СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Фокусы -наука или чудо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассуждения детей: Однажды у нас в школе мы увидели представление, на которым фокусник из Уфы творил настоящие чудеса: у него в руках исчезали различные предметы, а потом появлялись вновь, летал стол. Порванная бумага и разрезанная на части верёвка становились целыми. Мы начали задумываться, как такое может быть?  Сможем ли мы, дети, показывать фокусы?

Просмотр содержимого документа
«Проект "Фокусы -наука или чудо"»



МКОУ «СКШИ VIII вида»

Школьный фестиваль проектов







Проект на тему: «Фокусы – наука или чудо?»



Выполнили ученики 4 класса

Руководитель: Ахтямова У.Г.







Сатка 2023







Оглавление

  1. Введение…...….…………………………………………...3

  2. Паспорт проекта…………………………………………..4

  3. Этапы работы……………………………………………...5

  4. Заключение………………………………………….........10

  5. Информационные источники……………………………11

  6. Приложения………………………………………………12



























Введение

Мы слышали о фокусах многое. Их показывают фокусники и иллюзионисты в виде концертных номеров, спектаклей, шоу. На многие вопросы, которые у нас возникали на аттракционах, мы смогли ответить после того, как стали проводить исследование.

Передо нами стала проблема: что такое фокусы; сможем мы сами их показывать? Мы решили провести исследование, тема которого «Фокусы – это наука или чудо?», чтобы разгадать тайну фокусов, попробовать некоторые сделать самим, а самое главное заинтересовать ребят.

Эту тему мы считаем актуальной потому, что людей всегда интересует – почему это так происходит и отчего зависит, можно ли объяснить проведённый эксперимент с научной точки зрения.

Гипотеза нашего исследования: фокусы – это объяснимое явление.

























Паспорт проекта


Руководитель: Ахтямова У.Г.

Участники проекта: учащиеся 4 класса МКОУ «СКШИ VIII вида».

Тема проекта

"Фокусы – это наука или чудо? "

Проблема

Что такое фокусы; сможем мы сами их показывать?

Гипотеза

Фокусы — это объяснимое явление.

Цель проекта

Доказать, что дети могут быть фокусниками.

Задачи проекта

  1. Изучить литературу по данному вопросу и интернет ресурсы

  2. Узнать, что такое фокусы и историю возникновения фокусов;

  3. Узнать основные правила работы фокусника;

  4. Выбрать и обобщить наиболее интересные, увлекательные фокусы;

  5. Научиться показывать несложные фокусы.

Вид проекта

Познавательно-исследовательский, краткосрочный

Краткое содержание

  • Подготовительный этап: постановка проблемы, выбор целей и задач

  • Основной этап: работа по проекту, выполнение практических и познавательных заданий

  • Заключительный этап: создание презентации и защита проекта

Результат

  • Нашли информацию в книгах и интернете

  • Просмотрели в интернете разные фокусы

  • Узнали правила работы фокусника

  • Выбрали для демонстрации наиболее интересные фокусы и научились показывать

  • Сделали книгу «Фокусы для детей».

Форма представления результатов проекта

Презентация, книга фокусов.















Этапы работы

Подготовительный этап.

Мы выбрали тему проекта. Поставили цель, сформулировали задачи и выдвинули гипотезу. Фокусы, фокусники всегда окружены неким ореолом загадочности, тайны и мало найдется людей, кто не стремился бы разгадать секреты их манипуляций. Перед нами поставлена одна из задач – раскрыть секрет волшебства, с целью, доказать,
что дети могут быть фокусниками.

Основной этап.

  1. История возникновения фокусов. Великие фокусники


Изучая литературу по данному вопросу, мы обнаружили, что фокусы и другие виды иллюзионизма появились несколько тысячелетий до нашей эры. В древности этим искусством владели жрецы-маги. Фокусники от религии ревностно оберегали тайны своего ремесла, а фокусы выдавали за "чудеса божьи". Это обеспечивало им стабильную и большую прибыль.

Одно из самых ранних свидетельств датируется приблизительно 1700 годом до нашей эры. На древнеегипетском папирусе был изображен некий Деди из Дедснефу, выполняющий фокус перед фараоном. Именно поэтому Египет и считают родиной иллюзионизма, хотя известно немало фокусов, родиной которых является Индия и Китай.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.

