СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант ЕГЭ по истории (В-1)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант составлен на основе учебной книги для подготовки к ЕГЭ по истории "ЕГЭ. История. Отличный результат" (2024 год) под редакцией И.А. Артасова

Просмотр содержимого документа
«Пробный вариант ЕГЭ по истории (В-1)»

Часть 1

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А – Переход в контрнаступление под Сталинградом

1. 1943

Б – Набег Едигея

2. 1395

В – Создание ОВД

3. 1408

Г – Заключение Нерчинского договора

4. 1955


5. 1689


6. 1942





А

Б

В

Г





2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Присоединение Коломны к Москве

2) Сокрушение Непобедимой армады

3) Арест большевиками Временного правительства

Ответ: ___________________

3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

СОБЫТИЯ

А – Церковный раскол

1. Созыв I Государственной Думы

Б – Внутренняя политика Николая II

2. Поход Андрея Боголюбского на Киев

В – Индустриализация

3. Начало строительства Транссиба

Г – Раздробленность

4. Соловецкое сидение


5. Строительство Днепрогэса


6. Гибель Игоря Старого



А

Б

В

Г











4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект

Событие (явление, процесс)

Время, когда произошло событие (явление, процесс)

Свияжск


(А)

___

(Б)


(В)

Ссылка Александра Меншикова


(Г)

Севастополь


(Д)

1850-е


(Е)

Проведение Второго съезда РСДРП

1900-е

Пропущенные элементы:

1) Берёзов

2) 1820-е

3) Строительство крепости для последующего наступления

4) 1720-е

5) Минск

6) Основание города

7) Оборона от англо-французских войск

8) Лондон

9) 1550-е

А

Б

В

Г

Д

Е







5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А – русско-турецкая война 1735-1739

1. А. Суворов

Б – Карпатский партизанский рейд

2. Б. Миних

В – СВО

3. Д. Боброк

Г – Куликовская битва

4. С. Ковпак


5. М. Пирогова


6. А. Матросов



А

Б

В

Г









6. Прочтите отрывок из воспоминаний исторического деятеля.

«При постройке Великого Сибирского пути, когда мы получили концессию на постройку дороги через Маньчжурию (по направлению от Читы к Владивостоку), - я ввёл там охранную стражу, которая состояла из отставных военных или военных действительной службы, из пограничников, которые временно как бы вышли в отставку для того, чтобы поступить в охранную стражу, так как непосредственно военных на дороге держать было невозможно... Этот Заамурский округ пограничной стражи сыграл выдающуюся роль во время последней японской войны. Все военачальники не могли нахвалиться офицерами и солдатами этой пограничной стражи Заамурского округа, что, впрочем, вполне понятно.

Как только я вступил в управление министерством финансов, Государь как-то раз в разговоре сказал мне, что, кроме Сибирской железной дороги, которую он мне поручил исполнить и относительно которой я ему дал обещание, что приложу все усилия, чтобы осуществить его мысль о соединении России с Владивостоком, он желал бы поручить мне ещё исполнение одного дела, а именно питейного дела.

Итак, я решил провести мысль Императора Александра III. Ещё при нём, во время Его царствования мне удалось провести основания питейной монополии. Говорили, что если я введу питейную монополию в Петербурге, то явится чуть ли не восстание. Влияние это на Великого Князя было оказано теми лицами, которые были заинтересованы в питейных доходах».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Автор воспоминаний упоминает события, связанные со строительством КВЖД;

  2. Автор воспоминаний утверждает, что его предложения реформ встречали сопротивление среди представителей власти;

  3. В ходе войны, которая упоминается в отрывке, Россия одержала победу;

  4. Современником событий, которые описаны в воспоминаниях, был К.П. Победоносцев;

  5. Автор воспоминаний разработал манифест об усовершенствовании государственного порядка;

  6. В период, который описан в воспоминаниях, в Российской империи начался промышленный переворот.

Ответ: ____________________

7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Лебединое озеро»

1) Автор - Чайковский

Б) «Девятый вал»

2) Памятник культуры создан в XVII веке

В) Повесть о Шемякином суде

3) Памятник является примером такого направления в искусстве, как романтизм

Г) «Двенадцать»

4) Автор был членом Содружества передвижных выставок


5) Автор – поэт-символист


6) Автор – участник объединения «Могучая кучка»



А

Б

В

Г





8. Заполните пропуск в предложении: «Данная памятная монета посвящена событиям тысяча девятьсот _______________ года». Ответ запишите словом (сочетанием слов)

Ответ: ____________________________________________















Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9. Укажите название государства, действия войск которого обозначены в легенде схемы цифрой «1»).

Ответ: _________________

10. Назовите город под цифрой «6».

Ответ: __________________

11. Прочтите отрывок из источника о событиях на схеме. Используя схему, укажите название реки, которое пропущено в тексте.

