СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: " Ребусы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оглавление:

Введение                                                                                                                   3

Основная часть

  1. Результаты анкетирования одноклассников.                                        4 - 5
  2. Ребусы.                                                                                                      6 - 7                                                                                
  3. Правила решения ребусов.                                                                     8 – 9                                                                                                          
  4. Мои ребусы                                                                                                 10

Заключение                                                                                                            11

Приложение                                                                                                           12

Список использованных источников и литературы                                          13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вкусы и склонности у людей разные: одни увлекаются спортом, другие - музыкой, третьи не пропускают ни одной новинки киноэкрана... Вместе с тем трудно найти человека, который оставался бы равнодушным к веселой шутке, остроумной загадке, ловко составленной задаче, - это интересно всем.

Ребусы. Что же такое ребус? А Вам приходилось когда-нибудь решать эти удивительные загадки?

 Ребусы - это веселые загадки, занимательные задачи и хитрые головоломки, о том, какие они бывают, как их разгадывать и как составлять самому, я расскажу на страницах своего проекта.

 

 

Цель исследования:  выяснить, умеют ли учащиеся моего класса решать математические ребусы.

Задачи:

  1. Собрать и изучить материал про ребусы.
  2. Изучить материалы о том, как решаются ребусы.
  3. Выявить, в ходе проекта, какой процент учащихся знает и может решать ребус.
  4. Привлечь интерес учащихся моего класса к решению ребусов.

 

Гипотеза:  подтвердить, действительно ли, ребусы помогают развитию логического мышления.

 

Методы исследования:

- эксперимент;

- наблюдение;

-  анкетирование;

- сбор и анализ полученной информации.    

 

1.       Результат анкетирования одноклассников

 

Для сбора более полной информации о том, знают ли мои одноклассники, что такое ребусы, какие они бывают и решали ли они когда-либо их, я попросил их заполнить анкету, на тему «Что такое ребусы» (Приложение 1).  Ребята с удовольствием откликнулись на мою просьбу. 23 одноклассника приняли участие в опросе.  Полученные данные были внесены в таблицу.

                  Таблица 1

Вопрос анкеты

Варианты ответа

Итого

чел.

Итого

%

1

Что такое ребус

Веселые загадки, занимательные задачи и хитрые головоломки

 

 

Кроссворды

 

 

Сказки

 

 

2

Умеете ли Вы решать ребусы

Да

 

 

Нет

 

 

Никогда не пробовал (а)

 

 

3

Решаете ли Вы ребусы дома

Да

 

 

Нет

 

 

4

Как Вы думаете, помогают ли ребусы развитию логического мышления

Да

 

 

Нет

 

 

 

Подводя итоги анкетирования, были получены следующие результаты:

  • все учащиеся моего класса знают, что такое ребус;
  • __% ущащихся знают какие виды ребусов бывают;
  • __91 % одноклассников умеют решать ребусы;
  • ___% учащихся решают ребусы дома.
  • хочется отметить, что ___% опрошенных дали развернутый ответ на последний вопрос и все они считают, что ребусы помогают развитию логического мышления.

Таким образом, результаты анкетирования показывают, что одноклассники  знают что такое ребусы, какие виды ребусов бывают,  но не все решали и умеют решать эти хитрые задачки. Поэтому, я считаю, что данный проект очень актуален. Может быть, глядя на меня, многие учащиеся моего класса захотят больше узнать не только о таких логических загадках, но и научиться их быстро решать.

 

Ребусы.

Согласно толковому словарю ребус – «слово или фраза, зашифрованная с помощью картинок, цифр, букв или знаков».

Ребус читается слева направо. Решать ребус, лучше всего, вооружившись бумагой и ручкой, чтобы не забыть ранее отгаданное.

 Слово это - латинское: в буквальном переводе оно означает "вещами" (предметами). На первый взгляд это может показаться удивительным, но ведь ребусом называют такую задачу, в которой какая-нибудь фраза (пословица, загадка, изречение) изображается с помощью рисунков различных предметов, вещей... Выходит - правильное название. Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать правила, по которым их составляют, - своего рода "ребусную азбуку". Правила эти несложны, да и немного их –всего пять.  Но об этом чуть позже.

Что же еще я узнал о ребусах в ходе работы над проектом.

Ребус играл очень важную роль в образовании письменности всех веков и народов, ведь даже пещерные люди писали на древних скалах рисунками, которые понимали только они, позже эти рисунки переходили в первые буквы названий этих рисунков. Сами ребусы, которые мы привыкли видеть. зародились во Франции в середине пятнадцатого века. После, ребусы проползли в Англию, Италию, Германию. Ребусы стали всеобщим увлечением, которое можно было увидеть почти везде. Помимо того, что эти загадки в картинках печатались в газетах, они также были на вывесках, заборах, домах, калитках и других местах, где их можно было только уместить. В России ребусы появились лишь в 1845 году. В современном ребусном письме есть множество знаков и правок, которые называются ребусным кодом, а сами значки можно называть кодовыми знаками.

