СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке охарактеризованы некоторые современные образовательные технологии, их достоинства и недостатки, с помощью которых можно проводить занятия продуктивно и интересно.

Просмотр содержимого документа
«Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке»

ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»


Программа профессиональной переподготовки

«Педагогика профессионального образования»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: «Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке»





Выполнил:

Коробченко Яна Николаевна,

преподаватель спецдисциплин,

высшая квалификационная категория,

ГБПОУ КО «Калужский коммунально-

строительный техникум» им. И.К.Ципулина






г. Калуга

2019

Содержание

Введение

1. Технология обучения

1.1 Классификация технологий по Г. К. Селевко

2. Современные образовательные технологии

2.1 Информационно-коммуникационные технологии

2.2 Технология проблемного обучения

2.3 Технология развития критического мышления

2.4 Проектная технология

2.5 Технологии разноуровневого обучения (уровневой дифференциации) 

2.6 Здоровьесберегающие технологии  

3. Новые образовательные технологии, применяемые мной на спецдисциплинах в СПО

3.1 Информационно-коммуникационные технологии на спецдисциплинах в СПО

3.2 Технология проблемного обучения на спецдисциплинах в СПО

3.3 Проектная технология на спецдисциплинах в СПО

3.4 Технологии разноуровневого обучения (уровневой дифференциации) на спецдисциплинах в СПО

3.5 Здоровьесберегающие технологии на спецдисциплинах в СПО

Заключение

Список литературы

Приложения

3

5

6

8

14

15

16

17


17

21


23


23

25

26


27

28

29

31







Введение

Современное общество очень быстро меняется: меняются приоритеты, ценности, требования к специалистам и, даже профессии. На отечественном рынке труда появляется множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Новое время диктует свои правила и уже недостаточно иметь только профессиональные знания, умения и навыки в своей профессии. Современный выпускник должен уметь работать в стрессовых ситуациях, выполнять поставленные перед ним задачи с учетом установленных временных рамок, он должен быть конкурентоспособной личностью с аналитическим мышлением, коммуникабельностью, творческим отношением к делу, стремлением к сотрудничеству. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Перед каждым педагогом встает вопрос о том, как превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности. Я считаю, что для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении нетрадиционные методы и формы организации обучения, то есть современные образовательные технологии.

Так как, использование современных образовательных технологий в образовательном процессе актуально, эффективно и современно. Потому, что у ребят появляется возможность исследовать и анализировать полученные знания, а также развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Таким образом, для решения проблемы и создания условий развития личностных качеств обучающихся на преподаваемых занятиях по спецдисциплинам, я определяю цель:

- исследовать возможности продуктивного использования новых образовательных технологий на занятиях.

Для достижения поставленной цели в процессе своей педагогической деятельности я предполагаю решить следующие задачи:

- повысить свой уровень знаний, изучив классификацию образовательных технологий;

- раскрыть основу и признаки, характеризующие основные образовательные технологии;

- изучить достоинства и недостатки основных образовательных технологий;

- применить полученные знания на занятиях по спецдисциплинам («Конструкции зданий и сооружений», «Основы геодезии», «Архитектурно-дизайнерское проектирование»);

- определить эффективность различных современных педагогических технологий на разных дисциплинах;

Объект  работы: современные образовательные технологии (СОТ)

Предмет: продуктивное использование новых образовательных технологий в СПО на занятиях по спецдициплинам.

Научная новизна и практическая значимость состоит в актуализации проблемы изучения активных форм в процессе обучения студентов на занятиях по спецдисциплинам с целью определения основных путей и способов, стимулирующих процесс обучения.





















1. Технология обучения

Что же такое «технология»? Изучением этого понятия занимались многие учёные и педагоги, такие как В. М. Шепель, Б. Т. Лихачев,

В. П. Беспалько, И. П. Волков, Ю. К. Бабанский, Н. Р. Талызина,

В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова. Все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого «techne» – искусство, мастерство, умения и «logos» - наука, закон. Таким образом, получается, что технология - это наука о мастерстве. Но, данное определение весьма банально и расплывчато. В толковых словарях и энциклопедиях даются различные значения этого понятия, но, изучив их, я выявила, что технология – это совокупность способов, приемов, методов, процессов и средств, используемых для производства чего-либо. А технология в образовании – это обучение с учетом индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся, которое построено на постановке целей, организации форм, способов и методов обучения. А так как, ещё в середине 50-х годов XX века появился новый технологический подход к построению учебного процесса, то именно с этого периода времени в педагогику вошло понятие «технология обучения», и связано оно было с применением технических средств. Технологией обучения считается – совокупность средств и методов, используемых при обучении и воспитании, которые могут способствовать успешной реализации поставленных общеобразовательных целей. Исходя из этого, в педагогической технологии можно выделить ряд признаков:

