СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Индивидуальный образовательный маршрут и траектория одаренного ребенка в образовательном учреждении»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Индивидуальный образовательный маршрут и траектория  одаренного ребенка в образовательном учреждении»

Просмотр содержимого документа
«Проект «Индивидуальный образовательный маршрут и траектория одаренного ребенка в образовательном учреждении»»




Автор:

Ахтариева Ирина Борисовна

учитель музыки

Зайцевореченская школа

Нижневартовского района ХМАО-Югры

Проект «Индивидуальный образовательный маршрут и траектория одаренного ребенка в образовательном учреждении»

Пояснительная записка

В школе мною организована индивидуальная работа с музыкально одаренными детьми. Для поддержки их таланта и развития творческих способностей и музыкальной одаренности мною разработан данный проект и в рамках школьной программы «Одаренные дети». Проект направлен на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса по музыке. Он разработан с учетом основных задач развития системы образования в регионе и Нижневартовского района: «Компетентностный подход к образованию, его  индивидуализация, развитие системы дополнительного образования и воспитания будут определять развитие системы общего образования, а расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса - развитие системы профессионального образования». В Стратегии развития образования ХМАО-Югры одним из приоритетных задач является повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников, а именно обеспечение возможности выстраивания учащимися и студентами индивидуальных образовательных траекторий при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей с участием образовательных учреждений.

Основная часть

В настоящее время современная педагогика базируется на личностно - ориентированном подходе к воспитанию детей. Будущее – это наши дети, а нет образования – нет и будущего России. Целью современного образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности.

 Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют  многих педагогов и психологов. Педагогическая поддержка – это основной элемент образования. Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

Данный проект разработан с целью создания более эффективного и удобного для ученика ИМО.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В.Воробьева, Н.А. Лабунская и др.)

2. Обоснование необходимости проекта

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации школьников и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности. Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы. В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.

Актуальность педагогического проекта заключается в том, что ИОМ в школах востребованы. Проект востребован и актуален еще и потому, что он направлен на индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, на вариативности учебной деятельности, позволяющей по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Актуальность педагогического проекта для района и региона заключается в том, что данная система обучения не замыкается на рамках конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений.

  1. Цели и задачи проекта

Цель: обеспечить педагогическую поддержку и создать условия для максимально широкого проявления и развития талантов обучающихся. 

Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач:


1.Формирование у одаренного ребенка комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять произведения различных жанров и форм. 

2.Создание атмосферы, стимулирующей у ребенка потребность в саморазвитии, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно – эстетической деятельности (выпускники, преподаватели, участники конкурсов, члены жюри этих конкурсов, и просто творческие и талантливые люди). 

3.Освоение музыкальной грамоты, развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и артистизма. 

4. Приобретение обучающейся умений и навыков, необходимых в сольном, ансамблевом исполнительстве – это поможет организовать метапредметные связи в творчестве. 

5. Необходимо создать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, а также вести профилактику типичных проблем одарённых детей (или помогать их решать).

Речь идёт об отчуждении со сверстниками, а также проблемах связанных с самооценкой. Продумать сочетание индивидуальной работы с коллективной формой деятельности, общение с единомышленниками (+ активная поддержка родных) – это задачи, а также эффективный компонент, психолого - педагогической поддержки. 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • наблюдение за учебным процессом;

  • педагогический эксперимент;

  • анализ работ обучающихся;

  • анкетирование участников образовательного процесса.

Педагогический проект направлен на обеспечение учащихся с различными образовательными потребностями.

Ожидаемые результаты:

  • Главный результат индивидуального маршрута – это создание условий для развития одарённого ребёнка. Предоставить музыкально одаренному ребенку возможность раскрыть свой личностный потенциал.

  • Максимальное устранение недостатков исполнительского мастерства.

  • Формирование исполнительской культуры.

  • Успешное выступление обучающихся на конкурсных мероприятиях.

Модель работы с одарёнными детьми.

  • Выявление одарённых детей.

  • Разработка индивидуальной программы.

  • Диагностика личностного и творческого развития обучающегося (индивидуальный план)

  • Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка.

  • Демонстрация творческих достижений обучающихся.

  • Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.

  • Понимание и уважение личности ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут, созданный для обучающихся, рассчитан на 5 лет и состоит из 3-х этапов:

1 этап – становление – срок обучения 2 года.

2 этап – развитие – срок обучения 2 года.

3 этап – профессиональное совершенствование и самосовершенствование 1 год.

Индивидуальная образовательная траектория

(предполагает несколько направлений реализации и обладает более широким значением, чем маршрут)


Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Объект исследования: образовательный процесс одаренного ребенка и его образовательные планы. Предмет исследования: индивидуальные образовательные маршруты учащихся.

Педагогический проект направлен на дифференциацию содержания образования, индивидуализацию обучения, на построение индивидуальных образовательных программ для каждого обучаемого, включая широкое использование возможностей информационных технологий обучения.

Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.

Музыкальная одаренность - это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.

Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.

Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее.

Музыкальную одаренность невозможно рассматривать в отрыве от музыкального слуха, который бывает гармоническим и мелодическим, абсолютным и относительным.