 

Правила решения ребусов.

 

Для разгадывания ребусов нужно знать некоторые правила:     1. Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже.

Например:         Некоторые рисунки можно интерпретировать («прочитать») по-разному. В этом основная сложность разгадывания ребусов. Подбирать нужно подходящее по смыслу чтение. Так, знак 1 в ребусе на рис. 1 читается как «кол»: ЗАКОЛКА, а в ребусе на рис.2 как «один»: ОДИНОЧКА.

Рис.1

 

  

Рис. 2

2. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

Например:

На рис. 3 запятая стоит справа, отбросив последнюю букву, получаем слово ЧИСЛО.

Рис. 3

При разгадывании ребусов, состоящих из многих рисунков, может возникнуть вопрос, к какому именно рисунку относится запятая. Поэтому условимся считать, что запятая относится к тому рисунку, в сторону которого обращен "хвостик" запятой. Сейчас вы убедитесь, что это очень важное условие. Предположим, вы разгадываете ребус, состоящий из многих рисунков, сразу встает вопрос к какому рисунку отнести запятую, а вспомнив правило имеем на рис. 4 слово АИСТ.  

Рис. 4

3. Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами.

Например: Так используя это правила получаем на рис. 5 слово СИЛА.

Рис. 5.

4. Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать. Выходит, у зачеркнутой буквы в ребусе те же роль, что и у запятой. Верно? Но есть и разница, а которой часто забывают начинающие любители занимательных задач, составляя свои первые ребусы: с помощью запятой отнимаются крайние буквы слова, с помощью же зачеркнутой буквы - те, которые стоят где-то в середине слова. Если рядом с зачеркнутой буквой выписана другая, то ее следует поставить на место исключаемой. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.

Например: Таким образом, используя это правило, получаем на рис. 6 слово АИСТ.

Рис. 6

Часто заменяемые буквы не перечеркивают, а соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее.

Нужно заметить, что пользоваться знаком равенства часто бывает удобнее, потому что, зачеркивая букву, мы затрудняем ее чтение - не всегда легко определить, какая именно буква перечеркнута.

Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.

Например: На рис. 7 заменяя Б на Р получим геометрическую фигуру РОМБ.

Рис. 7

5. Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево.

Например: Ребус на рис. 8 будет обозначать слово МОДА.

Рис. 8

 

В ребусах часто обыгрываются предлоги рассмотрим правила рения таких ребусов:

6. Если рисунки (или гораздо чаще - буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что нужно добавить соответствующий предлог - в, на, за,...

Двенадцать предлогов ( в, на, за, у, над, под, с, к, от, перед, по) могут быть переданы соответствующим взаимным расположением рисунков или букв. Мы условимся называть такие рисунки рисунками со скрытыми предлогами. В роли скрытых предлогов в ребусах можно встретить и такие, как "около", "между", но это значительно реже (а жаль - вот именно такие редко встречающиеся скрытые предлоги позволяют составлять красивые и интересные ребусы).

Например: На рис. 9 цифра 7 спрятана в букве О, используя предлог В получаем число ВОСЕМЬ.

Рис. 9.

10. Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:

Например: На рис. 10 зашифровано слово СЕМЬЯ. Посчитав количество букв Я мы сразу это поймем.

Рис. 10.

11. Если буквы держаться за руки, то между ними надо вставить союз И.

Например: На рис. 11 зашифровано ДИАМЕТР, а читаем это так Д и А, а 100 см – это метр и получаем ДИАМЕТР.

Рис. 11.

 

Вот, пожалуй, самые основные правила решения ребусов. Зная их, думаю Вы без особых усилий разгадаете мои ребусы.

 

Мои ребусы.

 

Ребус 1.

 

 

Ответ: ПОДВАЛ.

 

Ребус 2.

 

 

Ответ: СТРИЖ.

 

Ребус 3.

 

 

Ответ: СОРОКА.

 

Ребус 4.

 

 

Ответ: СТОРОЖ.

 

 

 

Ребус 5.

 

 

Ответ: ЦИРКУЛЬ.

 

Ребус 6.

 

 

Ответ: ЗАДАЧА.

 

Ребус 7.

 

Ответ: ДВА.

 

Ребус 8.

 

 

Ответ: ПЯТЬ.

 

Ребус 9.

