СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проблемы преемственности начального и основного образования на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая зачётная работа на курсы "Проблемы преемственности начального и основного образования на уроках математики".

Просмотр содержимого документа
«"Проблемы преемственности начального и основного образования на уроках математики"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Методический центр

в системе дополнительного педагогического образования

(повышение квалификации)












Итоговый проект

«Проблемы преемственности

начального и основного образования

на уроках математики»















Выполнила: Рысакова В.Н.

учитель математики

МБОУ «Масловская ОШ»

Зарайского района








г.о.Коломна

2017г.




Содержание



стр.

  1. Введение…………………………………………………………… 3-4

2. Логико-диагностический анализ содержания геометрического материала в учебниках математики начальной школы М.И. Моро («Школа России») и учебниках А.Г. Мерзляка в 5 – 6 классах… 5-17

3. Разработка методического материала по теме «Доли.

Обыкновенные дроби» (урок открытия новых знаний)…….. 18-27

4 .Заключение……………………………………………………… 28

5. Литература……………………………………………………… 29






















Введение.



«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную

стадию развития, проделанную ребенком»

Л.С. Выготский








Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Что же такое преемственность? Обратимся к словарю Ожегова:

Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе - означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным. Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Он ориентирован на то, чтобы осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования.

Рассмотрим основные трудности, которые испытывают учащиеся при переходе из 4-го в 5-й класс. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель — учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом, отсутствие индивидуального подхода к учащимся. В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8–12, но самое главное –учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у каждого ребенка. Ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Поэтому проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда.

На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо начинать работу как можно раньше. Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.













Логико-диагностический анализ содержания геометрического материала в учебниках математики начальной школы

М.И. Моро («Школа России») и

учебниках А.Г. Мерзляка в 5 – 6 классах.


В настоящее время одним из приоритетных направлений политики развития нашего государства является воспитание и образование российского общества. Решение проблемы обеспечения высокого качества образования во все времена стоит перед школой. Одним из путей повышения качества образования является развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей школьников. В этом процессе неоценимую роль играет изучение математики и в частности элементов геометрии на ранних этапах обучения.

Геометрия как школьный учебный предмет всегда считался одним из самых сложных в школьном курсе математики (среди всего школьного курса). Российская учительская общественность непрерывно обсуждает, как учить геометрии, чему учить на уроках геометрии, с чего начинать и в каком возрасте начинать изучение геометрии (когда это нужно делать).

Вопрос о необходимости введения в начальную школу самостоятельного пропедевтического курса рассматривается давно. Возникает вопрос: нужно ли вообще рассматривать какие-либо геометрические задачи и связанный с ними теоретический материал до начала систематического изучения геометрии, которое в нашей Российской школе начинается с 7-го класса? Ответ на этот вопрос положительный, и вот какие аргументы в подтверждение данного мнения можно указать:

1. Традиционный для нашей основной школы систематический курс геометрии носит дедуктивный характер, что сложилось исторически. Обще известно, что при дедуктивном построении геометрии, доказывая те или иные теоремы, можно опираться только на аксиомы (факты принимаемые без доказательства), на ранее доказанные теоремы, на понятия и представления, которым получены путем наблюдений и личного опыта ребенка. Ссылки на очевидные факты, следующие непосредственно из чертежа или простого рисунка, ни в какой форме в научно–дедуктивной системе изложения геометрии недопустимы. Таким образом, очевидные, простейшие, непосредственно рассматриваемые факты и свойства геометрических фигур, следующие из рисунков и наблюдений должны быть знакомы школьникам еще до того, как началось изучения систематического курса геометрии.

2. Знакомство с геометрическими задачами в начальной школе и младших классах средней школы позволяет выполнить задачи развития математического и пространственного мышления учащихся, позволит подготовить их к восприятию более сложных идей изучаемых в систематическом курсе геометрии.

3. Наглядность и практичность обучения геометрии являются необходимыми условиями успешного ее изучения. Геометрия, как и любой другой учебный предмет, не может обходиться без наглядности. Формирование отвлеченного (абстрактного) мышления у школьников с первых школьных шагов требует предварительного пополнения их сознания конкретными представлениями, образами. Именно эти задачи решает геометрическая составляющая курса математики начальной школы. При этом удачное и умелое применение наглядности рождает у школьников желание самостоятельного познания и повышает их интерес к предмету математики в целом, является важнейшим условием успеха обучения не только математике, но и по другим учебным предметам.

Таким образом, можно говорить, что введение геометрического материала в курс математики 1-6 классов чрезвычайно важно для дальнейшего успешного обучения школьников, их вовлечения в познание окружающего мира, развития их мыслительных способностей. Все это делает актуальным вопрос правильной организации обучения математике и элементам геометрии в частности.

