общеобразовательной школы №17 имени В.Н. Чепака поселка Комсомольского муниципального образования Белореченский район
Руководитель: учитель начальных классов
Наталья Владимировна Борзенкова
Оглавление
Стр.
Введение 1
Объект исследования 1 - 2
Методы проведения мониторинга 2 - 3
Результата мониторинга 3 - 4
Вывод 4
Список литературы
Введение.
Цель: формирование элементов экологической культуры, гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды у подрастающего поколения.
В современном мире развития общества проблема экологического образования, нравственного развития и воспитания школьников становится все более актуальной.
Краснодарский край является лидером среди российских курортов. На Кубани сосредоточено множество здравниц, пансионатов, санаториев, здесь бьют из-под земли целебные источники, а воздух наполняют ароматы моря и вечнозеленых растений и поэтому сохранение экосистемы края - одна из важнейших задач воспитания младших школьников.
Объект исследования.
Ганжа – в конце 19 века помещик Дашко создал свое имение. Оно было на левом берегу и включало жилые и хозяйственные постройки, глубокий каменный колодец, механический ветряк, сад, вековой дуб и земельный участок. Через реку Ганжа проходила дорога Бжедугхабль- Рязанская. Земляной мостик для пешеходов служил запрудой. В 3 км вверх по течению реки имелись хозпостройки для скота, используемые в сезон. Ганжу преодолевали вброд.
Сейчас в 50 метрах южнее местечка «Ганжа» прошла автотрасса на Краснодар, а из маленькой запруды сооружено водохранилище Чилим.
В начале 20 века земли у будущего поселка Высотного выглядели как поляны, дубравы, кустарники, терновники, балки. Частично земля распахивалась без дробления всего клина. На весенне-осенний сезон на добротные пастбища левобережья перегоняли скот. Вдоль рек Белой и Ганжи сооружались загоны, навесы, шалаши, сторожки и другие строения. Так оформились выпасные места «Сахалин» и «Свинарник». В лесу, на полях, в зарослях у р. Ганжа, в многочисленных дубравах обитало много дичи.
1
В конце 1940-х г.г. оттуда вышли волки.
Река Ганжа используется для орошения и гидроэнергии. Протяженность реки 36 км. Протекает река через поселок Ганжинский и впадает в водоем за поселком Высотным.
Большое влияние на водные ресурсы Белореченского района оказывает, предприятие ОАО «ЕвроХим-БМУ» (Белореченский химзавод) расположеный в 10 км от города в бассейнах притоков р. Белой и малых рек Ганжи - 1-я и Ганжи - 2-я. Химзавод располагается в юго-восточной части района на высоте около 200 м над уровнем моря и занимает территорию площадью 544 га.
Всем живым существам нужна пресная вода. Но пресной воды на нашей планете не так и много. Доступная человеку пресная вода находится в реках, озёрах и под землёй.
Человек загрязняет воду стоками промышленных и коммунальных предприятий, выбросами водного и автомобильного транспорта.
Причины загрязнения воды:
сточные воды промышленных предприятий;
бытовые отходы;
мытьё машин на берегу водоёмов;
утечка нефти во время добычи и перевозки.
Загрязнение природных вод – это существенное снижение качества водных ресурсов из-за попадания в ручьи, реки, озера, моря и океаны различных химических веществ, твердых отходов или размножения в них микроскопических живых организмов (бактерий, грибов, водорослей). Причины загрязнения воды связаны с деятельностью человека, хотя могут быть и естественные процессы, пагубно влияющие на гидросферу.
Кто же главный виновник отравления наших рек, озер и морей или, говоря другими словами, что является основной причиной загрязнения воды? На самом деле, их несколько:
Коммунальные стоки. Это один из основных источников загрязнения воды человеком.
2
Она представляет собой смесь грязи, биологических отходов, моющих средств, нефтепродуктов, выбросов промышленных предприятий и дождевой воды.
Сельское хозяйство. Химические удобрения, используемые на полях, смываются в реки и озера или же становятся причиной загрязнения подземных вод. Еще больше вреда наносят огромные животноводческие комплексы – один из главных источников органических загрязнений воды.
Промышленность. Предприятия – главные источники загрязнения поверхностных вод. Огромный вред наносят воды фабрик, заводов, шахт, рудников, сбросы, которые делает железнодорожный и водный транспорт. Загрязнение вод суши промышленностью может быть как преднамеренным, так и случайным: несчастные случаи, аварии, утечки, которые происходят регулярно.