-четкая, последовательная разработка целей обучения, воспитания;

-структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

-комплексное применение дидактических, технических и компьютерных средств обучения и контроля;

-усиление, по мере возможностей, диагностических функций обучения и воспитания;

-гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

1.1 Классификация технологий по Г. К. Селевко

В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий – В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В.Т.Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал профессор, кандидат педагогических наук, академик МАНПО, Г.К. Селевко, который предложил классификацию по следующим основаниям:

  • По уровню применения: общепедагогические, частнометодические 

(предметные) и локальные (модульные) технологии.

  • По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

  • По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистическиетехнологии.

  • По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтехнологии, интериоризаторские, развивающие.

  • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СПД).

  • По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

  • По категории обучающихся: технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.); технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.); различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогикика); технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

  • По взаимодействию педагога с обучающимся: разомкнутая (неконтролируемая и некорректируемая деятельность обучающихся), цикличная (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянная (фронтальная) или направленная (индивидуальная), ручная (вербальная) или автоматизированная (с помощью средств обучения).

ВЫВОД: многообразие педагогических технологий классифицируются по разным признакам. Деление технологий является относительно условным, потому что каждую конкретную технологию, можно классифицировать с разных точек зрения.












2. Современные образовательные технологии

Возникновение новых психолого-педагогических технологий в педагогике неизбежно. Это обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить основные:

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Современная педагогическая модель предполагает переход от знаниево-ориентированного подхода к личностно-ориентированному. Так как, при традиционном обучении работа преподавателя больше направлена на репродуктивный характер сообщения знаний, которые передаются учащимся в готовом виде. То есть, получается, что педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Характерным признаком репродуктивной деятельности является реализация типовых, стандартных, проверенных, неоднократно повторяющихся действий, и такая деятельность ориентирована на память, воспроизводство по образцу. Но, как говорилось выше, для «воспитания» конкурентоспособного специалиста с аналитическим мышлением, коммуникабельностью и творческим отношением к делу, этого недостаточно, поэтому для создания и оптимального функционирования современной образовательной системы необходим инновационный подход к построению педагогической деятельности. А именно, необходимо создать условия включения учащихся в активный, добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности. Согласно этому выделяют два типа инновационных подходов к обучению, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации процесса обучения:

- процесс модернизации, который подразумевает обновление учебного процесса в рамках традиционного подхода к обучению с упором на репродуктивную деятельность по достижению предъявленных эталонных результатов (технократический подход);

- процесс трансформации, то есть преобразование учебного процесса на основе его исследовательского характера с целью формирования ценностных ориентаций, опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях (поисковый подход).

Если сравнить эти процессы, то следует, что технократический подход – это лишь модернизация традиционного обучения, он сводится к продуманной деятельности педагога, которая оснащена определенным набором средств, способов и инструментов, направленных на достижение конкретной цели в виде фиксированного учебного результата. Он строится как процесс с четко фиксированными ожидаемыми результатами, гарантируя достижение заданных целей. Его полная ориентация на заданный конечный результат делает образование подобием отрасли индустрии. И, следует отметить, что такой вид деятельности – непременное условие любой человеческой деятельности, в том числе и творческой. Например, любой музыкант знает, что творческое исполнение музыкального произведения требует владения «техникой», «музыкальным ремеслом», для чего необходимо тысячекратное упражнение в гаммах. Соответственно, данный подход не противоречит требованиям, выдвинутым временем. 

Именно по этим двум направлениям ведутся поиски путей превращения традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем, в ходе которых знания и умения приобретаются в атмосфере эмоционального комфорта.

Но для результативности использования педагогических технологий недостаточно знать только их признаки, классификацию и содержание. Я считаю, что для широкого тиражирования педагогических технологий в образовании, необходимо, чтобы технологии были изучены, правильно поняты и приняты педагогом. Организуя обучение по программе, ориентированной на педагогическую технологию, преподавателю легче достигать желаемого результата в обучении. И его индивидуальность, неповторимость личности будет опосредована в тех условиях, микроклимате и взаимоотношениях, которые обеспечат благоприятное протекание педагогического процесса, так как на отношение обучающихся к личности педагога влияет эмоциональное отношение педагога к ним.