Роль пропедевтического курса геометрии определяет его содержание, которое включает многие вопросы, изучаемые в систематическом курсе геометрии старших классов.

В программе начальной школы геометрический материал не выделяется как самостоятельный раздел. Вопросы геометрического содержания рассматриваются всегда, по мере возможности, в тесной связи с рассмотрением остальных вопросов курса. Однако, как это отмечено в объяснительной записке к программе в изложении вопросов геометрии должна соблюдаться определённая логика, подчинённая основным целям включения этого материала в курс. Данные цели состоят в развитии пространственных представлений у детей, в формировании у них представлений о геометрических фигурах различных видов (точке, прямой, отрезка прямой, прямом и непрямом угле, круге, окружности, различных видах многоугольников, круге, окружности). Дети должны научиться узнавать, различать и изображать эти фигуры как в тех случаях, когда каждая из них предлагается в изолированном виде, так и в тех, когда знакомая фигура представляет собой часть другой, составлять фигуры из нескольких данных.

Основные задачи изучения геометрического материала в 1-4 классах заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно - практическое значение, и тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии. 

Таким образом, к 5 классу у учащихся накапливается значительный запас конкретных геометрических знаний и представлений, которые нуждаются в дальнейшем их обобщении и систематизации.

Целью обучения геометрии учащихся 5-6 классов, как определено программой является овладение школьниками системой основных геометрических понятий и формирование прочных навыков выполнения геометрических построений с помощью линейки, угольника, циркуля и транспортира.

В этих классах в процессе обучения:

1.  уточняются и углубляются представления о геометрических объектах и их свойствах, приобретённые при обучении в младших классах;

2.  водятся новые геометрические фигуры (луч, параллельные прямые, биссектриса угла и т.д.), некоторые преобразования фигур;

3.  изучают новые величины, носителями которых являются знакомые фигуры (длина окружности, величина угла), проводится чёткое различие величин и фигур (отрезок и длина отрезка, угол и градусная мера угла).

4.  расширяется круг геометрических построений и используемых при этом инструментов.

В курсе геометрии большое внимание уделяется выработке у учащихся умений и навыков в выполнении построений с помощью основных геометрических инструментов, а также формированию у них рациональных приёмов построения геометрических фигур. Это умение будет необходимо как при изучении систематического курса геометрии, так и при изучении курса черчения. В подготовительном курсе геометрии осуществляется связь теории с практикой. Теоретические положения раскрываются при решении задач жизненного характера. Курс геометрии 5-6 классов включает задачи, позволяющие развивать у учащихся пространственные представления.

Изучение материала пропедевтического курса геометрии подготавливает учащихся к усвоению некоторых смежных дисциплин, изучаемых в школе. Геометрический материал 5-6 классов закладывает фундамент для изучения этой темы в старших классах. В этом заключается основная роль изучения геометрического материала на уроках математики 5-6 классов.


Изучение геометрического материала в курсе математики начальной школы по учебникам М.И. Моро.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1класс

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник.

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, шар.

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.


Учащийся научится:

  • понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;

  • описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве:  слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;

  • находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);

  • распознавать, называть,  изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);

  • находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).

 Учащийся получит возможность научиться:

  • выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.

Учащийся научится:

  • измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;

  • чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;

  • выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.

  Учащийся получит возможность научиться:

  • соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм,

8 см, 13 см).

2 класс

Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.

Соотношения между ними.

Длина ломаной.

Периметр многоугольника.

Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.

  • чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;

  • находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и пери метр многоугольника (треугольника, четырехугольника).




3 класс

Обозначение геометрических фигур буквами.

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).  Вычерчивание окружностей с использованием циркуля.

Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.


  • читать, записывать и сравнивать значения площади, используя изученные единицы этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;

  • обозначать геометрические фигуры буквами;

  • различать круг и окружность;

•        чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.

Учащийся получит возможность научиться:

•        различать треугольники по соотношению длин сторон,

по видам углов;

•        изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник ) в заданном масштабе;

•        читать план участка (комнаты, сада и др.).

Учащийся научится:

•        измерять длину отрезка;

вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

выражать площади объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

•  выбирать наиболее подходящие единицы площади для

конкретной ситуации;

•  вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

 











Примеры геометрических задач 1-3 классов.

Что узнали, чему научились в 1 классе?


Что узнали, чему научились в 2 классе?



Что узнали, чему научились в 3 классе?