В XVII веке в Германии и Голландии пользовались популярностью представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя ОхесБохес. Во время базарного «колдовства» он использовал путанное словосочетание “фокус покус, тонус талонус, вадэцелеритерюбео”, чтобы отвлечь зрителей. С тех пор слова «Фокус-покус» закрепились у всех фокусников.

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают признание и положение в обществе. Благодаря этому к концу XVIII - началу XIX веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, когда исполнители, называвшие себя «докторами» и «профессорами», описывали сценические действа языком «науки». Например, француз Жан-Эжен.

«Отцом современного фокуса» считается Робер-Удэн. Он усовершенствовал технику исполнения многих трюков и реквизит, которые впоследствии получили повсеместное распространение.

К началу нынешнего века и в Европе, и в Соединенных Штатах Америки появилось множество трупп талантливых фокусников, которые переезжали со сцены на сцену, из театра в театр. Их известность так возросла, что в 1873 году некто Джон Невил Масклин, сам иллюзионист и антрепренер, открыл в Лондоне первый постоянный Цирк Фокусов, просуществовавший сорок лет.

Возможно, величайшим иллюзионистом в мире был Гарри Гудини, родившийся в 1874 году в Будапеште, который прославился умением выбираться из различных ёмкостей.

В 20 веке в мире появляются великие иллюзионисты: Девид Девант, который прославился умением читать мысли. Девид Копперфильд- известными его трюками считаются: самый длительный полёт, исчезновение Статуи Свободы, прохождение сквозь Великую Китайскую стену. Дэвид Блэйн - король уличной магии, исполнитель невероятных трюков. Кардини, отточивший технику карточных манипуляций, сидя солдатом в траншеях Первой мировой войны. Все эти имена гремели в Европе.

А когда же иллюзионное искусство возникло на Руси?

В древних русских документах фокусы именуются «штуками», а скоморохи-фокусники - «штукарями» и «морочниками». В былине «Вавило и скоморохи» есть строки, где говорится о том, как в руках скомороха кнут превратился в дудку, а холст в шёлк. Иллюзионный трюк «превращение холста и мешковины в шелк» не раз проделывался впоследствии западными фокусниками. Былина точно воспроизводит внешний эффект трюка и его характерную техническую деталь. Для его исполнения необходим помощник, и Кузьма «приспособил» данный трюк вместе с Демьяном.

Оживление вареной или жареной курицы — один из любимых трюков ярмарочных иллюзионистов средневековья. «Как сделать, что поданная на стол жареная курица уйдет с блюда?» - этот вопрос служил заголовком к фокусу, который здесь же и описывался: «Взявши поровну макового семени и кукольванцу, накормите этим курицу, которая от этого уснет и будет, как мертвая. В это время ощиплите у нее перья и, обмазав яичным желтком, общипанную, засушите, и тогда она будет казаться жареною; но, когда поданную на стол ее слегка потрогают вилкой, она тотчас очнется и встанет».

Набор трюков русских скоморохов-фокусников XI-XII веков схож с репертуаром их западных собратьев.

В настоящее время известно много великих российских имен, ничем не уступающим, а как раз наоборот, опережающим своих зарубежных предшественников: Эмиль Теодорович Кио, Арутюн Амаякович Акопян, Братья Сафроновы.

Вывод: таким образом, фокусы имеют богатые исторические традиции, они являются одним из старейших способов привлечения внимания людей. Раньше фокусы использовали для того, чтобы обмануть или запугать людей, в наше время фокусы – это одно из любимых народных зрелищ. Их можно показывать везде: на сценах театров, на аренах цирка и зрелищных площадках, на туристских привалах и даже дома, за столом среди друзей.

  1. Что такое фокусы?

Так что же такое фокус -обман или иллюзия?

Следующим этапом нашего исследования было найти определение этого слова в словарях. Полученные результаты мы решили сравнить.

В толковых словарях мы нашли несколько определений слова фокус.

Вывод: Проанализировав полученные данные словарей, и изучив литературу мы пришли к следующему выводу: фокус — это искусный трюк, поражающий зрителей кажущейся сверхъестественностью, основанный на малоизвестных зрителям физических или химических явлениях или же просто на ловкости рук.

