СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы изучения средневековой истории Японии в рамках курса всеобщей истории в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемы изучения средневековой истории Японии в рамках курса всеобщей истории в школе.»

Кузьминов Д. А.
МБОУ СОШ № 2 г. Серпухова



Проблемы изучения средневековой истории Японии в рамках курса всеобщей истории в школе.

Процесс изучения истории в школе организовывается на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающему в качестве требований к реализации образовательных программ использование различных образовательных технологий, а также способствование развитию способностей учащегося, формированию и развитию его личности с учетом разницы мировоззренческих подходов обучающихся1.

Примерная программа изучения истории в школе разрабатывается на основе ФГОС ООО и ФГОС СОО. В связи с этим, вопрос изучения самурайского сословия в школе, будет рассмотрен исходя из требований данных стандартов.

Современное содержание курса всеобщей истории в школе полностью ориентированно на изучение истории Западных стран, оставляя странам Востока лишь крупицы образовательного времени, что на мой взгляд, вредит формированию полноценной системы научных знаний и мировоззрения учеников. Тема «средневековая Япония» изучается на рамках курса всеобщей истории за 6 и 10 классы, и, не смотря на то, что данная тема в большинстве случаев слабо раскрывается в школьных учебниках, её изучение способствует полноценной реализации целей изучения всеобщей истории в школе. На протяжении всего периода средневековья, Япония была замкнутым, обособленным государством, находившемся на периферии и слабо затронутым мировым процессам, происходившим на континенте, вследствие чего, в ней сформировались самобытный жизненный уклад и неповторимая культура. Исходя из этого, более подробное изучение средневековой Японии в школе значительно дополняет реализацию следующих требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по ФГОС ООО: личностных: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; предметных: овладение базовыми историческими знаниями и представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах2. В контексте ФГОС СОО, при изучении данной темы, дополняется реализация следующих требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностных: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; предметных (базовый и углубленный уровни): владение комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; владение навыками исторической реконструкции с привлечением различных источников; владение системными историческими знаниями3. При изучении данной темы может реализовываться весь спектр метапредметных результатов диктуемых ФГОС ООО и ФГОС СОО.

Изучение средневековой Японии в 6 классе происходит на основе линейного подхода, установленного ФГОС основного общего образования. В основе линейного подхода, изучение истории средних веков VI-XV вв. в рамках всеобщей истории, синхронизируется с изучением истории России периода «от древней Руси к Российскому государству VIII –XV вв.». В 10 классе средневековая Япония изучается на основе концентрического подхода. Содержание школьного курса всеобщей истории ориентировано на историко-культурный стандарт по всеобщей истории (проект), согласно которому изучение средневековой истории Японии должно осуществляться, основываясь на раскрытии и изучении следующих понятий: своеобразие развития Японии, самураи, сёгунат, синтоизм, культура Японии4.

Согласно требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации, обучение всеобщей истории может осуществляться по следующим учебникам, включенным в федеральный перечень учебников, как в 6 классе, например: Агибалова Е. М., Донской Г. М. «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс»5; Пономарев М. В., Абрамов А. В., Тырин С. В. «Всеобщая история. История средних веков. 6 класс»6; так и в 10 классе, например: Уколова В. И., Ревякин А. В. «Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни»7.

В данной статье были рассмотрены и проанализированы два учебника по всеобщей истории для 6 класса, в рамках которых происходит изучение средневековой Японии. Первый является наиболее распространенным в образовательном процессе и изучение средневековой Японии в нем происходит в рамках совместного изучения Китая, Индии и Японии, а второй представляет собой единственный учебник из федерального перечня для 6 класса, в котором изучению средневековой Японии уделен целый параграф, наиболее полно раскрывающий данную тему. Так же проанализирован один учебник для 10 класса, в котором изучаемая тема представлена наиболее объемно. Другие учебники из федерального перечня по форме изучения темы и её содержанию являются аналогичны рассмотренным. Так же проанализированы методические пособия к учебникам, содержащие в себе информацию об основных аспектах изучаемой темы.

