СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема экологии языком литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный учебный курс базируется на произведениях уральских писателей и поэтов

Просмотр содержимого документа
«Проблема экологии языком литературы»

Проблема экологии – языком литературы

Человечество всегда взаимодействовало с природой. Все достижения цивилизации так или иначе сказываются на состоянии окружающей среды. Сегодня человек начинает перестраивать лик Земли с необыкновенной быстротой. Масштабность этого явления все более ощутима. Поэтому и экологические проблемы носят глобальный характер, выходят на первый план.

Главной функцией стандарта НРК ГОС на ступени основного общего образования является формирование личности, готовой брать на себя ответственность за свои поступки во всех сферах повседневной деятельности. Одной из содержательных линий образования является «Экологическая культура».

Если человек – часть природы, то необходимо выяснить, какая. С развитием науки и техники наступление человека на первооснову своего существования резко усилилось. Его деятельность во многом напоминает поведение раковых клеток в живом организме, которые ведут себя так, как будто являются высшей формой материи. Удовлетворяя свои потребности в пище, энергии, все более возрастающее число клеток разрушает иммунную систему организма, который является для них прежде всего средой обитания. Человек угасает, а для раковых клеток наступает период победоносного распространения по всему организму.

Эта зловещая аналогия призвана подчеркнуть мысль, которая становится все более очевидной в наше время – победа человека неотвратимо обернется уничтожением породившей его среды обитания, вне которой он существовать не может. На смену лозунгам типа «Человек – царь природы» или «Нельзя ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к тому, благодаря чему мы только и существуем – к Природе. Осознание единства человека и природы – одна из основ экологической нравственности и гуманизма.

Мы разработали программу учебного курса, введение которого обусловлено необходимостью экологизации образования и воспитания учащихся. Данный курс рассчитан на 34 учебных часа для учащихся 8-9 классов.

Данный учебный курс включает четыре темы:

  1. Гармония в природе (без участия человека).

  2. Предчувствие дисгармонии.

  3. Варварство (покорение природы человеком).

  4. Гармония интересов человека и возможностей природы: пути достижения.

Учебный курс базируется на произведениях уральских писателей и поэтов.

Вводные уроки по всем темам целесообразно построить в форме проблемной беседы или дискуссии, предварительно предложив учащимся ознакомиться с необходимыми материалами, в форме заслушивания докладов, сообщений учащихся с последующим коллективным обсуждением.

Примерная тематика собеседований и сочинений:

  • Отражение глубокого единства природы и человека в произведениях искусства.

  • Радость и гордость человека от осознания своего могущества, запечатленная в художественных образах.

  • Требования к нравственному облику человека – пользователя природных богатств в художественных произведениях.

  • Природа и человек в творчестве уральских писателей.

В конце изучения курса учащиеся должны ответить на вопросы:

- Каким должно быть место человека в окружающем мире?

- Радоваться ли достижениям технического прогресса или ужасаться его цене и последствиям?

- Возможна ли гармония между человеком и природой?

Человек привыкает к мысли о том, что он – царь природы, властелин мира, а природа предназначена прежде всего для удовлетворения все новых и новых его потребностей. И только искусство слова способно будить его совесть, взывать к разуму, так как наука чаще всего прагматична, озабочена лишь результатами и почти равнодушна к тому, какой ценой они достигаются. Литература, остро ощущающая дисгармонический характер взаимоотношений человека и природы в эпоху НТР, ставит точный диагноз: бездуховность опасна. Писатели и поэты предупреждают, что растущий комфорт оплачен дорогой ценой, а будущее человека, если он не одумается, страшно.

Если учащимся задать вопрос, чем является для человека природа – храмом или мастерской, то ответ на этот вопрос должен быть однозначным: природа есть храм, в котором более пристало предаваться возвышенным размышлениям, чем отдаваться суете низменно-практических дел, тем более таких, которые угрожают существованию самого этого храма.

Список литературы по каждой теме

  1. Гармония в природе

Мустай Карим «Тоска», Л. Татьяничева «Голубой Урал», Мамин-Сибиряк «Охонины брови», Салават Юлаев «Урал»

  1. Предчувствие дисгармонии

Е. Айпин «Тоска», Б. Путилов «Синебожье», «Рыбалка на Соломинке».

3. Варварство

В. Астафьев «Царь-рыба», Н. Никонов «След Рыси», В. Николаев «Пуще

неволи»

  1. Гармония интересов человека и возможностей природы: пути достижения

В. Астафьев «Гемофилия», А. Бондин «В лесу», А. Крашенинников «Поющий омуток», К. Некрасова «Осебе», «Весна», Л. Татьяничева «Изведав горечь укоризны», «Не для себя деревья плодоносят».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!