МКОУ «СКШИ VIII вида»
Школьный фестиваль проектов
Проект на тему: «Фокусы – наука или чудо?»
Выполнили ученики 4 класса
Руководитель: Ахтямова У.Г.
Сатка 2023
Оглавление
Введение…...….…………………………………………...3
Паспорт проекта…………………………………………..4
Этапы работы……………………………………………...5
Заключение………………………………………….........10
Информационные источники……………………………11
Приложения………………………………………………12
Введение
Мы слышали о фокусах многое. Их показывают фокусники и иллюзионисты в виде концертных номеров, спектаклей, шоу. На многие вопросы, которые у нас возникали на аттракционах, мы смогли ответить после того, как стали проводить исследование.
Передо нами стала проблема: что такое фокусы; сможем мы сами их показывать? Мы решили провести исследование, тема которого «Фокусы – это наука или чудо?», чтобы разгадать тайну фокусов, попробовать некоторые сделать самим, а самое главное заинтересовать ребят.
Эту тему мы считаем актуальной потому, что людей всегда интересует – почему это так происходит и отчего зависит, можно ли объяснить проведённый эксперимент с научной точки зрения.
Гипотеза нашего исследования: фокусы – это объяснимое явление.
Паспорт проекта
Руководитель: Ахтямова У.Г.
Участники проекта: учащиеся 4 класса МКОУ «СКШИ VIII вида».
Тема проекта | "Фокусы – это наука или чудо? " |
Проблема | Что такое фокусы; сможем мы сами их показывать? |
Гипотеза | Фокусы — это объяснимое явление. |
Цель проекта | Доказать, что дети могут быть фокусниками. |
Задачи проекта | Изучить литературу по данному вопросу и интернет ресурсы Узнать, что такое фокусы и историю возникновения фокусов; Узнать основные правила работы фокусника; Выбрать и обобщить наиболее интересные, увлекательные фокусы; Научиться показывать несложные фокусы. |
Вид проекта | Познавательно-исследовательский, краткосрочный |
Краткое содержание | Подготовительный этап: постановка проблемы, выбор целей и задач Основной этап: работа по проекту, выполнение практических и познавательных заданий Заключительный этап: создание презентации и защита проекта |
Результат | Нашли информацию в книгах и интернете Просмотрели в интернете разные фокусы Узнали правила работы фокусника Выбрали для демонстрации наиболее интересные фокусы и научились показывать Сделали книгу «Фокусы для детей». |
Форма представления результатов проекта | Презентация, книга фокусов. |
Этапы работы
Подготовительный этап.
Мы выбрали тему проекта. Поставили цель, сформулировали задачи и выдвинули гипотезу. Фокусы, фокусники всегда окружены неким ореолом загадочности, тайны и мало найдется людей, кто не стремился бы разгадать секреты их манипуляций. Перед нами поставлена одна из задач – раскрыть секрет волшебства, с целью, доказать,
что дети могут быть фокусниками.
Основной этап.
История возникновения фокусов. Великие фокусники
Изучая литературу по данному вопросу, мы обнаружили, что фокусы и другие виды иллюзионизма появились несколько тысячелетий до нашей эры. В древности этим искусством владели жрецы-маги. Фокусники от религии ревностно оберегали тайны своего ремесла, а фокусы выдавали за "чудеса божьи". Это обеспечивало им стабильную и большую прибыль.
Одно из самых ранних свидетельств датируется приблизительно 1700 годом до нашей эры. На древнеегипетском папирусе был изображен некий Деди из Дедснефу, выполняющий фокус перед фараоном. Именно поэтому Египет и считают родиной иллюзионизма, хотя известно немало фокусов, родиной которых является Индия и Китай.
В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.
В XVII веке в Германии и Голландии пользовались популярностью представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя ОхесБохес. Во время базарного «колдовства» он использовал путанное словосочетание “фокус покус, тонус талонус, вадэцелеритерюбео”, чтобы отвлечь зрителей. С тех пор слова «Фокус-покус» закрепились у всех фокусников.
