СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Компьютер- друг или враг?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Компьютер- друг или враг?".

Предмет исследования: копьютер в жизни ребёнка.

Цель проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Компьютер- друг или враг?"»

Проект "Компьютер – друг или враг?"

Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии проникли во все сферы жизни человека, но она несет с собой новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера мы выделили одну – влияние компьютера на здоровье человека. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся, так как изучение предмета информатики начинается со 2 класса. И нам, учителям, часто приходится слышать от родителей такие вопросы:

— А не опасен ли компьютер моему ребенку?

— Сколько времени можно проводить за ним?

— Не мешает ли он нормальному развитию детей?

Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся часто, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет.

Компьютер — это хорошо. Мы в этом совершенно убеждены. Очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь. И отказываться от него по непонятным причинам нам не кажется разумным.

Думаем, что компьютерная грамотность нашим детям столь же необходима, как и знание букв и цифр, а умение запустить программу полезнее, чем навык самостоятельного обращения с пультом телевизора.

Не надо бояться зависимости ребёнка от компьютера. Не надо всё списывать на “невинную железку” и пытаться лишить ребенка того, в чём взрослый себя ограничить не в силах. Надо показать, что в жизни, помимо него, есть множество других, не менее интересных вещей.



С другой стороны, постоянно приходится не давать перекладывать на себя ответственность, уклоняясь от вопросов типа: «Как правильно?» и «Куда дальше?». Как и любая совместная с ребенком деятельность, игра на компьютере развивает. Главное — чтобы компьютер был не способом уничтожения времени, а инструментом в решении каких-то задач — получения новых знаний, развития навыков, иллюстрацией к обсуждению.

О здоровье ребенка родители обязаны подумать задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера, а педагог должен быть достаточно компетентным и уметь предупредить любое отклонение в состоянии здоровья учащегося.

Еще нас заинтересовал вопрос о влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, «мыши» или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи — игры и Интернет. Это то что «затягивает», то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни — это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернетомания, игромания.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет — зависимых людей:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

  • невозможность остановиться;

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  • пренебрежение семьей и друзьями;

  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

  • проблемы с учебой.

Таким образом, компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Поэтому и возникла идея создания проекта, который может решить эту проблему.

Предмет исследования: компьютер в жизни ребёнка.

Цель проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.

1. Обсудить с ребятами как, работая на компьютере не только сохранить, но и укрепить своё здоровье.

2. Познакомить с приёмами и упражнениями, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

3. Научить правилам техники безопасности при работе с компьютером

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи определяют принципы проекта:

  • принцип сознательности,

  • принцип активности,

  • принцип наглядности,

  • принцип доступности,

  • принцип связи теории с практикой,

  • принцип “ Не навреди!”

  • Ребята научатся правилам и приёмам здоровьесбережения, выработается сознательное отношение участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель) к здоровью.

  • Разовьется способность детей делать правильный выбор для себя.

  • Реализуются творческие и исследовательские способности учащихся.

Прогнозирование возможных негативных моделей поведения учащихся.

  • Непонимание негативного влияния компьютера на здоровье.

  • Нежелание выполнять правила помогающие восстанавливать организм. после работы на компьютере.

Прогнозирование компенсации возможных негативных процессов.

  • Эмоциональный настрой учащихся.

  • Доверительное общение.

  • Привлечение большего количества детей в мероприятия.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и приёмы:

анализ, обобщение;
анкетирование учащихся;
блиц – опрос для родителей;
интервью с учителями информатиками;
встреча со школьным фельдшером;
беседы на классных часах;
психотренинг.

Необходимые условия реализации проекта.

  • Интерес детей и родителей (плакат “Ребенок и компьютер”).

  • Материальное обеспечение проекта (цветная бумага, краски, ватман, клей, фотографии, бумага для офисной техники А4, диски, спонсорская поддержка родителей).

