Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Урахчинская ООШ»
Рыбно-Слободского муниципального района РТ
ПРОЕКТ гражданско-патриотического воспитания
«Я - гражданин»
на 2011-2016 гг.
Выполнила:
Классный руководитель:
Мустафина Жанна Альбертовна
МБОУ « Урахчинская ООШ»
Рыбно-Слободского муниципального района РТ.
Информационная карта |
Наименование Проекта | «Я - гражданин». Проект гражданско-патриотического воспитания |
Основание для разработки Проекта | «Конвенция о правах ребенка», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» |
Заказчик Проекта | Администрация МБОУ « Урахчинская ООШ» Рыбно-Слободского муниципального района РТ. |
Цель Проекта | развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся, средств массовой информации. |
Задачи Проекта | формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, семью, ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта; воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов; формирование банка организационно - методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания школы |
Исполнители основных мероприятий | Классный руководитель, библиотекарь, руководитель музея, родители |
Участники Проекта | Учащиеся средней школы |
Время реализации Проекта | 2011-2016 годы |
Материальная база | учебно-методический комплекс, спортивный зал, музей истории школы, Рыбно-Слободский районный музей , музеи города Казани, материально-техническое обеспечение уроков, компьютеры, мультимедийные учебники, сайт «Юный патриот» http://klassnsk.ucoz.ru/ |
Ожидаемые результаты реализации Проекта | Рост понимания школьниками важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, сопричастность к делам и достижениям старших поколений; готовность к активному участию в различных сферах жизни общества |
1. Введение
Проект Гражданско-патриотическое воспитание учащихся МБОУ « Урахчинскя СОШ» « Я-Гражданин» на 2011-2016 годы разработана в соответствии с нормативными документами:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
“Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”, утвержденными соответствующими Постановлениями Правительства РФ;
Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
Письмом Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 года;
Целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»
Проект ориентирован на учащихся Урахчинской школы Рыбно-Слободского района РТ. Она определяет основные пути развития системы гражданского и патриотического воспитания учащихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству.
В Проекте отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания граждан, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Проект ориентирован на средний школьный возраст граждан. Рассчитан на пятилетний срок работы, тем не менее, позволяет вносить корректировку по мере ее осуществления (2011-2016 гг.).
Проект предполагает совместную деятельность органов местного самоуправления и общественных организаций в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания граждан.
2. Концептуальное обоснование программы.
«Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» В. Г. Белинский.
Воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей школьного возраста? Как школьник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал школьного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в школьном детстве наверстать в дальнейшем чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве в большей степени зависят в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что школьник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями села, района работниками районного ЦДТ, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями.
Я убедилась, что именно это направление в моей воспитательной работе станет ведущим.
Моя тематика классных часов направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традиция своего народа, народным промыслам. Классные часы, посвящённые природе родного края, позволит расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах. Классные часы я разделила на несколько блоков:
- тематические;
- нравственные;
- информационные.
Тематические часы имеют огромное значение в воспитательной работе. Такие мероприятия расширяют кругозор, способствуют развитию их информационного поля, интересов и духовных потребностей, стимулирует саморазвитие и самовыражение. В 5 и 6 классах я записала темы на доске и попросила выбрать наиболее интересные детям. Перед тем как предложить именно эти темы я провела тест на тему: «Что мне интересно узнать о своей Родине».
Нравственные часы.
Цель этих часов такова:
- нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок;
- развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы. Учиться прощать и быть прощённым, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Информационные часы.
Основные формы работы:
- газетные сообщения;
- путешествие по картам и глобусам;
- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
- просмотр и обсуждение телематериалов;
- викторины;
- круглого стола;
- встреч и экскурсий;
- путешествий во времени
- участие в конкурсах и олимпиадах.
Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество – пословицы и поговорки, песни, загадки, былины. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.
Вся работа направлена на то, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержки.
Очень важно в деле формирования коллектива привлекать родителей. Организовывать семейные викторины, праздники, спортивные мероприятия, выезды на природу и т.д. Это поможет повысить положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной, радостной, свободной обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка.
Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу.
Поэтому я решила продолжить работу по теме «Нравственно-духовного и гражданско-патриотического воспитания средних школьников». Начала работу, взяв в 2011 году классное руководство в 5 классе, на сегодняшний день ребята в 7 классе.
3. Цели и задачи проекта
Основные идеи Проекта:
- идея развития;
- идея творчества:
- идея сотрудничества;
- идея выбора и ответственности;
- идея открытости.
