Продуктивные задания как средство реализации
системно - деятельностного подхода
Совершенствование системы современного российского образования влечёт за собой изменение подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, что, в свою очередь, вызывает необходимость поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход.
Цель данного подхода - развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что достижение нового качества образования возможно лишь через включение в образовательный процесс продуктивных заданий.
Чем отличаются продуктивные задания от традиционных, то есть репродуктивных?
Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде.
Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.
Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Их назначение – включить учащихся в решение «жизненной» проблемной задачи.
Как узнать продуктивное задание? Очень просто!
Во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами:
стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);
задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);
источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий);
инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).
В контексте изучения иностранного языка особую значимость приобретают следующие продуктивные задания:
Поисково-игровые (направленные на развитее остроты наблюдения, различных видов мышления, творческого воображения).
Коммуникативно-поисковые (направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся. При этом предполагается выход на монолог или полилог).
Коммуникативно-ориентированные (направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, т.е. развитие диалогической речи).
Познавательно-поисковые культуроведческие задания (направленные на формирование умений интерпретировать определённую информацию культуроведческого содержания.).
Лингвистические поисковые задания (направленные на формирование лингвистических и филологических умений, например, догадаться о значении незнакомых языковых единиц по контексту, определить жанр текста, восстановить логику построения текста и т.д.) (классификация заданий предложена В.В. Сафоновой).
Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, я предлагаю учащимся такие задания:
- упражнение на логическое заполнение пропусков;
- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
- поиск ошибок в письмах и текстах;
- составление текстов из предложенного набора предложений;
- выстраивание логических смысловых цепочек;
- подготовка творческих мини-проектов;
- заполнение анкет.
Использование на уроках продуктивных заданий позволяет формировать качества личности, способной в будущем ориентироваться в нестандартной ситуации, самостоятельно решать практические задачи, проявлять гибкость и мобильность в принятии решений, быть успешной в получении дальнейшего образования.
Использованная литература
Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.
Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990.
Материалы практико-ориентированной дистанционной мастерской по теме «Разработка компетентностно - ориентированных заданий по учебным предметам», Центр Развития Молодежи http://www.cerm.ru, г. Екатеринбург, 2010.
http://chel-siao.narod.ru/FGOS/dejatelnostny_podhod.pdf
http://www.openclass.ru/node/230608
http://festival.1september.ru/articles/595419/
Алфавит
“Enjoy the ABC!”
Характеристика задания:
Класс: 2
Тема: Алфавит
Проверяемая компетентность: Информационная
Аспект (формируемое умение): первичная обработка (сопоставление) информации
Уровень: 1
Сложность задания: Уровень 1,2
Задание 1
Ты готовишь страницу для книги “The ABC”. Подбери к аппликации соответствующую картинку. В ответ запиши букву.
Задание 2
Составь слово, иллюстрирующее картинку. Используй буквы, из которых составлена аппликация (каждую из букв только один раз). Прочитай справку и запиши ответ, заменив строчные буквы прописными.
Источник информации:
Справка:
“The ABC” – Алфавит
Буква “c” читается как [s] перед “e, i, y”. В остальных случаях буква “c” читается как [k]-cake
Прописные буквы | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J |
Строчныебуквы | a | b | c | d | e | f | g | h | i | j |
Прописные буквы | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T |
Строчныебуквы | k | l | m | n | o | p | q | r | s | t |
Прописные буквы | U | V | W | X | Y | Z |
Строчныебуквы | u | v | w | x | y | z |
Задание 3.
Определи, какая по счету будет твоя страница в книге “The ABC”, если известно, что каждой странице соответствует одна буква, а все буквы в ней расположены в алфавитном порядке. Запиши ответ цифрой.
a) 19 b) 11 c) 3 d) 7
Инструмент проверки:
Задание 1 (ключ): правильный ответ - б
Задание 2 (модельный ответ): CRAB
Задание 3 (ключ): правильный ответ: с) 3
Критерии оценки:
Задание 1:
1 балл – ответ б
0 баллов – другие варианты ответа
Задание 2:
2 балла – CRAB
1 балл – CrAB, crab
0 баллов – другие варианты ответа
Задание 3:
1 балл – с) 3
0 баллов – другие варианты ответа
Методический комментарий:
Задание может быть предложено учащимся на этапе знакомства с буквой Сс и правилом её чтения. Учитель представляет детям новую букву. Ребята рассматривают образ буквы, записывают её в полупечатном шрифте в рабочей тетради. Далее учитель сообщает, что сегодня они должны подготовить страничку с новой буквой для книги «The ABC». В ходе обсуждения появляется перечень того, что обязательно должно быть размещено на этой странице: буква, слово с новой буквой, рисунок, иллюстрирующий слово. После этого учитель предлагает детям самостоятельно выполнить предложенные выше задания. В ходе проверки происходит поэтапное заполнение страницы: добавляется буква, рисунок, слово, номер страницы. Выполнив задание самостоятельно, учащиеся приходят к выводу, что буква Сс при чтении может давать звук [k], в зависимости от букв, с которыми она стоит рядом в слове. Дети убеждаются в правильности полученного вывода, сравнив его с правилом в учебнике. Учитель предлагает прочитать стихотворение о правиле чтения новой буквы:
Буква С хитрит слегка:
Где-то «си», а где-то «ка».
«Ка» вы в слове сrab скажите,
«Си» мы скажем в слове city.
Правило предлагается разместить на страничке книги “The ABC”, а стихотворение выучить дома.
К омпетентностно - ориентированные задания дают ребятам возможность самостоятельно «открыть» новое правило чтения буквы, а результат коллективной работы – страничка для книги английского алфавита. Такая работа направлена на формирование умений планировать деятельность, сопоставлять информацию и на основе этого делать выводы, оценивать свою работу. В качестве странички можно выбрать обычный альбомный лист. Удобнее создать прямо на уроке страничку для электронной книги “The ABC”, заполняя слайд презентации, выполненной в программе Power Point. Использование макроса Drag and Drop, позволяет прямо во время показа свободно и произвольно выбирать и перетаскивать объекты по полю слайда с помощью мыши, что придает презентации интерактивность. Такую работу учитель может организовать на каждом уроке по теме «Алфавит», а результат – электронная книга английского алфавита, которую можно подарить ученикам на празднике алфавита.
Открытки
Cards
Характеристика задания:
Класс: 3
Тема: Любимые праздники: Рождество
Проверяемая компетентность: Коммуникативная
Аспект (формируемое умение): Письменная коммуникация
Уровень: 1
Сложность задания: Уровень 1
Задание:
Ты решил поздравить своего друга с Рождеством. Используя образец, составь текст поздравительной открытки, расположив предложения в правильном порядке. В ответ запиши только цифры.
1. Love,
2. Ann
3. Merry Christmas and a Happy New Year!
4. Dear Alice,
Источники информации:
Образец:
Dear Kate,
Happy Birthday to you! May your wishes come true.
Much love,
Helen
Инструмент проверки (ключ): ответ: 4, 3, 1, 2
Критерии оценки:
1 балл – ответ: 4, 3, 1, 2
0 баллов – другие варианты ответа
Методический комментарий:
Учитель предлагает детям оформить поздравительную открытку с опорой на образец. Акцент делается на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. После выполнения работы, коллективно обсуждается правило составления открыток. Задание направлено на формирование умений писать поздравительные открытки, а так же сравнивать, обобщать и делать выводы.