СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение как образовательная технология

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение как образовательная технология»

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» - Фридрих Дистерверг.


Технология проблемного обучения

Перед современной школой ставятся сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации деятельности, учащихся на уроках.

Урок, построенный по принципу «учитель дает знания, а ученик просто их берет, не прилагая к этому особых усилий», в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям. Ученик должен уметь сам находить ответы на поставленные вопросы. Метод проблемного обучения как нельзя лучше подходит для решения таких задач.

Проблемное обучение – форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

Целями проблемного обучения являются:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Вот так выглядит примерная

Схема проблемного урока:

Учитель

Создаёт проблемную ситуацию*;

Направляет учащихся на её решение;

Организует поиск решения.

Ученик

Приобретает новые знания и способы работы с материалом;

Формирует своё отношение к проблеме

Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий, учащихся:

- выявление проблемы,

- формулирование,

- поиск решения;

- решение.

*Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Выделяется различать три основных вида (метода) проблемного обучения:

  1. Проблемное изложение знаний.

Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений.

При изучении темы «Новая экономическая политика» после ознакомления с сущностью НЭПа задается вопрос для рассуждений:

«Назовите отрицательные и положительные стороны введения новой политики в стране?»

Класс делится на две группы. Одна группа — это те, кто думает, что НЭП — положительное явление, другая — наоборот. После обсуждения между собой пытаются доказать, что НЭП — это хорошо, и приводят ряд примеров, которые характеризуют его с этой стороны. Другая группа, как бы споря, пытается привести отрицательные моменты НЭПа (авантюра, спекуляция, стремление сорвать временный куш и т. д.). Затем учитель делает анализ высказываний, и вместе с классом приходит к обобщению и выводу.

В данном случае, к тому, что политика НЭПа была все-таки по большей части положительной, так как удержала экономику страны на плаву.

2. Частично-поисковый. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.

Постановка проблемы с помощью картины. Учащимся предлагается какая-либо картина, рисунок или фотография. Объясняя те или иные фрагменты этой картины, разрешается проблема, которую учитель задает детям вместе с картиной. Обобщая все высказывания, создается какое-нибудь представление о том или ином явлении или событии, изображенном на картине.

Так, например, когда в пятом классе мы изучаем тему по истории древнего мира «Афинская рабовладельческая демократия», я обращаюсь всегда к картине учебника «Народное собрание в Афинах», по которой можно задать много вопросов, ответы на которые дадут полное представление о народном собрании.

Задаю такие вопросы: Где собиралось собрание? Кто приходил на собрание? Предположите, кого выгоняет с собрания стражник? Каким образом принимались решения? Кто выступал на собрании? Сюжет картины позволяет ответить на эти вопросы.

В результате, с помощью картины и логических рассуждений по ней мы имеем представление о народном собрании в Афинах, которое дополняет нам тему «Афинская рабовладельческая демократия».

Исследовательский метод обучения. Ученики, осознав поставленную проблему, сами намечают план поиска, строят предположение, обдумывают способ ее проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, доказывают, делают выводы. Такой метод возможен, когда ученики достигли такого уровня умственного развития, что они в состоянии осуществлять самостоятельно все этапы поисковой деятельности – от начала до конца в их логической последовательности

Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники, энциклопедии). Так, например, при изучении темы «Русско-турецкая война», в 8 классе учащиеся с помощью словаря ищут значение нового слова « » или готовят ответ на вопрос почему генерала Скобелева называют «белым» генералом?

Примеры

Познавательных вопросы и задания: введение элементов проблемного обучения в 5-6 классах. На этом этапе в начале урока даю учащимся познавательные задания: выяснить причины, предпосылки, значения, последствия исторических событий. Решение познавательного задания происходит в процессе объяснения учителя, самостоятельной работы с учебником, с документами.

5 класс. История Древнего мира.

- Подумайте, в чем была главная причина возникновения неравенства. Могло ли оно появиться в родовой общине.

- Докажите, что усовершенствование орудий труда способствовало изменению всей жизни первобытных людей, занятий, коллективов самого человека.