  • Взаимодействие с учителями, психологом, фельдшером школы.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке и создании памяток и закладок по здоровьесбережению, которые можно использовать на уроках, а так же разучивание и применение на практике различных упражнений, которые помогут не только сохранять, но и укреплять здоровье школьника.

Проект охватывает учащихся 1-6 классов. Авторы проекта, под руководством учителей, рассмотрели ряд вопросов по здоровьесбережению. Провели “круглый стол” с представителями учащихся, учителей, родителей, где выбрали тему, над которой будем работать: “ Компьютер- враг или друг?”. Дети сами представили важные аргументы относительно этой проблемы. Вместе с ребятами, мы определили цель нашего проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребёнка. Проект готовился с октября по январь, что позволило наиболее глубоко изучить проблему.

Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся 1-6 классов нашей школы. Нами было опрошено 206 учащихся.

В нашей школе 2 компьютерных класса и 6 мультимедийных кабинетов, в которых проводятся уроки и внеклассные мероприятия, мастер- классы по изобразительному искусству, а так же ребята при подготовке к урокам используют компьютер, Интернет. В классах было проведено тестирование “Компьютер — за и против”, анкетирование “Умею ли я работать с компьютером”, для родителей провели блиц – опрос “ Компьютер в жизни вашего ребёнка”. Тем самым мы убедились, что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен ученикам.

Следующим этапом нашего исследования стало изучение истории происхождения компьютера. Учащиеся познакомились с материалами из газет, журналов. Нашли необходимую информацию в энциклопедиях, посетив библиотеки. Компетентную информацию о роли компьютера в современном обществе получили от учителей информатики, родителей. Директор школы познакомил ребят с компьютерным обеспечением нашей школы. О влиянии компьютера на физическое и психическое здоровье дети узнали не только из средств массовой информации, но и из практических занятий с фельдшером и психологом школы. Многие ответы на вопросы по данной проблеме ребята нашли в Интернете.

РЕКЛАМАКак найти стабильную работу в интернете с постоянной зп?

Родителям

Дошкольный возраст — самый важный период в развитии детской психики.

Конечно, фундамент будущей личности закладывается в ребенке еще в первые два ‐ три года его жизни, но именно с трех до шести лет формируются и прорисовываются уже определенные ее черты. Все, чем живет ребенок ‐ дошкольник, что он видит и слышит, он впитывает как губка.

Сегодняшних детей в шутку и всерьез называют «вундеркиндами» или «индиго». Когда взрослый человек, которому в силу профессии необходимо осваивать компьютер, не знает, как к нему подступиться и боится нажать даже кнопку, малыши ‐ дошкольники через день ‐ два уже вовсю разбираются в настройках системы и уже с удовольствием играют в компьютерные игры.

Конечно, поначалу родители даже не могут нарадоваться тому, что их непоседливое чадо наконец ‐ то угомонилось и теперь постоянно дома, под присмотром. Но уже через неделю ‐ две былую радость сменяет тревога: малыша просто невозможно оторвать от компьютера…

При условии соблюдения правил пользования компьютером для детей компьютерные игры несут в себе немало полезного для малышей дошкольного возраста. Ведь, когда ребенок приходит в школу, у него уже должны быть хорошо развиты такие познавательные процессы, как память, мышление, логика и внимание.

Школьная программа не развивает их, лишь только тренирует уже развитые некоторые свойства мышления – и все. Поэтому сегодня так модно стало основательно готовить кроху к школе уже в возрасте 4 ‐ 5 лет — ведь это действительно целесообразно.

Но ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — игра, и именно в игровых условиях он активно развивается и схватывает новую информацию на лету. А компьютерные игры, по заверениям современных психологов, — это прекрасный тренажер для визуальной и слуховой памяти (кратковременной и долговременной), пространственного мышления, внимания, фантазии, логики и стратегии.