Цели Проекта:
- воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
- углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России и Татарстана.
- воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
- понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Задачи Проекта:
- формирование нравственной среды воспитания в классе;
- знакомство с традициями русского и татарского народа;
- воспитание гражданственности;
- формирование нравственной среды воспитания в классе и создание условий личностного нравственного развития ценностных ориентаций;
- развивать у учащихся коммуникативные навыки;
- способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, учувствовать в совместных мероприятиях;
- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;
- формировать понятие знания дружбы для каждого ребёнка.
Принцыпы:
• приоритет общечеловеческих нравственных ценностей;
• природосообразности;
• успешности;
• деятельности;
• творчества;
• свободы выбора.
4. Модель гражданско-патриотического воспитания Проекта
Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно-образовательном процессе школы представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Мой Проект рассчитан на пять лет.
Блок 1.
5 класс – 6 класс – «Мы вместе»
Блок 2.
7 класс – 9 класс – «Я – гражданин России»
Раздел | Цель | Содержание |
«Мы вместе». (Этическое, семейное, трудовое, правовое) | помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил. | помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил. |
«Я – гражданин России». (Гражданско-патриотическое, нравственное) | пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью. | изучение символики и законов России и Татарстана ; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями, художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников. |
В своей работе с детьми я взяла несколько, на мой взгляд, главных направлений.
5. Основные направления по реализации программы.
Направление | Основные моменты деятельности | Основные понятия |
«Общение» | 1.Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе. 2. Создание положительных ситуаций общения, формирование умения общаться, проявляя положительные эмоции. 3.Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения. 4.Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе. | - эмоции и чувства; - сочувствие, сопереживание, - умение управлять собой, - лидерство, изолированность |
«Гражданин» | 1.Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам, 2.Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения. 3.Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора. | - право, закон, права и обязанности, правонарушение, - преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость. |
«Семья» | 1.Изучение семей учащихся, ситуации развития ребёнка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребёнка 2.Поощрение родителей, участвующих в жизни класса. | семья, уклад жизни и традиций семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитете отца и матери, духовное общение в семье, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребёнка в семье. (Примерный перечень классных часов смотрите в приложении). |
«Патриот» | 1.Формирование представления об историческом прошлом России и Татарстана, пробуждение интереса к малой родине. 2.Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. 3.Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края. 4.Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей. | патриот, патриотизм, Отечество, долг, честь, любовь к Родине, память о прошлом |
В рамках своего Проекта « Я – Гражданин» хочу остановить подробнее на следующем направлении «Патриот».
Ведущей моей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.
Всю работу по патриотическому воспитанию средних школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям:
1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Работа по этому направлению проходит на уроках по истории, обществозния, дети посещают музеи района, города Казани и библиотеки, изучают русские и татарские народные праздники в районном краеведческом музее, возлагают цветы к мемориалу Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами ВОВ, проводятся праздники к 23 февраля «Богатырские забавы»(5-7) и «О рыцарстве, о доблести, о славе)
2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.
По этому направлению проводили беседы «Конституция России и Татарстана; права человека», «Символы России и Татарстана», «Праздники России и Татарстана», «Ваши права», готовим и проводим классные часы «Я – гражданин России», уроки мужества «Годы, опалённые войною»и др.
Начиная с 5 класса и в течении пяти лет я веду вместе с детьми исследовательскую работу по направлениям:
«Конституция России ; Татарстана и права человека»,
«Символы России и Татарстана»,
«Праздники России и Татарстана»,
«Наши права»,
«Годы, опалённые войною».
Эта работа проходит как на уроках истории ; обществознания, так и во внеклассной работе: классные часы, школьные и внешкольные мероприятия, родительские собрания, встречи с ветеранами, различные игры.
По мере взросления детей я углубляю и усложняю эти темы. Материал подбираю не только я, но и дети, а также в работу подключаются родители. Уроки мира и классные часы проводим в форме бесед, круглых столов, выездных экскурсий, театрализованных представлений.
Сейчас участвую со своим классом в акции «Тимуровская помощь». За презентацию о героях односельчанах, воевавших в годы войны, мы получили 2 место в районном конкурсе. В ней ребята отразили военный путь Героя Советского Союза Довыдова Селивёрста Васильевича Теперь эту презентацию группа расширяет сбором информации ещё о двух героях. Работа будет закончена ко Дню Победы 2014 года.
Исследовательские работы моих детей по теме «Годы, опалённые войной» считаю успешными и результативными.
