Проект «Экономическая игра»
Цель проекта:
Объединить детей одной общей идеей, создать атмосферу дружелюбия в классном коллективе;
Создать и совершенствовать систему самоуправления в классе;
Использовать влияние игры на развитие классного коллектива;
Формировать экономическое мышление: “Я должен зарабатывать деньги, чтобы хорошо жить. Чем больше и лучше я работаю, тем лучше я живу”;
Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение учебной мотивации.
Участники проекта:
Все учащиеся класса, учитель. Родители участниками не являются, но постоянно оказывают помощь своим детям, принимают активное участие в проводимых мероприятиях, помогают детям зарабатывать деньги.
Родители также являются спонсорами игры.
Время проведения:
Игра может проходить в течение всего года, но основные итоги, предусматривающие обмен “смайликов” на натуральный товар, лучше подводить в конце каждой четверти. Иначе интерес детей к игре может снизиться. (Смайлик – денежная единица)
Содержание проекта:
На базе одного класса начальной школы создается маленькое государство – «Солнечный город”. Все ребята класса становятся его жителями. Каждый из них получает документ - удостоверение жителя Солнечного города.
В этом маленьком государстве всё как в настоящей большой стране. Есть народ - дети, есть президент - учитель.
Все жители - трудолюбивые люди. Они живут “МИГами”, каждый в своем красивом, сказочном домике по 4-5 человек и выполняют соответствующие обязанности:
Друзья Айболита - следят за чистотой рук, состоянием школьных принадлежностей, одеждой учащихся
Лесовички - ухаживают за комнатными растениями
Друзья Золушки - выполняют обязанности дежурных, организуют субботники и генеральные уборки
Знайки - являются помощниками учителя (помогают изготавливать и раздавать пособия к уроку, организуют физ. минутки и т.д.)
Художники - выпускают стенгазеты, пишут объявления, рисуют плакаты и т.д.
Должности меняются еженедельно. Таким образом, каждый ребенок учится выполнять разные поручения.
Жизнь “МИГов” отражается на специальном стенде. В нашем классе это красивый город, с замечательными домиками для жителей, с веселыми полянками, сказочными деревьями, необычными птицами, с обилием цветов.
Как и в любом государстве, у нас есть свои деньги - Смайлики.
В течение недели каждый “МИГ” выполняет свои обязанности.
На первом собрании жителей Солнечного города продумываются и утверждаются еженедельные оклады по должностям, а также расценки по источникам заработков и системе штрафов.
В конце недели подводятся итоги, начисляется зарплата.
Источники заработка:
Учеба
Выполнение своих должностных обязанностей
Реализация товаров и услуг в порядке индивидуальной коммерции (выпуск частных газет, журналов, пункты проката ручек, линеек и т.д.)
Премии (поощряется любое проявление инициативы, участие в классных, школьных мероприятиях)
Содержание работы на этапах:
Игра делится на 4 этапа.
1 этап. Подготовительный
Задача: полное материально-техническое обеспечение игры, а также обучение рабочих масс.
К материально-техническому обеспечению относится:
На этом этапе в первую очередь надо собрать родителей, рассказать им об условиях игры. Об их роли как родителей, и как спонсоров. Только при согласии родителей можно знакомить с условиями игры детей. Тут важно заинтересовать и родителя и ребенка, объединить всех одной общей идеей.
2 этап. Организационный
Задача: создание структуры самоуправления и первичных навыков оценивания себя и других.
Необходимое условие - участвуют все одноклассники.
На этом этапе
каждый участник получает удостоверение жителя Солнечного города и начальный стартовый капитал (одинаковый для всех);
выбираются органы управления и все остальные службы.
Исходя из распределенных обязанностей, жители заселяются в свои домики. Для этого на стенде в окошки домиков вставляем фотографии.
3 этап. Игровой
Это основной этап игры.
Задача: развитие коммуникативных умений участников;
создание ситуации успеха от причастности к общему делу и коллективу.
Условия:
родители помогают ученикам заработать деньги на этом этапе
классный руководитель координирует работу государственных служб
проводятся общегосударственные мероприятия, которые были запланированы на 1 этапе.
важно дать возможность каждому ребенку заработать
поощряется любое проявление инициативы, творчества
Идет активное обучение детей: умению выполнять должностные обязанности, жить в коллективе, прислушиваться к советам, помогать друг другу.
Один раз в неделю подводятся итоги, выдается зарплата, меняются должности.
На этом этапе основной целью каждого участника становится накопление денег.
4 этап. Заключительный.
Задача: подвести итоги игры, проанализировать действия каждого участника.
Условия:
совместный анализ проведенной игры
возможность обменять свои заработанные деньги на натуральный товар (родители приобретают игрушки, канцелярские товары и т.д.).
Кульминационным моментом игры является приезд “магазина” в класс. На товарах указаны цены в “смайликах”. Каждый участник игры может купить товар на заработанную сумму.