Геометрический материал в 5-6 классах математики по учебнику А.Г. Мерзляк распределён по всему курсу математики. Он составляет содержание так называемого пропедевтического курса геометрии. Основная роль этого курса - подготовить учащихся к сознательному усвоению систематического курса геометрии в старших классах, к изучению смежных дисциплин.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5-6 классы

Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций.

Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.

Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.

Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.


По окончании изучения курса учащийся научится:

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;

• строить углы, определять их градусную меру;

• распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

• определять по линейным размерам развёртки фигуры, линейные размеры самой фигуры и наоборот;

• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

Учащийся получит возможность:

• научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

• научиться применять развёртки для выполнения практических расчетов.




Урок математики в 5 классе

«Доли. Обыкновенные дроби»

(урок открытия новых знаний)


Технологическая карта урока


Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби.

УМК: учебник: Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2016.

Место в общей структуре курса: раздел II «Дробные числа и действия над ними», глава 4 «Обыкновенные дроби», урок №1

Тип урок: урок открытия новых знаний

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби.

Задачи урока:

- обучающие: ввести понятие «доли», «обыкновенные дроби»; сформировать умения записи, чтения обыкновенных дробей, а так же их отображения на числовом луче; 

 -развивающие:  развивать мыслительные навыки учащихся; развивать «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

-воспитательные:  воспитывать коммуникативные умения;  способствовать выработке положительных мотивов обучения; поощрять самостоятельность и инициативу.

Формировать УУД:

Личностные: мотивация учения, ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи,

самоопределение, формирование позитивной самооценки.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать, что такое «доли», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; уметь читать, записывать и объяснять значение обыкновенной дроби; знать названия чисел при записи дроби; понимать значение дробной черты в записи дроби; уметь решать задачи, содержащие дроби.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные: целеполагание, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, самостоятельно и адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить поправки, высказывать своё предположение; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания, уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока: Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся читать дроби, записывать их, определять долю от целого, числитель, знаменатель дроби, определять место дроби на числовом луче.

Основные понятия: Доли. Обыкновенная дробь. Дробная черта. Числитель. Знаменатель.

Педагогические технологии: системно-деятельностный подход; информационно-коммуникативные технологии; игровая технология; здоровьесберегающую технологии; технология уровневой дифференциации.

Методы, используемые на уроке: словесный, наглядный, вовлечение в учебную деятельность, проблемный, репродуктивный, частично - поисковый, метод контроля, взаимоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, коллективная, с использованием ИКТ.

Организация деятельности обучающихся на уроке: самостоятельно определяют тему, цель урока; выполняют самостоятельную работу с самопроверкой; ведут диалог, отвечают на вопросы; оценивают себя; рефлектируют.

Структура урока

  1. Самоопределение к деятельности.

  2. Актуализация.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Построение проекта выхода из затруднения.

  5. Реализация построенного проекта и решение исходной задачи.

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  7. Физкультминутка.

  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  9. Домашнее задание.

  10. Рефлексия.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности.

Целевая установка : Включить учащихся в учебную деятельность.

Эпиграф урока:

«Тот, кто учится самостоятельно,

преуспевает в семь раз больше,

чем тот, которому все объяснили».

(Артур Гитерман, немецкий поэт)

Слайд1.

Учитель:

- К чему же мы должны стремиться на уроке? (учиться самостоятельно)

- У каждого из вас на столах лежат листы контроля с этапами урока. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

- У каждого есть возможность набрать как можно больше «плюсов». Перед тем, как приступить к работе вспомним: какие правила мы должны соблюдать на уроке?

Ответы детей.

1. Слушать учителя.

2. Слышать друг друга.

3. Исправлять.

4. Дополнять и помогать.

2.Актуализация.

Целевая установка : Актуализировать мыслительную деятельность для восприятия нового материала.

Учитель:

- Вычислите:

?


:2 :8 -7 :5

128


Слайд 2.

-Ребята, что можете сказать про число 1? (Получили затруднение: не делится!)

- Итак, давайте разделим свой апельсин на 5 частей. Перед каждым из вас лежит апельсин (круг), поделите его на 5 частей и результат запишите в тетради.

(Ставлю перед учащимися проблему: Как записать в задаче результат деления?

Обсуждают проблему и приходят к мнению, что им необходимы новые знания.)

3.Постановка учебной задачи.

Целевая установка : На основе затруднений предлагается сформулировать цель и задачи её достижения.

Учитель:

-Сформулируйте цель и задачи, необходимые для решения данной проблемы.

(Узнать, как единицу разделить на 5, как записать это и как назвать это число.)

Целевая установка : Подвести учащихся к открытию нового понятия.

