“ ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СТИХОТВОРЕНИИ А. Т. ТВАРДОВСКОГО “Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ”
Материалы к уроку литературы в 9 классе
Подготовила учитель русского языка и литературы
МОУ ОШ№ 1 им. А. Стенина г. Снежное Рештаненко Т.А.
- От героев былых времен
- Не осталось порой имен,
- Те, кто приняли смертный бой,
- Стали просто землей, травой.
- Только грозная доблесть их
- Поселилась в сердцах живых…
(песня из к/ф «Офицеры»)
- «Память – одно из важнейших свойств бытия. Благодаря ей прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным в прошедшее. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.
- Д.С. Лихачев
- Здесь представлены важные страницы в жизни отдельного человека и всего человечества. Благодаря им мы учимся понимать чувство Родины, товарищества, доблести.
Что такое война?
- Война в истории – факты, события, конкретные люди.
- Война в литературном произведении – тема, предмет изображения. Литература не просто бережет в памяти события – она передает мысли, чувства, настроения, сознание сопричастности с Родиной, долг защищать ее, помочь в трудную минуту.
ОБРАЗ ВОЙНЫ:
- жертвы;
- противостояние;
- ломка человеческих судеб;
- нравственный выбор человека.
Образ войны в литературном произведении
- 1. Историческая эпоха.
- 2. Художественный образ:
- - судьбы героев;
- - поведение людей;
- - чувства, мысли, мировосприятие.
- 3. Отношение автора.
А.Т.Твардовский (1910 – 1971)
- «Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствами, мыслями, природе, быту…»
- С.Маршак
- «Ради жизни на земле»
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ
РЖЕВОМ»
1945 – 1946 гг. сборник
«Послевоенные стихи»
История произведения
- Стихотворение «Я убит подо Ржевом...» написано после войны, в конце 1945 и в самом начале 1946 года.
Ржевская битва в истории
- Ржевская битва 1941 -1943 гг. – самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками. На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии «Центр» для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят – немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.
Книги ржевских краеведов, картины тверских художников и мемуары немецких генералов пытаются разорвать полувековой заговор молчания официальных историков.
Ржевская битва 1941 – 1943 гг.
Повод для написания
Стихотворение написано на реальной основе. Его герой - Владимир Петрович Бросалов. Он лежал в госпитале имени Н.Н. Бурденко после тяжелого пулевого ранения в голову. Навестить раненых пришел Александр Твардовский. В тот же день к раненому сыну пришла мать. Она показала Александру Трифоновичу похоронку.
В ней говорилось, что Владимир убит в боях за город Ржев: "Ваш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области". Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев, и слово свое сдержал: вскоре "Я убит подо Ржевом" прозвучало на всю страну.
Авторский комментарий к стихотворению «Я убит подо Ржевом»
- «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе,- так … можно определить это чувство.»
- (1969)
Я убит подо Ржевом
Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете.
Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки
Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» ведётся от имени погибшего воина. Эту особенную форму автор счёл "наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле»" (Твардовский А. Статьи и заметки о литературе. С. 208). Герой произведения близок автору своей остротой восприятия событий, преданностью Родине, верой в победу.
Где похоронен герой?
Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облаком пыли Ходит рожь на холме.
Я — где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе.
Где — травинку к травинке — Речка травы прядет, Там, куда на поминки Даже мать не придет.
Цвета войны и мира в стихотворении
«Я – где корни слепые ищут корма во тьме…»
« Наши очи померкли, пламень сердца погас…»
КРАСНЫЙ, АЛЫЙ, ЦВЕТ ОГНЯ:
«Я – где крик петушиный на заре по росе…»
«Фронт горе, не стихая, как на теле рубец…»
«В нем, том счастье, бесспорная наша кровная часть…»
«Где травинку к травинке речка травы прядет…»
РАЗНОЦВЕТЬЕ, БЕЛЫЙ:
«Ах, своя ли, чужая, вся в цветах иль в снегу…»
Цветовые символы
- ЧЕРНЫЙ: смерть, траур, гибель, поражение, потери, разрушение, зло.
- КРАСНЫЙ, АЛЫЙ, ЦВЕТ ОГНЯ: кровь, раны, пожарища, зарево
- ЗЕЛЕНЫЙ: жизнь, мир, спокойствие.
- БЕЛЫЙ: святость подвига.
- РАЗНОЦВЕТЬЕ: разнообразие и пестрота жизни, радость.
Завещание живым…
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она – спасена…
И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Кто из рук наших знамя
Подхватил на бегу…
Что я больше могу?..
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить…
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое –
В память воина – брата,
Что погиб за нее.
Жизнь вечна
- «Жизнь вечна, народ вечен, как бы ни были трагичны потери и как бы тяжки не были испытания, -такова идея этого стихотворения.»
критик А. Тарасенков
УРОКИ ВОЙНЫ:
- Память сердца как высшая степень уважения – преклонение, благодарность павшим за то, что «живу я на земле доброй за себя и за того парня».
- Благодарность потомков: «помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой».
«Горевать – горделиво, не клонясь головой, ликовать – не хвастливо в час Победы самой…»
- «В том чувстве, которое мы испытываем 9 Мая, не может быть ничего парадного. Одна тихая скорбь, одна тихая радость… Мы сокрушаемся о павших на войне и об ушедших вслед за ними тех фронтовиках, которые еще в прошлый праздник были с нами… И, возможно, самый главный урок для всех нас 9 Мая – урок надежды, любви и верности…»
- А.Шаров
ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