Сейчас ребята принимают участие в конкурсе рисунков» Война глазами детей».
Ежегодно я со своими учениками поздравляем ветеранов с праздником Победы, читаем стихи, разносим подарки и открытки, сделанные своими руками.
Наши достижения и фотографии можно посмотреть в приложении.
Ребята принимают активное участие в Декадах Добрых Дел, объявляемых среди школ района, проводят свои благотворительные акции, целью которых является оказание помощи детям–сиротам, ветеранам войн разных поколений, инвалидам детства, малоимущим и всем тем, кто в данный момент нуждается в помощи. Вот некоторые из девизов акций: «Через добрые дела к миру и взаимопониманию», «Твори добро на всей земле», «Друг в беде не бросит» и. т.д.
Один из таких девизов - «Твори добро на всей земле», стал девизом нашего класса.
Основные направления нашей деятельности:
История Миротворчества
Изучение истории создания ООН, структуры ООН, изучение документов ООН (Права человека, Права ребенка, Право войны), участие России в миротворческих операциях, Герои миротворцы.
Проведение Дня Мира.
Спортивно-туристическое
Проведение походов, экскурсий
Военно-историческое
Изучение истории войн по защите Отечества
Организация Вахты Памяти, линеек, митингов
Посещение исторических музеев школ и города
Помощь школьному музею в работе с ветеранами
Спортивное
Участие в соревнованиях
Проведение игр на природе, с участием родителей
Тимуровское
Декада добрых дел
Участие в субботниках
Работы по ОБЖ
Противопожарная подготовка
Оказание первой медицинской помощи
Деятельность в экстремальной ситуации
ПДД
Проведение общешкольных мероприятий
Участие в соревнованиях школы безопасности
Мы сделали свой флаг с эмблемой.
6.Результат и методы оценки эффективности воспитательной деятельности.
Обратная связь
- Мы молодцы!
- Что я узнал нового?
- Чему научился?
- Что полезное сделал?
Критерии эффективности воспитательной деятельности
- нравственная направленность личности;
- творческая направленность личности;
- патриотическая направленность;
- удовлетворённость учащихся и родителей воспитательной деятельностью.
Условия реализации программы
- поддержка идеи коллективами класса, родителями;
- организация активной, эмоционально – насыщенной деятельности детей и родителей;
- открытость воспитательного пространства класса.
Методы оценки эффективности.
Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
Беседа.
Анкета «Диагностика уровня воспитанности уч-ся».
Педагогическое наблюдение.
Методика А. Лутошкина.
Экран участия классных коллективов в мероприятиях
Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения»
Творческие работы.
7. Оценка эффективности реализации программы.
В результате реализации Проекта ожидается:
развитие творческих способностей детей;
в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Использованная литература:
Белоусова Л.Е. «Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов».
Методическое пособие «Красота спасет мир. Духовно-нравственное воспитание школьников».
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие Изд. 2-е.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е
Агапова И.А. Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе: Сборник сценариев внеурочных мероприятий для 4-11 классов.
Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы: Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации"; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Федеральный закон "О днях воинской славы (Победных днях) России"; Постановление "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях".
Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев . Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие, 2006
Беленко В. Патриотическое воспитание школьников. Выпуск 2; 2005
Патриотическое воспитание школьников. 1-4 классы. Устные журналы. Тематические вечера. Литературные композиции, 2007
Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9
Сатова Е.В., Еременко Н. И., Миронова М.М. Гражданско-патриотическое воспитание в школе: Классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины. Учитель, 2006 г.
Клинкова Л.Н. Гражданско-патриотическое воспитание: Классные часы; Общешкольные мероприятия; Интеллектуальные игры и др.: Выпуск 2. Серия: Воспитание в школе
Быков А.К. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. Методическое пособие. - (Растим патриотов России), 2007
Взаимодействие средних школьников с другими организациями в рамках Проекта
Приложение
Парламентский урок 2013год
Районный конкурс «По дорогам войны»-2-ое место с работой « По фронтовому пути Героя»
Тимуровская помощь Ветеранам войны.
Поздравление с праздником « День Победы»
Посещение районного музея!
Поход на природу!
Внеклассное мероприятие « Я- Гражданин!»
Экскурсия в город Казань!
Экскурсия в районный центр Рыбная Слобода!
Чествование Героев –односельчан.
День Народного единства - внеклассное мероприятие.
« Никто не забыт , и ничто не забыто!»-внеклассное мероприятие,
посвящённое 70-летию снятия Блокады Ленинграда.
Работа над проектом: « Я – Гражданин!» продолжается…