- Подумайте, какие природные условия способствовали производительности труда и развитию хозяйства, какие задерживали.

- Объясните, как изменилась жизнь египтян с появлением излишков. Подумайте, чем этиизме нения были вызваны. К чему они могли привести?

6 класс. История России.

Урок по теме: «Куликовская битва».

- Почему русская рать одержала победу над войсками Мамая?

6 класс. История Средних веков.

- Тяжелый плуг на колесах был известен уже в Древнем Риме в I веке нашей эре, но как орудие труда для вспашки земли он появился лишь в некоторых хозяйствах франков не раньше IX века.

Логическое задание: Чем можно объяснить медленное распространение усовершенствованного плуга в средневековой Европе? О чем свидетельствует этот факт?

Задание с ситуацией предположения.

6 класс.

- Что произошло, если бы Дмитрий Донской проиграл Куликовскую битву?

7 класс.

Тема: «Россия в начале XVII века».

Проблемное задание: представим себя в обстановке начала XVIIвека, в условиях воцарения на престоле Лжедмитрия II. Что следовало бы на ваш взгляд предпринять правительству Василия Шуйского? А как действовало правительство? Почему?

Задания с ситуацией неопределенности.

7 класс.

- «Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится от великого числа продавцов и от вольного умножения товаров». Кому, Петру I или Екатерине II принадлежат эти слова? Обоснуйте свою точку мнения.

6 класс

- «Откуда есть, пошла земля Русская?» Историки отвечают по-разному

Проблемные задания с ситуацией выбора.

5 класс.

- Одни ученые считают, что человек выжил в ледниковый период благодаря тому, что он

научился пользоваться огнем, создал более совершенные орудия труда и изобрел одежду. Другие ученные возражают им в последней части суждения - одежда отпугивала врага, смягчала удар по телу, носила ритуальный характер. Если бы вы были участниками спора кого бы вы поддержали?

Почему?

Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек, пословиц.

Например, при изучении особенностей развития сельского хозяйства и положения крестьянства в начале прошлого века можно задать следующий вопрос: «Попробуйте объяснить, почему у народа-труженика родились такие диаметрально противоположные по смыслу поговорки: 
Как ни мечи, а лучше на печи. От безделья и то рукоделье. - Кто много лежит, у того и бок болит. От работы не будешь богат, а будешь горбат. – Труд человека кормит, а лень портит».

Урок с применением ИКТ

Например, по теме «Политическая система СССР в 30-е гг.» На уроке был поставлен проблемный вопрос: был ли в СССР 30-х годов тоталитарный режим? Учащимся в ходе урока были предоставлены карточки с алгоритмом и пять папок на компьютерах, содержащих документы, раскрывающие проблему, определенная часть которых были либо не достоверны, либо не относящиеся к вопросу. Дети в ходе работы должны были найти, сравнить и сопоставить их, в результате чего дать аргументированный ответ по каждому из заданий, а в конце урока вывод по поставленной проблеме. Логика ответа с опорой на документы была главным критерием оценивания. Отличные результаты работы показали понимание учащимися темы.

Сознательный выбор эффекта бумеранга.

Учитель может придумать такое изложение материала, чтобы вызвать огонь (критику со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала. Особенно удачно это проходит при оценке какой-либо исторической личности, взаимоотношений между политическими деятелями, партиями и т.д.




«Мозговой штурм»

Используется для генерации идей; распределяются роли внутри группы (координатора, секретаря); после выработки коллективного решения внутри группы делаются сообщения от разных групп

«Снежный ком»

Сначала проводится работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее; далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них; в конце работы все учащиеся попадают в одну группу - делают сообщения о своей работ

Технология проблемного обучения носит общепедагогический
характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой
образовательной ступени, и потому может использоваться каждым
учителем. Уроки, на которых дети сами определяют тему, выявляют
трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия
детям.

Таким образом, данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Поэтому возвращаясь к эпиграфу, с которого мы начали, перефразируя мысль немецкого педагога, можно сказать:

«Плохой учитель преподносит истину, хороший не только учит, но и сам постоянно учиться её находить»
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!