СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Я гражданин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект " Я гражданин"  разработан для классной и внеклассной работы с обучающимися по воспитанию патриотизма .

Просмотр содержимого документа
«Проект " Я гражданин"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Урахчинская ООШ»

Рыбно-Слободского муниципального района РТ

ПРОЕКТ гражданско-патриотического воспитания

«Я - гражданин»


на 2011-2016 гг.





Выполнила:

Классный руководитель:

Мустафина Жанна Альбертовна

МБОУ « Урахчинская ООШ»

Рыбно-Слободского муниципального района РТ.




Информационная карта

Наименование Проекта

«Я - гражданин». Проект гражданско-патриотического воспитания

Основание для разработки Проекта

«Конвенция о правах ребенка»,

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,

Целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»

Заказчик Проекта

Администрация МБОУ « Урахчинская ООШ» Рыбно-Слободского муниципального района РТ.

Цель Проекта


развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся, средств массовой информации.

Задачи Проекта

формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, семью, ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;

воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;

формирование банка организационно - методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания школы

Исполнители основных мероприятий

Классный руководитель, библиотекарь, руководитель музея, родители

Участники Проекта


Учащиеся средней школы

Время реализации Проекта

2011-2016 годы

Материальная база

учебно-методический комплекс, спортивный зал, музей истории школы, Рыбно-Слободский районный музей , музеи города Казани, материально-техническое обеспечение уроков, компьютеры, мультимедийные учебники, сайт «Юный патриот» http://klassnsk.ucoz.ru/

Ожидаемые результаты реализации Проекта

Рост понимания школьниками важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,

сопричастность к делам и достижениям старших поколений;

готовность к активному участию в различных сферах жизни общества




1. Введение

Проект Гражданско-патриотическое воспитание учащихся МБОУ « Урахчинскя СОШ» « Я-Гражданин» на 2011-2016 годы разработана в соответствии с нормативными документами:

Конвенцией ООН о правах ребенка;

“Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”, утвержденными соответствующими Постановлениями Правительства РФ;

Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

Письмом Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;

Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 года;

Целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»

Проект ориентирован на учащихся Урахчинской школы Рыбно-Слободского района РТ. Она определяет основные пути развития системы гражданского и патриотического воспитания учащихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству.

В Проекте отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания граждан, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.

Проект ориентирован на средний школьный возраст граждан. Рассчитан на пятилетний срок работы, тем не менее, позволяет вносить корректировку по мере ее осуществления (2011-2016 гг.).

Проект предполагает совместную деятельность органов местного самоуправления и общественных организаций в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания граждан.













2. Концептуальное обоснование программы.

«Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» В. Г. Белинский.

Воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей школьного возраста? Как школьник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал школьного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в школьном детстве наверстать в дальнейшем чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве в большей степени зависят в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что школьник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями села, района работниками районного ЦДТ, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями.

Я убедилась, что именно это направление в моей воспитательной работе станет ведущим.

Моя тематика классных часов направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традиция своего народа, народным промыслам. Классные часы, посвящённые природе родного края, позволит расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах. Классные часы я разделила на несколько блоков:

- тематические;

- нравственные;

- информационные.

Тематические часы имеют огромное значение в воспитательной работе. Такие мероприятия расширяют кругозор, способствуют развитию их информационного поля, интересов и духовных потребностей, стимулирует саморазвитие и самовыражение. В 5 и 6 классах я записала темы на доске и попросила выбрать наиболее интересные детям. Перед тем как предложить именно эти темы я провела тест на тему: «Что мне интересно узнать о своей Родине».

Нравственные часы.

Цель этих часов такова:

- нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок;

- развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы. Учиться прощать и быть прощённым, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Информационные часы.

Основные формы работы:

- газетные сообщения;

- путешествие по картам и глобусам;

- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

- просмотр и обсуждение телематериалов;

- викторины;

- круглого стола;

- встреч и экскурсий;

- путешествий во времени

- участие в конкурсах и олимпиадах.

Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество – пословицы и поговорки, песни, загадки, былины. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

Вся работа направлена на то, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержки.

Очень важно в деле формирования коллектива привлекать родителей. Организовывать семейные викторины, праздники, спортивные мероприятия, выезды на природу и т.д. Это поможет повысить положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной, радостной, свободной обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка.

Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу.

Поэтому я решила продолжить работу по теме «Нравственно-духовного и гражданско-патриотического воспитания средних школьников». Начала работу, взяв в 2011 году классное руководство в 5 классе, на сегодняшний день ребята в 7 классе.











3. Цели и задачи проекта


Основные идеи Проекта:

- идея развития;

- идея творчества:

- идея сотрудничества;

- идея выбора и ответственности;

- идея открытости.