Изучив данный момент, я выявила, что по характеру взаимодействия учителя и ученика все педагогические технологии можно разделить на группы, учитывая позицию ученика в образовательном процессе и отношение к нему со стороны взрослых:

  • Традиционные технологии (авторитарные и дидактоцентрические);

  • Инновационные технологии (технология сотрудничества);

  • Личностно-ориентированные технологии (гуманно-личностные, технологии свободного воспитания, эзотерические)

Каждая из перечисленных технологий характеризуется определенными свойствами и признаками, которые необходимо знать для умелого и практичного их применения.

  • Авторитарные технологии характеризуются жесткой организацией учебной деятельности, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением принуждения. Данная технология имеет как достоинства (высокая исполнительская дисциплина, позволяющая быстро получить результат; легкая реализация на практике, благодаря механичности стиля), так и недостатки (ограниченные личностные мышления, порождение неадекватной самооценки, формирование невротизма).

  • Дидактоцентрические технологии характеризуются невниманием к личности обучающегося, так как в приоритете обучение, а не воспитание. Главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
    Из этого следует, что традиционные технологии позволяют педагогу за короткое время передать обучающимся большой объем информации, но, так как, такое обучение больше ориентировано на память, а не на мышление, то оно мало способствует развитию творческих способностей и развитию различных индивидуально-психологических особенностей учащихся, то есть:

- знания, даже сверхсовременные, как бы прочно они ни были усвоены, не рождают личность, не вырабатывают систему отношений, убеждений, собственных позиций и суждений;
- теория и практика предполагает, что без принуждения невозможно приобщить учащихся к обучению и воспитанию - «ученик всегда только обязан»;
- учебная деятельность наполнена слушанием, выполнением, повторением, действием по образцу, исправлением ошибок;
- скудость мотивов учения, ущемление достоинства, лишение собственной мысли порождают у учащихся неприязнь к обучению.

  • Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство: педагог и ученик совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества.
    Идея педагогики сотрудничества выражается в том, чтобы сделать обучающегося добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении; сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты.

  • Гуманно-личностные технологии отличаются направленностью на поддержку личности: психологическую, моральную. В их основе отсутствует принуждение. Оно заменяется верой в творческие силы учащегося, уважением к его самостоятельности. Но, чтобы заложить в души учащихся высокие нравственные принципы, нужны не только теоретические знания. Жизнь самого педагога должна быть построена на тех же принципах. Я считаю, что гуманно-личностная технология более применима в начальной школе, где происходит становление личности. Но, при этом, я уверена, что даже являясь педагогом профессионального образовательного учреждения, не стоит забывать основы гуманного отношения к обучающимся. Общаясь каждый день со студентами, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. В течение последних лет многое изменилось: изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения  между людьми, по различным каналам поступает огромный поток информации, оказывающий разное нравственно – эстетическое воздействие, поэтому, я стараюсь, в процессе своей профессиональной деятельности, научить студентов выбирать позитивную информацию, которая поднимет им дух и облагородит. Взамен же, они доверяют мне свои суждения и мысли.  Я считаю, что каждый педагог должен придерживаться гуманно-личностной технологии в своей деятельности.

  • Технологии свободного воспитания  делают акцент на предоставление свободы выбора и самостоятельности в сфере жизнедеятельности обучающегося. Осуществляя выбор, он наилучшим способом реализует свою позицию, идя к результату не из-за внешнего воздействия, а от внутреннего убеждения и желания.

  • Эзотерические технологии – это технологии, в основе которых при сообщении знаний наблюдается не столько общение с источником знаний, сколько приобщение к Истине, в ходе которого ребенок сам становится центром информационного общения со Вселенной.
    Личностно-ориентированные технологии можно считать инновационными, ставящими в центр педагогической системы личность обучающегося, создание комфортных, бесстрессовых условий развития и реализации природных потенциалов. При этом формирование личности в учебном процессе определяет ряд требований к педагогу: создание познавательного интереса на занятиях, знание индивидуальных и групповых особенностей группы, создание условий формирования коллектива и благоприятного психологического климата, создание условий для творческой деятельности учащихся, и, конечно, саморазвитие педагога.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что в ней выражена пошаговость этапов. Педагогическая технология включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе создания предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной педагогической деятельности.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

• Концептуальность

• Системность

• Управляемость

• Эффективность

• Воспроизводимость.

- Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. - Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. - Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. - Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. - Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Эти критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными являются следующие технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология

  • Технология проблемного обучения

  • Технология развития критического мышления

  • Проектная технология

  • Технология развивающего обучения

  • Здоровьесберегающие технологии  

  • Игровые технологии

  • Модульная технология

  • Технология мастерских

  • Технология разноуровневого обучения (уровневой дифференциации) 

  • Педагогика сотрудничества. 

