СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

При переходе на ФГОС проблемное обучение становится центральным. Вместо привычных уроков результативней подойти к проблеме и через её решение сделать определённый вывод, обобщить сказанное. Не учитель, а сам ученик ищет решение, задумывается на поставленным вопросом, учитель же, в свою очередь, лишь правильно организовывает урок и направляет к теме обсуждения.

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека, ученик становится главным в цепочке «учитель-ученик» .

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др .

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроках русского языка»

Проблемное обучение на уроках русского языка.

Введение

При переходе на ФГОС проблемное обучение становится центральным. Вместо привычных уроков результативней подойти к проблеме и через её решение сделать определённый вывод, обобщить сказанное. Не учитель, а сам ученик ищет решение, задумывается на поставленным вопросом, учитель же, в свою очередь, лишь правильно организовывает урок и направляет к теме обсуждения.

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека, ученик становится главным в цепочке «учитель-ученик» [1].

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др [1].

Проблемное обучение сегодня является приоритетным направлением в образовании, так как оно обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися. Использование проблемного обучения может способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе [4]. Школьникам становится неинтересно на уроке. И если учитель не использует активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные, то происходит разрыв между содержанием того, что предлагает детям взрослый и реальными возможностями самого ученика.

Имея опыт работы в школе, я могу утверждать, что именно проблемное обучение способно раскрыть талант ребёнка, повысить интерес к изучаемому. Поэтому для повышения мотивации учащихся на уроке русского языка я стараюсь проводить уроки по технологии проблемного обучения. Для темы исследования выбрала тему: «Реализация технологий деятельностного типа на уроках русского языка и литературы в рамках проблемного обучения на уроках русского языка».

Цель работы стоит в изучении и раскрытии теоретических аспектов проблемного обучения в школе.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью современного общества в формировании творческого самостоятельного ученика с возможностью выражать свои мысли, уметь работать в коллективе, самостоятельно подходить к решению сложных вопросов.

Задачи проблемного обучения:

  1. рассмотреть проблемное обучение как деятельностный подход

  2. сопоставить традиционное и проблемное обучение

  3. рассмотреть проблемное обучение на примерах уроков русского языка

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении: расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.

Проблемное обучение ставит своей задачей:

  • развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;

  • усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

  • воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

Методика проблемного обучения представляет собой систему действий, состоящую из 4 этапов деятельности:

  • увидеть, найти проблему (требует немалых усилий)

  • сформулировать проблему в виде проблемного вопроса (который требует ответа-размышления)

  • поиск вариантов решения (не меньше трех)

  • синтез рационального (оптимальный вариант решения).

Таким образом, можно выделить три вида проблемного урока:

  • проблемно-исследовательский (дети выполняют все четыре действия сами);

  • проблемно-поисковый (учитель предлагает проблему, а дети ищут варианты решения и оптимальный вариант);

  • проблемно-обобщающий (дети находят только оптимальный вариант).

Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется:

  1. степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученика в рамках данной проблемы;

  2. долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы.

Также немаловажно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться.

Все вышесказанное составило теоретические предпосылки моей работы. Я считаю, что методика проблемного обучения действительно позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.

В своей работе я не стремлюсь каждый урок сделать проблемным (это достаточно сложно). Для меня важна практическая направленность урока. Важно показать детям, что ответы на многие вопросы находятся рядом – в их повседневной жизни. Составление такого конспекта действительно позволяет организовать качественный урок. На таких уроках учащиеся сами формулируют тему и цели урока, делают выводы по заданным упражнениям по учебному материалу.

Работая по данной технологии, я получила следующие результаты:

  1. Учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, группах) над решением поставленных задач, в связи с их практической направленностью;

  2. В процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за «неправильность»;

  3. Ученики могут начать самостоятельно работать в любой момент.

  4. Постановка проблемы и решение её же учениками позволяет им сложный материал сделать лёгким и доступным.

Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла к следующим выводам.

