СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Конспект  урока литературы в 9 классе на тему «Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» предназначена для всех категорий учителей общеобразовательных школ  с целью  использования её в практической работе по формированию метапредметных умений.  

      Кроме этого, данный урок направлен на формирование и развитие осознанной гражданской позиции учащихся, воспитанию чувства патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конспект урока литературы в 9 классе на тему «Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» предназначена для всех категорий учителей общеобразовательных школ с целью использования её в практической работе по формированию метапредметных умений.

Обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться - это главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего основного и среднего образования.

При разработке данного урока литературы особое внимание уделено метапредметному подходу, поскольку именно он обеспечивает более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Кроме этого, данный урок направлен на формирование и развитие осознанной гражданской позиции учащихся, воспитанию чувства патриотизма.












КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

(Открытое мероприятие для детей)

ТЕМА: « ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СТИХОТВОРЕНИИ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ»

Форма урока: урок общеметодологической направленности

Используемые технологии: личностно ориентированная технология, коммуникационная технология (организация совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией), ИКТ

Цель: обучение анализу стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»

Задачи:

- углубление знаний о средствах художественной выразительности;

- развитие навыков выразительного чтения;

- наблюдение взаимосвязи литературы с другими видами искусства;

- воспитание чувства неприятия войны и бережного сохранения памяти о погибших за свободу своей Родины.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Познавательные результаты:

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации.




Коммуникативные результаты:

- умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Регулятивные результаты:

- умения планировать свою деятельность.

Метапредметные результаты:

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Оборудование: компьютерная презентация, аудиозапись музыкальных произведений на стихотворный текст, иллюстративный материал, текст стихотворения

1 ЭТАП. Мотивационно - организационный

Звучит фоном (минус) песня из к/фильма «Офицеры» (Приложение 1)

Учитель читает строки:

От героев былых времен

Не осталось порой имен,

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей, травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых…

Этот Вечный Огонь, нам завещанный одним,

Мы в душе храним…

На доске картинки (Приложение 2)

- Ребята, прослушав строчки из известной песни к кинофильму «Офицеры», рассмотрев картинки на доске, попробуйте определить, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(О Великой Отечественной войне, о памяти о подвиге солдат этой войны).


II ЭТАП. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Известный литературовед, академик Д.С. Лихачев сказал: «Память – одно из важнейших свойств бытия. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным в прошедшее. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти».

- Как вы понимаете его слова? (ответы учащихся)

- Сегодня мы поговорим о Памяти и о войне в литературном произведении, о важных страницах в жизни отдельного человека и всего человечества. Благодаря им мы учимся понимать чувство Родины, товарищества, доблести.

- Скажите, как отражена война в истории? Вспомните в связи с этим отличие научной литературы от художественной. (Это факты, события, конкретные люди).

- Как изображают войну в художественном произведении? (Это тема, предмет изображения. Литература не просто бережет в памяти события: она передает мысли, чувства, настроения, сознание сопричастности с Родиной, долг защищать ее, помочь в трудную минуту)

-- А что такое война? (жертвы; противостояние; ломка человеческих судеб;

нравственный выбор человека)

- Как же писатель создает образ войны в литературном произведении? На что обращает внимание? (На историческую эпоху, судьбы человека, поведение людей, их чувства, мысли, мировосприятие. Он показывает и свое отношение к изображаемому).

- Ребята, составьте слова из букв, которые назовут автора и то литературное произведение, с которым мы будем работать сегодня на уроке.

  • первое слово – автор;

  • второе слово – название стихотворения

Й В Т Д С В И Р К А О __________ Т В А Р Д О В С К И Й

Я БИТУ ОПОД ВОРМЕЖ _______ Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Проблема исторической памяти в стихотворении А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»)

- Исходя из темы урока, поставьте учебные задачи.

(Мы должны узнать историю создания стихотворения, замысел, определить идею (главную мысль), выявить художественно-изобразительные средства, символические образы, а также выяснить, как решает автор проблему памяти в своем произведении).