Рассмотрим некоторые поподробнее.

2.1 Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

История развития ИКТ условно делится на несколько этапов, начиная с книг, передаваемых посредством такой коммуникации, как обычная почта. Затем телефоны, диктофоны и пишущие машинки. После чего настал этап "Электрических технологий", на котором главным инструментарием были большие ЭВМ плюс программное обеспечение к ним, ксероксы, портативные диктофоны. И, наконец,  автоматизированные системы управления и новые компьютерные технологии.

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции. Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

Широкое использование ИКТ открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

2.2 Технология проблемного обучения

Проблемное обучение представляет собой организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций, в ходе разрешения которых учащиеся ведут активную самостоятельную деятельность. В результате такой деятельности происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. При этом педагогическая проблемная ситуация создается с помощью действий, которые активизируют деятельность учащихся, вопросов, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания. Создание проблемных ситуаций индивидуально. Они могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Создавая проблемную ситуацию, педагог направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ставя учащегося в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Но применение технологии проблемного обучения требует от педагога использование дифференцированного и индивидуального подхода, так как возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный.

Но технология проблемного обучения, как и другие педагогические технологии, не является идеальной, у неё есть как достоинства, так и недостатки. Несмотря на то, что данная технология позволяет формировать познавательный интерес, личностную мотивацию и высокую самостоятельность обучающихся, а также способствует развитию мыслительных способностей, она мало применима при формировании практических умений и навыков, и требует большего времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими подходами и технологиями.

2.3 Технология развития критического мышления.

  Цель данной технологии- развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

Данная технология предполагает этапность:

-  актуализация имеющихся знаний и представлений об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.  

- контакт с новой информацией: происходит ее усвоение, диагностика, систематизация. Учащийся получает возможность задуматься об объекте изучения, учится формулировать вопросы, соотнося между собой старую и новую информацию. Происходит формирование собственной позиции.

- закрепление новых знаний и включение новых понятий в первичные представления об объекте изучения.  

           В рамках данной технологии обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Но, использование данной технологии требует большого количества времени на подготовку, наличие навыков ведения дискуссии у педагога, соблюдение этапности и систематическое применение.

2.4 Проектная технология

Проект – практическая работа большого объема, которая предназначена для закрепления, углубления, совершенствования и реализации базовых знаний учащихся по определенной теме или разделу.

Проектная технология относится к активным методам обучения. Она дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно вливается в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие студентов, их самостоятельность и активность; сплачивает, развивает коммуникативность; позволяет развивать индивидуальные творческие способности, а также более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

           Данная технология дает возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а так же перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.

2.5 Технология разноуровневого обучения (уровневой дифференциации)

Дифференцированное обучение - одна из эффективных форм индивидуализации учебного процесса, которая обеспечивает благоприятные условия для учащегося, так как система работы по этой технологии включает следующие ступени:

 - Выявление отставаний;

 -Ликвидацию пробелов;

 - Устранение причин неуспеваемости;  

 - Формирование интереса и мотивация к учебе;  

При разноуровневом обучении у педагога появляется возможность помогать слабому, при этом, уделяя внимание сильному, студенту.

Основными целевыми ориентациями разноуровнего обучения является:

- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

- приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Но, чтобы достичь данных ориентиров нужно:

1. Определить индивидуально-личностные особенности учащихся (психологическая диагностика учащихся).

2. Разработать гибкое структурирование учебного материала, обеспечивающее пространство учебно-познавательных возможностей учеников (дидактический анализ учебного материала).

3. Реализовать принцип «воспитывающего обучения» (диагностика ценностных ориентаций). Главный акцент в обучении должен быть направлен не на делении учащихся по их способностям, а на дифференциацию учебного материала и самого процесса обучения.

Разноуровневое обучение рассматривается как процесс работы с разноуровневым составом учащихся при применении разнообразных методов, приёмов обучения и специального дидактического материала, позволяющего осуществлять развитие учащихся в соответствии с их возможностями.