«Начало похода было намечено на середину лета, однако польскому королю пришлось отложить выступление из-за набега русского отряда под командованием князя Дмитрия Хворостинина. Противник задержал приказ о наступлении на Псков, пока не получил известия об отходе русских из Литвы. Это позволило укрепить оборону города. Выступив, польские войска взяли город Остров, находившийся на реке ___________. Переправившись через ___________, 18 августа передовые отряды войска Речи Посполитой подошли к Пскову с юга. Увидев малочисленность авангарда противника, русские воеводы предприняли вылазку и отбросили противника на несколько вёрст».

Ответ: _______________________

12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Цифрой «7» обозначено место подписания Столбовского мира;

2) Оборону города под цифрой «6» возглавлял Михаил Скопин-Шуйский;

3) Эта война началась и завершилась в эпоху правления одного монарха;

4) Город под цифрой «5» был взят русскими войсками;

5) Цифрой «8» обозначен город, входивший в состав Российского государства на момент начала этой войны;

6) На схеме обозначено государство, переставшее существовать во время войны, события которой обозначены на схеме.

Ответ: _____________________

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из обращения государственного деятеля.

«Дорогие друзья»! Сегодня «…» я ухожу в отставку.

Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. Это было очень важно для России. мы создаём важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти, власти от одного Президента России другому, вновь избранному. И всё же я принял другое решение. Я ухожу раньше положенного срока. Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми.

Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернётся в прошлое, всегда теперь будет двигаться только вперёд. И я не должен мешать этому естественному ходу истории.

Сегодня я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. За то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, цивилизованное будущее. Одним рывком не получилось. В чём-то я оказался слишком наивным. Где-то проблемы оказались слишком сложными. Но я хочу, чтобы вы знали. Боль каждого из вас отзывалась болью во мне. Бессонные ночи, мучительные переживания: что надо сделать, чтобы людям хотя бы немного жилось легче и лучше? Не было у меня более важной задачи.

Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше».

13. Назовите автора обращения. Назовите год, когда прозвучало обращение. Назовите преемника автора обращения на государственном посту.

14. Какое решение принял автор обращения? В чём причина такого решения? Назовите одну причину. В чём автор обращения видит свою вину? Укажите одно пояснение. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображения и выполните задания 15, 16.

15. Назовите руководителя нашей страны в период, когда был выпущен конверт. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан после события, годовщине которого посвящён конверт? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите город, где расположен этот памятник архитектуры.

17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Несколько позже, 6 сентября, из Ставки прибыла директива. Фронты, действия которых я координировал, получили наступление с выходом на среднее течение Днепра и захватить плацдармы. Воронежский фронт под командованием Н. Ф. Ватутина должен был нанести удар на Ромны — Прилуки — Киев. Степной фронт под командованием И. С. Конева — наступать на полтавско-кременчугском направлении.

Для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможностей. В войсках обоих фронтов чувствовалась большая усталость от непрерывных сражений. Ощущались некоторые перебои в материально-техническом обеспечении. Но все мы, желанием скорее выбросить врага с нашей земли, от солдата до маршала, горели освободить многострадальный украинский народ из-под тяжкого гнёта оккупантов, которые свои неудачи на фронтах вымещали на беззащитном населении».

Б)

«Наши войска с ходу форсировали Десну, 21 сентября овладели Черниговом. А 13-я армия уже подошла к Днепру и 22 сентября начала его форсировать на участке Мнево, Чернобыль, Сташев севернее Киева. Преодолевая сопротивление врага, используя все захваченные на берегу лодки, плоты, бочки, солдаты под руководством опытных и решительных командиров приступили к преодолению водной преграды на широком фронте. Форсирование обеспечивалось хорошо организованным артиллерийским огнём с берега. Орудия били и навесным огнем, и прямой наводкой. Стреляли и танки, подошедшие к берегу. Штурмовая и истребительная авиация поддерживала наземные войска ударами с воздуха. Передовые подразделения пехоты, быстро переправившись на противоположный берег, зацепились за него, отражая атаки противника, пытавшегося сбросить их в реку».

Укажите год, когда произошли упомянутые в отрывках события. Укажите кодовое название любой крупной наступательной операции советских войск, проведённой в этом же году. Что, по мнению автора одного из отрывков, осложняло тщательную подготовку к наступлению в ходе этих событий?

18. В середине XIX века Россия вступила в очередную войну с Османской империей и потерпела поражение. Укажите:

А) Внешнеполитическую причину поражения;

Б) Внутриполитическое последствие поражения;

В) Внешнеполитическое последствие поражения. Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).

А)____________________________________

Б)____________________________________

В)____________________________________

19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «рекрут». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в международном положении СССР в 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг. по какому(-им) признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис: _________________________________

Обоснования тезиса:

1) ________________________________

2) ________________________________

21. Во второй половине XVIII века происходили боевые действия. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что итоги этих военных действий значительно повлияли на международное положение Пруссии и Российской империи. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргумент для СССР: ___________________________________

Аргумент для США: ___________________________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!