III ЭТАП. Закрепление с проговариванием во внешней речи

- Итак, А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом»… В своей книге «Ради жизни на земле» С. Маршак сказал: «Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствами, мыслями, природе, быту…»

- Среди огромного количества стихов и песен о войне есть стихи, в которых война, бои, гибель солдат представлены через восприятие погибших: прямо от их лица или авторскими словами. Это особый взгляд на войну. Как мне кажется, такой взгляд позволяет почувствовать ужас войны намного сильнее. Да, такие стихи не зовут к подвигам, не устремляют к победам. Они даже не передают огромное людское горе, которое всегда сопровождает войны. Но, читая такие стихи или слушая такие песни, можно неожиданно почувствовать себя как бы погибшим на той войне и острее понять эту боль. Когда слышишь, что «каждый четвертый … пал на войне», то не ощущаешь этого огромного количества. А когда подумаешь, что это ты погиб, то это, безусловно, глубоко трогает и действительно заставляет задуматься.



 История написания стихотворения.

В августе 1942 года состоялось знаменитое сражение подо Ржевом, которое вошло в историю Великой Отечественной войны как одно из самых кровавых и продолжительных. До сих пор еще живы очевидцы этих трагических событий, которые утверждают, что видели самый настоящий ад на земле.

(Выступление учащихся, краткая история военных событий)

1 учащийся: Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.

В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

Участник этих событий маршал Советского Союза В. Г. Куликов назвал ориентировочную цифру общих потерь Красной Армии на Ржевской дуге - 2 миллиона 60 тысяч человек.

Этой трагической странице в истории русско-немецкого противостояния Александр Твардовский посвятил свое стихотворение «Я убит подо Ржевом».

2 учащийся. Сначала оно имело другое заглавие – «Завещание воина». Какие же жизненные факты побудили поэта к его написанию? В небольшой статье «О стихотворении "Я убит подо Ржевом"» автор отметил запавшие в его память два эпизода. Поездка осенью 1942 года под Ржев. Там шли тяжёлые бои. Осложняло положение наших войск и  страшное бездорожье. "Впечатления этой поездки, – писал Твардовский, – были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце". Запечатлелась также встреча в московском трамвае с офицером-фронтовиком, который приехал на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, и должен вновь вернуться на фронт. Он был "такой выкрученный, перемятый, как его потемневшая от многих потов гимнастёрка".

3 учащийся.  Многие литературоведы, считают, что поводом для написания стало другое реальное событие, судьба реального человека. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Во время контратаки его тяжело ранило и полностью завалило землёй. Однако позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н.Н.Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский. Случилось так, что мать Владимира Петровича показала Твардовскому извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев.

Выразительное чтение стихотворения учителем

УчительВы прослушали стихотворение, ответьте на вопрос, каким чувством проникнуто стихотворение?

 (Сам Твардовский писал: "Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство»)

Учитель: По форме стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» представляет собой монолог - нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом.  От чьего лица идет повествование?

(Повествование ведётся от лица бойца, павшего за свободу родины)

Учитель: Почему повествование ведется от имени погибшего воина?

(Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» ведётся от имени погибшего воина. Эту особенную форму автор счёл "наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле»" (Твардовский А. Статьи и заметки о литературе.). Герой произведения близок автору своей остротой восприятия событий, преданностью Родине, верой в победу).

Учитель: Герой погиб. Он исчез бесследно? Как об этом говорит автор?

(Лирический герой, уже после смерти, снова как бы находится среди живых. Он не исчез бесследно. Он невидим, он растворен в природе, в воздухе, которым дышат его соотечественники, оставшиеся жить после его смерти:

Я — где ваши машины

Воздух рвут на шоссе...

- Он в земле, по которой они ходят:

Я — где корни слепые

Ищут корма во тьме...

-В облаке ржаной пыли, которую они убирают:

Я — где с облачком пыли

Ходит рожь на холме…)

Учитель: Твардовский дает возможность через мысли и чувства убитого солдата узнать о поражениях и военных успехах. Читатель мысленно восстанавливает, вспоминает ход Великой Отечественной войны. Какие местоимения использует автор?

(Наш, ваш, мы. С одной стороны, погибший солдат уже отдален смертной чертой от живых и для него они находятся по ту сторону смерти («ваши машины», «ваши спины» и т. д.), но с другой — он не может мыслить себя вне родной земли, вне своих воинов-братьев. Мысленно он с ними, хотя уже не в силах встать рядом. Отсюда: «Наш ли Ржев...», «Удержались ли наши...». Разъединяясь, он тут же объединяется с живыми, хотя и осознает грань между ним и живущими. Чувства и мысли убитого воина как бы «перетекают» в живых, становятся их мыслями и чувствами, а живые сохраняют верность тем движениям души, которые звали на битву погибшего героя).

