СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Буквы это интересно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение грамоте дошкольников - это выработка умений у детей ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка и на этой основе - развития интереса и способностей к чтению. В ходе работы было выявлено ,что дети испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. И поэтому нами был разработан проект "Буквы это интерсно", где дети в различных видах деятельности будут изучать звуки и буквы. 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Буквы это интересно"»

БУ ЧР ДПО Чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии, кафедра управления развитием общего и профессионального образования


















ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«БУКВЫ ЭТО ИНТЕРЕСНО»







Павлова Вера Юрьевна

(старший воспитатель МБОУ «СОШ №11»)















2018

Оглавление



Введение

2

1.

Основная часть

4

1.1.

Теоретическая база опыта

4

1.2.

Календарный план выполнения проекта

5

1.3.

Методы, для успешной реализации проекта

8

1.4.

Условия, созданные по реализации проекта

8

1.5.

Смета проекта

8

1.6.

Риски и возможности

8


Заключение

10


Список литературы

11


Введение

«Основная задача обучения грамоте в подготовительной группе - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова»

(Л.Е.Журова, Н.С. Васнецова «Обучение дошкольников грамоте». М., 2001)


Содержание проекта

Тип проекта: педагогический.

По числу участников проекта: групповой

По продолжительности: долгосрочный – 6 месяцев

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По методам доминирующим в проекте: практико – ориентированные


Актуальность.

Обучение грамоте дошкольников – это выработка у детей умения ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка и на этой основе – развития интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность.

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В ходе реализации программных задач по грамматическому развитию мы знакомим детей подготовительной группы с буквами и звуками. Дети часто задают вопросы: "Что такое звук и буква, чем они отличаются друг от друга", «Как написать букву Ж?».

В ходе проводимых занятий, мониторинга на начало года, было выявлено, что дети путают эти понятия, с трудом запоминают графические образы букв, затрудняются дать ответы на такие вопросы, как: «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Какой звук мы можем назвать поющимся?» и подобные вопросы.

В требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного отделения по направлению речевое развитие стоит одна из задач - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проблема: В группе выявилось больше 60% детей, которые испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать в подготовительной группе и что они знают. Поэтому у нас возникла идея разработать проект по теме «Буквы это интересно».

Гипотеза: Мы считаем, что использование различных видов детской деятельности, поможет снизить трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохом запоминании букв, искажению слоговых структур слова.

Цель: Сформировать умения детей проводить звука - буквенный анализ слова через использование различных видов детской деятельности.

Задачи:

  • Закреплять знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить.

  • Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки.

  • Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.

  • Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.

  • Формировать умения проводить звуковой анализ слов, используя зелёные, синие, красные круги.

  • Знакомить с символами, которые обозначают звуки.

  • Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.

  • Привлечь родителей к созданию альбомов, выставок.

  • Развивать творческие способности.

Ожидаемы результаты:

Дети получат новые знания (научатся проводить звуковой анализ слова устно и, используя цветовые круги, познакомятся с буквами, научатся писать буквы печатно, подбирать слова с определённым звуком в разных позициях), проявят себя творчески в процессе выполнения продуктов деятельности. Получат в подарок Азбуку со своими рисунками букв и коллажами «Где спряталась буква».


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Теоретическая база опыта

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначено, что образовательная область «Речевое развитие» включает развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  

Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он  станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников и младших школьников при обучении грамоте. Причиной этого может быть педагогическая запущенность, отсутствие желания и привычки заниматься, сниженное внимание, трудности в поведении ребенка. Но, как показывает практика, основной причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа.

Исследования учёных и педагогов, опыт семейного воспитания позволили установить наиболее оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству. Известный российский психолог Р.С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения. Наибольшее распространение   получил звуковой аналитико-синтетический метод. Данный метод разработан коллективом ученых (Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Д. Н. Невская) на основе методики Д. Б. Эльконина.

Другой новацией Л.Е. Журовой стала трансформация этапа словоизменения. На этом этапе, по Д.Б. Эльконину, дети играют со словом, меняя гласный звук: КОТ, КАТ, КИТ, КУТ и т.д. Как справедливо заметила Л.Е. Журова, дети младше шести лет отказываются читать бессмысленные звукосочетания. Поэтому исследователь предлагала давать задания обратного типа: "Какой звук надо заменить, чтобы получилось новое названное слово?" Исходя из наблюдений за поведением детей дошкольного возраста, автор анализируемой методики сделала вывод, что подготовительный этап необходимо начинать в четыре года, чтобы не упустить интерес детей к речевым играм и чтению, а с пяти лет необходимо обучать звуковому анализу, включая его не в игровую, а в учебную деятельность. Л.Е. Журовой была детально разработана методика обучения детей грамоте.

Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове.

Современный метод, которым пользуются учителя начальной школы, воспитатели ДОУ, это звуко - буквенный аналитико-синтетический метод. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала со звуками, а лишь затем с буквами, которые их обозначают. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. Данный метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов на звуки (анализ), и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, определение места звука в слове.

Для реализации данного проекта нами был разработан календарный план выполнения проекта, который содержит этапы реализации проекта и его сроки, содержание, ответственные лица и участники, прогнозируемые результаты.

1.2. Календарный план выполнения проекта

Этапы реализации проекта.

Сроки реализации.

Содержание

Ответственные

(участники)

Прогнозируемый результат

Подготовительный этап –

1 месяц

Октябрь

Определение целей и задач проектной деятельности.

Воспитатель

(воспитатели, родители)

Сформированы цели и задачи.

Распределение функциональных обязанностей между разработчиками проекта.

Обязанности распределены.

Проведение мониторинга детей, на выявление первостепенности решаемых в проекте задач.

Выявлено, какие проблемы будут решаться в первую очередь.

Подбор наглядно-дидактического материала.

Приготовлены карточки со слова и схемой, разноцветные круги, картинки на звуки в словах в разных позициях, картинки А4 «На что похожа буква», картотека игр на развитие фонематического слуха.

Оформление папки-передвижки - информирование родителей по теме проекта (актуальность и значимость).

Родители заинтересованы в помощи по реализации проекта.

Технологический

4 месяца


Ноябрь-

февраль

1 раз в неделю

Проведение НОД по обучению грамоте

Воспитатели:

(дети)

Дети научатся проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги.

Ноябрь,

январь


Размещение наглядно - информационного материала для родителей.

Воспитатели (родители)


Ноябрь-

февраль

1 раз в неделю

Проведение пятиминуток

Воспитатели (дети)



Ноябрь-

март

2 раза в месяц

Показ презентаций для детей средствами PowerPoint.

Воспитатель (дети)

Дети научаться подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

Ноябрь-

март

2 раза в месяц

Проведение совместной деятельности – рисование на тему «Интересные и занимательные буквы».

Дети познакомятся с буквами. Собраны рисунки детей для Азбуки.

Ноябрь-

март

1 раз в неделю

Пятиминутки «Рисуем по клеточкам»

Дети научатся писать буквы печатно.


Январь-

февраль

Конкурс «Сделай букву сам»

Воспитатель (родители)


В раздевалке оформлена выставка «Такие разные буквы»

Февраль

Проведение нетрадиционного родительского собрания в форме соревнования.

Воспитатель

(дети, родители)

Родители получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова.

Дети и родители получат эмоциональный отклик.

Декабрь-

март

1 раз в неделю

Индивидуальная работа с отстающими детьми.

Воспитатели.

(дети)

Дети, которые не посещали ДОО или не усвоили материал, «догонят» своих сверстников по данной теме проекта.

Завершающий этап

1 месяц

Март

Мониторинг детей, обработка результатов мониторинга. Соотношение целей и результатов проекта.

Воспитатели

(дети)

Воспитатели и учитель-логопед увидят из результатов мониторинга все «плюсы» и «минусы» допущенные в ходе работы над проектом.

Подготовка фотоотчёта о проделанной работе.

Воспитатель

(воспитатели)

Родители, педагоги ДОО познакомятся наглядно, как «протекал» проект.


Оформление Азбуки.

Воспитатели

(воспитатели, родители)

Для каждого ребёнка оформлена Азбука с его рисунками букв и подбором картинок на буквы.

Дети знают буквы, умеют подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

Итоговое обобщающие открытое НОД «В стране звуков и букв»

Воспитатель

(дети)


Родители увидят, чему научились дети по теме проекта.

Дети умеют проводить звуковой анализ слов.

Анкетирование «Звук и буква»


Воспитатель (родители)

Оценена эффективность проекта в работе с родителями.

Презентация проекта.

Воспитатель

(педагоги ДОО)

Опыт работы по проекту распространится среди воспитателей ДОО.


1.3. Методы, для успешной реализации проекта:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок-передвижек для родителей. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Такие разные буквы», фотоотчёта о проделанной работе.