Учебник Агибаловой Е. М., Донского Г. М. рассматривает средневековую Японию в рамках параграфа «Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония». Большое внимание в тексте уделяется географическому описанию Японии и коренных хозяйственных занятий. Политическая история средневековой Японии описывается крайне поверхностно. Указывается об образовании Нарской монархии в VII – VIII веках и положении крестьян при монархии и развитии страны. Большое внимание при раскрытии темы уделяется самурайскому сословию и сёгунату, однако причины возникновения данных явлений описываются крайне поверхностно. Не раскрываются особенности сёгуната как формы правления. Рассматривая самурайское сословие, акцентируется кодекс чести «бусидо». В вопросах изучения культуры основное внимание уделяется рассмотрению письма и театра. При рассмотрении Японской религии авторы ограничиваются буддизмом. Параграф снабжен иллюстративным материалом, выдержкой из источника «Хагакурэ», с вопросами к нему, призывающими порассуждать учеников над самурайскими качествами, а так же вопросами, ориентированными на работу с полученной информацией, и вопросами при ответе на которые ученики должны провести исследования и размышлять над проблемами8. Методическое пособие к данному учебнику предполагает, что на выходе, ученики должны уметь объяснить влияние природы Японии на хозяйственные занятия, и с помощью терминов сёгун и самурай, уметь охарактеризовать общественное устройство и социальную структуру Японского государства. Так как средневековая Япония изучается вместе со средневековыми Китаем и Индией, то её изучение должно проходить в контексте выделения и рассмотрения их общих особенностей, а основная идея содержания параграфа заключается в раскрытии культурных достижений стран Азии в средневековый период. Особое внимание необходимо уделить влиянию Китая на Японскую культуру и хозяйственную жизнь. Путем заполнения таблицы характеризующей страну, ученики получат возможность увидеть как общее, так и частное в истории и культуре изучаемых стран. Так же данная тема дает возможность подготовить учениками исследовательский проект «Самураи и европейские рыцари», который позволит более основательно познакомиться с самурайским сословием9.

В учебнике Абрамова А. В., Пономарева М. В., Тырина С. В. средневековая Япония изучается в рамках отдельного параграфа. Начинается изучение истории Японии со знакомства с её географическим положением, природными особенностями, населением и хозяйственными занятиями. Переходя к изучению Японского государства, авторы уделяют внимание изучению мифологической составляющей данного процесса и первых государственных образований на территории Японского архипелага. Обстоятельно рассматривается период сильной императорской власти: упоминаются реформы 645 года и их последствия для общественной жизни, говорится о главных аристократических родах и описывается, как осуществлялось управление страной. Содержательно раскрывается институт самурайства: несмотря на отсутствие информации по возникновению самурайского сословия, хорошо раскрывается его социальный состав, форме существования, подробно описывается моральный облик самурая, путем рассмотрения некоторых постулатов бусидо. Причины и процесс прихода к власти сёгунов не раскрываются, однако хорошо описываются изменения в управлении страной. Касаясь вопроса культуры средневековой Японии, большое внимание уделяется рассмотрении религии. Раскрываются характерные особенности религий синтоизма и буддизма, а развитие в Японии письменного искусства и архитектуры, рассматривается как прямое влияние буддизма. Параграф снабжен иллюстративным материалом, вопросами по ходу параграфа для вспоминания материала, изученного в других темах, так и в конце параграфа для закрепления изученного, а так же в конце параграфа вынесены основные даты, термины и отрывок из источника10. Методическое пособие по данному учебнику предлагает изучать средневековую Японию совместно со средневековым Китаем. Образование и развитие государства в Японии, должно рассматриваться во взаимосвязи с подобными процессами в Китае, подчеркиванием влияния Китая на Японию, а так же специфических природных условий. При описании самурайского сословия предлагается провести параллель с европейским рыцарством. Необходимо отметить историю взаимоотношений Китая и Японии с монголами. При изучении культуры и религии Японии, необходимо главное внимание уделить изучению основных положений синтоизма, влиянии буддизма и Китая на культуру Японии. Методическое пособие подразумевает выполнение учениками проектно-исследовательских работ по темам: «Китай и Япония в Средние века», «Религия и культура средневековой Японии», «Императорская власть в Японии и Китае: сходства и различия»11.