Методы проведения мониторинга.
1. Воспитательный метод (по И.Ф. Харламову) - положительный пример. Учащиеся четвертого класса в рамках краевой «Экологический мониторинг» акции рассказали о видах загрязнения рек.
Развивать у детей представления о загрязнении воды в реке, развивать у них интерес к и ответственность за окружающую среду; развивать коммуникативные способности- это было целью проекта.22 марта — Всемирный день водных ресурсов.
2. Переключение на другие виды деятельности. Был проведен конкурс запрещающих знаков на тему "Защитим реку Ганжа от мусора". Учащиеся были распределены на команды и получили задание нарисовать различные природоохранные знаки, которые разместили в классе, в социальных сетях, на берегу реки. Также ребята провели уборку берегов реки Ганжа.
3. Методы обучения - игровой и наблюдение. Четвероклассники провели игру. «Без воды – ни туда, ни сюда»
- Неохота просыпаться утром рано - как всегда.
Бодрым, свежим и весёлым стать поможет нам …(вода)
3
- В летний день пылает солнце, невозможная жара.
Где найти спасенье телу? Что поможет нам …(вода)
- Грязны руки и рубашка. Чем помочь такой беде?
И опять бежим мы к крану, к чистой, ласковой …(воде)
- Пароходик, пароход - важный груз нам везёт.
Груши, сливы, апельсины, виноград и мандарины
Нам доставят без труда, если в море есть …(вода)
- Рыбу надо кушать нам? Так полезно для ума!
Но рыба, известно, живёт не везде,
А только в прозрачной и чистой …(воде)
- Чай согреть, и суп сварить, и растения полить
Можно сделать хоть когда, если в кране есть …(вода)
4. Во внеурочной деятельности использовался проект, как форма обучения. Защита проекта "Правила поведения в природе", "Разработка экологических знаков" была реализована в виде выступления агитбригады четвероклассников.
Составить, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе; развивать творческое мышление, воображение- это и было целью проекта.
Результаты мониторинга.
По результатам мониторинга полученные знания усвоились хорошо. Дети воспринимали материал с большим интересом. Активно участвовали в процессе обучения. На беседах, конкурсах, внеклассных мероприятиях практически все учащиеся показали проявление активности, инициативы, творчества. Они выразили заинтересованность в проведении таких занятий и в дальнейшем.
4
Ученики 4 класса в ходе проведения коллективного участия в акции "Мы - защитники природы" повысили:
1. Воспитание бережного отношения к водным объектам;
2. Развитие творческих способностей обучающихся 3. Свой уровень информированности; 4. Интерес к природе родного края;
Вывод
В соответствии с проведенными мероприятиями, мы сделали вывод, что нужен систематический контроль за чистотой воды в реке и на ее берегах.
5
Список литературы
Интернет-ресурсы:
http://www.ewnc.org/node/30914
https://cyberleninka.ru/article/n/ekologo-gigienicheskaya-harakteristika-vodnoy-sredy-belorechenskogo-rayona-krasnodarskogo-kraya
Ссылка в Инстаграмм «Агитационные мероприятия»:
Кравцов Н.С. На высоте.-Майкоп: ООО «Полиграф-Юг»,2017
Беличенко Ю.П., Шевцов М.М. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. 2-е изд., переработана и дополнена - М.: Россельхозиздат, 1986. С. 28-79.
Львович М.И. Вода и жизнь. М.: Мысль, 1986.С. 6-23.
6
Река Ганжа зимой
7
По завершении конкурса конкурс запрещающих знаков на тему "Защитим реку Ганжа от мусора» ребята сделали плакат.
8
Так выглядят берега реки весной
9
10
Так выглядит человеческая беспечность…
11
12
Мы на страже красоты природы: ученики 4 класса активно проводят акцию « Чистые берега реки Ганжа»
13
Установили запрещающий знак
Мы, учащиеся 4 класса, призываем и взрослых и детей беречь нашу красивую Ганжу!
14
После уборки можно и отдохнуть на чистом берегу нашей любимой реки!
15
16
Жители нашего посёлка, гости нашей прекрасной реки, помните, что самое главное в жизни сохранить для будущего ту красоту, которую подарила нам наша планета Земля!
17