    1. Условия, созданные по реализации проекта:

1.Кадровые ресурсы: педагоги группы.

2.Материально – технические ресурсы: ИКТ, фотоаппарат, магнитофон.

3.Информационные ресурсы: папки-передвижки, рассказы для детей о словах и буквах, просмотр видео о звуках и буквах, интернет ресурсы (страница в Контакте)

4.Финансовые ресурсы: добровольные пожертвования родителей.

1.5. Смета проекта.

Материалы

Кол-во

Стоимость

1.

Цветная бумага

3 пачки


2.

Ксероксная бумага

2 пачки (500л)


3.

Белый картон

4 пачки


4.

Краска в принтер

2 бут.


5.

Гуашь

4 уп.


6.

Кисти

15 шт.


7.

Тетради в клетку

23 шт.


8.

Фотографии

15 шт.


9.

Альбом для рисования (25л.)

23 шт.




Всего:


1.6.При реализации данного проекта возможны следующие риски:

Риски

Меры по их устранению

Неисправность ИКТ при показе презентаций для детей средствами PowerPoint.

Приготовить дидактические игры по содержанию презентаций.

Не активное участие родителей в конкурсе «Сделай букву сам».

Дополнить выставку рисунками детей.

Малая посещаемость при проведении нетрадиционного родительского собрания в форме соревнования.


Провести соревнование между командами детей.


В завершающем этапе мы планируем получить такие результаты:

дети получат новые знания (научатся проводить звуковой анализ слова устно и, используя цветовые круги, познакомятся с буквами, научатся писать буквы печатно, подбирать слова с определённым звуком в разных позициях), проявят себя творчески в процессе выполнения продуктов деятельности. Получат в подарок Азбуку со своими рисунками букв и коллажами «Где спряталась буква».


Заключение

Сформированность у старших дошкольников знаний о звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте по данным методикам носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.      Особое внимание уделяется методу проектов и игровым приёмам, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Оценивая эффективность в работе с детьми, мы проведем:

  1. Мониторинг детей, обработка результатов мониторинга. Соотношение целей и результатов проекта.

  2. Итоговое обобщающие открытое НОД «В стране звуков и букв».

Родители получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова, получат эмоциональный отклик от взаимодействия с детьми при выполнении творческих работ.

Оценивая эффективность в работе с родителями, мы проведем:

  1. Анкетирование «Звук и буква».

В перспективе мы планируем начинать работу по проекту со старшей группы, чтобы иметь возможность детей 6 – 7 лет обучать первоначальным навыкам чтения.

Возможность распространения проекта:

  1. Презентация проекта на педсовете в ДОО.

  2. Участие в интернет конкурсах по проектной деятельности.

Таким образом, поставленная нами работа, используемые методы в работе с детьми, проведенные НОД, будут способствовать   успешной звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников, что докажет свою результативность и эффективность.  







Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений, Издательский центр «Академия», 2010г.

  2. Белолипецкий С.А. «Быстро читаем за 16 уроков», Москва, Изд-во «Эксмо» 2009г.

  3. Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет» Мозаика – синтез 2010г.

  4. В.В. Воскобович , Л.С.Вакуленко «Развивающие игры Воскобовича» Из-во «Сфера», 2015 г.

  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.-М.: Педагогика, 1982. – т. 4; Мышление и речь.

  6. Горецкий В. Г. Кирюшкин В. А., Федосова Н. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2011г.

  7. Дурова Н. В.– «Обучение дошкольников грамоте», Изд-во «Школьная   пресса». М.: Просвещение, 2009г.

  8. Ельцова О. М. «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте» С-П «Детство-Пресс» -2011г.

  9. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 2008 г.

  10. Журова Л.Е, Варенцова Н.С., Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте» Методическое пособие/ /Под ред. Н.В.Дуровой. М.: Школьная Пресса, 2001г.

  11. Жукова О.С.  «Как хорошо уметь читать! Быстрое обучение чтению.»    Изд-во ООО «Астрель» 2007г.  

  12. Немов Р.С.Психология – М., «П».  2005г.

  13. Спирова Л.Ф. «Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи». - М., 2009г.

  14. Поддьяков Н. Н, Сохин Ф. А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» – М., 2001г.

  15. Пожиленко Е.А.Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

  16. Сохин   Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» -Пособие для воспитателя дет.  сада.   Москва Просвещение,2009г.

  17. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991)

  18. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Ж. Практическая психология и логопедия, № 1 (24), 2007

  19. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.  

  20. Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-395.shtml#book_page_top



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!