 

Ответ: МИНУС.

 

Ребус 10.

Ответ: ТАЧКА.

Заключение

 

Подводя итоги своей работы, хочется отметить, гипотеза, поставленная в начале исследования, полностью подтвердилась. Ребус, действительно развивает логическое мышление, это подтверждают, приведенные примеры. Заниматься разгадыванием ребусов очень интересно. Я узнал много нового о правилах разгадывания ребусов, о том, когда они появились и о том, ято  среди моих одноклассников есть те, кто увлекается этим занятием. Мне хотелось бы, изучить и другие виды загадок: анаграммы, метаграммы, каламбуры и др. Я обязательно это сделаю и поделюсь результатами своей работы со своими одноклассниками, может кто-то из них тоже решит ко мне присоединиться. Разгадывайте ребусы, развивайте свое логическое мышление – это очень интересно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: " Ребусы"»

Проект  «Математические ребусы» Подготовил ученик 2 класса «А» ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска Антипов Егор Руководитель: Михайлова С.А.

Проект «Математические ребусы»

Подготовил

ученик 2 класса «А»

ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска

Антипов Егор

Руководитель: Михайлова С.А.

Цель исследования: выяснить, умеют ли учащиеся моего класса решать математические ребусы.  Задачи: Собрать и изучить материал про ребусы. Изучить материалы о том, как решаются ребусы. Выявить, в ходе проекта, какой процент учащихся знает и может решать ребус. Привлечь интерес учащихся моего класса к решению ребусов  Гипотеза подтвердить, действительно ли, ребусы помогают развитию логического мышления .

Цель исследования:

  • выяснить, умеют ли учащиеся моего класса решать математические ребусы.

Задачи:

  • Собрать и изучить материал про ребусы.
  • Изучить материалы о том, как решаются ребусы.
  • Выявить, в ходе проекта, какой процент учащихся знает и может решать ребус.
  • Привлечь интерес учащихся моего класса к решению ребусов

Гипотеза

  • подтвердить, действительно ли, ребусы помогают развитию логического мышления .
Результат анкетирования одноклассников Для сбора более полной информации о том, знают ли мои одноклассники, что такое ребусы, какие они бывают и решали ли они когда-либо их, я попросил их заполнить анкету, на тему «Что такое ребусы» (Приложение 1). Ребята с удовольствием откликнулись на мою просьбу.  24 одноклассника приняли участие в опросе.  Полученные данные были внесены в таблицу.

Результат анкетирования одноклассников

  • Для сбора более полной информации о том, знают ли мои одноклассники, что такое ребусы, какие они бывают и решали ли они когда-либо их, я попросил их заполнить анкету, на тему «Что такое ребусы» (Приложение 1).
  • Ребята с удовольствием откликнулись на мою просьбу.

24 одноклассника приняли участие в опросе.

Полученные данные были внесены в таблицу.

 Результаты анкетирования №   Вопрос анкеты  1 2 Варианты ответа Что такое ребус  3 Умеете ли Вы решать? Веселые загадки, занимательные задачи Кроссворды Игра – разгадывание слов Итого чел. 17 3 4 4 Решаете ли Вы ребусы? Да Нет Итого % 16 8 71% 12% 17% Да Нет Как Вы думаете, помогают ли ребусы развитию логического мышления? 68% 32% 9 15 Да Нет 36% 64% 24 0 100% 0%

Результаты анкетирования

№  

Вопрос анкеты

1

2

Варианты ответа

Что такое ребус

3

Умеете ли Вы решать?

Веселые загадки, занимательные задачи

Кроссворды

Игра – разгадывание слов

Итого чел.

17

3

4

4

Решаете ли Вы ребусы?

Да

Нет

Итого

%

16

8

71%

12%

17%

Да

Нет

Как Вы думаете, помогают ли ребусы развитию логического мышления?

68%

32%

9

15

Да

Нет

36%

64%

24

0

100%

0%

Итоги анкетирования все учащиеся моего класса знают, что такое ребус; 68 % одноклассников умеют решать ребусы; 36 % учащихся решают ребусы дома. хочется отметить, что 100% опрошенных дали ответ, что ребусы помогают развитию логического мышления.

