СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемный подход в обучении

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТАТЬЯ О ПРОБЛЕМНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТАМ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦИКЛА. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Просмотр содержимого документа
«Проблемный подход в обучении»

Дунец Асият Ибрагимовна,

учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «СОШ № 3».


Проблемный подход в обучении

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.

Одним из важных элементов нового педагогического мышления, нового взгляда на урок и весь учебный процесс является изменение взгляда на ученика как на субъект воспитания и обучения. Личность ученика ставится в настоящее время в центр учебного процесса, что требует от учителя переосмысления целей и задач урока опять же с позиции ученика. Отсюда всё чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к ещё не решённым задачам, может быть, ещё не вполне доступным для данного возраста заданиям, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решать.

Основными элементами проблемного обучения считают создание проблемных ситуаций и решение проблем.

Главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия. Для того, чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. И то, и другое имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. Соподчинённость основных понятий проблемного обучения можно представить в виде простейшей структурной схемы.


Основные понятия проблемного обучения

Проблемное обучение – это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности ученика.

Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения ученика.

Проблема – это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение.


Основу проблемного обучения составляют:

  • создание на уроках различных проблемных ситуаций;

  • организация учащихся на их анализ;

  • обучение учащихся решению проблем;

  • формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему.


Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся.


Проблемное обучение реализуется

с помощью следующих методов:

  • частично-поискового, или эвристического;

  • проблемного изложения;

  • исследовательского.


В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно.


В решении проблемы учащимися

можно выделить следующие этапы:

  • осознание проблемы, вскрытие противоречия;

  • формулирование гипотезы исходя из данных условий;

  • доказательство гипотезы;

  • общий вывод.

Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приёмами учебной деятельности, как:

  • нахождение разрыва в связях;

  • выдвижение гипотезы;

  • переформулировка требований вопроса;

  • применение общего положения гипотезы к отдельным примерам;

  • установление комплекса причинно-следственных связей.


Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблемы.


Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им целесообразно предложить следующую памятку:


I этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • внимательно прочитать вопрос;

  • найти условие и требование вопроса;

  • определить, что дано в условии и что требуется найти;

  • вспомнить, что уже известно об этом объекте или явлении, какие причинно-следственные связи его объясняют;

  • сопоставить ранее полученные знания и новую информацию;

  • выявить на основании такого сопоставления противоречие, скрытое в вопросе.

II этап. Формулирование гипотезы.

  • Высказать предположение о причинах возникновения явления или объекта, сформулировать гипотезу.

III этап. Доказательство гипотезы.

  • Необходимо поставить новый вопрос;

  • исходя из предположений, высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос;

  • по возможности проверить свой ответ.

IV этап. Общий вывод. Ответить на вопросы:

  • какие новые знания вы получили?

  • Что вы узнали нового о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект.


Овладение опытом творческой деятельности происходит в процессе выполнения учащимися проблемных заданий, построенных на содержании программного материала. Для достижения реальных результатов обучения необходима система таких заданий. Наряду с разработкой отдельных проблемных заданий разрабатываются возможности осуществления проблемного подхода к изучению целых тем. При этом формулируется основная учебная проблема темы, которая затем делится на несколько частных. Это даёт возможность организовать обучение логике, приближающейся к научному поиску. Познавательная деятельность учащихся принимает общий творческо-поисковый характер, направленный на разрешение как основной, так и её частных проблем.

В последние годы в теории проблемного обучения появились понятия «традиционного» и «реального» проблемного обучения.

Традиционное проблемное обучение предполагает решение проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возможностям учащихся.

Реальная проблема имеет два признака: она личностно значима для учащихся и требует от них действия по сбору необходимой информации, поиску путей её решения и, что считается особенно важным, деятельности в соответствии с найденным решением.

Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жёстких указаний. В случае затруднений учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания.

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!