При работе в условиях разноуровнего обучения можно использовать все способы организации учебной деятельности: фронтальную, групповую и индивидуальную работу на различных этапах урока. Так на этапе введения нового материала можно использовать различные методы обучения и даже их сочетания. На втором этапе самостоятельной работы выделяют два вида деятельности: самостоятельные работы учащихся по изучению нового материала и самостоятельные работы по применению изученной теории к решению задач. На этом этапе могут быть введены многие методы дифференциации помощи со стороны педагога:

1. указания типов задач, правила, на которые опирается данное упражнение;

2. дополнение к заданию в виде чертежа, схемы (и тут возможна дифференциация помощи: рисунок, чертеж без обозначений, чертеж с обозначениями и т.п.);

3. запись условия в виде таблицы, матрицы, графика;

4. указание алгоритма решения;

5. приведения аналогичной задачи, решенной ранее;

6. объяснение хода выполнения подобного задания;

7. предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основной задачи;

8. наведение на поиск решения с помощью ассоциации;

9. указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;

10. указания ответа, результата заранее;

11. расчленение сложной задачи на ряд элементарных;

12. постановка наводящих вопросов;

13. указание теорем, формул, на основании которых выполняется задание;

14. предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах;

15. указание ошибки в чертеже, в вычислениях, в постановке алгоритма работы, в установлении зависимости т. п.;

16. использование вспомогательных дифференцированных крат (блоков информации по темам) различной степени помощи;

17. использование опорных конспектов;

18. использование рабочих тетрадей с печатной основой.

 Третий этап. Работа с учебником, при работе с которым, задания, предлагаемые учащимся, также могут быть дифференцированы. Например, одной группе учащихся предлагается прочитать теорему и выделить все шаги доказательства, другой – план доказательства; третьей группе предлагаются задания с пропусками и т.д. Четвертый этап. Дифференцированный контроль подготовленности к уроку. Это может быть фронтальный письменный опрос всех учащихся, индивидуальный устный опрос и другое. Пятый этап предполагает домашние задания, которые рекомендуется составлять дифференцированными, чтобы более полно использовать возможности учащихся. Принцип составления таких упражнений заключается в том, что первое упражнение предназначено для всего класса, а второе непосредственно связано с первым, но содержит по сравнению с первым некоторую дополнительную трудность.

Дифференцированное (разноуровневое) обучения имеет ряд достоинств: воспитание учащихся по их способностям и возможностям; адаптирование к особенностям различных групп учащихся; предоставляется возможность наиболее результативно работать с трудными учащимися, что ведет к снижению неуспевающих в группе, не снижая темпа обучения; повышается самооценка, и уверенность в себе: у слабых создается чувство успеха, сильные учащиеся самоутверждаются в своих способностях; повышается уровень мотивации; в таких группах, где все равны, ребенку легче учиться. Но, наряду с достоинствами, не стоит забывать и о недостатках: дети, переведенные в слабые группы, воспринимают это как унижения их достоинства; учащиеся с нестандартным поведением могут необоснованно попасть в слабую группу, из-за недостаточно развитой система диагностики; в сильных группах появляется эгоистичность, видимость исключительности, в слабых группах уменьшается степень самооценки, снижается мотивация обучения в этих группах; ну. И наконец, разделение учащихся по степени способностей и возможностей просто не гуманно.

Да, применяя дифференцированное обучение, учитель способствует повышению качества обучения, предупреждение неуспеваемости, ведет работу с одаренными учащимися. Но отношение к учёбе может быть отрицательным и положительным при всех уровнях обучаемости. Отсюда следует, что больше всего учителю стоит быть внимательным и делать упор в обучении на отношение ребёнка к учёбе.

2.6 Здоровьесберегающие технологии

Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья подростков.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Применение данной технологии обусловлено рядом причин, которые приводят к снижению здоровья учащихся: 

  • перегрузка, снижение двигательной активности;

  • отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью;

  • несформированность навыков здорового образа жизни;

  • плохая экология;

  • кризисные явления в обществе, которые приводят к снижению творческой активности обучающегося, замедлению физического и психического развития.

Любая учебная деятельность должна быть организована с учетом основных требований к уроку в совокупности с здоровьесберегающими технологиями:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота),

- соблюдение правил техники безопасности;

· четкая организация учебного процесса;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (словесный, наглядный, аудиовизуальный, кинестетический и т.д.). Норма – не менее трех;

· место и длительность применения технических средств обучения;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся, применение активных методов (учащиеся в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, дискуссия);

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки (шутки, улыбки, афоризмы с комментариями и т.п.).

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с релаксацией, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Кроме этого, применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья обучающихся.

ВЫВОД: Суть любой педагогической технологии заключается в точном, конкретном, диагностичном описании цели и результата деятельности. Именно эти показатели дают возможность измерить точной мерой результат деятельности, сравнить его с заданной целью и оценить степень достижения цели. Таким образом педагогический процесс становится управляемым, а результат деятельности – предсказуемым. Педагогическая технология дает больший эффект, когда учебные занятия организуются на репродуктивном уровне. Она продуктивна также на занятиях по выработке у учащихся навыков, способствует взаимодействию преподавателя с обучающимися в учебно-воспитательном процессе. От выбранной педагогической технологии, степени ее правильности, ситуации и контингента учащихся во многом зависит качество обучения.