Учитель:

– Хорошо ребята! Ответим на вопрос этой задачи в конце урока, а пока давайте рассмотрим ряд следующих задач.

Задача 1. (Слайд 3.)Кусок проволоки длиной 1 м разделили на 2 части. Какова длина одной части? (1 м = 10 дм; 10 дм : 2 = 5 дм)

А можно ли по-другому решить задачу? (Можно, если 1 м поделить пополам получится полметра.)

Задача 2. (Слайд 4.)Кусок проволоки длиной 1 м разделили на 3 равные части. Какова длина одной части? (Если решать задачу первым способом, то получается остаток. 10 дм : 3 = 3 дм (ост. 1 дм); 1 дм = 10 см; 10 см : 3 = 3 см (ост 1) и т. д.)

Учитель:

– Таким образом, ребята эту задачу нельзя решить тем же способом. И сказать, что «решения нет» мы тоже не можем. Так как проволоку уже разделили и у каждой из трёх частей должна быть какая-то длина.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Целевая установка: постановка целей урока, выбора способа и средств их реализации.

Учитель:

- Скажите, что мы изучали в начале учебного года?

-Натуральные числа

-Ребята! Помогите мне! Какие числа называются натуральными? (Ответы из класса)

- А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. И для того, чтобы узнать каким же числом выражали эти измерения, посмотрим ролик из мультфильма «Апельсин». Так как, такая ситуация часто встречается в быту.

(Просмотр ролика мультфильма «Апельсин»)

- Какой фрукт делили звери? (апельсин)

- Из чего он состоит? (Из долек)

- А какие дольки в апельсине? (равные)

- Значит, что такое доли? (Доли – это равные части)

- Молодцы!

- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь)

- Какую часть получит каждый? (одну восьмую) Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра. А сколько долек достанется трём зверям (3 доли), а пяти?

- Скажите теперь, что приходилось учитывать людям в древности при измерении? (части, доли меры.)

- Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходиться делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Так получаются …………(ДРОБИ.)

Учитель:

- Интересно, а в древности знали про дроби? (сообщение ученика)

В самых древних дошедших до нас письменных источниках – вавилонских глиняных табличках и египетских папирусах - встречаются не только целые числа, но и дроби. Дроби были нужны для измерения различных величин в случаях, когда единица измерения не укладывалась в измеряемой величине целое число раз. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Названия этих единиц измерения стали первыми названиями дробей. В греческих сочинениях по математике дробей не встречалось. Греческие учёные считали, что математика должна заниматься только целыми числами. Впервые в привычном для нас виде дроби стали записывать индусы около 1500 лет назад, но они не использовали черту между числителем и знаменателем. Черту стали употреблять только с XVI века. Так появились дроби. В русском  языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части.

Учитель:

- Вот мы и с вами подошли к теме урока. Ребята! Подумайте и назовите тему сегодняшнего урока!

(Тема урока: «Доли. Обыкновенные дроби») (Слайд 5.)

- Сформулируйте цель урока.

Цель урока:

- научится понимать, что такое доля, дробь;

- научится читать обыкновенные дроби;

- записывать обыкновенные дроби. (Слайд 6.)

- Всё правильно, но кроме этого мы должны познакомиться с понятием обыкновенной дроби, дать определение числителя и знаменателя. Научится читать и записывать обыкновенные дроби.

- Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр. 138-139

Прочитайте п.23 и ответьте на вопросы. (Слайды 7-8.)



Работа с учебником. Вопросы к рассмотрению на слайде.

Прочитать П 23 и ответить вопросы.

- Учитель задаёт вопросы.

1. Что такое доли?

Что такое дробь?

2. Как записывают в математике доли.

3. Как эти числа называются?

4. Какое число называется знаменателем дроби? Что это число показывает?

5. Какое число называется числителем дроби? Что показывает числитель дроби?

Запишем в тетради:


Дети готовят ответы.


Дети отвечают на поставленные вопросы.

Доли –это равные части.

Дробь- это часть целого.

Обыкновенные дроби.

Знаменатель показывает, на сколько долей делят.

Числитель показывает, сколько таких долей взято.



Дети записывают.


- Какие доли вы изучали в начальной школе? (Слайд 9.)

5.Реализация построенного проекта и решение исходной задачи

Целевая установка: осмысление нового понятия, учиться читать, записывать обыкновенные дроби, обозначать их на координатном луче.

Заполнение перфокарты по памяти или с помощью учебника и взаимопроверка.

1) обыкновенная …………………………..

Числитель дроби – это число, записанное …………………… чертой.

Знаменатель дроби – это число, записанное …………………..чертой.

Например, знаменатель дроби является число…….., а числителем – число ……..