В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают признание и положение в обществе. Благодаря этому к концу XVIII - началу XIX веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, когда исполнители, называвшие себя «докторами» и «профессорами», описывали сценические действа языком «науки». Например, француз Жан-Эжен.
«Отцом современного фокуса» считается Робер-Удэн. Он усовершенствовал технику исполнения многих трюков и реквизит, которые впоследствии получили повсеместное распространение.
К началу нынешнего века и в Европе, и в Соединенных Штатах Америки появилось множество трупп талантливых фокусников, которые переезжали со сцены на сцену, из театра в театр. Их известность так возросла, что в 1873 году некто Джон Невил Масклин, сам иллюзионист и антрепренер, открыл в Лондоне первый постоянный Цирк Фокусов, просуществовавший сорок лет.
Возможно, величайшим иллюзионистом в мире был Гарри Гудини, родившийся в 1874 году в Будапеште, который прославился умением выбираться из различных ёмкостей.
В 20 веке в мире появляются великие иллюзионисты: Девид Девант, который прославился умением читать мысли. Девид Копперфильд- известными его трюками считаются: самый длительный полёт, исчезновение Статуи Свободы, прохождение сквозь Великую Китайскую стену. Дэвид Блэйн - король уличной магии, исполнитель невероятных трюков. Кардини, отточивший технику карточных манипуляций, сидя солдатом в траншеях Первой мировой войны. Все эти имена гремели в Европе.
А когда же иллюзионное искусство возникло на Руси?
В древних русских документах фокусы именуются «штуками», а скоморохи-фокусники - «штукарями» и «морочниками». В былине «Вавило и скоморохи» есть строки, где говорится о том, как в руках скомороха кнут превратился в дудку, а холст в шёлк. Иллюзионный трюк «превращение холста и мешковины в шелк» не раз проделывался впоследствии западными фокусниками. Былина точно воспроизводит внешний эффект трюка и его характерную техническую деталь. Для его исполнения необходим помощник, и Кузьма «приспособил» данный трюк вместе с Демьяном.
Оживление вареной или жареной курицы — один из любимых трюков ярмарочных иллюзионистов средневековья. «Как сделать, что поданная на стол жареная курица уйдет с блюда?» - этот вопрос служил заголовком к фокусу, который здесь же и описывался: «Взявши поровну макового семени и кукольванцу, накормите этим курицу, которая от этого уснет и будет, как мертвая. В это время ощиплите у нее перья и, обмазав яичным желтком, общипанную, засушите, и тогда она будет казаться жареною; но, когда поданную на стол ее слегка потрогают вилкой, она тотчас очнется и встанет».
Набор трюков русских скоморохов-фокусников XI-XII веков схож с репертуаром их западных собратьев.
В настоящее время известно много великих российских имен, ничем не уступающим, а как раз наоборот, опережающим своих зарубежных предшественников: Эмиль Теодорович Кио, Арутюн Амаякович Акопян, Братья Сафроновы.
Вывод: таким образом, фокусы имеют богатые исторические традиции, они являются одним из старейших способов привлечения внимания людей. Раньше фокусы использовали для того, чтобы обмануть или запугать людей, в наше время фокусы – это одно из любимых народных зрелищ. Их можно показывать везде: на сценах театров, на аренах цирка и зрелищных площадках, на туристских привалах и даже дома, за столом среди друзей.
Что такое фокусы?
Так что же такое фокус -обман или иллюзия?
Следующим этапом нашего исследования было найти определение этого слова в словарях. Полученные результаты мы решили сравнить.
В толковых словарях мы нашли несколько определений слова фокус.
Вывод: Проанализировав полученные данные словарей, и изучив литературу мы пришли к следующему выводу: фокус — это искусный трюк, поражающий зрителей кажущейся сверхъестественностью, основанный на малоизвестных зрителям физических или химических явлениях или же просто на ловкости рук.
Физические фокусы
Подбирая материалы для нашей работы, в книгах нам встретилось такое понятие - физический фокус? Что это такое?
