СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Детские писатели о войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект - это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу. 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Детские писатели о войне"»

МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А. С. Пушкина»







Проект на тему:

«Детские писатели о войне»










Выполнил:

Ученик 2 «Б» класса

Власов Максим





с. Большое Болдино

2020


Актуальность проекта.

Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в раннем возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

День Победы близок и понятен детям, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма у детей,  который  способствует формированию чувства уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.

Цель проекта: формирование у детей знаний о  героическом  подвиге русского  народа  в Великой  Отечественной  войне  через знакомство с художественными   детскими произведениями.

Задачи проекта:

• способствовать восприятию у детей книги как источника знаний, эмоционального кладезя  и  фундамента для познавательного развития;

• расширить знания детей о биографии и творчестве любимых детских поэтов

•  способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны.

• развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;

• способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов

• обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;

• вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Предполагаемый результат проекта:

1.Сформирован интерес к художественному слову, соответствующему возрастным особенностям школьников.

2. Развито уважительное отношение к событиям и участникам войны.
3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
4. Расширены и систематизированы знания детей о Великой Отечественной Войне

Еще немного - и мы будем отмечать поистине всенародный великий праздник в истории нашего Отечества - День Победы - символ патриотизма, величия, мужества и силы духа нашего народа!

Летят годы... Но сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа. О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая произведения о войне.

Книги о войне надо читать с детства, чтобы не оборвать нить памяти о доблести наших соотечественников, подаривших нам жизнь.

Чтение произведений о войне развивает чувство патриотизма, любви к Родине, заставляет гордиться своей страной и народом, который живёт на её территории, учит быть человечными даже в самой трудной и страшной ситуации, учит придерживаться своих принципов до конца, даже тогда, когда умирают твои друзья, учит любить, верить, надеяться, учит объединению тысяч сердец ради одной великой цели - победы.


Нынешнее поколение школьников, что ни для кого не секрет, книг о Великой Отечественной войне читает значительно меньше поколения своих родителей, чему есть причины вполне объективные: сегодня они вообще меньше читают и, главное, время изменилось, а с ним изменилось и восприятие тех событий. Конечно, война коснулась каждой семьи, осталась в семейных воспоминаниях. Но для большинства современных детей она воспринимается как далекое прошлое.


Особое место в знакомстве с военной темой занимают лирические произведения:  именно стихотворения входят в круг чтения ребенка с раннего детства, обозначая природную тягу к ритмично-звучащей речи. К.И. Чуковский писал: «… среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно  любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это дети, особенно маленькие… стихи для детей- норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».


Стихи сопровождают детей с самого рождения. Они заучивают их, едва начав говорить. У каждого из нас есть свои любимые поэты. Но все ли мы знаем о них? Какие произведения в их творчестве для нас, как открытие. Только ли поэзией они прославились?

Обо всем этом хочется поговорить в этом проекте.






Начнем свой проект с Агнии Львовны Барто.


Каждый человек, и ребенок, и взрослый знает ее стихи. Стихи, которые не просто рассказывают о чем-то, они воюют против лени, глупости; они борются за добро, честность, справедливость.

Во время Великой Отечественной войны Агния Львовна много ездила по стране, выступала с чтением стихов перед бойцами на фронте и писала листовки о тех, кто отличился в боях. Чтобы добиться командировки на фронт, она объясняла, что не сможет рассказать детям о войне, если не увидит ее своими глазами. Тяжкие дни войны, мужество народа, героизм воинов и партизан, стремление подростков помочь своей стране, бережная защита детей, пострадавших от нашествия фашистов, отражались в ее стихах.


1941 год – «В дни войны». 

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем не спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.


В Свердловске Барто видела подростков, работающих на заводах, откуда их отцы и братья ушли на фронт. Те, кому не хватало роста, подставляли ящики, чтобы дотянуться до станка. Агния Львовна хотела написать об этих ребятах цикл стихов. Для того, чтобы больше узнать о них, она сама пришла на завод. Специально для этого выучилась на токаря. Так была написана книга «Идет ученик», изданная в 1944 году.


Уже после войны Барто пишет поэму «Звенигород», в которой нашли отражение ее многочисленные встречи с детьми трудных судеб, с воспитанниками детских домов, где она постоянно бывала в годы войны.