2) Знаменатель дроби показывает, на сколько …………… ……частей разделена………………..

Числитель дроби показывает, сколько ………………………… …….………………………

- Выполнение (Слайд 10.), фронтальная работа с классом по цепочке.

(Слайд 11,12,13.)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Целевая установка: формирование коммуникативных компетенций.

Работа в парах – на столе двусторонние карточки вопросов-ответов, опрашивают друг друга в течение 1 минуты, итоги выставляют в лист контроля (по 5 дробей каждому нужно прочесть, а другой проверяет чтение).

Восемьдесят три сто вторых

Пятьдесят шесть девятьсот девяносто шестых

Девяносто одна сто шестая

Сорок пять шестьдесят седьмых

Девятнадцать восемьдесят шестых

Двадцать одна шестьдесят пятая

Четырнадцать шестьдесят девятых

Двадцать четыре шестьдесят вторых

Четырнадцать шестидесятых

Шестнадцать восемьдесят девятых

Физкультминутка (Слайд 14.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Целевая установка: учиться работать самостоятельно, опираясь на полученные знания.

(Организую работу по выполнению индивидуальных заданий в парах с последующей проверкой. Выполняют задания в рабочих тетрадях в парах. Осуществляют самопроверку)

- Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена и не закрашена.

(Слайд 15.)

8. Включение в систему знаний и повторение

Целевая установка: Учиться применять новые знания в системе.

Выполнение мат. диктанта и его проверка по эталону.

(Слайд 16.)

Вернёмся к примеру, который считали в начале урока.

Сколько получится в ответе? (Слайд 17.)

Подводим итоги урока, считаем итоговый балл, выставляем оценки.

Лист контроля достижений на уроке.

№ п\п

Этапы урока

Достижения

1



2



3



4



5



6



7



8




Итог



9. Домашнее задание: №675,№677. Творческое задание - придумать загадку об обыкновенной дроби. (Слайд 18.)

10. Рефлексия (Слайд 19.)

У каждого на парте в конвертике находятся рисунки. Выберите пожалуйста тот из них, который соответствует вашему восприятию урока. Продемонстрируйте, что вы выбрали.

Урок окончен. Молодцы! Спасибо за работу на уроке! (Слайд 20.)
















Самоанализ урока.



Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби.

Задачи: - обучающие: ввести понятие «доли», «обыкновенные дроби»; сформировать умения записи, чтения обыкновенных дробей, а так же их отображения на числовом луче; 

 -развивающие:  развивать мыслительные навыки учащихся; развивать «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

-воспитательные:  воспитывать коммуникативные умения;  способствовать выработке положительных мотивов обучения; поощрять самостоятельность и инициативу.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная тема рассматривается в разделе «Обыкновенные дроби». Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя системно-деятельностный подход; информационно-коммуникативные технологии; игровую и здоровьесберегающую технологии; технологию уровневой дифференциации.

Как видите, класс работоспособный, любознательный. В основном дети имеют хорошие вычислительные навыки. Поэтому особенно удалась устная работа на этапе актуализации знаний.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Урок был проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

Считаю, что цели и задачи этого урока достигнуты.

Урок поставленной цели достиг. Перспективы на будущее:

продолжать учить ребят работать в группах, в парах. Учить ребят выражать свои мысли. Добиваться от ребят точных и правильных ответов.







Заключение.

Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.



ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ


  • Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущего 5 класса.

  • Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.

  • Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

  • Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».

  • Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

  • Проведение родительского собрания.

  • Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.

  • Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).

  • Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.

  • Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.

  • Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

  • Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».




Литература.

Мерзляк А.Г. Математика: программы: 5–9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

М.С. Якир, Е.В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с

Мерзляк А.Г. Математика: программы: 5–9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

М.С. Якир, Е.В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с


Мерзляк А.Г. Математика: программы: 5–9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

М.С. Якир, Е.В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с

  • Мерзляк А.Г. Математика: программы: 5–9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

  • М.С. Якир, Е.В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с

  • Мерзляк А.Г. Математика: программы: 5–9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,

  • М.С. Якир, Е.В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с

  1. Алексеева Е. В. Проблема преемственности ФГОС начального и общего образования // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 4-6.

  2. Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы.  – М.: Просвещение, 2011

  3. Математика: программы: 5-9 классы/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко, М.:Вентана-Граф, 2013.

  4. Мерзляк А.Г. учебники математики 5-6 классы

  5. Моро М.И. Учебники по математике 1-4 классы

6.https://xreferat.com/71/4720-1-osobennosti-obucheniya-elementam-geometrii-v-5-6-klassah-s-poziciiy-propedevtiki-izucheniya-geometrii-v-sredneiy-shkole.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!