Учитель: Обвиняет лирический герой кого – то в своей смерти и смерти других?

(Он не винит никого в смерти. Никто не хочет умирать, но война, обстоятельства на войне жестоки. Погибший воин знает, что он умирает, защищая свою землю. Именно потому, что воин отдал жизнь за Родину, слово «родина» становится главным словом в его скорбном монологе: «Мы за родину пали, но она спасена…»)

Учитель: Ребята, есть ли в стихотворении образы-символы? 

(Образ матери-родины. Для поэзии Твардовского необычайно характерно исстари быᴛᴏʙавшее в народе представление общности матери и Родины.
Мать — хранительница не только семейных, но и общенародных традиций. Прибрежные травы вырастают до образа матери-родины, сплетающей нескончаемый саван вечной памяти по ушедшим в бессмертие).

IV ЭТАП. Включение изученного в систему знаний.

Учитель: Стихотворение «Я убит подо Ржевом…», написанное в конце 1945- начале 1946 годов, - первый памятник Неизвестному солдату. По силе воздействия – это поэтический шедевр. Давайте исследуем, какими фонетическими, лексическими и синтаксическими средствами художественной выразительности автор добивается от нас столь сильного эмоционального отклика.

Работа в группах. Анализ художественных средств выразительности. Анализ оформляется в таблицы «Исследования поэтической фонетики», «Исследования поэтической лексики», «Исследования поэтического синтаксиса». Результаты исследований озвучиваются по окончании работы. Время работы – 7 минут (Приложение 3).

Работа в группах. (Приложение 4.)

Группа 1. «Цвета войны и мира в стихотворении» (анализ цветовой гаммы стихотворения)

Группа 2 . Анализ цветовых символов стихотворения.

Результаты исследований озвучиваются по окончании работы. Время работы – 7 минут.

Учитель: К кому же обращается погибший воин? Прочитайте его завещание.

(…Я вам жить завещаю,-

Что я больше могу?..

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

С честью дальше служить…

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое –

В память воина – брата,

Что погиб за нее).

Учитель: Что имеет непреходящую общую ценность и для живых и павших в боях? Рассмотрите схему: (Память и Родина)



Учитель: Какой же урок преподал нам сегодня А.Т.Твардовский? Определим тему и идею его стихотворения?

(Тема стихотворения:  память о погибших за свободу Родины.

Идея стихотворения: протест против войны, завещание живым: быть счастливыми, служить родине, не забывать погибших)

Учитель: Критик А. Тарасенков говорит так об идее этого стихотворения: «Жизнь вечна, народ вечен, как бы ни были трагичны потери и как бы тяжки не были испытания, - такова идея этого стихотворения».

Учитель: Сегодня А.Т. Твардовский нам сказал о том, что память сердца есть высшая степень уважения, это преклонение, благодарность павшим за то, что «живу я на земле доброй за себя и за того парня».

  Александр Трифонович Твардовский знал о войне не понаслышке, сам прошел трудными ее дорогами многие сотни километров, оттого и стихи его, правдивые и суровые, полны исторического оптимизма, веры в неизбежную победу русского оружия. Написанное более 70 лет назад, стихотворение Твардовского звучит и сегодня современно. Оно как привет поэта из века ушедшего веку идущему и напоминание о том, что война- это ужас, это горе, это то, что никогда не должно повториться! Мы обязаны помнить обо всех погибших в этой страшной войне. Это авторская позиция. Это не просто программное литературные произведения это память народа, память сердца. Это «уважение к минувшему», героическому прошлому. Это обязанность гражданина и патриота беречь Родину.

В заключении нашего урока я хочу, чтобы вы еще раз послушали строки этого стихотворения, положенные на музыку, а также увидели их в образах песочной анимации (худ. Тори Воробьева, стихи А. Твардовского, муз. И. Карпова) (Приложение 5 - видеоролик)

V ЭТАП. Домашнее задание.

1. Написать мини-сагу или эссе «Цвет войны» или «Память сердца»

2. Выучить наизусть отрывок из стихотворения.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ваншенкин К. А.Т. Твардовский “Я убит подо Ржевом”: Опыт нового прочтения // Нева. - 1995. - №6. - С. 178-181.

  2. Твардовский А.Т. Я убит подо Ржевом // Твардовский А.Т. Поэмы. Стихи разных лет. - М., 1995. - С.320.

