СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение на уроке физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности студента.  Педагогическая деятельность учителя направлена на  комплексный подход  преподавания  физической культуры и является важнейшим  средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Решая задачи физического воспитания, необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.  Конечно, одни только традиционные технологии уже не могут, в полной мере, помочь   максимально реализовать поставленные цели и задачи.  Использование широкого спектра современных педагогических технологий дает  возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное  время и добиваться высоких результатов обученности студентов. Одним из современных методов образования является проблемное обучение, и педагоги по физической культуре, безусловно, ищут эффективные пути применения его на своих занятиях. Проблемное обучение имеет большое образовательное значение: оно удовлетворяет потребности студентов в знаниях, способствует их интеллектуальному развитию, более глубокому осуществлению личностно-ориентированного воспитания.

      Первый этап это создание проблемной ситуации, это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой не возможностью это сделать при помощи наличия запаса знаний или с помощью знакомых способов действия. И создающие потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действия.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроке физической культуры»

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Матенчук Михаил Иванович

Нижневартовский социально- гуманитарный колледж,

преподаватель физической культуры

г.Нижневартовск

На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности студента. Педагогическая деятельность учителя направлена на  комплексный подход  преподавания  физической культуры и является важнейшим средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Решая задачи физического воспитания, необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Конечно, одни только традиционные технологии уже не могут, в полной мере, помочь  максимально реализовать поставленные цели и задачи. Использование широкого спектра современных педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное  время и добиваться высоких результатов обученности студентов. Одним из современных методов образования является проблемное обучение, и педагоги по физической культуре, безусловно, ищут эффективные пути применения его на своих занятиях. Проблемное обучение имеет большое образовательное значение: оно удовлетворяет потребности студентов в знаниях, способствует их интеллектуальному развитию, более глубокому осуществлению личностно-ориентированного воспитания.

Первый этап это создание проблемной ситуации, это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой не возможностью это сделать при помощи наличия запаса знаний или с помощью знакомых способов действия. И создающие потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действия. Для создания проблемной ситуации необходимо выполнения ряда условий (требований):

- Наличие проблемы.
- Оптимальная трудность проблемы.
- Значимость для студентов результата разрешения проблемы.
- Наличие у учащихся познавательной потребности и познавательной активности .

Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности студентов. На этом этапе определяется, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному известному. Все это позволит сформировать проблему и представить её в виде цепочки проблемных задач. Проблемная задача отличается от проблемы чёткой определённостью того, что следует определить. Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задач и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предложений и гипотез.
Роль педагога и студента на четырёх стадиях решения проблемы может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если выполняет студент, то это исследовательский метод.
Проблемное обучение побуждает студентов к решению индивидуального физического развития, физической и двигательной подготовленности, содействует приобретению специальных понятий и знаний о здоровом и гармоничном развитии человека, отражает запросы в физическом самосовершенствии.
Информативные задачи, поставленные преподавателем на занятиях, носят дидактически последовательный и образовательный характер. Они содействуют стремлению студента к знаниям на занятиях физическими упражнениями и обеспечивают готовность к индивидуальному решению задач физического воспитания на уроках физической культуры, при выполнении домашних заданий, самостоятельных тренировках, направленных на развитие физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости.
Индивидуально личностно- ориентированные формы выполнения физических упражнений наиболее эффективны, так как двигательные действия, производимые студентами, точно рассчитаны по набору упражнений, объёму, дозировкам на индивидуального студента, чего нельзя полной мере достигнуть в коллективных способах выполнения движений. В сочетании урока физической культуры, тренировки спортивной секции, часа здоровья и др., это значительно повышает результативность процесса физического воспитания.
Усвоение специальных знаний и физкультурно-спортивных умений происходит на занятиях физическими упражнениями путём самостоятельного приобретения системных сведений в области физической культуры и спорта, а так же практического освоения двигательных действий на уроке и в самостоятельных занятиях. Это осуществляется на основе оценки индивидуального уровня здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности.
Педагогический контроль за усвоением знаний и умений осуществляется общепринятыми способами при оценки выполненных студентом нормативных требований (Российский образовательный стандарт по физической культуре) и определение результатов воздействие физических упражнений на организм студента. Он направлен на коррекцию задач, средств, методов и форм занятий, действий учителя и студентов на пути физического самосовершенствия. При этом следует обучить студентов различным способом самоконтроля на занятиях физической культурой. Формирование потребности и создание условий для самостоятельного приобретения физкультурно-спортивных знаний и умений является существенной заботой преподавателя физической культуры и способствует побуждению к индивидуальному и умелому выполнению физических упражнений с пользой для собственного здоровья.
Коррекция педагогических действий преподавателя направлена на достижение более высоких по сравнению с исходными результатов в обозримых отрезках занятий. При этом необходимо научить студента регулярно проводить срезы личных достижений, вселяя динамику успеха, и затем с помощью преподавателя физической культуры выстраивать дальнейшею стратегию занятий на перспективу. Осуществляется выход на новый уровень задач физического воспитания.
Преподаватель в контакте со студентами, на основе педагогического сотрудничества с семьей путём совместной развивающей деятельности выходит на управляющую систему занятий физическими упражнениями и самостоятельными форми физического воспитания. Управление выражается в подержании оптимального режима работы педагога и студентов, в повышении профессионализма и культуры педагогической деятельности, настроенной на эффективное физическое воспитание.

Изложенная методика способствует развитию репродуктивного мышления, формирует логическую память, содействует решению задач индивидуального воспитания студентов, приучает решать различные вопросы личностно- ориентированной физической и двигательной подготовки. Студент, таким образом, приходит к пониманию учебного предмета «Физическая культура» как базовой области образования, формирует своё физическое и духовное здоровье, что приводит его к пониманию физической культуры, как части современной культуры общества, к развитию личности студента.
В свете казанного выше о продуктивных методах, можно отметить достоинства проблемного обучения в целом:

Проблемное обучение учит мыслить логично, творчески, научно.
Проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску знаний.
Проблемное обучение учит преодолевать затруднения.
Проблемное обучение делает учебный материал более доказательным, способствует превращению знаний в убеждения.
Проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению занятиям физическими упражнениями.

Проблемное обучение формирует и развивает познавательны интересы.

Проблемное обучение формирует творческую личность


Используемая литература:

1. Н.Я. Лернер . Проблемное обучение. М. , 1974г.
2. A.M. Матюшкин. Проблемное ситуации в мышлении и обучении. М., 1972г.

3. А.А. Радугина. Психология и педагогика. М., 2003г.

4.М.И. Скаткин. Совершенствование процесса обучения. М.,1971г.

5.Ю.А. Янсон. Физическая культура в школе. Ростов - На – Дону, 2004 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!