  1. Физические фокусы

Подбирая материалы для нашей работы, в книгах нам встретилось такое понятие - физический фокус? Что это такое?

Это, чаще всего, тот же демонстрационный эксперимент, но показанный проблемно, может быть парадоксально, с необычным антуражем, в необычной ситуации и "упаковке". Это могут быть и классические фокусы, в которых есть физическое содержание, и манипуляции с типовым оборудованием, оформленные как фокус. 

Вывод: оказывается физика – это не только научные книги и сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки-самоделки. Самое главное, для физических опытов можно использовать любой подручный материал. Физические опыты можно делать с шарами, стаканами, шприцами, карандашами, соломинками, монетами, иголками и т.д.

Описаний такого рода фокусов достаточно много, нечего и пытаться описать их все.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

НАШ первый опыт фокусника

Фокусы любят все. Их интересно смотреть, потому что фокусник похож на волшебника. Но ещё интереснее их показывать: чувствуешь себя магом, чародеем, а, по словам психологов, фокусы учат людей работать на аудиторию, быть внимательными, ловкими.

Мы загорелись желанием поскорей научиться показывать фокусы. Но с каких фокусов лучше начинать обучение, ведь их великое множество и существуют ли такие фокусы?

В библиотеке нам на глаза попались книги Я.И. Перельмана «Занимательная физика» и «Научные забавы» Тома Тита, в которых описаны фокусы, основанные на знании физики.

Сначала мы отобрали фокусы, которые показались наиболее интересными и доступными каждому.

Фокус-опыт №1 «Волшебный мотор» основан на тепловом явлении. Это загадочное явление одно время – в семидесятых годах прошлого века – давало многим повод думать, что тело наше обладает какими-то сверхъестественными свойствами.

Фокус – опыт №2 «Сортировка» основан на электрическом явлении.




Фокус-опыт №3 «Спички –звездочки» относится к опытам с жидкостями.

Фокус –опыт №4 «Лавовая лампа» основан на химической реакции и относится к другой науке-химии.

Эти фокусы мы попробовали выполнить. С первого раза у нас, ничего не получилось. Нам понадобилось много труда и терпения, чтобы добиться неплохих результатов.

Вывод: умение показывать фокусы — одно из умений, которым может овладеть каждый. Показывая фокусы, учишься быть терпеливым, сдержанным, можешь заинтриговать зрителей, а также открываешь для себя, что многие фокусы основаны на знании законов физики, математики, химии.

При выполнении большинства фокусов, нужно соблюдать меры безопасности!



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы, мы для себя сделали следующие выводы:

  • фокусы имеют богатые исторические традиции, они являются одним из старейших способов привлечения внимания людей;

  • Практически все школьники хотят научиться самостоятельно показывать фокусы;

  • фокус – это не только ловкость рук, но и, прежде всего научные знания;

  • умение показывать фокусы — одно из умений, которым может овладеть каждый. Это умение развивает познавательные способности, которые помогают в учебе, позволяет занять достойное место внутри детского коллектива, способствует формированию хорошей самооценки ребенка. Показывая фокусы, учишься быть терпеливым, сдержанным, можешь заинтриговать зрителей, а также открываешь для себя, что многие фокусы основаны на знании законов физики, математики, химии. Они развивают логическое мышление и фантазию.

Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась: фокусы – это объяснимое явление.

Таким образом, мы справились с поставленной целью исследования - доказали, что дети могут быть фокусниками.

Работа над проектом была интересной и увлекательной. Проведенное исследование не является исчерпывающим. Мы будем изучать новые фокусы, будем работать над изобретением фокусов.

Нас ждёт ещё много открытий!


В работе использовались следующие источники:

  1. Былина «Вавило и скоморохи». [Электронный ресурс] –http://naslediepredkov.info/Vavilo-i-skomorohi-175

  2. Пономарев В.Т. Тайны знаменитых фокусников. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 ;

  3. История возникновения фокусов. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://studwood.ru/759106/kulturologiya/istoriya_vozniknoveniya_fokusov;

  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. Книга1.-21-е изд., испр. и доп. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983.-224с. ;

  5. Тит Том. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения/Пер.с франц.-М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007г, 2-е изд.-224с., ил.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!