3. Новые образовательные технологии, применяемые мной на спецдисциплинах в СПО

Современный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования   к   педагогу: необходимо  осваивать  и  внедрять  различные   педагогические технологии.  

Я использую в своей работе сочетание традиционных и современных педагогических технологий. Для повышения результативности и качества знаний на занятиях по спецдисциплинам я использую следующие педагогические технологии: информационно-коммуникационные, проблемное, разноуровневое обучение, и, конечно, здоровьесберегающие технологии

3.1 Информационно-коммуникационные технологии на спецдисциплинах в СПО

В своей работе я активно использую информационно -коммуникационные 

технологии, так как благодаря использованию ИКТ-технологий становится возможным выполнение различных творческих заданий (написание рефератов, докладов, сообщений и пояснительных записок к курсовым проектам; оформление презентаций, схем, таблиц, кроссвордов).

На преподаваемых дисциплинах я широко использую интернет ресурсы, которые используются не только на занятии, но и для его подготовки (составление презентаций к занятиям, поиск нормативных документов – СниПов, ГОСТов, СП, ; специальные ресурсы, которые включают все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами (; универсальные ресурсы (Word, Excel, Power Point и т.д.), которые предназначены для создания собственных образовательных ресурсов.

Использование ИКТ позволяет мне экономить время и иметь свободный доступ к необходимым материалам, так как в настоящее время существует дефицит бумажных источников учебного материала (учебников, словарей, каталогов и т.д.). На занятиях по МДК01.05 «Конструкции зданий и сооружений» с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, и видеофрагментов я демонстрирую строительные конструкции зданий, способы их монтажа и другое (приложение 1). Такие занятия эффективны своей привлекательностью, урок с использованием презентаций обеспечивает получение большего объема информации за короткий период. При проведении таких занятий реализуются принципы наглядности, что способствует развитию интереса и способствует лучшему пониманию материала. На дисциплине «Основы геодезии» использование ИКТ позволяет познакомить студентов с новыми геодезическими приборами, способами работы с ними, мотивируя обучающихся на самостоятельное углубленное изучение материала (приложение 2). Использование Интернет – ресурсов позволяет мне проверять и оценивать возможности студентов при выполнении ими тестовых заданий в режиме онлайн как в техникуме, так и в домашних условиях, также при участии их в конкурсах и олимпиадах.

Но, я считаю, что, несмотря на множество достоинств данной технологии, таких как яркое и образное преподнесение изучаемого материала, повышение интереса к обучению, экономия времени на объяснение материала и другие, информационно-коммуникационная технология имеет и ряд недостатков. Среди них я могу выделить следующие: при длительной работе негативное влияние на состояние и здоровье как педагога, так и студентов, большая трата времени на подготовку материала к занятиям (поиск информации, видео, изготовление схем, таблиц, презентаций), дефицит живого общения, что способствует утрате диалогового общения, сложность введения данной технологии в поурочную структуру занятий и другие.

 Разнообразие и доступность электронных ресурсов, несомненно, облегчает мой труд, делает урок иллюстративным, интересным, запоминающимся. Но частое использование информационных технологий сказывается на здоровье обучающихся, минимализирует живое общение, поэтому я стараюсь на занятиях, не много (не более 20 минут) и не слишком часто их применять.

3.2 Технология проблемного обучения на спецдисциплинах в СПО

Работая в среднем профессиональном образовательном учреждении, я в ходе своей педагогической деятельности часто сталкиваюсь с рядом проблем:

- низкий уровень мотивации у студентов;

- снижение или отсутствие интереса к предмету;

- слабая школьная подготовка, в связи с чем, возникает проблема несоответствия уровня обученности студентов их реальным возможностям;

Одним из путей решения данных проблем я считаю  активизацию познавательной деятельности учащихся,  как на уроках, так и во внеурочное время. Активная познавательная деятельность учащихся на уроках способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, самооценку. Активизации познавательной деятельности я добиваюсь средствами технологии проблемного обучения, а точнее, её элементами.

