СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 При разработке данной презентации особое внимание уделено метапредметному подходу, поскольку именно он обеспечивает более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. 

        .Презентация  направлена на формирование и развитие осознанной гражданской позиции учащихся, воспитание чувства патриотизма. 

      Презентация к уроку  литературы в 9 классе на тему «Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» предназначена для всех категорий учителей общеобразовательных школ  с целью  использования её в практической работеё   

Просмотр содержимого документа
«Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом"»

“ ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СТИХОТВОРЕНИИ  А. Т. ТВАРДОВСКОГО  “Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ” Материалы к уроку литературы в 9 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ ОШ№ 1 им. А. Стенина г. Снежное Рештаненко Т.А.

“ ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СТИХОТВОРЕНИИ А. Т. ТВАРДОВСКОГО “Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ”

Материалы к уроку литературы в 9 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ ОШ№ 1 им. А. Стенина г. Снежное Рештаненко Т.А.

От героев былых времен Не осталось порой имен, Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей, травой. Только грозная доблесть их Поселилась в сердцах живых…  (песня из к/ф «Офицеры»)
  • От героев былых времен
  • Не осталось порой имен,
  • Те, кто приняли смертный бой,
  • Стали просто землей, травой.
  • Только грозная доблесть их
  • Поселилась в сердцах живых…

(песня из к/ф «Офицеры»)

«Память – одно из важнейших свойств бытия. Благодаря ей прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным в прошедшее. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.  Д.С. Лихачев
  • «Память – одно из важнейших свойств бытия. Благодаря ей прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным в прошедшее. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.
  • Д.С. Лихачев
Здесь представлены важные страницы в жизни отдельного человека и всего человечества. Благодаря им мы учимся понимать чувство Родины, товарищества, доблести.
  • Здесь представлены важные страницы в жизни отдельного человека и всего человечества. Благодаря им мы учимся понимать чувство Родины, товарищества, доблести.
Что такое война? Война в истории – факты, события, конкретные люди. Война в литературном произведении – тема, предмет изображения. Литература не просто бережет в памяти события – она передает мысли, чувства, настроения, сознание сопричастности с Родиной, долг защищать ее, помочь в трудную минуту.

Что такое война?

  • Война в истории – факты, события, конкретные люди.
  • Война в литературном произведении – тема, предмет изображения. Литература не просто бережет в памяти события – она передает мысли, чувства, настроения, сознание сопричастности с Родиной, долг защищать ее, помочь в трудную минуту.
ОБРАЗ ВОЙНЫ:  жертвы; противостояние; ломка человеческих судеб; нравственный выбор человека.

ОБРАЗ ВОЙНЫ:

  • жертвы;
  • противостояние;
  • ломка человеческих судеб;
  • нравственный выбор человека.
Образ войны в литературном произведении 1. Историческая эпоха. 2. Художественный образ: - судьбы героев; - поведение людей; - чувства, мысли, мировосприятие. 3. Отношение автора.

Образ войны в литературном произведении

  • 1. Историческая эпоха.
  • 2. Художественный образ:
  • - судьбы героев;
  • - поведение людей;
  • - чувства, мысли, мировосприятие.
  • 3. Отношение автора.
А.Т.Твардовский  (1910 – 1971) «Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствами, мыслями, природе, быту…»  С.Маршак  «Ради жизни на земле»

А.Т.Твардовский (1910 – 1971)

  • «Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствами, мыслями, природе, быту…»
  • С.Маршак
  • «Ради жизни на земле»
 А.Т.ТВАРДОВСКИЙ  « Я УБИТ ПОДО  РЖЕВОМ»  1945 – 1946 гг. сборник  «Послевоенные стихи»

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

  • « Я УБИТ ПОДО

РЖЕВОМ»

1945 – 1946 гг. сборник

«Послевоенные стихи»

История произведения   Стихотворение «Я убит подо Ржевом...» написано после войны, в конце 1945 и в самом начале 1946 года.

