МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А. С. Пушкина»
Проект на тему:
«Детские писатели о войне»
Выполнил:
Ученик 2 «Б» класса
Власов Максим
с. Большое Болдино
2020
Актуальность проекта.
Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в раннем возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
День Победы близок и понятен детям, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма у детей, который способствует формированию чувства уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.
Цель проекта: формирование у детей знаний о героическом подвиге русского народа в Великой Отечественной войне через знакомство с художественными детскими произведениями.
Задачи проекта:
• способствовать восприятию у детей книги как источника знаний, эмоционального кладезя и фундамента для познавательного развития;
• расширить знания детей о биографии и творчестве любимых детских поэтов
• способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны.
• развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;
• способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов
• обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
• вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Предполагаемый результат проекта:
1.Сформирован интерес к художественному слову, соответствующему возрастным особенностям школьников.
2. Развито уважительное отношение к событиям и участникам войны.
3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
4. Расширены и систематизированы знания детей о Великой Отечественной Войне
Еще немного - и мы будем отмечать поистине всенародный великий праздник в истории нашего Отечества - День Победы - символ патриотизма, величия, мужества и силы духа нашего народа!
Летят годы... Но сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа. О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая произведения о войне.
Книги о войне надо читать с детства, чтобы не оборвать нить памяти о доблести наших соотечественников, подаривших нам жизнь.
Чтение произведений о войне развивает чувство патриотизма, любви к Родине, заставляет гордиться своей страной и народом, который живёт на её территории, учит быть человечными даже в самой трудной и страшной ситуации, учит придерживаться своих принципов до конца, даже тогда, когда умирают твои друзья, учит любить, верить, надеяться, учит объединению тысяч сердец ради одной великой цели - победы.
Нынешнее поколение школьников, что ни для кого не секрет, книг о Великой Отечественной войне читает значительно меньше поколения своих родителей, чему есть причины вполне объективные: сегодня они вообще меньше читают и, главное, время изменилось, а с ним изменилось и восприятие тех событий. Конечно, война коснулась каждой семьи, осталась в семейных воспоминаниях. Но для большинства современных детей она воспринимается как далекое прошлое.
Особое место в знакомстве с военной темой занимают лирические произведения: именно стихотворения входят в круг чтения ребенка с раннего детства, обозначая природную тягу к ритмично-звучащей речи. К.И. Чуковский писал: «… среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это дети, особенно маленькие… стихи для детей- норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».
Стихи сопровождают детей с самого рождения. Они заучивают их, едва начав говорить. У каждого из нас есть свои любимые поэты. Но все ли мы знаем о них? Какие произведения в их творчестве для нас, как открытие. Только ли поэзией они прославились?
Обо всем этом хочется поговорить в этом проекте.
Начнем свой проект с Агнии Львовны Барто.
Каждый человек, и ребенок, и взрослый знает ее стихи. Стихи, которые не просто рассказывают о чем-то, они воюют против лени, глупости; они борются за добро, честность, справедливость.
Во время Великой Отечественной войны Агния Львовна много ездила по стране, выступала с чтением стихов перед бойцами на фронте и писала листовки о тех, кто отличился в боях. Чтобы добиться командировки на фронт, она объясняла, что не сможет рассказать детям о войне, если не увидит ее своими глазами. Тяжкие дни войны, мужество народа, героизм воинов и партизан, стремление подростков помочь своей стране, бережная защита детей, пострадавших от нашествия фашистов, отражались в ее стихах.
1941 год – «В дни войны».
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
В Свердловске Барто видела подростков, работающих на заводах, откуда их отцы и братья ушли на фронт. Те, кому не хватало роста, подставляли ящики, чтобы дотянуться до станка. Агния Львовна хотела написать об этих ребятах цикл стихов. Для того, чтобы больше узнать о них, она сама пришла на завод. Специально для этого выучилась на токаря. Так была написана книга «Идет ученик», изданная в 1944 году.
Уже после войны Барто пишет поэму «Звенигород», в которой нашли отражение ее многочисленные встречи с детьми трудных судеб, с воспитанниками детских домов, где она постоянно бывала в годы войны.
«Тридцать братьев и сестер».