Это, чаще всего, тот же демонстрационный эксперимент, но показанный проблемно, может быть парадоксально, с необычным антуражем, в необычной ситуации и "упаковке". Это могут быть и классические фокусы, в которых есть физическое содержание, и манипуляции с типовым оборудованием, оформленные как фокус.
Вывод: оказывается физика – это не только научные книги и сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки-самоделки. Самое главное, для физических опытов можно использовать любой подручный материал. Физические опыты можно делать с шарами, стаканами, шприцами, карандашами, соломинками, монетами, иголками и т.д.
Описаний такого рода фокусов достаточно много, нечего и пытаться описать их все.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
НАШ первый опыт фокусника
Фокусы любят все. Их интересно смотреть, потому что фокусник похож на волшебника. Но ещё интереснее их показывать: чувствуешь себя магом, чародеем, а, по словам психологов, фокусы учат людей работать на аудиторию, быть внимательными, ловкими.
Мы загорелись желанием поскорей научиться показывать фокусы. Но с каких фокусов лучше начинать обучение, ведь их великое множество и существуют ли такие фокусы?
В библиотеке нам на глаза попались книги Я.И. Перельмана «Занимательная физика» и «Научные забавы» Тома Тита, в которых описаны фокусы, основанные на знании физики.
Сначала мы отобрали фокусы, которые показались наиболее интересными и доступными каждому.
Фокус-опыт №1 «Волшебный мотор» основан на тепловом явлении. Это загадочное явление одно время – в семидесятых годах прошлого века – давало многим повод думать, что тело наше обладает какими-то сверхъестественными свойствами.
Фокус – опыт №2 «Сортировка» основан на электрическом явлении.
Фокус-опыт №3 «Спички –звездочки» относится к опытам с жидкостями.
Фокус –опыт №4 «Лавовая лампа» основан на химической реакции и относится к другой науке-химии.
Эти фокусы мы попробовали выполнить. С первого раза у нас, ничего не получилось. Нам понадобилось много труда и терпения, чтобы добиться неплохих результатов.
Вывод: умение показывать фокусы — одно из умений, которым может овладеть каждый. Показывая фокусы, учишься быть терпеливым, сдержанным, можешь заинтриговать зрителей, а также открываешь для себя, что многие фокусы основаны на знании законов физики, математики, химии.
При выполнении большинства фокусов, нужно соблюдать меры безопасности!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы, мы для себя сделали следующие выводы:
фокусы имеют богатые исторические традиции, они являются одним из старейших способов привлечения внимания людей;
Практически все школьники хотят научиться самостоятельно показывать фокусы;
фокус – это не только ловкость рук, но и, прежде всего научные знания;
умение показывать фокусы — одно из умений, которым может овладеть каждый. Это умение развивает познавательные способности, которые помогают в учебе, позволяет занять достойное место внутри детского коллектива, способствует формированию хорошей самооценки ребенка. Показывая фокусы, учишься быть терпеливым, сдержанным, можешь заинтриговать зрителей, а также открываешь для себя, что многие фокусы основаны на знании законов физики, математики, химии. Они развивают логическое мышление и фантазию.
Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась: фокусы – это объяснимое явление.
Таким образом, мы справились с поставленной целью исследования - доказали, что дети могут быть фокусниками.
Работа над проектом была интересной и увлекательной. Проведенное исследование не является исчерпывающим. Мы будем изучать новые фокусы, будем работать над изобретением фокусов.
Нас ждёт ещё много открытий!
В работе использовались следующие источники:
Былина «Вавило и скоморохи». [Электронный ресурс] –http://naslediepredkov.info/Vavilo-i-skomorohi-175
Пономарев В.Т. Тайны знаменитых фокусников. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 ;
История возникновения фокусов. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://studwood.ru/759106/kulturologiya/istoriya_vozniknoveniya_fokusov;
Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. Книга1.-21-е изд., испр. и доп. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983.-224с. ;
Тит Том. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения/Пер.с франц.-М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007г, 2-е изд.-224с., ил.