История произведения

  • Стихотворение «Я убит подо Ржевом...» написано после войны, в конце 1945 и в самом начале 1946 года.
Ржевская битва в истории Ржевская битва 1941 -1943 гг. – самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками. На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии «Центр» для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят – немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

Ржевская битва в истории

  • Ржевская битва 1941 -1943 гг. – самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками. На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии «Центр» для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят – немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.
 Книги ржевских краеведов, картины тверских художников и мемуары немецких генералов пытаются разорвать полувековой заговор молчания официальных историков.

Книги ржевских краеведов, картины тверских художников и мемуары немецких генералов пытаются разорвать полувековой заговор молчания официальных историков.

 Ржевская битва 1941 – 1943 гг.

Ржевская битва 1941 – 1943 гг.

Повод для написания   Стихотворение написано на реальной основе. Его герой - Владимир Петрович Бросалов. Он лежал в госпитале имени Н.Н. Бурденко после тяжелого пулевого ранения в голову. Навестить раненых пришел Александр Твардовский. В тот же день к раненому сыну пришла мать. Она показала Александру Трифоновичу похоронку.

Повод для написания

Стихотворение написано на реальной основе. Его герой - Владимир Петрович Бросалов. Он лежал в госпитале имени Н.Н. Бурденко после тяжелого пулевого ранения в голову. Навестить раненых пришел Александр Твардовский. В тот же день к раненому сыну пришла мать. Она показала Александру Трифоновичу похоронку.

 В ней говорилось, что Владимир убит в боях за город Ржев:

В ней говорилось, что Владимир убит в боях за город Ржев: "Ваш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области". Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев, и слово свое сдержал: вскоре "Я убит подо Ржевом" прозвучало на всю страну.

Авторский комментарий к стихотворению «Я убит подо Ржевом» «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе,- так … можно определить это чувство.»  (1969)

Авторский комментарий к стихотворению «Я убит подо Ржевом»

  • «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе,- так … можно определить это чувство.»
  • (1969)
Я убит подо Ржевом Я убит подо Ржевом,  В безымянном болоте,  В пятой роте,  На левом,  При жестоком налете. Я не слышал разрыва  И не видел той вспышки, —  Точно в пропасть с обрыва —  И ни дна, ни покрышки

Я убит подо Ржевом

Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете.

Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки

Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» ведётся от имени погибшего воина. Эту особенную форму автор счёл

Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» ведётся от имени погибшего воина. Эту особенную форму автор счёл "наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле»" (Твардовский А. Статьи и заметки о литературе. С. 208). Герой произведения близок автору своей остротой восприятия событий, преданностью Родине, верой в победу.

Где похоронен герой? Я — где корни слепые  Ищут корма во тьме;  Я — где с облаком пыли  Ходит рожь на холме. Я — где крик петушиный  На заре по росе;  Я — где ваши машины  Воздух рвут на шоссе. Где — травинку к травинке —  Речка травы прядет,  Там, куда на поминки  Даже мать не придет.

Где похоронен герой?

Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облаком пыли Ходит рожь на холме.

Я — где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе.

Где — травинку к травинке — Речка травы прядет, Там, куда на поминки Даже мать не придет.

Цвета войны и мира в стихотворении ЧЕРНЫЙ : ЗЕЛЕНЫЙ: «Я – где корни слепые ищут корма во тьме…» « Наши очи померкли, пламень сердца погас…»  КРАСНЫЙ, АЛЫЙ, ЦВЕТ ОГНЯ: «Я – где крик петушиный на заре по росе…» «Фронт горе, не стихая, как на теле рубец…» «В нем, том счастье, бесспорная наша кровная часть…» «Где травинку к травинке речка травы прядет…» РАЗНОЦВЕТЬЕ, БЕЛЫЙ: «Ах, своя ли, чужая, вся в цветах иль в снегу…»

Цвета войны и мира в стихотворении

  • ЧЕРНЫЙ :
  • ЗЕЛЕНЫЙ:

«Я – где корни слепые ищут корма во тьме…»

« Наши очи померкли, пламень сердца погас…»