«Тридцать братьев и сестер». 

Летом весь Звенигород

Полон птичьим свистом.

Там синицы прыгают

По садам тенистым.

Там дома со ставнями

На горе поставлены,

Лавочки под кленами,

Новый дом с балконами.

Новый, двухэтажный

На пригорке дом,

Тридцать юных граждан

Проживают в нем.

На реке с восьми часов

Затевают игры,

И от звонких голосов

Весь звенит Звенигород.

Вдалеке зеленый бор

Виден в окна спальни...

Тридцать братьев и сестер

В лес уходят дальний.

Хорошо в лесу густом!

Отдыхай под елкой,

Под ореховым кустом

Ты орешки щелкай.

А зимой катайся с гор

И у печки грейся.

Тридцать братьев и сестер –

Шумное семейство.

Дети требуют забот,

Ведь на то и дети.

Анна Павловна встает

Рано, на рассвете.

Тишиной наполнен сад,

И, как будто в сказке,

Три медведя мирно спят

На пустой терраске.

Беготни пока тут нет,

Непривычно тихо,

Но приходит на совет

Настя, повариха.

Сарафаны принесла

Тетя Шура, прачка.

Начинаются дела,

И пойдет горячка.

Дети встанут, побегут,

Сто вопросов зададут,

Тысячу вопросов:

– Сколько лет слоны живут?

– Кто был Ломоносов?

– Где течет река Нева?

– А когда же спит сова?

Лейки выстроятся в ряд,

Садоводы мчатся в сад –

Пусть работают в саду,

Приучаются к труду!

Дети требуют забот,

Ведь на то и дети.

Анна Павловна встает

Рано на рассвете.

Видит всех она насквозь...

Вдруг подходит к Ване,

Говорит: – Лягушку брось,

Не держи в кармане!

А кто болен, кто здоров,

Узнает без докторов.

Что же это за семья?

Дочки тут и сыновья...

Здесь со всех концов страны

Собраны ребята:

В этот дом их в дни войны

Привезли когда-то...

После, чуть не целый год,

Дети рисовали

Сбитый черный самолет,

Дом среди развалин.

Вдруг настанет тишина,

Что-то вспомнят дети...

И, как взрослый у окна

Вдруг притихнет Петя.

До сих пор он помнит мать...

Это только Лелька

Не умеет вспоминать –

Ей три года только.

У Никиты нет отца,

Мать его убита.

Подобрали два бойца

У сожженного крыльца

Мальчика Никиту.

Был у Клавы старший брат,

Лейтенант кудрявый,

Вот на карточке он снят

С годовалой Клавой.

Защищал он Сталинград,

Дрался под Полтавой.

Дети воинов, бойцов

В этом детском доме.

Здесь портреты их отцов

Карточки в альбоме.

Вот какая тут семья –

Дочки тут и сыновья.


Случилось так, что в 1954 году книжка «Звенигород» попала в руки к женщине, у которой восьмилетняя дочь Нина, так же как и дети в поэме, потерялась в годы войны. Мать считала ее погибшей, написала писателю: «Читала поэму и думала: а может, и моя Ниночка все-таки жива, выросла в хорошем детском доме … и первую ночь я не плакала». Письмо матери Барто передала в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимающиеся поисками. Через восемь месяцев Нина нашлась, после долгой разлуки встретилась с матерью. Об этом появилась заметка в журнале.

И тут начали к Барто приходить письма от разных людей, судьбы которых были похожи на судьбу Нины и ее матери: «Найдите моего сына, я была ранена на дороге, потеряла сознание, когда очнулась, пятилетнего Вити рядом не было». « Помогите разыскать мою дочку четырех лет, пропавшую во время бомбежки…» Что было делать? Передать и эти письма в специальные организации? Но для официального розыска нужны точные данные. А как быть, если их нет, если ребёнок потерялся маленьким и не мог сказать, где и когда родился, даже фамилию свою не мог назвать.