Летом весь Звенигород
Полон птичьим свистом.
Там синицы прыгают
По садам тенистым.
Там дома со ставнями
На горе поставлены,
Лавочки под кленами,
Новый дом с балконами.
Новый, двухэтажный
На пригорке дом,
Тридцать юных граждан
Проживают в нем.
На реке с восьми часов
Затевают игры,
И от звонких голосов
Весь звенит Звенигород.
Вдалеке зеленый бор
Виден в окна спальни...
Тридцать братьев и сестер
В лес уходят дальний.
Хорошо в лесу густом!
Отдыхай под елкой,
Под ореховым кустом
Ты орешки щелкай.
А зимой катайся с гор
И у печки грейся.
Тридцать братьев и сестер –
Шумное семейство.
Дети требуют забот,
Ведь на то и дети.
Анна Павловна встает
Рано, на рассвете.
Тишиной наполнен сад,
И, как будто в сказке,
Три медведя мирно спят
На пустой терраске.
Беготни пока тут нет,
Непривычно тихо,
Но приходит на совет
Настя, повариха.
Сарафаны принесла
Тетя Шура, прачка.
Начинаются дела,
И пойдет горячка.
Дети встанут, побегут,
Сто вопросов зададут,
Тысячу вопросов:
– Сколько лет слоны живут?
– Кто был Ломоносов?
– Где течет река Нева?
– А когда же спит сова?
Лейки выстроятся в ряд,
Садоводы мчатся в сад –
Пусть работают в саду,
Приучаются к труду!
Дети требуют забот,
Ведь на то и дети.
Анна Павловна встает
Рано на рассвете.
Видит всех она насквозь...
Вдруг подходит к Ване,
Говорит: – Лягушку брось,
Не держи в кармане!
А кто болен, кто здоров,
Узнает без докторов.
Что же это за семья?
Дочки тут и сыновья...
Здесь со всех концов страны
Собраны ребята:
В этот дом их в дни войны
Привезли когда-то...
После, чуть не целый год,
Дети рисовали
Сбитый черный самолет,
Дом среди развалин.
Вдруг настанет тишина,
Что-то вспомнят дети...
И, как взрослый у окна
Вдруг притихнет Петя.
До сих пор он помнит мать...
Это только Лелька
Не умеет вспоминать –
Ей три года только.
У Никиты нет отца,
Мать его убита.
Подобрали два бойца
У сожженного крыльца
Мальчика Никиту.
Был у Клавы старший брат,
Лейтенант кудрявый,
Вот на карточке он снят
С годовалой Клавой.
Защищал он Сталинград,
Дрался под Полтавой.
Дети воинов, бойцов
В этом детском доме.
Здесь портреты их отцов
Карточки в альбоме.
Вот какая тут семья –
Дочки тут и сыновья.
Случилось так, что в 1954 году книжка «Звенигород» попала в руки к женщине, у которой восьмилетняя дочь Нина, так же как и дети в поэме, потерялась в годы войны. Мать считала ее погибшей, написала писателю: «Читала поэму и думала: а может, и моя Ниночка все-таки жива, выросла в хорошем детском доме … и первую ночь я не плакала». Письмо матери Барто передала в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимающиеся поисками. Через восемь месяцев Нина нашлась, после долгой разлуки встретилась с матерью. Об этом появилась заметка в журнале.
И тут начали к Барто приходить письма от разных людей, судьбы которых были похожи на судьбу Нины и ее матери: «Найдите моего сына, я была ранена на дороге, потеряла сознание, когда очнулась, пятилетнего Вити рядом не было». « Помогите разыскать мою дочку четырех лет, пропавшую во время бомбежки…» Что было делать? Передать и эти письма в специальные организации? Но для официального розыска нужны точные данные. А как быть, если их нет, если ребёнок потерялся маленьким и не мог сказать, где и когда родился, даже фамилию свою не мог назвать.
Таким детям дали новые фамилии, врач определял их возраст. Как же матери найти ребёнка, давно ставшего взрослым, если фамилия его изменена? И как взрослому человеку найти родных, если он не знает, кто он и откуда? А ведь люди не успокаиваются, годами ищут родителей, сестёр, братьев, верят, что найдут. И пришла к ней в голову такая мысль: не может ли помочь в поисках детская память? Ребёнок наблюдателен, он видит остро, точно и запоминает увиденное часто на всю жизнь. Важно только отобрать те главные и всегда в чём-то неповторимые впечатления детства, которые помогли бы родным узнать потерянного ребёнка.