КРАСНЫЙ, АЛЫЙ, ЦВЕТ ОГНЯ:

«Я – где крик петушиный на заре по росе…»

«Фронт горе, не стихая, как на теле рубец…»

«В нем, том счастье, бесспорная наша кровная часть…»

«Где травинку к травинке речка травы прядет…»

РАЗНОЦВЕТЬЕ, БЕЛЫЙ:

«Ах, своя ли, чужая, вся в цветах иль в снегу…»

Цветовые символы ЧЕРНЫЙ: смерть, траур, гибель, поражение, потери, разрушение, зло.  КРАСНЫЙ, АЛЫЙ, ЦВЕТ ОГНЯ: кровь, раны, пожарища, зарево ЗЕЛЕНЫЙ: жизнь, мир, спокойствие.  БЕЛЫЙ: святость подвига.  РАЗНОЦВЕТЬЕ: разнообразие и пестрота жизни, радость.

Цветовые символы

  • ЧЕРНЫЙ: смерть, траур, гибель, поражение, потери, разрушение, зло.
  • КРАСНЫЙ, АЛЫЙ, ЦВЕТ ОГНЯ: кровь, раны, пожарища, зарево
  • ЗЕЛЕНЫЙ: жизнь, мир, спокойствие.
  • БЕЛЫЙ: святость подвига.
  • РАЗНОЦВЕТЬЕ: разнообразие и пестрота жизни, радость.
Завещание живым… И у мертвых, безгласных, … Я вам жить завещаю,- Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она – спасена… И никто перед нами Из живых не в долгу, Кто из рук наших знамя Подхватил на бегу…  Что я больше могу?..  Завещаю в той жизни  Вам счастливыми быть  И родимой Отчизне  С честью дальше служить…  И беречь ее свято,  Братья, счастье свое –  В память воина – брата,  Что погиб за нее.

Завещание живым…

  • И у мертвых, безгласных,
  • … Я вам жить завещаю,-

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она – спасена…

И никто перед нами

Из живых не в долгу,

Кто из рук наших знамя

Подхватил на бегу…

Что я больше могу?..

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

С честью дальше служить…

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое –

В память воина – брата,

Что погиб за нее.

Жизнь вечна «Жизнь вечна, народ вечен, как бы ни были трагичны потери и как бы тяжки не были испытания, -такова идея этого стихотворения.»  критик А. Тарасенков

Жизнь вечна

  • «Жизнь вечна, народ вечен, как бы ни были трагичны потери и как бы тяжки не были испытания, -такова идея этого стихотворения.»

критик А. Тарасенков

УРОКИ ВОЙНЫ: Память сердца как высшая степень уважения – преклонение, благодарность павшим за то, что «живу я на земле доброй за себя и за того парня». Благодарность потомков: «помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой».

УРОКИ ВОЙНЫ:

  • Память сердца как высшая степень уважения – преклонение, благодарность павшим за то, что «живу я на земле доброй за себя и за того парня».
  • Благодарность потомков: «помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой».
«Горевать – горделиво, не клонясь головой, ликовать – не хвастливо в час Победы самой…»  «В том чувстве, которое мы испытываем 9 Мая, не может быть ничего парадного. Одна тихая скорбь, одна тихая радость… Мы сокрушаемся о павших на войне и об ушедших вслед за ними тех фронтовиках, которые еще в прошлый праздник были с нами… И, возможно, самый главный урок для всех нас 9 Мая – урок надежды, любви и верности…»  А.Шаров

«Горевать – горделиво, не клонясь головой, ликовать – не хвастливо в час Победы самой…»

  • «В том чувстве, которое мы испытываем 9 Мая, не может быть ничего парадного. Одна тихая скорбь, одна тихая радость… Мы сокрушаемся о павших на войне и об ушедших вслед за ними тех фронтовиках, которые еще в прошлый праздник были с нами… И, возможно, самый главный урок для всех нас 9 Мая – урок надежды, любви и верности…»
  • А.Шаров
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ
  • СПАСИБО

ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!