Цели Проекта:

- воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

- углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России и Татарстана.

- воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

- понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Задачи Проекта:

- формирование нравственной среды воспитания в классе;

- знакомство с традициями русского и татарского народа;

- воспитание гражданственности;

- формирование нравственной среды воспитания в классе и создание условий личностного нравственного развития ценностных ориентаций;

- развивать у учащихся коммуникативные навыки;

- способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, учувствовать в совместных мероприятиях;

- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;

- формировать понятие знания дружбы для каждого ребёнка.

Принцыпы:

• приоритет общечеловеческих нравственных ценностей;

• природосообразности;

• успешности;

• деятельности;

• творчества;

• свободы выбора.













4. Модель гражданско-патриотического воспитания Проекта

Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно-образовательном процессе школы представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Мой Проект рассчитан на пять лет.

Блок 1.

5 класс – 6 класс – «Мы вместе»

Блок 2.

7 класс – 9 класс – «Я – гражданин России»



Раздел

Цель

Содержание


«Мы вместе». (Этическое, семейное, трудовое, правовое)









помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.



помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.




«Я – гражданин России». (Гражданско-патриотическое, нравственное)



пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью.



изучение символики и законов России и Татарстана ; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями, художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников.



В своей работе с детьми я взяла несколько, на мой взгляд, главных направлений.


5. Основные направления по реализации программы.


Направление

Основные моменты деятельности

Основные понятия


«Общение»

1.Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.

2. Создание положительных ситуаций общения, формирование умения общаться, проявляя положительные эмоции.

3.Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

4.Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе.


- эмоции и чувства;

- сочувствие, сопереживание,

- умение управлять собой,

- лидерство, изолированность


«Гражданин»

1.Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам,

2.Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

3.Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.


- право, закон, права и обязанности, правонарушение,

- преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.


«Семья»


1.Изучение семей учащихся, ситуации развития ребёнка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребёнка

2.Поощрение родителей, участвующих в жизни класса.


семья, уклад жизни и традиций семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитете отца и матери, духовное общение в семье, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребёнка в семье.

(Примерный перечень классных часов смотрите в приложении).


«Патриот»

1.Формирование представления об историческом прошлом России и Татарстана, пробуждение интереса к малой родине.

2.Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

3.Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

4.Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.


патриот, патриотизм, Отечество, долг, честь, любовь к Родине, память о прошлом


В рамках своего Проекта « Я – Гражданин» хочу остановить подробнее на следующем направлении «Патриот».

Ведущей моей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.


Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Всю работу по патриотическому воспитанию средних школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям:

1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Работа по этому направлению проходит на уроках по истории, обществозния, дети посещают музеи района, города Казани и библиотеки, изучают русские и татарские народные праздники в районном краеведческом музее, возлагают цветы к мемориалу Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами ВОВ, проводятся праздники к 23 февраля «Богатырские забавы»(5-7) и «О рыцарстве, о доблести, о славе)

2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.

По этому направлению проводили беседы «Конституция России и Татарстана; права человека», «Символы России и Татарстана», «Праздники России и Татарстана», «Ваши права», готовим и проводим классные часы «Я – гражданин России», уроки мужества «Годы, опалённые войною»и др.

Начиная с 5 класса и в течении пяти лет я веду вместе с детьми исследовательскую работу по направлениям:

  • «Конституция России ; Татарстана и права человека»,

  • «Символы России и Татарстана»,

  • «Праздники России и Татарстана»,

  • «Наши права»,

  • «Годы, опалённые войною».


Эта работа проходит как на уроках истории ; обществознания, так и во внеклассной работе: классные часы, школьные и внешкольные мероприятия, родительские собрания, встречи с ветеранами, различные игры.

По мере взросления детей я углубляю и усложняю эти темы. Материал подбираю не только я, но и дети, а также в работу подключаются родители. Уроки мира и классные часы проводим в форме бесед, круглых столов, выездных экскурсий, театрализованных представлений.

Сейчас участвую со своим классом в акции «Тимуровская помощь». За презентацию о героях односельчанах, воевавших в годы войны, мы получили 2 место в районном конкурсе. В ней ребята отразили военный путь Героя Советского Союза Довыдова Селивёрста Васильевича Теперь эту презентацию группа расширяет сбором информации ещё о двух героях. Работа будет закончена ко Дню Победы 2014 года.

Исследовательские работы моих детей по теме «Годы, опалённые войной» считаю успешными и результативными.

Сейчас ребята принимают участие в конкурсе рисунков» Война глазами детей».

Ежегодно я со своими учениками поздравляем ветеранов с праздником Победы, читаем стихи, разносим подарки и открытки, сделанные своими руками.