Так в 1965 году на радио «Маяк» появилась передача «Найти человека», которую готовила и вела Агния Львовна Барто. Благодаря этой передаче произошли встречи, в возможность которых сложно было поверить. За 9 лет эфира пришло более 40 тысяч писем, удалось разыскать и воссоединить 927 семей. Надежды писательницы на силу детских воспоминаний оправдались.
В 1969 году вышла первая книга прозы «Найти человека», позже был снят фильм «Ищу человека». Таким образом, Великая Отечественная война для Агнии Барто началась в 1941, а закончилась в 1974.
Самуил Яковлевич Маршак.
В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, поэт написал стихотворение «В поход!»
Вместе весна и лето
Нынче гостят в Москве.
Сколько рассеяно света
В тучах и в синеве.
Мирно Москва проснулась
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах ее сирень...
Разом, в одно мгновенье,
Все изменилось кругом.
Юноша в майке весенней
Смотрит суровым бойцом.
Девушка стала сестрою,
Крест – на ее рукаве.
Сколько безвестных героев
Ходит сейчас по Москве...
Все на борьбу с врагами,
В грозный и дальний поход!
По небу ходит кругами
Сторож страны – самолет
.
Маршак, как и многие другие писатели и поэты, сразу же решил пойти в ополчение, но в военкомате ему отказали: "У вас есть более мощное оружие – ваши стихи". Вернув-шись, домой с призывного пункта, Самуил Яковлевич принялся звонить и не просил, а требовал отправить его на фронт. И его отправляли: то комиссаром, то военным коррес-пондентом. Он вел с бойцами беседы, читал им свои стихи, писал фронтовые листовки. Затем возвращался в Москву и работал, печатал в газетах эпиграммы, пародии, высмеи-вая и обличая врага. Создавал стихотворные подписи к плакатам, писал стихи для детей и взрослых.
В этом же году детский писатель написал зимнюю историю, которая рассказывает о добре и зле, которая зачаровывает зимним лесом и новогодней атмосферой. Сказка была создана совсем не в сказочное время. За окном гремели залпы войны, у писателя только что умерла его маленькая любимая дочурка, и так он общался с нею, посвящая ей все новые и новые сказочные чудеса. Получилась необычайно интересная и увлекательная история о приключениях маленькой девочки – «Двенадцать месяцев».
Будучи на передовой, Маршак внимательно и подробно расспрашивал солдат, выпол-няющих обязанности письмоносцев, как доставляются письма. Просил вспомнить раз-личные боевые эпизоды, рассказать о чувствах бойцов, получающих вести от родных и любимых. Все с удовольствием рассказывали, вдруг поэт напишет про них стихотворе-ние.
И он написал.
1943 год – «Почта военная».
…Едет почта полевая,
Пробираясь под огнем...
По лесам и горным склонам,
По тропинкам потаенным
Ходит почта на войне.
Слава честным почтальонам,
Полковым и батальонным.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!
9 мая 1945 года Самуил Яковлевич Маршак пишет стихотворение «Победа» и его сразу же печатают на первой полосе газеты «Правда».
После Великой Отечественной войны Маршак собирал и передавал большие деньги в интернаты и детские дома еврейским детям-сиротам и писал, писал до последних своих дней.
.
Сергей Владимирович Михалков
В первые дни Великой Отечественной войны он, в числе многих писателей и поэтов, выехал на фронт. Работал на Южном фронте в красноармейской газете «Во славу Роди-ны». А затем в газете Военно-Воздушных сил «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен, чуть не попал в плен. Был награждён боевыми орденами и медалями. Работал над сценариями к фильмам и мультфильмам. Писал бас-ни, поэмы, стихи.
А еще в 1943 году Михалков вместе с писателем Эль-Регистаном создали текст ново-го государственного гимна Советского Союза, который впервые прозвучал в ночь под наступающий 1944 год. Неоценима была моральная сила Гимна страны. Это был удар по врагу. Это был шаг к победе.