Таким детям дали новые фамилии, врач определял их возраст. Как же матери найти ребёнка, давно ставшего взрослым, если фамилия его изменена? И как взрослому человеку найти родных, если он не знает, кто он и откуда? А ведь люди не успокаиваются, годами ищут родителей, сестёр, братьев, верят, что найдут. И пришла к ней в голову такая мысль: не может ли помочь в поисках детская память? Ребёнок наблюдателен, он видит остро, точно и запоминает увиденное часто на всю жизнь. Важно только отобрать те главные и всегда в чём-то неповторимые впечатления детства, которые помогли бы родным узнать потерянного ребёнка.

Так в 1965 году на радио «Маяк» появилась передача «Найти человека», которую готовила и вела Агния Львовна Барто. Благодаря этой передаче произошли встречи, в возможность которых сложно было поверить. За 9 лет эфира пришло более 40 тысяч писем, удалось разыскать и воссоединить 927 семей. Надежды писательницы на силу детских воспоминаний оправдались.

В 1969 году вышла первая книга прозы «Найти человека», позже был снят фильм «Ищу человека». Таким образом, Великая Отечественная война для Агнии Барто началась в 1941, а закончилась в 1974.


















Самуил Яковлевич Маршак.


В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, поэт написал стихотворение «В поход!»


Вместе весна и лето
Нынче гостят в Москве.
Сколько рассеяно света
В тучах и в синеве.
Мирно Москва проснулась
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах ее сирень...
Разом, в одно мгновенье,
Все изменилось кругом.
Юноша в майке весенней
Смотрит суровым бойцом.
Девушка стала сестрою,
Крест – на ее рукаве.
Сколько безвестных героев
Ходит сейчас по Москве...
Все на борьбу с врагами,
В грозный и дальний поход!
По небу ходит кругами
Сторож страны – самолет

.

Маршак, как и многие другие писатели и поэты, сразу же решил пойти в ополчение, но в военкомате ему отказали: "У вас есть более мощное оружие – ваши стихи". Вернув-шись, домой с призывного пункта, Самуил Яковлевич принялся звонить и не просил, а требовал отправить его на фронт. И его отправляли: то комиссаром, то военным коррес-пондентом. Он вел с бойцами беседы, читал им свои стихи, писал фронтовые листовки. Затем возвращался в Москву и работал, печатал в газетах эпиграммы, пародии, высмеи-вая и обличая врага. Создавал стихотворные подписи к плакатам, писал стихи для детей и взрослых.
В этом же году детский писатель написал зимнюю историю, которая рассказывает о добре и зле, которая зачаровывает зимним лесом и новогодней атмосферой. Сказка была создана совсем не в сказочное время. За окном гремели залпы войны, у писателя только что умерла его маленькая любимая дочурка, и так он общался с нею, посвящая ей все новые и новые сказочные чудеса. Получилась необычайно интересная и увлекательная история о приключениях маленькой девочки – «Двенадцать месяцев».
Будучи на передовой, Маршак внимательно и подробно расспрашивал солдат, выпол-няющих обязанности письмоносцев, как доставляются письма. Просил вспомнить раз-личные боевые эпизоды, рассказать о чувствах бойцов, получающих вести от родных и любимых. Все с удовольствием рассказывали, вдруг поэт напишет про них стихотворе-ние.
И он написал.

1943 год – «Почта военная». 

…Едет почта полевая,
Пробираясь под огнем...
По лесам и горным склонам,
По тропинкам потаенным
Ходит почта на войне.
Слава честным почтальонам,
Полковым и батальонным.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!


9 мая 1945 года Самуил Яковлевич Маршак пишет стихотворение «Победа» и его сразу же печатают на первой полосе газеты «Правда».
После Великой Отечественной войны Маршак собирал и передавал большие деньги в интернаты и детские дома еврейским детям-сиротам и писал, писал до последних своих дней.










.


Сергей Владимирович Михалков


В первые дни Великой Отечественной войны он, в числе многих писателей и поэтов, выехал на фронт. Работал на Южном фронте в красноармейской газете «Во славу Роди-ны». А затем в газете Военно-Воздушных сил «Сталинский сокол».  Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен, чуть не попал в плен. Был награждён боевыми орденами и медалями. Работал над сценариями к фильмам и мультфильмам. Писал бас-ни, поэмы, стихи.



А еще в 1943 году Михалков вместе с писателем Эль-Регистаном создали текст ново-го государственного гимна Советского Союза, который впервые прозвучал в ночь под наступающий 1944 год. Неоценима была моральная сила Гимна страны. Это был удар по врагу. Это был шаг к победе.