Продукт педагогического проекта:

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка

ФИО ________________________________________

Одаренность: _____________________________________

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию одаренного ребенка;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности ребенка;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

  1. Данный проект учитывает результаты диагностики образовательных запросов учащихся при проектировании ИОМ:

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей; изучение образовательных запросов.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1



Анкетирование обучающихся и их родителей с целью изучения образовательных запросов.

1 неделя

сентября

Учитель –предметник

Классный руководитель


2


Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

Школьный психолог

3


Опросник Г.А. Карповой « Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Классный руководитель

4

Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

5

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

6

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс.

3-4 неделя

ноября

Школьный психолог

7

Социометрия. Автор - Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

Школьный психолог

Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.


1

Разработка индивидуального маршрута ребенка.

1 неделя октября



2

Составление индивидуального учебного плана по музыки для работы с учеником.

1 неделя октября



3

Выбор темы исследовательской работы по музыки или искусству.

2 неделя октября



4

Составление плана учеником для учета желаний ребенка.

2 неделя октября


5

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября


Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Мой выбор»

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые результаты


Литература

Всероссийская олимпиада, сдача ЕГЭ

Индивидуальные и дистанционные консультации.


Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады.


Музыка

Профессиональная направленность

Индивидуальные

занятия.

Участие в конкурсах.

«Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем НОУ и учителями - предметниками.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.

Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Сотрудничество с НГУ, МБУ ЦРО, с учреждениями культуры и школами искусств.


октябрь

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, учителями – предметниками, педагогами дополнительного образования.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьном и муниципальном конкурсах.


1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий городской школы одаренных детей.


Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по музыке.


1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.


Подготовка к участию в конференциях по искусству.


Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя)


Подготовка к участию в городских творческих конкурсах.

(по мере поступления положений).


1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.



План подготовки к урокам.

Индивидуальная работа.


«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»

Самооценка: «Что я хотел?»

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать ещё?»





Оценка педагога






Портфолио за 2014-2015 учебный год

Олимпиады



Заочные, дистанционные конкурсы

Городские, окружные и всероссийские конкурсы

Городской слет НОУ, научные конференции.







Подпись Расшифровка

II. ИОМ позволяет учесть основные задачи развития образования в регионе и возможности образовательной среды школы:

Развивающая образовательная среда школы – образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности, во-первых, для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях; во-вторых, для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности. 

Образовательная среда

Формы взаимодействия



«Нормативно-правовая база школы» (доступ должен стимулировать её изучение).

Программа развития школы.

Образовательные и учебные программы.

Учебный план.

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика»

Психологическая служба.

Диагностика.

Анкетирование участников образовательного процесса.

Опрос.

Учебно-воспитательный процесс.

Уроки, индивидуальные занятия, занятия ДО и внеурочной деятельности, исследовательская и проектная деятельность.

Кадры.

Учителя- предметники, администрация школы, социально-психологическая школа, библиотекарь.


Лист индивидуального маршрута обучения

ФИО __________________________________________,ученика ______ класса Зайцевореченской школа на _______/_______ учебный год

Название кружка

ФИО учителя

Количество

часов

Сроки прохождения

Подпись преподавателей


«Эстрадный вокал»






Занятия школьного хора.






Индивидуальные занятия






Итого


102




Зам. директора по УВР ______________/___________ /

Подпись ученика ________________/____________/

В данный лист ученик заносит информацию о кружках, а также информацию о сроках освоения того или иного кружка. Наличие последней графы «Подпись преподавателя» позволяет проконтролировать факт посещения занятий классному руководителю, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки учащегося (практика показывает, что учащиеся стремятся выбрать за один раз не два-три кружка, как им рекомендуют, а большее количество).

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.

Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:

  • дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

  • методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

IV.Использование современных образовательных технологий в преподавании предмета:

  1. Проектная технология.

  2. Исследовательская технология.

  3. Технология дифференцированного обучения.

  4. Технология критического мышления.

  5. Информационно-коммуникационные технологии.

  6. Интерактивные технологии.

  7. Здоровьесберегающие

V.Использование современных оценочных средств:

  1. Входные, промежуточные, итоговые контрольные работы.

  2. Тематический контроль.

  3. Тестирование.

  4. Средства формирующего оценивания.

  5. Портфолио.

  6. Самооценка.

  7. Оценка педагога.

  8. Лист обратной связи.

  9. Концертная деятельность.

4. Ресурсы

Программно-методические ресурсы: рабочие учебные программы по музыке, авторская программа дополнительного образования «Эстрадный вокал».

Материально-технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.).

Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.

Цифровые образовательные ресурсы: Интернет- ресурсы, ЭОР.

Нормативно-правовые ресурсы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

3. Программа модернизации «Новая школа Югры».

5. Партнеры

Инновационный опыт успешно внедряется учителями, работающими в старших классах нашего образовательного учреждения и города.

1. Учащиеся с музыкальной одаренностью.

2.Родители учащихся.

3.Администрация школы.

7. Целевая установка

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся младшего и среднего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог), родители (законные представители). Предполагаемое количество участников – 100 человек.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

  • учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;

  • особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;

  • варианты расчета учебной нагрузки;

  • правила заполнения бланка;

  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Список источников


  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.

  2. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.

  3. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.

  4. Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ: от 29 декабря 2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

  5. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знани
























16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!