СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект матрёшка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект матрёшка»

ПРОЕКТ

по окружающему миру

«Русская матрёшка»



Выполнили:

Ученицы 2 «Б» класса

8 лет

МБОУ СОШ №64

Зиброва Вера Владимировна

Теменева Оксана Александровна

Понявина Дарья Денисовна

Руководитель:

Учитель начальных классов

Юровских Л.И.



г. Астрахань, 2023



АННОТАЦИЯ


Создание фигуры в технике папье-маше очень увлекательный и творческий процесс. Данный проект имеет практическую направленность, способствует приобщению учащихся к творческой деятельности, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; развивать способность четко, систематически выполнять спланированную работу. Проект развивает умение работать с различными информативными источниками, анализировать и систематизировать найденный материал, развивает творческое воображение, мышление, способствовать развитию творческого воображения, художественно-этических навыков, совершенствует художественный вкус, воспитывает стремление к получению положительного результата своего труда, культуру труда, учит представлять свой труд в виде презентации.

















СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение..............................................................................................4

2. Практическая часть

1 этап – подготовительный «Что такое матрешка?» .............................8

2 этап - подготовительный «Сбор материалов о Русской матрешке».....9

3 этап - Социологическое исследование среди ребят 2 -Б класса..........12























1 Введение

Тема проекта: Работа в технике папье-маше «Русская матрешка»


Классификация проекта:

  • Специальный проект– начальное техническое творчество

  • По характеру результата –творческий

  • По профилю знаний –межпредметный

  • (окружающий мир, технология)

  • По числу участников: - групповой

  • По продолжительности: - среднесрочный

Возраст участников, на который рассчитан проект: 8 лет

Участники проекта: учащиеся 2 класса

Обеспечение проекта: Газета, печатная бумага, клей пва, кисточки для клея, пластилин, банка, целлофановый пакет, цветная гуашь, карандаш, кисточки для красок; ПК с выходом в Интернет, справочная литература по теме.

Учебные дисциплины: окружающий мир, технология

Цель проекта:

  • Развитие мелкой моторикипальцев рук;

  • Развитие мастерства и творчества;

  • Воспитание эстетического вкуса;

  • Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности

Задачи проекта:

  • Познакомиться с историей возникновения «Русской матрешки»;

  • Научиться делать матрешку с помощью бумаги, газеты и клея;

  • Учиться выполнять работу из газеты, бумаги и клея в технике папье-маше;

  • Развивать умение работать с различными информативными источниками, анализировать и систематизировать найденный материал;

  • Развивать творческое воображение, мышление, память, технические навыки работы с бумагой, газетой и клеем;

  • Учиться представлять свой труд в виде презентации.

Предмет и объект исследования

  • Объект: Русская матрешка.

  • Предмет: бумага, газета, клей.

Методы исследования

  • Поиск информации из различных источников

  • (специальная литература, интернет ресурсы)

  • Практическая работа (изготовление, анкетирование)

Формы продуктов проектной деятельности.

  • Внешние продукты: «Русская матрешка» из бумаги, газеты и клея

  • Внутренние продукты: развитие способностей: межличностных, внутриличностных, моторно-двигательных.

Гипотеза: если освоить технику папье-маше, то можно изготавливать много интересных предметов, подарков для своих друзей своими руками.

Мотивация к познанию: личный интерес

Практическая значимость работы: надеемся, после завершения работы мы приобретем следующие умения:

Личностные: готовность и способность к самостоятельной и групповой, творческой деятельности;

Метапредметные:

  • Уметь работать с информацией и медаисредсвами;

  • Умение находить, отбирать, анализировать информацию в разных формах и различными способами;

  • Умение ясно и точно излагать свою точку зрения

Предметные:

  • Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

  • Кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Предполагаемые результаты:

В результате внедрения данного проекта мы планируем:

  • Изготовить красивую «Русскую матрешку» в технике папье-маше

  • Показать нашу работу ребятам нашего класса, познакомить их с символом России и с самым популярным сувениром «Матрешкой»

Работа над проектом.

  1. Этап –подготовительный. Роль руководителя- направляющая.

  2. Этап –технологический. Роль руководителя – обучающая.

  3. Этап – заключительный. Предъявление продукта и его презентация.

Роль руководителя – сотрудничество.

  • Рефлексия

План проекта

Этап

Направление

работы

Сроки

Планируемый результат

1

Подготовительный

Выбор проблемы, источников литературы, составление плана.

Февраль

2023

1 неделя

Определение поля деятельности и структуры работы.

2

Деятельностный

Формулированние гипотезы, составление анкеты,

Изучение материалов по заявленной теме.

Февраль

2023, 2 недели

Научное обоснование темы заявленного проекта и глубины освещения исследуемого вопроса.

3

Ход исследования

Работа с литературой и другими источниками.

Март

2023,2 недели

Подготовка теоретических выкладок и материала, предназначенного для анкет.

4

Рефлексивный

Обработка полученных данных

Анализ результатов, формулирование выводов.

Март

2023, 2 недели

Окончательное определение содержательной и практической составляющих проекта.

5

Презентационный

Мультимедийная подготовка.

Март2023

1 неделя



















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. этап – подготовительный «Что такое матрешка?»