Детки, которые хотя бы раз в день играли дома в хорошие, познавательные компьютерные игры, оказываются более подготовленными к школе психологически и эмоционально. Ведь, учась преодолевать трудности в виртуальной реальности, борясь с врагами и завоевывая дружбу «хороших» героев, они без страха и стеснения заводят новые контакты, прекрасно вливаются в новый коллектив, самостоятельно решают проблемы.

Разрешать играть в компьютерные игры малышу можно уже с 3 ‐ х лет. До этого у него активно развивается сфера отношений с людьми, и лучше для него в этот период больше общаться со сверстниками, играя с ними во дворе или посещая специальные развивающие занятия для самых маленьких. А уже с 3 ‐ 4 ‐ х лет понемногу можно показывать малышу простые логические компьютерные игры, или, например, веселые уроки в виде игры по изучению английского.

Но компьютерные игры могут нанести вред нежной психике дошколенка, если использовать их неконтролируемо или даже сделать их них какой ‐ то культ, наказывая ими или поощряя. Поэтому, чтобы извлечь только плюсы от увлечения ребенка виртуальными играми, необходимо соблюдать правила пользования компьютером для детей.

Уже с первого дня появления компьютера в доме важно предпринять такие шаги:

Шаг 1. Установка регламента

Самое главное — установить четкий регламент пребывания дошкольника за компьютером. Полностью запрещать его не стоит — малыш, если не сейчас, так в будущем найдет, как и где ему поиграть, только для этого ему придется обманывать родителей.

Поэтому лучше выделить в день до 40 мин (не больше) на игры на компьютере и не только следить за тем, чтобы малыш придерживался режима, но и учить этому его самого. Например, ставить таймер или будильник возле него, который будет пиликать за десять минут до окончания отведенного времени.

Этого достаточно, чтобы ребенок спокойно закончил играть, «сохранился» и выключил компьютер. И это намного лучше, нежели неожиданно дергать его и приказывать «выходить» из игры, когда он на самом интересном месте. В этом случае истерики и капризов не избежать.

Шаг 2. Смена приоритета

Нельзя наказывать или поощрять малыша временем для игр на компьютере. Конечно, такой прием очень действенен, и любой ребенок готов быть самым «шелковым», лишь бы у него не отобрали любимый компьютер.

Но вреда от этого метода намного больше, чем пользы. Ведь такими действиями родители попросту делают компьютер чем ‐ то сверхценным, очень желанным, концентрируют на нем все внимание.

Психологи советуют относиться к компьютеру как к чему ‐ то нейтральному, малозначащему, и учить такому отношению малыша.

Шаг 3. Совместный подбор игр

Все игры лучше подбирать вместе с малышом и обязательно прислушиваться к его мнению. Но при покупке игры не лишним будет узнать, для какого она возраста все ‐ таки предназначена и нет ли в ней жестоких сцен, например, убийства или насилия.

Для этого можно найти нужную информацию в Интернете или, на крайний случай, посоветоваться с более старшим соседом ‐ подростком.

Шаг 4. Родительский контроль

Если к компьютеру подведен интернет, то лучше с самого начала заказать специалисту установку так называемого «родительского контроля», который не позволит заходить малышу на запретные сайты, да и вообще будет протоколировать все его действия на компьютере.

Шаг 5. Достойная замена

В благополучных, счастливых семьях ребенок никогда не становится зависимым от компьютерных игр. Полностью поглощаются виртуальной жизнью и заменяют ей реальную только несчастные дети.

Ведь там, в игре, они — герои, там на них никто не кричит, и никто над ними не смеется. Поэтому, если малыш уж слишком увлечен виртуальной жизнью, лучше подумать о совместном отдыхе с семьей, вечерних прогулках и даже небольших интересных поездках.

Родителям дошкольника важно понять, что компьютерные технологии играют огромную роль не только в жизни современных взрослых, но и детей. Сегодня даже в детсадах дети хвастают не новой игрушкой, а опытом в компьютерных играх — таковы реалии современной жизни.

И бороться против компьютера не стоит — его лучше сделать другом и помощником.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!