Итоги анкетирования

  • все учащиеся моего класса знают, что такое ребус;
  • 68 % одноклассников умеют решать ребусы;
  • 36 % учащихся решают ребусы дома.
  • хочется отметить, что 100% опрошенных дали ответ, что ребусы помогают развитию логического мышления.
Вывод Таким образом, результаты анкетирования показывают, что одноклассники знают, что такое ребусы, но не все решали и умеют решать эти хитрые задачки.   Поэтому, я считаю, что данный проект актуален. Может быть, глядя на меня, многие учащиеся моего класса захотят больше узнать не только о таких логических загадках, о видах ребусов, но и научиться их быстро решать. Таким образом, результаты анкетирования показывают, что одноклассники знают, что такое ребусы, но не все решали и умеют решать эти хитрые задачки.   Поэтому, я считаю, что данный проект актуален. Может быть, глядя на меня, многие учащиеся моего класса захотят больше узнать не только о таких логических загадках, о видах ребусов, но и научиться их быстро решать.

Вывод

  • Таким образом, результаты анкетирования показывают, что одноклассники знают, что такое ребусы, но не все решали и умеют решать эти хитрые задачки. Поэтому, я считаю, что данный проект актуален. Может быть, глядя на меня, многие учащиеся моего класса захотят больше узнать не только о таких логических загадках, о видах ребусов, но и научиться их быстро решать.
  • Таким образом, результаты анкетирования показывают, что одноклассники знают, что такое ребусы, но не все решали и умеют решать эти хитрые задачки.
  • Поэтому, я считаю, что данный проект актуален. Может быть, глядя на меня, многие учащиеся моего класса захотят больше узнать не только о таких логических загадках, о видах ребусов, но и научиться их быстро решать.
Правила решения ребусов.   Правило № 1  Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже.       Рис. 1 ЗАКОЛКА

Правила решения ребусов.

  • Правило № 1 Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже.

Рис. 1

ЗАКОЛКА

 Рис. 2 ОДИНОЧКА

Рис. 2

ОДИНОЧКА

Правило № 2 Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы. Рис. 3 ЧИСЛО
  • Правило № 2
  • Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

Рис. 3

ЧИСЛО

Правило № 3 Запятая относится к тому рисунку, в сторону которого обращен
  • Правило № 3
  • Запятая относится к тому рисунку, в сторону которого обращен "хвостик" запятой.

Рис. 4

АИСТ

Правило № 4 Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами.  Рис. 5  СИЛА
  • Правило № 4
  • Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами.

Рис. 5

СИЛА

Правило № 5 Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать.   Рис. 6  АИСТ
  • Правило № 5
  • Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать.

Рис. 6

АИСТ

Правило № 6 Часто заменяемые буквы не перечеркивают, а соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее.  Рис. 7  РОМБ
  • Правило № 6
  • Часто заменяемые буквы не перечеркивают, а соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее.

Рис. 7

РОМБ

Правило № 7 Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево. Рис. 8  МОДА
  • Правило № 7
  • Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево.

Рис. 8

МОДА

Правило  № 8 В ребусах часто обыгрываются предлоги: Если рисунки (или гораздо чаще - буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что нужно добавить соответствующий предлог - в, на, за,... Двенадцать предлогов ( в, на, за, у, над, под, с, к, от, перед, по) могут быть переданы соответствующим взаимным расположением рисунков или букв.  Рис. 9  ВОСЕМЬ
  • Правило № 8
  • В ребусах часто обыгрываются предлоги:
  • Если рисунки (или гораздо чаще - буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что нужно добавить соответствующий предлог - в, на, за,...
  • Двенадцать предлогов ( в, на, за, у, над, под, с, к, от, перед, по) могут быть переданы соответствующим взаимным расположением рисунков или букв.

Рис. 9

ВОСЕМЬ

Правило № 9 Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:  Рис. 10  СЕМЬЯ
  • Правило № 9
  • Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:

Рис. 10

СЕМЬЯ

Правило № 10 Если буквы держаться за руки, то между ними надо вставить союз И. Рис. 11  ДИАМЕТР
  • Правило № 10
  • Если буквы держаться за руки, то между ними надо вставить союз И.

Рис. 11

ДИАМЕТР

А теперь мои ребусы Ребус 1.

А теперь мои ребусы

  • Ребус 1.

Ребус 2.
  • Ребус 2.

Ребус 3 .

Ребус 3 .

Ребус 4 .
  • Ребус 4 .
Ребус 5 .
  • Ребус 5 .

Ребус 6

Ребус 6

Ребус 7

Ребус 7

Ребус 8
  • Ребус 8

Ребус 9 .
  • Ребус 9 .

Заключение Подводя итоги своей работы, хочется отметить, гипотеза, поставленная в начале исследования, полностью подтвердилась. Разгадывайте ребусы, развивайте свое логическое мышление – это очень интересно!

Заключение

  • Подводя итоги своей работы, хочется отметить, гипотеза, поставленная в начале исследования, полностью подтвердилась.

Разгадывайте ребусы, развивайте свое логическое мышление – это очень интересно!

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!