Матрёшка - это уникальная особенная поделка, которой Россия славилась всегда и сегодня не потеряла актуальность. Матрёшка - это добрый подарок для родных и друзей, лучший сувенир для туристов, выразительная игрушка, и уникальный предмет для коллекционирования. Нам очень хотелось узнать, когда они появились, какие бывают матрешки, почему их делают такими, как придумывают узоры их нарядов. Мы думаем, что данное исследование поможет нам лучше узнать традиции своего народа, понять русскую душу , ответить на вопрос: почему современные девочки играют с куклами, пришедшими к нам из других стран и не играют русской матрёшкой.

В процессе работы над проектом было изучено много познавательной информации в книгах и на сайтах Интернет о Матрёшках. Подготовка материалов для проведения бесед с учениками нашей школы.

Матрёшка – Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Как появилась деревянная кукла? Сколько ей лет? 

Какие бывают матрёшки? С матрёшками мы дружили давно, а вот когда они появились и где, и что такое матрёшка не знали.

Мы заинтересовались этим, стали искать ответы в толковых словарях .Начиная работу, в первую очередь мы задали себе вопрос: что же такое «матрешка»?

С
равнив определения, мы сделали вывод, что они, дают одинаковое толкование этого слова, деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера. 


2 этап – подготовительный «Сбор материалов о Русской матрешке»

В
Россию матрёшку привезли из Японии в виде лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько фигурок вложенных друг в друга. Фукурума и стал «папой» русской матрёшки. Русские мастера сделали похожие игрушки из дерева, а художники расписали. 


Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. 

Вот такой была самая первая русская игрушка, ставшая русским национальным сувениром. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль.



Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. 

Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. 

Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Как правило, матрешек изготавливают из древесины таких деревьев как липа, береза, ольха, осина. 

Матрёшек можно изготовить не только из дерева. Они изготавливаются из различных материалов: бумаги и картона, глины и пластилина, ткани, пряжи, в технике папье-маше.

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее мать, если ласково - то Матрёшка. Сделано это было не случайно. В то время имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем..

Матрёшка – всех «матерь». Народится человек, он мать любит, потом семью, потом Родину. Вся эта любовь в нашей куколке в самой серёдочке и запрятана. Проста матрешка с виду, а с секретиком. С открытой доброй душою игрушка эта, как и вся наша Россия.

Интересно и то, что после появления первой матрёшки в разных районах России художники начали расписывать матрёшек, так нравилась им кукла Матрёна! И все они делали это по-разному.

В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение.


1. Загорская матрешка в чем-то походит на первую матрешку. Так же наряжена , в руках держит узелок , корзину или цветы. Это круглолицая девушка в платке с разноцветной каймой. На ней яркий русский сарафан и передник с узором

2.Семеновская матрешка стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Традиционно одета в желтый платок, красный сарафан и белый передник, на котором изображается большой букет из разных цветов 

Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр. 

3. Полховская матрешкавытянутая по вертикали фигурка с маленькой, жестко очерченной головкой 

Матрешки Полховского Майдана расцвечены веткой с алыми цветами . Лицо обрамляют «кудри» . У нее нет таких деталей как руки, сарафан , кофта. Нет платка с завязанными концами. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку.


4Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо. 

Близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен.

Наряды матрёшек были разными. На сарафанах матрёшек расцветали цветы. Девушки изображались в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов.

Позже на матрёшках стали изображать сказки «Колобок», «Репка», «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению», 

«Жар-птица», Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке». Появились матрёшки-животные, герои мультфильмов…



  • Проблемный вопрос:

А можно ли сделать Русскую матрешку своими руками?


3 этап Социологическое исследование среди ребят 2 -Б класса

Нас заинтересовала Русская матрешка, и мы решили узнать, что о ней знают мои одноклассники.

Цель:

  • Выявление знаний о том, что наши одноклассники знают о Русской матрешке

Им были предложены следующие вопросы:

  • Знаете ли вы что такое матрешка?

  • Нравится ли вам матрешка?

  • Есть ли у вас дома матрешка?

  • Как используется матрешка у вас дома? Как игрушка или как сувенир?

  • Знаете ли вы в каком городе она изготовлена?

Результаты анкеты:

Опрошено 25 обучающихся 2 «Б» класса

Варианты ответов:

  1. Знаете ли вы что такое матрешка?

Знаю – 25

Не знаю-0

  1. Нравится ли вам матрешка?

Нравится – 25

Не нравится – 0

  1. Есть ли у вас дома матрешка?

Есть – 11

Нет –14

  1. Как используется матрешка у вас дома? Как игрушка или как сувенир?

Игрушка – 2

Сувенир – 9

  1. Знаете ли вы в каком городе она изготовлена?

Нет – 25

Да – 0

Проанализировав результаты анкеты мы поняли, что с матрешкой знакомы все наши одноклассники, им всем нравится матрешка. Самая большая проблема в том, что среди других современных игрушек она как-то остались в стороне и приобретают их только в качестве сувенира.

Матрешку знают все наши одноклассники, но они не знают в каком городе она была изготовлена, а соответственно не знают её историю. Мы решили сделать матрешек и познакомить наших одноклассников с её историей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!