СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продуктивные задания как средство реализации системно- деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация системно -деятельностного подхода на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Продуктивные задания как средство реализации системно- деятельностного подхода»

Продуктивные задания как средство реализации

системно - деятельностного подхода

Совершенствование системы современного российского образования влечёт за собой изменение подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, что, в свою очередь, вызывает необходимость поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход.

Цель данного подхода - развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что достижение нового качества образования возможно лишь через включение в образовательный процесс продуктивных заданий.

Чем отличаются продуктивные задания от традиционных, то есть репродуктивных?

Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде.

Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.

Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Их назначение – включить учащихся в решение «жизненной» проблемной задачи.

Как узнать продуктивное задание? Очень просто!

Во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами:

стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);

источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий);

инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

В контексте изучения иностранного языка особую значимость приобретают следующие продуктивные задания:

  • Поисково-игровые (направленные на развитее остроты наблюдения, различных видов мышления, творческого воображения).

  • Коммуникативно-поисковые (направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся. При этом предполагается выход на монолог или полилог).

  • Коммуникативно-ориентированные (направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, т.е. развитие диалогической речи).

  • Познавательно-поисковые культуроведческие задания (направленные на формирование умений интерпретировать определённую информацию культуроведческого содержания.).

  • Лингвистические поисковые задания (направленные на формирование лингвистических и филологических умений, например, догадаться о значении незнакомых языковых единиц по контексту, определить жанр текста, восстановить логику построения текста и т.д.) (классификация заданий предложена В.В. Сафоновой).

Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, я предлагаю учащимся такие задания:

- упражнение на логическое заполнение пропусков;

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

- поиск ошибок в письмах и текстах;

- составление текстов из предложенного набора предложений;

- выстраивание логических смысловых цепочек;

- подготовка творческих мини-проектов;

- заполнение анкет.

Использование на уроках продуктивных заданий позволяет формировать качества личности, способной в будущем ориентироваться в нестандартной ситуации, самостоятельно решать практические задачи, проявлять гибкость и мобильность в принятии решений, быть успешной в получении дальнейшего образования.





Использованная литература

  1. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.

  2. Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990.

  3. Материалы практико-ориентированной дистанционной мастерской по теме «Разработка компетентностно - ориентированных заданий по учебным предметам», Центр Развития Молодежи http://www.cerm.ru, г. Екатеринбург, 2010.

  4. http://chel-siao.narod.ru/FGOS/dejatelnostny_podhod.pdf

  5. http://www.openclass.ru/node/230608

  6. http://festival.1september.ru/articles/595419/

























Алфавит

Enjoy the ABC!”


Характеристика задания:

Класс: 2

Тема: Алфавит

Проверяемая компетентность: Информационная

Аспект (формируемое умение): первичная обработка (сопоставление) информации

Уровень: 1

Сложность задания: Уровень 1,2

Задание 1

Ты готовишь страницу для книги “The ABC”. Подбери к аппликации соответствующую картинку. В ответ запиши букву.








Задание 2

Составь слово, иллюстрирующее картинку. Используй буквы, из которых составлена аппликация (каждую из букв только один раз). Прочитай справку и запиши ответ, заменив строчные буквы прописными.

Источник информации:

Справка:

The ABC” – Алфавит

Буква “c” читается как [s] перед “e, i, y”. В остальных случаях буква “c” читается как [k]-cake


Прописные буквы

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

Строчныебуквы

a

b

c

d

e

f

g

h

i

j


Прописные буквы

K

L

M

N

O

P

Q

R

S

T

Строчныебуквы

k

l

m

n

o

p

q

r

s

t


Прописные буквы

U

V

W

X

Y

Z

Строчныебуквы

u

v

w

x

y

z

Задание 3.

Определи, какая по счету будет твоя страница в книге “The ABC”, если известно, что каждой странице соответствует одна буква, а все буквы в ней расположены в алфавитном порядке. Запиши ответ цифрой.

a) 19 b) 11 c) 3 d) 7

Инструмент проверки:

Задание 1 (ключ): правильный ответ - б

Задание 2 (модельный ответ): CRAB

Задание 3 (ключ): правильный ответ: с) 3



Критерии оценки:

Задание 1:

1 балл – ответ б

0 баллов – другие варианты ответа

Задание 2:

2 балла – CRAB

1 балл – CrAB, crab

0 баллов – другие варианты ответа

Задание 3:

1 балл – с) 3

0 баллов – другие варианты ответа

Методический комментарий:

Задание может быть предложено учащимся на этапе знакомства с буквой Сс и правилом её чтения. Учитель представляет детям новую букву. Ребята рассматривают образ буквы, записывают её в полупечатном шрифте в рабочей тетради. Далее учитель сообщает, что сегодня они должны подготовить страничку с новой буквой для книги «The ABC». В ходе обсуждения появляется перечень того, что обязательно должно быть размещено на этой странице: буква, слово с новой буквой, рисунок, иллюстрирующий слово. После этого учитель предлагает детям самостоятельно выполнить предложенные выше задания. В ходе проверки происходит поэтапное заполнение страницы: добавляется буква, рисунок, слово, номер страницы. Выполнив задание самостоятельно, учащиеся приходят к выводу, что буква Сс при чтении может давать звук [k], в зависимости от букв, с которыми она стоит рядом в слове. Дети убеждаются в правильности полученного вывода, сравнив его с правилом в учебнике. Учитель предлагает прочитать стихотворение о правиле чтения новой буквы:

Буква С хитрит слегка:

Где-то «си», а где-то «ка».

«Ка» вы в слове сrab скажите,

«Си» мы скажем в слове city.

Правило предлагается разместить на страничке книги “The ABC”, а стихотворение выучить дома.

К омпетентностно - ориентированные задания дают ребятам возможность самостоятельно «открыть» новое правило чтения буквы, а результат коллективной работы – страничка для книги английского алфавита. Такая работа направлена на формирование умений планировать деятельность, сопоставлять информацию и на основе этого делать выводы, оценивать свою работу. В качестве странички можно выбрать обычный альбомный лист. Удобнее создать прямо на уроке страничку для электронной книги “The ABC”, заполняя слайд презентации, выполненной в программе Power Point. Использование макроса Drag and Drop, позволяет прямо во время показа свободно и произвольно выбирать и перетаскивать объекты по полю слайда с помощью мыши, что придает презентации интерактивность. Такую работу учитель может организовать на каждом уроке по теме «Алфавит», а результат – электронная книга английского алфавита, которую можно подарить ученикам на празднике алфавита.

Открытки

Cards

Характеристика задания:

Класс: 3

Тема: Любимые праздники: Рождество

Проверяемая компетентность: Коммуникативная

Аспект (формируемое умение): Письменная коммуникация

Уровень: 1

Сложность задания: Уровень 1


Задание:

Ты решил поздравить своего друга с Рождеством. Используя образец, составь текст поздравительной открытки, расположив предложения в правильном порядке. В ответ запиши только цифры.


1. Love,

2. Ann

3. Merry Christmas and a Happy New Year!

4. Dear Alice,


Источники информации:

Образец:

Dear Kate,

Happy Birthday to you! May your wishes come true.

Much love,

Helen


Инструмент проверки (ключ): ответ: 4, 3, 1, 2

Критерии оценки:

1 балл – ответ: 4, 3, 1, 2

0 баллов – другие варианты ответа


Методический комментарий:

Учитель предлагает детям оформить поздравительную открытку с опорой на образец. Акцент делается на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. После выполнения работы, коллективно обсуждается правило составления открыток. Задание направлено на формирование умений писать поздравительные открытки, а так же сравнивать, обобщать и делать выводы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!