Я использую данную технологию в основном на комбинированных уроках по МДК01.05 «Конструкции зданий и сооружений», а также при выдаче домашнего задания. На уроках я больше использую частично-поисковый метод, формулируя проблему и вовлекая студентов в обсуждение, с помощью постановки наводящих вопросов. Например, после изучения темы по разновидностям фундаментов, я ставлю «проблему»: Необходимо запроектировать фундамент под пятиэтажное кирпичное жилое здание с подвалом. Какой вид фундамента вы выберете? После чего, с помощью наводящих вопросов (Влияет ли наличие подвала на выбор фундамента? Если здание кирпичное, то какие фундаменты можно применять? и т.д.) студенты самостоятельно приходят к конечному ответу, испытывая гордость, что повышает их интерес к изучаемому материалу и самооценку. Также, данная технология нашла у меня большое применение в самостоятельной домашней работе. Так как, на аудиторных занятиях, время, отведенное на конкретную тему, ограничено, то большой объем интересной информации остается не изучен. В связи с этим, в рамках учебного занятия, я ставлю проблему, а пути её решения предлагаются для самостоятельной работы. Я использую технологию проблемного обучения в таком виде по темам «Строительство в условиях вечной мерзлоты», «Строительство в сейсмических районах», «Строительство на просадочных грунтах» и др. Студенты, получив общую информацию по данным темам на занятии, дополнительно и самостоятельно изучают её, повышая свой уровень знаний. После чего, делятся своими знаниями, посредством выполнения презентаций. (приложение 3).

Да, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения достаточно сложная и трудоемкая, но при этом, практика показывает, что студенты лучше усваивают материал и повышается их мотивация к обучению.

3.3 Проектная технология на спецдисциплинах в СПО

  Я применяю приемы проектной технологии на уроках по МДК01.03 «Начальное архитектурное проектирование» и МДК01.06 «Архитектурно-дизайнерское проектирование», а также на занятиях по макетированию, так как данная технология стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества. При выполнении любого проекта, мы вместе с ребятами решаем полезные, интересные задачи по проектированию зданий различного назначения, связанные с реальной жизнью. Чтобы добиться успеха, ребятам приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Я, в свою очередь, требую от них умение координировать свои усилия с усилиями других. Для этого выдаю тему проекта группе ребят или же позволяю им самим выбрать интересующую их тематику, при работе над которой они самостоятельно углубленно изучают цели, задачи, специфику и многое другое, относительно проектируемого объекта. На основе полученных знаний они создают проект (приложение 4). Я же являюсь лишь консультантом, который мотивирует и направляет их деятельность. При использовании данной технологии я стараюсь особое внимание обращать на формирование у студентов следующих необходимых качеств:

 - умение взаимодействовать в группе; - планировать совместную работу; - договариваться о способах разделения обязанностей; - объективно оценивать свою работу; - выслушивать мнение участников проекта; - конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей; - умение презентовать себя. 3.4 Технология разноуровневого обучения (уровневой дифференциации) на спецдисциплинах в СПО

Данная технология позволяет мне сделать учебный процесс более эффективным, так как дифференцирование (по степени трудности) учебного процесса – это обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Организуя разноуровневое обучение, я учитываю интеллектуальные способности студентов и к окончанию 4 курса они выходят, как минимум, на уровень среднего специалиста. Эта технология применяется мною на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные работы.

После каждой изученной темы по дисциплине «Основы геодезии» я предлагаю студентам разноуровневые карточки с заданиями.

Я считаю, что они необходимы для оценки индивидуальных способностей. Но при этом, я понимаю, что деление ребят по уровню образованности негуманно, поэтому я не навязываю конкретным студентам задания одного уровня сложности, выбор они делают сами. Систематическое применение таких заданий позволяет обучающимся впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого учащегося. Моя роль в этом процессе – оказание индивидуальной помощи.  3.5 Здоровьесберегающие технологии на спецдисциплинах в СПО

Я применяю данные технологии не только в урочной деятельности, но и во внеклассной работе. Я считаю, что педагог должен не просто дать образовательные знания, но сформировать ответственное отношения к своему здоровью у каждого обучающегося у него ребенка, так как это необходимое условие успешности современного человека. А в силу того, что большую часть времени студенты находятся в учебном заведении, то ответственность за их здоровье косвенно ложится на педагогов.