Наши достижения и фотографии можно посмотреть в приложении.

Ребята принимают активное участие в Декадах Добрых Дел, объявляемых среди школ района, проводят свои  благотворительные акции, целью которых является оказание помощи  детям–сиротам, ветеранам войн разных поколений, инвалидам детства, малоимущим и всем тем, кто  в данный момент нуждается в помощи. Вот некоторые из девизов акций: «Через добрые дела к миру и взаимопониманию»,  «Твори добро на всей земле», «Друг в беде не бросит» и. т.д.

Один из таких девизов  -  «Твори добро на всей земле», стал девизом нашего класса.


Основные направления нашей деятельности:


История Миротворчества

  1. Изучение истории создания ООН, структуры ООН, изучение документов ООН (Права человека, Права ребенка, Право войны), участие России в миротворческих операциях, Герои миротворцы.

  2. Проведение Дня Мира.


Спортивно-туристическое

  1. Проведение походов, экскурсий


Военно-историческое

  1. Изучение истории войн по защите Отечества

  2. Организация Вахты Памяти, линеек, митингов

  3. Посещение исторических музеев школ и города

  4. Помощь школьному музею в работе с ветеранами


Спортивное

  1. Участие в соревнованиях

  2. Проведение игр на природе, с участием родителей


Тимуровское

  1. Декада добрых дел

  2. Участие в субботниках


Работы по ОБЖ

  • Противопожарная подготовка

  • Оказание первой медицинской  помощи

  • Деятельность в экстремальной ситуации

  • ПДД

  • Проведение общешкольных мероприятий

  • Участие в соревнованиях школы безопасности

Мы сделали свой флаг с эмблемой.




































6.Результат и методы оценки эффективности воспитательной деятельности.


Обратная связь

- Мы молодцы!

- Что я узнал нового?

- Чему научился?

- Что полезное сделал?


Критерии эффективности воспитательной деятельности

- нравственная направленность личности;

- творческая направленность личности;

- патриотическая направленность;

- удовлетворённость учащихся и родителей воспитательной деятельностью.


Условия реализации программы

- поддержка идеи коллективами класса, родителями;

- организация активной, эмоционально – насыщенной деятельности детей и родителей;

- открытость воспитательного пространства класса.


Методы оценки эффективности.

  • Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

  • Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

  • Беседа.

  • Анкета «Диагностика уровня воспитанности уч-ся».

  • Педагогическое наблюдение.

  • Методика А. Лутошкина.

  • Экран участия классных коллективов в мероприятиях

  • Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения»

  • Творческие работы.













7. Оценка эффективности реализации программы.

В результате реализации Проекта ожидается:

  • развитие творческих способностей детей;

  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.




























Использованная литература:


  1. Белоусова Л.Е. «Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов».

  2. Методическое пособие «Красота спасет мир. Духовно-нравственное воспитание школьников».

  3. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие Изд. 2-е.

  4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е

  5. Агапова И.А. Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе: Сборник сценариев внеурочных мероприятий для 4-11 классов.

  6. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы: Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации"; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Федеральный закон "О днях воинской славы (Победных днях) России"; Постановление "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях".

  7. Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев . Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие, 2006

  8. Беленко В. Патриотическое воспитание школьников. Выпуск 2; 2005

  9. Патриотическое воспитание школьников. 1-4 классы. Устные журналы. Тематические вечера. Литературные композиции, 2007

  10. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

  11. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

  12. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9

  13. Сатова Е.В., Еременко Н. И., Миронова М.М. Гражданско-патриотическое воспитание в школе: Классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины. Учитель, 2006 г.

  14. Клинкова Л.Н. Гражданско-патриотическое воспитание: Классные часы; Общешкольные мероприятия; Интеллектуальные игры и др.: Выпуск 2. Серия: Воспитание в школе

  15. Быков А.К. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. Методическое пособие. - (Растим патриотов России), 2007





Взаимодействие средних школьников с другими организациями в рамках Проекта



Приложение

Парламентский урок 2013год




Районный конкурс «По дорогам войны»-2-ое место с работой « По фронтовому пути Героя»





Тимуровская помощь Ветеранам войны.







Поздравление с праздником « День Победы»



Посещение районного музея!



Поход на природу!


Внеклассное мероприятие « Я- Гражданин!»


Экскурсия в город Казань!


Экскурсия в районный центр Рыбная Слобода!



Чествование Героев –односельчан.

День Народного единства - внеклассное мероприятие.




« Никто не забыт , и ничто не забыто!»-внеклассное мероприятие,

посвящённое 70-летию снятия Блокады Ленинграда.

Работа над проектом: « Я – Гражданин!» продолжается…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!