1944 год – «Детский ботинок»

Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый» –
«Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок с заплатой…»

Кто чинил его? Где?
В Севастополе? В Кракове? В Вене?..
Кто носил его? Владек? Петрусь?..
Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер:
«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги.

В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом после смерти
Одежды убитых считали?

Где на всех языках
О спасеньи пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы,

Где впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотни тысяч людей
Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришел!
Палачей и убийц на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой,
Снятый немцами с жертвы
«Три тысячи двести девятой».


Вместе с войсками Советской Армии писатель прошел по дорогам Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, Польши и Германии и везде думал только о своей любимой стране.

Война не отпускала писателя всю жизнь. Спустя 40 лет после Победы, Сергей Влади-мирович Михалков пишет стихотворение «Были для детей», ставшее самым известным из его творчества.

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих –
Ничего!

«Нет! – сказали мы фашистам,–
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».

Мы живем в стране Советской.
Признаем язык немецкий,
Итальянский, датский, шведский
И турецкий признаем,
И английский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.

Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.

Где найдется в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?»

И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

И, когда Россия встала
В этот трудный, грозный час,
«Всё – на фронт!» – Москва сказала,
«Всё дадим!» – сказал Кузбасс.

«Никогда, – сказали горы, –
Не бывал Урал в долгу!»
«Хватит нефти для моторов,
Помогу!» – сказал Баку.

«Я богатствами владею,
Их не счесть, хоть век считай!
Ничего не пожалею!» –
Так откликнулся Алтай.

«Мы оставшихся без крова
В дом к себе принять готовы,
Будет кров сиротам дан!» –
Обездоленных встречая,
Казахстану отвечая,
Поклялся Узбекистан.

«Будет каждый верный воин
И накормлен и напоен,
Всей страной обут, одет».
«Всё – на фронт!» – Москва сказала.
«Всё – страна ей отвечала. –
Всё – для будущих побед!»

Дни бежали и недели,
Шел войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.

Как на Запад наступая,
Бились красные бойцы –
Наша армия родная,
Наши деды и отцы.

Как сражались партизаны –
Ими Родина горда!
Как залечивают раны
Боевые города.

Не опишешь в этой были
Всех боев, какие были.
Немцев били там и тут,
Как побили – так салют!

Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закаленным!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!

Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ – за нас с тобой...

Где бы мы врага ни били,
Где бы враг ни отступал,
Вспоминал всегда о тыле
Наш солдат и генерал:
«Да!
Нельзя добить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих,
Без того, кто днем и ночью
В шахтах уголь достает,
Сеет хлеб, снаряды точит,
Плавит сталь, броню кует».

Не расскажешь в этой были
Всех чудес о нашем тыле,
Видно, времечко придет,
И о тружениках честных,
Знаменитых, неизвестных
Сложит песни наш народ.

Без ружья и без гранаты
И от фронта в стороне
Эти люди, как солдаты,
Тоже были на войне.

Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.

Отменили затемненье,
И теперь на много лет
Людям только для леченья
Будет нужен синий свет.

Люди празднуют победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы»!

На груди у всех медали,
А у многих – ордена.
Где они не побывали
И в какие только дали
Не бросала их война!

Не расскажешь в этой были,
Что за жизнь они вели:
Как они в Карпатах стыли,
Где рекой, где морем плыли,
Как в восьми столицах жили,
Сколько стран пешком прошли.

Как на улицах Берлина,
В час боев нашли рейхстаг,
Как над ним два верных сына –
Русский сын и сын грузина –
Водрузили красный флаг.

Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной
Той великою весной.
Победителю-солдату
Сотни раз поклон земной!



























Поклон земной всем писателям и поэтам, всем корреспондентам, которые вое-вали, писали, сочиняли стихи, которые оставили нам столько правдивых, содер-жательных произведений о Великой Отечественной войне. Это наследие – бессмертно!


Молодое наше племя,

Грозных лет лихое время

Пережили мы давно,

А для вас, ребят, оно

Только в книжках и в кино,

Да еще в рассказах дедов

И в отцовских орденах,

Что задолго до победы

Заработаны в боях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!