Здоровьесберегающие технологии я использую в своей повседневной педагогической деятельности, в течение всего рабочего дня. Но, так как способность учащихся к усвоению материала в течение урока постепенно снижается: 1-4 мин. – 60 % информации; 5 - 23 мин. – 80 % информации; 24 -34 мин. – 50 % информации; 35 -45 мин. – 6 % информации, то я на всех этапах своего урока предусматриваю чёткое чередование видов деятельности (объяснение материала, конспектирование, просмотр видеороликов и презентаций, выполнение заданий, беседа и др.), каждые 20-30 минут стараюсь устраивать эмоциональные разрядки в форме шуток и улыбок, дозирую объем учебного материала, тем более, если он требует применение ТСО, и, конечно же, слежу за соблюдением санитарно-гигиенических требований (проветриваю кабинет на переменах, обеспечиваю ежедневную уборку кабинета, при необходимости включаю дополнительные источники света для подсвечивания доски). Кроме этого, для обеспечения оптимальных условий хорошей работоспособности и усвоения материала, строго следую технологической карте занятия.

ВЫВОД: Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования. Они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе необходимо использовать различные современные образовательные технологии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно - образовательного процесса, подразумевают, что педагог должен быть творческой личностью, которая хорошо владеет необходимыми образовательными технологиями и использовать их в своей профессиональной деятельности.

В ходе проведённого исследования, исходя из поставленных задач, можно сделать выводы, что использование новых педагогических технологий в обучении имеет ряд преимуществ: позволяет рассматривать обучающегося как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом педагог уже не является основным источником информации и занимает позицию человека, который организует самостоятельную деятельность учащихся и управляет ею. Основная роль теперь состоит в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между преподавателями и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование новых педагогических технологий, в частности ИКТ, позволяет учащимся погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события. Кроме того, уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения.

Выбор технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, уровня их подготовленности, темы занятия и т.д. Наиболее эффективными факторами развития творческо-конструкторской деятельности в образовательной области «Архитектура и строительство» являются организация учебно-воспитательного процесса посредством метода проектов и использование компьютерной техники. Но нельзя сказать, что какая-то из всех перечисленных технологий лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. все образовательные технологии взаимосвязаны между собой. Самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий, что даёт следующие результаты работы:

  • расширение возможностей предъявления учебной информации;

  • активация учебного процесса, способствующего более полной занятости всех обучающихся;

  • формирование у обучающихся рефлексии деятельности, т.к. они могут наглядно представить результаты своей работы.

  • повышение качества знаний учащихся.

  • повышение заинтересованности обучающихся в обучении

  • повышение мотивации на самообразование

  • раскрытие, сохранение и развитие индивидуальных способностей

  • формирование у обучающихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию;

  • постоянное динамическое обновление содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Анализируя свой опыт использования инновационных педагогических технологий, я убедилась, что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать поставленных мною задач. Мониторинг успеваемости и качества обучения, а также результативность внеклассной работы за это время позволяет сделать вывод: использование активных методов и приѐмов на преподаваемых мной спецдисциплинах способствует повышению уровня мотивации обучения учащихся и формированию познавательной активности личности.


Список литературы

  • Галямова Э.М. Методика преподавания. — М.: Издательский центр «Академия», 2014;

  • Пласкина М. В. Понятие «технология обучения» в современной педагогике [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 9-11.

  • Волков Б.С. Психология подросткового возраста : — М.: КНОРУС, 2016.

  • Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

  • Манвелов С. Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.

  •  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

  • Селевко, Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко. – 2006.

  • Гузеев В.В., Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 2008.

  • Кудрявцев Т.В. Создание проблемных ситуаций – средство активизации учащихся // Профессионально-техническое обучение. – 2000.

  • Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: «Знание», 2004.

  • Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.

  • Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

  • Вебинар «Технология проблемного обучения». Образовательный портал «Продленка». [Электронный ресурс // URL: https://www.prodlenka.org/vebinary/10200-vebinar-tehnologija-problemnogo-obuchenija.html

  • Вебинар «Технология проектного обучения». Образовательный портал «Продленка». [Электронный ресурс // URL: https://www.prodlenka.org/vebinary/10520-vebinar-tehnologija-proektnogo-obuchenija.html

  • Нагайченко Н.Н. Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке. Интернет-конференция. [Электронный ресурс // URL: http://www.zavuch.ru/news/announces/882/

  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. [Электронный ресурс // URL: http://stavcvr.ru/metod-kopilka/Г.%20 Селевко_Энциклопедия%20

образовательных%20технологий%20%281%20том%29.pdf.

  • Шумилова О.С. Изменения в деятельности педагога, внедряющего требования ФГОС ООО. [Электронный ресурс // URL: http://gymnasium44.ru/forum/4%20Шумилова%20ОС%2028.01.региональный%20семинар.pdf. Дата обращения: 01.02.2018.

  • Бузецкая Т.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс // URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899. Дата обращения: 21.12.2017;


Приложения


Приложение 1.


РАМНЫЙ КАРКАС



Приложение 2.



Приложение 3.









Приложение 4.


35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!