  3. «Урок в современной школе. Литература 5 -11 кл.», Волгоград, 2009

  4. http://litfac.ru/

  5. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/08/11/urok-analiza-stikhotvoreniya-attvardovskogo-ya-ubit-podo

  6. http://rshew-42.narod.ru/

  7. yandex,ru (фото)



















Приложение 1. http://x-minus.me/track/39882/от-героев-былых-времен

Приложение 2.


























Приложение 3


Таблица исследования поэтической фонетики:

Художественное средство

Примеры

Для чего использовано


Анафора



Повторяющееся начало с местоимением «я»

(1 -ая, 2 - ая, 4 – ая, 5 –ая строфы)

Придает речи певучесть, передается голос лирического героя через звуки природы: то ли ветер, то ли вода журчит – герой растворен в природе


Звукоподражание



Я – где ваши машины

Воздух рвут на шоссе

Повтор шипящих звуков передает движение шин на дороге – мимо лирического героя проходит чья-то жизнь


Ассонанс



В 4 – ой и 5 – ой строфах нагнетание гласных звуков

Усиливает выразительность речи, придает плавность, певучесть, сказовость – говорит не живой

Таблица исследования поэтической лексики

Художественное средство

Примеры

Для чего использовано


Эпитеты

Безымянное болото

Грозное, горькое право

Последняя пядь

Клятва святая

Вражья земля

Залпы победные

Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению


Архаизмы

Наши очи померкли

Пламень сердца погас

Эта кара страшна

Да исполнится слово

Клятвы святой

Придают речи торжественность, пафосность, передают величие совершенного подвига


Просторечия

Там, куда на поминки даже мать не придет,

Есть отрада одна

Было все на кону

И ни дна ни покрышки

Народно – разговорные выражения придают речи вид и звучание живой устной разговорной речи


Воинская лексика, термины

На земле на поверке

Задачи той не выполнил враг

Подчеркивают профессиональную принадлежность солдата


Антонимы

Мертвые – живые

Что живы – что пали

(земля) своя – чужая

Горевать - ликовать

Помогают ярче изобразить противоположные предметы и явления

Синонимы

Мертвые =павшие

Братья = побратимы = товарищи верные

Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора

Сравнения

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец…

Передает длительность и болезненность происходившего


Таблица исследования поэтического синтаксиса

Художественное средство

примеры

Для чего использовано

Риторические вопросы

Наш ли Ржев, наконец?

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?

К Волге вырвался он?

А иначе даже мертвому – как?

Стихотворение – монолог павшего воина, поэтому он задает вопросы, не ожидая получить ответ. Но вся его тревога, волнение – в этих вопросах.

Риторические восклицания

Нет, неправда. Задачи

Той не выиграл враг!

Нет же, нет!

Выражают сильные эмоции: павший отказывается верить в отступление


Рефрен

Я – где корни слепые

Я – где с облачком пыли…

Я – где крик петушиный

Я – где ваши машины…

Усиливает эмоциональное воздействие, выразительность, значимость

Инверсия

На дороге военной

Товарищи верные

Счастье безмерное

Дело святое

Нарушение общепринятой последовательности слов усиливает внимание к смыслу фразы, создает акцент на последнем слове


Приложение 4.

1. Цвета войны и мира в стихотворении

ВОЙНА: ЧЕРНЫЙ: «Я – где корни слепые ищут корма во тьме…», «Наши очи померкли, пламень сердца погас…»

КРАСНЫЙ, АЛЫЙ, ЦВЕТ ОГНЯ: «Я – где крик петушиный на заре по росе…», «Фронт горе, не стихая, как на теле рубец…», «В нем, том счастье, бесспорная наша кровная часть…»

МИР: ЗЕЛЕНЫЙ: «Где травинку к травинке речка травы прядет…»

РАЗНОЦВЕТЬЕ, БЕЛЫЙ: «Ах, своя ли, чужая, вся в цветах иль в снегу…»

2. Анализ цветовых символов стихотворения.

ЧЕРНЫЙ: смерть, траур, гибель, поражение, потери, разрушение, зло.

КРАСНЫЙ, АЛЫЙ, ЦВЕТ ОГНЯ: кровь, раны, пожарища, зарево

ЗЕЛЕНЫЙ: жизнь, мир, спокойствие.

БЕЛЫЙ: святость подвига.

РАЗНОЦВЕТЬЕ: разнообразие и пестрота жизни, радость
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!