Проблемное обучение обладает рядом достоинств:

  • При правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия побуждают задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения);

  • самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);

  • развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения);

  • Обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается);

  • Развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств выбираемого решения, аргументации).

Но проблемное обучение имеет и недостатки.

Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени.

В следующей главе рассмотрим подробней пример реализации технологий проблемного обучения на уроке русского языка.

Технология деятельностного подхода на уроках русского языка

Проблемное обучение невозможно полно оценить теоретически, его необходимо применить самому на уроках русского языка или литературы. Но,прежде чем подходить к рассмотрению урока, нужно помнить, приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков: актуализация знаний, постановка проблемы, «открытие» детьми нового знания. «Открытие» строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Большинство моих уроков построено на введении учеников в проблемную ситуацию.

Так на уроке 5 класса по теме: «Правописание и-ы после ц» проблем в строю на форме наводящего диалога: сначала на доске пишу стихотворение, в котором ребятам нужно найти слова с ци-цы.

Затем я начинала подводить их к теме:

  • Можно ли проверить слова?

  • В какой части слова находится данная орфограмма?

  • Почему где-то в словах после ц и, а где-то употребляется ы?

  • В каких частях речи?

  • Влияет ли часть речи и строение слова на постановку ы или и?

Здесь уже может возникнуть затруднение.

Сначала происходит сталкивание разных точек зрения учеников, где каждый ребёнок активно работает, размышляет. А затем уже все вместе приходим к алгоритму правописания и-ы после ц. Но опять же, работает и выказывается весь класс.

Итог проблемного урока- самостоятельное решение поставленных вопросов.подробное изучение данной темы. И в качестве закрепления ученики получают на до упражнение по книге и привести примеры предложений, согласно составленному алгоритму.

Можем рассмотреть урок русского языка в 8 «А» классе по теме: «Образование множественного числа и род у существительных». Сначала я через игру создаю проблемную ситуацию с «затруднением». Называю слова ученикам в единственном числе, ребята передают шарик и образуют множественное число, называя также род у полученных слов. Пока дети называют и передают мячик, я записываю все получившиеся слова на доске. После, сами ребята делают вывод: правильно ли они образовали множественное число? Можно ли у всех существительных образовать множественное число? И все ли слова имеют род? Ребята после высказываний приходят к выводу, что не у всех существительных так просто образовать множественное число (трудности возникли со словами: тюль,яблоки, забияка, апельсины), но и сложно оказалось определить род у полученных существительных. С ребятами подробно остановились на анализе названных слов, сделали вывод об образовании множественного числа, записали род слов.

В качестве закрепления информации и продолжения проблемного урока ученикам была задана на дом работа по рядам 1 ряд-образование единственного и множественного числа у лиц, разных профессий: ряд-овощей и фруктов, 3 ряд-мер измерения.

Таким образом, создание на уроке проблемной ситуации и решение поставленных вопросов, помогает сложный материал легко усвоить, сделать доступным. Такой урок становится намного эффективней, чем традиционной. Также ученики привыкают самостоятельно ставить вопросы, что им непонятно и подробно работать над их объяснением.

Заключение

Таким образом, проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует развитую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он стремится разрешить проблемы самостоятельно, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Проблемное обучение - фактор интеллектуального развития школьников. Каждый урок должен быть направлен не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует интеллектуальному развитию [5]. Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона, правила, закономерности.) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной творческой личностью.

Я пришла к выводу, что достоинствами проблемного обучения является высокая самостоятельность учащихся, формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося, развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1.В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применяется при формировании практических умений и навыков; 2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности и творческой активности, а это, прежде всег, сказывается на качестве знаний учащихся.

Список литературы

  1. Богоявленский, Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе [Текст].-М.,1959.- 230с.

  2. Буланова–Топоркова, М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии [Текст]. М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 г

  3. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

  4. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст]. - М., 1976.

  5. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы[Текст]. - М.: Знание, 1991.

  6. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / Книга для учителей[Текст]. - М.: Просвещение, 1977.

  7. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории[Текст]. - М.: Педагогика, 1975.

  8. Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963.

Приложение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!