Учебник Уколовой В. И., Ревякина А. В. для 10 класса рассматривает средневековую Японию в рамках параграфа «Китай и Япония в Средние века». Изучение истории Японии начинается с рассмотрения становления государственности, что активно перемежается с информацией о социальном устройстве общества, духовной культурой, характере власти и внешними связями с Китаем. Отмечаются основные периоды ранней японской истории. Описывается эпоха правления рода Фудзивара, акцент делается на реформах управления и войска, описывается появления сёгунов. Самурайское сословие рассматривается с точки зрения его социальной структуры и его духовной составляющей. Описание периода правления сёгунов сводится к краткому описанию основных исторических войн и событий данного периода, немного описывая состояние общества в стране. Параграф снабжен картой и иллюстрацией, а так же заданиями по работе с текстом параграфа и вопросами для повторения12. Методическое пособие к данному учебнику предлагает изучать Японию в Средние века совместно с Индией и Китаем, вследствие чего ученики должны осознать их вклад в становление мировой цивилизации, осуществить сравнение их политической истории, и выделить особенности их цивилизационного развития. По предлагаемому плану, изучение должно начинаться с рассмотрения основных исторических событий с I по XVI века, далее идет изучение этапов цивилизационного развития каждой страны в период средневековья, для Японии охватывается время с III по XVI века, в рамках которых указываются основные социально-экономические и политические изменения в государстве. Заканчивается урок изучением религии и культуры13.

Таким образом, не смотря на то, что изучение в школе средневековой Японии регулируется Законом об образовании, федеральными государственными образовательными стандартами и историко-культурным стандартом по всеобщей истории (проект), а содержание проанализированных школьных учебников в целом соответствует требованиям историко-культурного стандарта, по итогу, смешивание изучения истории нескольких государств Востока в 1 параграфе, на который как правило отводится 1 урок, лишает учеников возможности полноценно познакомиться с культурой, традициями и историей данных стран, что в итоге негативно отражается на его дальнейших представлениях о мире. Как показывает практика, под конец школы, история стран Востока является белым пятном в исторических и культурных знаниях выпускников.











Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ред от 31.12.2015) [Электронный ресурс] / Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс] / Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365

  4. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории (проект) [Электронный ресурс] / Сайт Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого – URL: http://www.tsput.ru/his_seminar/progect.pdf

  5. Агибалова Е. М., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М., 2012. 288 с.

  6. Пономарев М. В., Абрамов А. В., Тырин С. В. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. М., 2013. 272 с.

  7. Уколова В. И., Ревякин А. В. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. М., 2012. 367 с.

  8. Игнатов А. В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского): пособие для учителей общеобразоват. организаций. М., 2014. С. 91–95.

  9. Абрамов А. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: методическое пособие к учебнику С.В. Пономарева, А.В. Абрамова, С.В. Тырина. М., 2016. С. 198–209.

  10. Несмелова М. Л., Уколова В. И., Ревякин А. В. История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М., 2014. С.110–118.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс] / Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

3 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс] / Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365

4 Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории (проект) [Электронный ресурс] / Сайт Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого – URL: http://www.tsput.ru/his_seminar/progect.pdf

5 Агибалова Е. М., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М., 2012. 288 с.

6 Пономарев М. В., Абрамов А. В., Тырин С. В. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. М., 2013. 272 с.

7 Уколова В. И., Ревякин А. В. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. М., 2012. 367 с.

8 Агибалова Е. М., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений . М., 2012. С. 260–264.

9 Игнатов А. В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского): пособие для учителей общеобразоват. организаций. М., 2014. С. 91–95.

10 Пономарев М. В., Абрамов А. В., Тырин С. В. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. М., 2013. С. 242–249.

11 Абрамов А. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: методическое пособие к учебнику С.В. Пономарева, А.В. Абрамова, С.В. Тырина. М., 2016. С. 198–209.

12 Уколова В. И., Ревякин А. В. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. М., 2012. С. 167–171.

13 Несмелова М. Л., Уколова В. И., Ревякин А. В. История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М., 2014. С.110–118.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!