1944 год – «Детский ботинок»
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый» –
«Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок с заплатой…»
Кто чинил его? Где?
В Севастополе? В Кракове? В Вене?..
Кто носил его? Владек? Петрусь?..
Или русская девочка Женя?
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер:
«Три тысячи двести девятый»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги.
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом после смерти
Одежды убитых считали?
Где на всех языках
О спасеньи пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы,
Где впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотни тысяч людей
Разных наций и разных сословий…
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой,
Снятый немцами с жертвы
«Три тысячи двести девятой».
Вместе с войсками Советской Армии писатель прошел по дорогам Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, Польши и Германии и везде думал только о своей любимой стране.
Война не отпускала писателя всю жизнь. Спустя 40 лет после Победы, Сергей Влади-мирович Михалков пишет стихотворение «Были для детей», ставшее самым известным из его творчества.
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих –
Ничего!
«Нет! – сказали мы фашистам,–
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».
Мы живем в стране Советской.
Признаем язык немецкий,
Итальянский, датский, шведский
И турецкий признаем,
И английский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Где найдется в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?»
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!
И, когда Россия встала
В этот трудный, грозный час,
«Всё – на фронт!» – Москва сказала,
«Всё дадим!» – сказал Кузбасс.
«Никогда, – сказали горы, –
Не бывал Урал в долгу!»
«Хватит нефти для моторов,
Помогу!» – сказал Баку.
«Я богатствами владею,
Их не счесть, хоть век считай!
Ничего не пожалею!» –
Так откликнулся Алтай.
«Мы оставшихся без крова
В дом к себе принять готовы,
Будет кров сиротам дан!» –
Обездоленных встречая,
Казахстану отвечая,
Поклялся Узбекистан.
«Будет каждый верный воин
И накормлен и напоен,
Всей страной обут, одет».
«Всё – на фронт!» – Москва сказала.
«Всё – страна ей отвечала. –
Всё – для будущих побед!»
Дни бежали и недели,
Шел войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
Как на Запад наступая,
Бились красные бойцы –
Наша армия родная,
Наши деды и отцы.
Как сражались партизаны –
Ими Родина горда!
Как залечивают раны
Боевые города.
Не опишешь в этой были
Всех боев, какие были.
Немцев били там и тут,
Как побили – так салют!
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закаленным!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ – за нас с тобой...
Где бы мы врага ни били,
Где бы враг ни отступал,
Вспоминал всегда о тыле
Наш солдат и генерал:
«Да!
Нельзя добить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих,
Без того, кто днем и ночью
В шахтах уголь достает,
Сеет хлеб, снаряды точит,
Плавит сталь, броню кует».
Не расскажешь в этой были
Всех чудес о нашем тыле,
Видно, времечко придет,
И о тружениках честных,
Знаменитых, неизвестных
Сложит песни наш народ.
Без ружья и без гранаты
И от фронта в стороне
Эти люди, как солдаты,
Тоже были на войне.
Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!
Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Отменили затемненье,
И теперь на много лет
Людям только для леченья
Будет нужен синий свет.
Люди празднуют победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы»!
На груди у всех медали,
А у многих – ордена.
Где они не побывали
И в какие только дали
Не бросала их война!
Не расскажешь в этой были,
Что за жизнь они вели:
Как они в Карпатах стыли,
Где рекой, где морем плыли,
Как в восьми столицах жили,
Сколько стран пешком прошли.
Как на улицах Берлина,
В час боев нашли рейхстаг,
Как над ним два верных сына –
Русский сын и сын грузина –
Водрузили красный флаг.
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной
Той великою весной.
Победителю-солдату
Сотни раз поклон земной!
Поклон земной всем писателям и поэтам, всем корреспондентам, которые вое-вали, писали, сочиняли стихи, которые оставили нам столько правдивых, содер-жательных произведений о Великой Отечественной войне. Это наследие – бессмертно!
Молодое наше племя,
Грозных лет лихое время
Пережили мы давно,
А для вас, ребят, оно
Только в книжках и в кино,
Да еще в рассказах дедов
И в отцовских орденах,
Что задолго до победы
Заработаны в боях.